А потом понеслось! Первый майдан имени «Оранжевой революции», по итогам которого в 2005 году к власти пришёл натуральный агент ЦРУ пан Ющенко. Начинается стремительная бандеризация Украины, и, что самое удивительное, развивающие культ Бандеры одновременно с этим лезли в Европу, отчего-то решив, что они — такие хорошие — там теперь очень нужны. В 2010 году Бандера становится официальным героем Украины с вручением соответствующего звания. Был небольшой шанс вывернуть с этой колеи в 2010, когда избрали Януковича, но случился новый майдан, а дальше вы уже всё и так знаете.
За эти годы, которые не то что были потрачены, а которые нанесли Украине непоправимый вред, Россия даже не ушла, а улетела так далеко вперёд, что обсуждать что-то, о чём-то спорить в плане сравнения этих двух стран было уже бессмысленно. Если ещё в первые годы застойный украинский хутор и казался чем-то уютным и перспективным, то по прошествии нескольких лет стало очевидно, кто есть кто в этом мире. Что-либо сравнивать было просто невозможно.
Помнится, как-то смотрел по украинскому телевидению репортаж о международном соревновании моторных лодок. Что-то типа парусной регаты, но с мощными двигателями вместо парусов. Так вот, репортёры тогда брали интервью у представителей украинской делегации. Те, потупив взоры в землю, стыдливо признались, что они даже не расчехляли свою лодку, потому что приехали с чем-то типа обычной бытовой моторки, тогда как в гонке принимали участие какие-то совершенные монстры с реактивными двигателями. Они развивали сотни километров в час и высоко взлетали на волнах при встречном ветре. Тогда как раз подумалось, что вот она — украинская судьба: много выпендриваться, но по факту так и оставаться позади планеты всей.
Когда мне в промежутке между «Оранжевой революцией» и «Евромайданом» приходилось бывать в России, я только восхищался и молча завидовал. Например, в глаза бросалось обилие женщин за рулём на дорогах Санкт-Петербурга. Для Донецка в те времена это было совершенно нетипично. Кому-то может показаться, что женщины за рулём — это ничего не значащая ерунда, но это не так. Это признак наличия некоторой культуры на дорогах, а также признак достатка. Если женщина за рулём, значит, скорее всего, у мужа тоже своя машина.
Далее шли светофоры с отсчётом времени до смены цвета, которые тогда казались практически киберпанком. Бурное строительство всего и вся. Какие-то прущие в облака небоскрёбы. Грандиозные праздники, включая, конечно же, военные парады. А также люди. Они были совсем другими. Более спокойными, а также более интеллигентными, что ли. Не все, конечно, но многие. Хамоватые, презирающие законы и нормы этики, а также в любой момент готовые сорваться на истерику украинские соотечественники разительно отличались от россиян, особенно северных. Те, кто жил в местах, где мягкая «г» и южное «шо», уже не встречались. Если вы видели старую публику на пляжах Крыма, когда тот был украинским, и потом уже новую, когда он стал российским, вы должны понимать, о чём речь. Если не знаете, то с российских пляжей Крыма исчезло поедание борща из банок, бросание после себя гор объедков, мытьё посуды тут же в море и прочие прелести.
Погуляв по российским улицам и поглазев на всю эту жизнь, я приходил домой и закреплял материал просмотром российских новостей по телевизору. После украинского «тэлэбачэння» с тамошними «новынами», подаваемыми в промежутках между бесконечными трансляциями украинских народных танцев, контраст был такой, как будто на другую планету прилетел. Здесь готовят к спуску атомную подводную лодку какого-то чудовищного водоизмещения, там завершили испытания какой-то военной техники, тут провели какой-то там подряд успешный запуск ракеты в космос, где-то спасли застрявшего лося, кто-то получил квартиру за рождение тройни. А напоследок немного спорта и погоды. Спорт всегда сопровождался отличными русскоязычными комментаторами, которые делали свою работу на родном и понятном языке и которых было очень приятно слушать, а погода рассказывала о таких диковинных далях, о которых имеешь в своей голове лишь смутные представления и которые ощущались на уровне приключенческих романов позапрошлого века в стиле «Затерянного мира» Конан Дойля.
Смотрел я на это всё и каждый раз почему-то думал: «Ёлки-палки, просто как в другой стране!» И тут же сам себя ловил на том, что страна, и правда, уже другая. Это уже не такая же Украина, где живут такие же люди, но с другими паспортами. Это уже настоящая ЗАГРАНИЦА, от пребывания в которой лично мне всегда становилось грустно. Грусть налетала от осознания того, что вот тебе, пожалуйста, место, где люди живут совсем другой жизнью. Если одним словом описать, какой именно другой, то лучше всего подходило слово «спокойной». Более богатой, более красивой, более законопослушной и более спокойной.
Кто же «виноват» в том, что россияне живут как порядочные, а их заукраинские товарищи так и остались навечно в «святых девяностых», когда бандитизм, дичайшая коррупция в любом кабинете, где нужно получить справку, когда десятилетиями не ремонтируют дороги и иную коммунальную инфраструктуру и где каждый второй гражданин мечтает свалить куда-нибудь подальше? Путин? Ну да, опять он. Но не только. Владимир Владимирович, если вы позволите такое выражение, это естественное явление Русского мира, российского общества, вековой Руси. Имперского, но доброго градообразующего народа, чьи предки веками строили города и насаждали цивилизацию. Даже до вильной Украины добрались. Даром, что ли там Миргород да Ужгород, а не Мирмисто и Ужмисто?
Но у майданорождённых евроукров есть не то чтобы преимущество, а просто некий иммунитет к такому, казалось бы, очевидному комплексу неполноценности перед северным соседом. Иммунитет этот состоит в коктейле из невежества, местечковой ограниченности и неуёмного бахвальства. Особенность функционирования их мыслительного процесса делает невозможным такое простое и полезное упражнение, как взгляд на себя со стороны. Перестать скакать, остановиться и критическим, нейтральным взглядом попытаться посмотреть со стороны на себя, свою жизнь и свою страну украинские патриоты не собираются. Просто потому, что подобная мысль им даже в голову не приходит. А зря. Вообще, вот это «зря» — не единственное, но главное слово, которым можно было бы описать всю кипучую деятельность укропатриотов с самого момента обретения незалэжности и по сей день.
А Россия пройдёт все испытания, как бы тяжело ни было. Постепенно поднимет до общероссийского уровня новые регионы, окультурит тамошнюю публику, и эти военные времена годы спустя будут вспоминать как великие. Боль войны уйдёт, а свершения останутся. И пока где-то там за бугром спят и видят, как русские когда-нибудь начнут каяться за СВО, по факту выйдет совсем иначе. Беды и ошибки забудутся, а подвиги и победы сохранятся в людской памяти. А то, что, возможно, останется от Украины, так и будет заповедником вечной боротьбы со здравым смыслом. Которому на входе прибьют памятную табличку, гласящую: «Вот, что бывает, если жить по принципу “назло москалям”».
Сергей Донецкий
https://alternatio.org