«По поступающей в СВР информации, НАТО активно готовится задействовать Молдавию в вероятном вооруженном конфликте с Россией. В Брюсселе принято решение ускорить трансформацию этой страны в передовой плацдарм альянса на восточном фланге с учетом продвижения ВС РФ на Украине… Главный удар в случае прямого конфликта НАТО с Россией, по замыслу Брюсселя, примут на себя сами молдаване. Именно они должны стать "пушечным мясом" в ходе боевых действий с российскими войсками. Для этого руководство блока заставляет Кишинев переходить на натовские концепции ведения войны. Молдавскую армию наводняют военными инструкторами из государств альянса. Развертываются профильные учебно-тренировочные центры».
Уроки истории таковы, что только Москва рассматривала Молдавию не как плацдарм, а как часть общего культурного и стратегического пространства, вкладываясь в её развитие и защиту. Это признаёт часть молдавского народа и население Приднестровской Молдавской Республики. Нынешний же курс Молдавии ведёт страну в тупик зависимого существования на задворках Европы, вечной просительницы с протянутой рукой.
Но молдаван сегодня учат по-другому, на основе «Сказания вкратце о молдавских господарях» и цитат английского шпиона Резуна-Суворова. Им рассказывают, что два брата из Венеции, спасаясь от преследований еретиков, пришли на реку Молдава и основали «Старый Рим» — город Роман. Они и были легендарными основателями и прародителями молдавского народа. А во Вторую мировую Сталин напал на Гитлера и т. п.:
«Лидер молдавского оргкомитета "Победа" Алексей Петрович в комментарии РИА Новости рассказал, что новый учебник по истории — это часть программы оправдания нацизма, которая была запущена в Молдавии еще в 1990-х годах, но достигла особого размаха в последние пять лет. Он отметил, что власти не первый год пытаются обелить нацизм, под этим предлогом продвигались версии о том, что Советский Союз и нацистская Германия — это два режима, которые якобы виновны в развязывании Второй Мировой войны. По его словам, в учебнике прямо говорится, что советские войска были оккупационными, румынские — войсками освобождения, а нацистский диктатор Ион Антонеску представлен умелым администратором, который якобы развивал территорию оккупированной Бессарабии».
Современное государство Молдавия образовали люди, стремящиеся к поглощению его Румынией. В начале XX века в националистическом движении Бессарабии было два течения: молдавских националистов, которые выступали за «самостийность» в составе России (молдавенисты), и румынофилов, которые стремились любой ценой присоединить Бессарабию к Румынии (унионисты). После 1917 года оба течения фактически объединились. Бежавшие от советской власти молдавские и румынские националисты всю вторую половину XX века активно работали в Мюнхене, Бонне, Париже, Лондоне над «правильной», десоветизированной историей молдаван и румын.
Унионисты к 1980-м годам возобладали и легализовались в период горбачёвской гласности. Приднестровский вооружённый конфликт и возник на фоне споров по языковым вопросам, за которыми скрывалось «экзистенциональное противоречие»: молдаване с Россией или молдаване — это второсортные румыны. Кто ближе молдаванам: Антонеску и Кароль II или Фрунзе и Брежнев?
Среди румынских националистов популярно мнение, что молдаване — выдуманная русскими нация. Естественно, Румыния в процессе ползучей аннексии Молдавии не является самостоятельным политическим субъектом, а лишь выполняет агентские поручения США как прилежный член НАТО (между прочим, авиабаза «Михай Когэлничану» по территории превосходит «Рамштайн» в два раза).
После развала СССР Молдавия погрузилась в чудовищный социально-экономический кризис. Согласно отчёту о человеческом развитии «Программы развития ООН», в 1998 году средний реальный доход на душу населения составлял пятую часть от дохода, зарегистрированного в 1990 году (в котором тоже всё было уже не очень благостно). За 1990-е годы объем производства сельскохозяйственной продукции сократился вдвое, промышленной — на 66 процентов, ВВП упал на 70 процентов. Под чутким руководством советников из Всемирного банка, Международного валютного фонда и различных европейских структур все крупные промышленные предприятия и колхозы были ликвидированы. По подсчётам Службы информации и безопасности Республики Молдова, после «освобождения от советской оккупации» из страны сбежало около половины населения, абсолютное большинство из которого работает за рубежом нелегально. Денежные переводы трудовых мигрантов составляли более четверти ВВП Молдавии.
В общем, цветущий когда-то сад завял. Независимость молдаванам обошлась непомерной ценой. Националисты, капиталисты, еврокоммунисты, евроинтеграторы и прочие вернули народ примерно в то же состояние, когда товарищ Сталин сделал Королевству Румыния «предложение» по возврату Бессарабии туда, где они её взяли в 1918 году.
В 2001 году в Молдавии к власти пришли еврокоммунисты во главе с бывшим министром внутренних дел МССР В. Ворониным. Он обещал, что Молдавия вместе с Приднестровьем вступит в Союзное Государство, а русский язык станет вторым государственным, но обманул. При Воронине стабилизировалась экономика, вернулись некоторые социальные выплаты. Но уже с 2003 года внешнеполитическая позиция Воронина резко поменялась, он стал сторонником евроинтеграции и вступления в ЕС.
Поэтому в 2005 году был беспрепятственно переизбран на пост, а в 2009 году фактически свергнут в результате майдана. На смену еврокоммунистам пришла чехарда коалиций. Формально у руля встали либерал-демократы во главе с олигархом Владом Филатом, а затем и либералы с их оголтелой русофобией. Но главной политической темой 2010-х годов стала кража века:
«В конце 2014 г. из Молдовы через Banca de Economii (ВЕМ), Banca Socială и Unibank таинственным образом исчезло более миллиарда долларов. Со ссылкой на Национальный банк РМ была объявлена цифра 17,7 млрд леев, что составляло на тот момент 1,18 млрд долл., или около миллиарда евро — примерно одну треть всех банковских активов Молдовы. На эту сумму, достигающую 15% от ВВП, банки, подконтрольные Илану Шору, выделили неблагоприятные кредиты посредством различных серых схем и незаконных сделок».
Считается, что из-за этого скандала упало число граждан Молдавии, поддерживающих евроинтеграцию. Если в 2012 таковых было более половины, то в 2015 году — только треть. «Кража века» спровоцировала также массовые акции протеста. Крупнейшее выступление состоялось 6 сентября 2015 года, когда в центре молдавской столицы собралось от 50 до 100 тысяч человек
Сам Шор сбежал в Израиль, а с недавнего времени изображает из себя главного пророссийского оппозиционера Молдавии в изгнании и председательствует в российской НКО.
Впрочем, пришедший к власти на фоне протестов Додон обвиняет в краже века буквально всех:
«Эта схема была подготовлена тщательно при участии правительства РМ, Национального банка и парламентского большинства бывшего состава — альянса „За европейскую интеграцию“. Законодательство было специально изменено. В начале 2014 года правительство не могло давать гарантии НБМ для выдачи специальных кредитов коммерческим банкам. Это положение было изменено путем взятия ответственности Юрием Лянкэ в августе-сентябре 2014-го года. Схема была подготовлена и было прекрасно известно, что за этим последует: что будут выведены деньги, что они будут переведены в офшоры и что для того, чтобы покрыть эту дыру, возьмут деньги из НБМ».
По заявлениям Шора, в качестве платы за помощь бизнесу он перевел 250 млн долларов бывшему премьер-министру Молдавии Владимиру Филату.
Социалист Додон тоже выиграл президентские выборы в 2016 году, потому что говорил о возврате к дешёвому газу, вступлении в ЕАЭС, дружбе с Москвой. Но внезапно, как и Воронин, оказался «мастером компромиссов и нерешительных полумер». Короче говоря, ничего не исполнил.
Вся эта история, как и политическая чехарда в целом, прежде всего показывает незрелость молдавского государства как института, несерьёзность власти и деморализацию общества. Примерно как у грузин. Президент Санду — бывший экономист Всемирного банка, советник исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне, магистр Гарвардского института государственного управления им. Д Кеннеди и гражданка Румынии. Кому неясно по её биографии, что она сделает всё для процветания и счастья молдавского народа?
Санду и её банда — это 1) тотальная зачистка политического поля, 2) ускоренная евроинтеграция, 3) воинствующая русофобия, в том числе демонтаж советских памятников, запрет российских СМИ, вытеснение русского языка из всех сфер жизни, нагнетание истерии российской угрозы, 4) фактическая капитуляция перед Румынией, в том числе паспортизация (к 2020 году 650 тысяч молдаван уже стали румынами), единая с Румынией трактовка истории, в которой Молдавия — исконно румынская земля, а СССР — оккупант.
Зато демократия, свобода и европейские ценности.
Опыт государственности молдаван был связан только с СССР, а поскольку современное молдавское государство по своей природе антисоветское, постольку оно выглядит как администрация уездного города N. СВР верно подмечает, что Молдавия полным ходом идёт к поглощению Румынией. Можно лишь добавить, что народ Молдавии ведут к окончательному распылению. Так молдаване останутся только в Приднестровье.
При советской власти было точно лучше.Бессарабия всегда была аграрной. До войны в составе Румынии 85 процентов населения были крестьянами, нечто похожее на промышленность ограничивалось виноделием и мукомольным производством. В составе СССР Молдавия стала индустриальной.
С помощью СССР были возведены заводы-гиганты: Кишиневский тракторный (уничтожен Кишинёвом), Тираспольский электроаппаратный (сохранён Тирасполем), Рыбницкий цементный (сохранён Тирасполем), Бельцкий комбинат меховых изделий (уничтожен Кишинёвом).
Появились предприятия машиностроения и электроники: «Мезон» (пятое в СССР по величине микроэлектронное предприятие — уничтожено Кишинёвом), «Виброприбор» (производство осциллографов, гальванометров, аппаратуры точной магнитной записи — уничтожено Кишинёвом), «Микропровод» (уничтожен Кишинёвом).
Появились предприятия пищевой промышленности: консервные заводы, выпускавшие до 1 млрд условных банок в год, винные комбинаты (знаменитые «Крикова», «Малые Милешты»).
К 1980-м доля промышленности в производстве МССР была выше, чем сельского хозяйства. Впервые в истории молдаване работали не только в поле, но и на современных предприятиях. Кроме того, МССР давала 10 процентов союзного производства фруктов, 20 процентов табака, 30 процентов вин (СССР был на четвёртом месте в мире по производству вина с более чем пятьюстами крупными заводами).
Социальное развитие Молдавии было на уровне остального СССР: 40 врачей на 10 тысяч человек (сегодня 32), 56 научных учреждений, в том числе 33 НИИ, девять вузов, бесплатное жильё, образование и т. д. Ничем молдаване обижены не были.
Так что Советский Союз дал молдаванам государство, национальный мир, защиту, развитие и расцвет. А сейчас что? Промышленность уничтожена, сельское хозяйство деградировало, социальные гарантии исчезли, культура подменяется румынизацией. Не видно ни фильмов калибра «Молдова-фильма», ни фигур уровня Эмиля Лотяну, Григоре Виеру, Иона Друцэ. И страна катится в пропасть украинского сценария. В отличие от Приднестровья.
https://alternatio.org/article ... vanam