”На атолле Воронеж выросла первая пальма": идеи для уроков географии на тему " Если бы на месте России был океан”
Темы статьи: учителям, география, материалы для уроков, российская агрессия
26 мая 2024
Идею для уроков географии по теме "Если бы на месте России был океан” редакции подсказала современная украинская литература. У Харьковской поэты Дарьи Зориной есть верлибр, в котором автор обдумывает эту идею:
мне особенно нравится океан Северной Азии
монгольские дети собирают крабов во время отлива
на серфинг спотах казахстанского побережья высокий сезон
в белорусские порты заходят траулеры с тунцом
в районе Московского желоба вновь зафиксирована вулканическая активность
на атолле Воронеж выросла первая пальма со времен ядерных испытаний
и от Харькова меньше ста километров
до отелей первой линии
С полным текстом можно ознакомиться по ссылке [предостерегаем, что он содержит ненормативную лексику-ред.].
В новом материале “НУШ” вместе с экспертами попытались поразмышлять на тему, как повлияло бы на климат и экономику Украины условное появление океана на месте России – а также предложили задания на эту тему для уроков географии. Надеемся, такие уроки будут иметь и учебный, и своеобразный терапевтический эффект.
Напомним, что ранее мы анализировали, как российско-украинская война повлияла на школьные программы по географии.
КОГДА МОЖНО ПОГОВОРИТЬ ОБ ОКЕАНЕ НА МЕСТЕ РОССИИ: КЛАССЫ И ТЕМЫ
Учительница географии Алла Евтушенко советует обсудить "океанизацию" Российской Федерации в таких классах и в рамках таких тем:
6 класс - когда изучаем все известные объекты номенклатуры, а также в теме "Государства мира", когда говорим о крупнейших по площади и численности населения государства мира и государства-соседки Украины на политической карте;
7 класс - при изучении Евразии и океанов;
8 класс - по темам:
"Украина на политической карте Европы и мира" (обозначаем страны-соседки, оцениваем физико-географическое, экономико-географическое, политико-географическое расположение Украины);
"Формирование территории Украины. Административно-территориальное устройство Украины” (территориальные изменения границ Украины с XX в.);
"Рельеф, климат, воды суши" ( имеем с Россией общие объекты и процессы);
"Население Украины и мира”;
9 класс – ученики и ученицы анализируют секторальную модель экономики Украины и сравнивают ее с другими государствами;
10 класс - в теме "Страны Европы“ есть отдельная тема" Россия. Место страны в мире и регионе. Модель экономического развития, определяющая место страны в международном разделении труда. Демографические процессы. Система расселения. Характерные черты пространственной организации хозяйства. Милитаризация экономики”;
11 класс - поскольку этот курс преимущественно на повторение, говорим о России в тех же темах, что и в предыдущие годы.
” ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ...": ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ, КОНТУРНЫЕ КАРТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ
Начать проработку темы можно с контурной карты.
Редакция " НУШ " свидетельствует из собственного опыта: сам процесс зарисовки России ровным синим цветом приносит большое утешение. Но уже на этом этапе можем задать ряд вопросов, которые активизируют знание ученичества по истории XX века (следовательно, эта задача лучше всего подходит для 11-х классов), например:
Нужно ли делать озеро на месте Калининградской области - стоит ли "отдать" ее какому-то государству? Если да, то какой? Этот кейс-возможность окунуться в историю региона, выяснить, каким было его коренное население и на каком этапе России удалось захватить территорию. С другой стороны, если на месте области возникнет исполинское озеро – какое влияние на климат региона окажет водяное зеркало такой площади?
Аналогично можно проработать вопрос Республики Карелия - какой могла бы быть судьба этой территории, если бы она не была”океанизирована"?
Поскольку 7 октября 2022 года Украина признала южные Курильские острова территорией Японии, которую оккупировала Российская Федерация, можно было бы подробнее рассмотреть вопрос целесообразности приобщения всего архипелага к Североазиатскому океану (?).
Кстати, Североазиатский океан - это рабочее название. Сам вопрос названия может стать темой для обсуждения на уроке – с условием, что это название должно быть географически мотивировано.
☝ Алла Евтушенко акцентирует, что при работе с контурной картой следует придерживаться таких рекомендаций:
использовать разные цвета и метки для разных объектов;
аккуратно писать названия и подписывать отметки;
использовать легенду для объяснения условных отметок;
сохранять контурную карту после выполнения задания, чтобы можно было к ней вернуться позже.
Учительница географии предлагает следующие задания для работы с контурной картой:
1. Представьте, что исчезновение России открыло новый морской путь, соединяющий северную Европу с Азией. Нарисуйте на карте маршрут нового судоходного маршрута, который вы хотели бы проложить.
Поразмышляйте над такими вопросами:
Какие страны получат наибольшую выгоду от этого нового маршрута? Почему?
Какие новые порты, по вашему мнению, вам нужно будет построить? Или какие порты вы планируете соединить?
Какие товары, вероятно, будут перевозить по этому маршруту?
2. Океан, заменивший Россию, таит в себе множество неразведанных тайн.
Поразмышляйте над такими вопросами:
Какие научные исследования можно было бы провести в этом новом океане?
Как исследовать глубины океана и подводный мир? Попробуйте спрогнозировать распространение жителей подводного мира, создайте условные обозначения.
3. Со временем, вследствие тектонической активности, со дна нового океана могут подняться новые острова. Нарисуйте на карте контуры этих островов и дайте им названия.
Поразмышляйте над такими вопросами:
Какой климат будет на этих островах?
Какие растения и животные там будут жить?
Кто первым исследует эти новые земли?
Учитель географии Сергей Самоличенко предлагает еще одно задание для работы в 8 классе:
Рассмотрите таблицу "протяженность границ Украины". Появление океана на месте России добавит Украине 1 974 км морской границы, а значит, обусловит развитие портовых городов, развитие морского – “самого дешевого” – вида транспорта, развитие пляжного туризма и тому подобное.

Учебник "География" для 8 класса, С. 56, авторы-В. Н. Бойко, И. Л. Дитчук, Л. Б. Заставецкая
Поразмышляйте над таким вопросами:
Проанализируйте приграничные города на востоке Украины и установите, где именно можно построить новые порты на берегу океана.
Учительница географии Татьяна Копейка добавляет проблемные вопросы (и гипотетические ответы на них), которые могли бы стать темой для обсуждения на уроке "Океан на месте России" - эти вопросы преимущественно сосредоточены на том, какое влияние это окажет именно на Украину:
1. Что будет с Днепром (рекой), если на месте России будет океан? Ведь истоки реки-на территории современной Российской Федерации.
Возможный ответ: Днепр останется на месте, кроме затопленного верховья, ведь питание осадками не изменится, поэтому вода из дождей и снегов будет стекать в Днепр так же.
2. Каким будет климат в Украине, если на северо-востоке появится водяное зеркало такой величины (кстати, одной из задач может быть обсчет его площади)?
Возможный ответ: если конфигурация береговой линии сместится к нашим восточным границам, то на востоке, вероятнее всего, будет муссонный климат: увеличится количество осадков летом, вместо степей вырастут переменно-влажные леса, как на Сахалине.
3. Как изменится хозяйствование в Украине в связи с появлением океана на северо-востоке?
Возможный ответ: поскольку климат станет влажнее, то специализация растениеводства тоже несколько изменится (сместятся на юг посевы льна, ржи и подобных культур). Мореходство на востоке сократит путь в Казахстан, Центральную Азию. Исчезнет Каспийское море. Энергетика никак не изменится, потому что от береговой линии она не зависит. Возможно, усилятся ветры, поэтому ветровую энергию можно будет использовать шире.
В связи с этим вопросом можно рассматривать любые аспекты хозяйствования, которые придут в голову учителю/эти и школьникам/кам.
4. Каким должен быть этот океан, чтобы украинцы и украинки не замерзли от холодных течений?
Возможный ответ: от течений не замерзнем, хоть есть вариант холодного течения на Востоке, которое будет высушивать климат побережья, а ведь Муссон летом компенсирует потерю влаги.
ДЛЯ СТАРШИХ И ТВОРЧЕСКИХ: СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ
Во время подготовки материала мы обратились к ученой, кандидатки технических наук, доцентки Инны Тимченко – заместителю председателя Николаевского филиала Национального экологического центра Украины. Она составила несколько ситуативных задач, которые подойдут и для тех подростков, которые углубленно интересуются географией и экологией, и могут заинтересовать тех, кто ранее не проявлял большого интереса к предмету.
Задача 1. поглощение CO2
Условие:
Известно, что океан поглощает примерно 30% CO2, который выделяется в результате деятельности человека, и это составляет 100 000 – 200 000 т CO2 в день, или от 2 до 12 г CO2 на 1 кв. м площади океана в зависимости от многих факторов. Это происходит благодаря фитопланктону – морским зеленым водорослям, которые живут в океане. Этот процесс является частью цикла углекислого газа, он играет важную роль в смягчении глобального потепления.
По статистическим данным на 2020 год, в Украине зарегистрировано 7,5 млн автомобилей, которые выбрасывают CO2 в процессе эксплуатации. Примерно одна машина на 1 л топлива выбрасывает 2,5 кг CO2.
Известно, что площадь России составляет 17 100 000 км2.
Задача:
Определить, если бы вместо России был океан, какое максимальное количество CO2 он смог бы поглощать при условии, что среднее использование топлива одной украинской машиной составляет 10 л/день, а океан поглощает 12 г CO2 на 1 кв. м.
Достаточно ли будет площади воображаемого океана для поглощения всех выбросов CO2 автотранспортом Украины?
Задача 2. Климат Луганщины
Условие:
Известно, что климат Луганской области умеренно континентальный с ощутимыми засухами. Средняя температура самого теплого месяца (июня) +21 °C, а самого холодного (января) -7 °C. Ветры преимущественно восточные и юго-восточные, а количество осадков составляет в среднем 400-500 мм в год. Дожди часто выпадают в виде кратковременных ливней.
Задача:
Подумайте, как изменился бы климат Луганской области при условии, что вместо России был бы океан и
1) преобладали теплые течения;
2) преобладали бы холодные течения.
Какие течения в этом случае положительно повлияли бы на развитие сельского хозяйства Луганщины и почему?
Задача 3. Голубая экономика
Условие:
Известно, что голубая экономика (blue economy) – это деятельность, где использование морских и океанических ресурсов минимально влияет на окружающую среду, при получении прибыли учитывает предупреждение негативных климатических изменений, сохранение морского и океанского пространств.
Интересными направлениями голубой экономики и голубого бизнеса является развитие аквакультуры и морского туризма.
Задача:
Если вместо России будет океан, определите, как мог бы развиваться голубой бизнес в областях, граничащих с Россией?
Придумайте интересные стартапы для морского туризма в одной из областей, которая граничит с Россией. Подумайте, какие виды аквакультуры можно было бы выращивать на границе с Россией.
Задача 4. Энергетика: оффшорные ветропарки
Условие:
Одним из перспективных направлений голубой экономики в мире являются морские (оффшорные) ветропарки. Это ветряные электростанции, которые устанавливаются непосредственно в море и океане. Благодаря ветровому потенциалу этих акваторий такие ветропарки являются очень мощными и могут заменить традиционные источники энергии, такие как мазут, уголь, природный газ и ядерное топливо.
В настоящее время наиболее мощным ветрогенератором является ветрогенератор нидерландской компании GE Renewable Energy, который установлен в порту Роттердама Haliade-X и имеет мощность 12 МВт.
Известно, что Старобешевская теплоэлектростанция в Донецкой области до оккупации Россией имела мощность 2300 МВт, а именно 3 турбины по 100 МВт и 10 по 200 МВт. Ее основным топливом был антрацитовый штиб и природный газ, растопочным – мазут.
Задача:
Представьте, что вместо России был бы океан, и определите, какое количество ветрогенераторов нидерландской компании GE Renewable Energy мощностью 12 МВт надо было бы установить, чтобы заменить мощности Старобешевской теплоэлектростанции.
Сколько домохозяйств можно было бы обеспечить электроэнергией и насколько можно было бы уменьшить выбросы CO2, при условии, что ветрогенератор Haliade-X в год должен производить примерно 67 ГВт / ч энергии, достаточной для энергоснабжения более 16 тыс. домохозяйств, а также при условии, что благодаря одному генератору удастся предотвратить выброс в атмосферу более 42 тыс. тонн CO2.
Список вопросов, задач и задач к теме, понятное дело, можно дополнять, расширять, а ответы – дискутировать, строя свои гипотезы и обосновывая их. Надеемся, что это принесет и пользу, и удовольствие всем участникам и участницам диспута.
Ирина Пасько, аналитик ”Новой украинской школы"