Как приготовить Гаити? Записывайте рецепт. Берем за основу сомалийскую разруху из Могадишо и перемешиваем ее с кабульской грязью. Добавляешь щепотку индийского смрада, две горсти злости из Кот-д’Ивуара. Теперь добавляем малийских пробок. Украшаем блюдо расписными автобусами из Гаити, пару капель российской коррупции… теперь ставим на медленный огонь и поливаем соусом из бесконечных стихийных бедствий, голода и государственных переворотов. М-м-м-м-м! Вы видите? У нас получается Гаити!
Раньше, когда я писал про какую-то страну «дыра», в комментарии приходили недовольные читатели и рассказывали, что я свинья и специально ищу грязь. С Гаити этого не произойдет. Гаити - общепризнанная дыра. Так и пишут везде: «Гаити — одна из самых бедных, нестабильных стран мира, самая бедная страна Америки». Или «беднейшее в плане экономики государство Западного полушария планеты и одна из самых неразвитых стран мира» - все это про Гаити. Главные поступления бюджета - деньги, которые бежавшие гаитяне посылают менее расторопным родственникам.
Есть ли что-нибудь, чем может гордится это государство? Конечно, есть! Республика Гаити стала вторым после США независимым государством в Америке и первой в мире республикой во главе с чернокожими. Успех!
Немного истории. Когда-то давно Сан-Доминго (прежнее название Гаити) считалось «жемчужиной Антильских островов» — одной из богатейших колоний Французской империи. Колония обеспечивала всю Европу сахаром и кофе. Французы завезли сюда 800 000 рабов из Африки. Белых было около 30 000, еще была прослойка «свободных цветных», в основном это дети французов от африканских наложниц. В конце 18 века мулаты потребовали равноправия с белыми. Так началась первая гаитянская революция.
После неудачного восстания мулатов восстали уже рабы. Через 10 лет, в 1801 году, лидер повстанцев Туссен-Лувертюр отменил рабство, а земли белых плантаторов перешли в собственность негритянской верхушки. Еще 2 года Франция пыталась вернуть контроль над колонией, но безуспешно, и 1 января 1804 года Гаити провозгласили независимость.
Первым делом независимое государство вырезало всех белых. Ну а дальше началось строительство африканского государства с бесконечными военными переворотами, восстаниями, диктатурами и революциями. Последний бунт был в 2004 году, тогда пришлось вводить международные войска.
В 2010 на страну напала новая беда - страшное землетрясение. Вы наверняка помните его. Тогда погибло, по разным оценкам, до 300 000 человек. Вся страна была разрушена. Гаити восстанавливали всем миром, но не вышло. Всю помощь разворовали, и страна до сих пор стоит в руинах. Вслед за землетрясением по стране прокатилась эпидемия холеры. Забавно, что местные обвинили в эпидемии миротворцев ООН, на основании чего с организации была потребована денежная компенсация. Гаитян, конечно, послали.
Здесь самое время завести песню про «Остров невезения…», но Гаити занимает меньше половины острова. Восточный сосед, Доминиканская Республика, очень неплохо себя чувствует: сотни тысяч туристов, роскошные отели, рестораны, хорошие дороги. А на западе острова - Гаити, грязная, нищая страна.
Подлетаем к Порт-о-Пренсу, столице Гаити. Пилот делает круг над двухмиллионным городом, показывая, что ничего, кроме трущоб, там нет. Обратите внимание, что в трущобах почти нет машин, нищие жители не могут себе позволить индивидуальную повозку.
Вдруг кто-то из пассажиров самолета еще не в курсе, куда прилетел. Весь город - это тысячи одноэтажных домиков, палаток и свалок. Пилот заходит на посадку над центром города.
Выхожу из самолета… Мда…
Весь город окутан смрадом от гниющего мусора. Мусор здесь просто складывают на обочинах, выкидывают в реки и парки. Еще потом, в отеле, я буду час отмываться от запаха Порт-о-Пренса. Гадят гаитяне, как и индусы, где приспичит.
Основной вид транспорта - пикапы, переделанные под маршрутки. Чтобы особо не выделяться из толпы, я арендовал на день такой пикап.
Ехал в кузове, очень удобно снимать. Водитель, что не удивительно, оказался крайне ленивым. Средняя зарплата водителя в месяц в 2014 году составляла не более 100 долларов. Я договорился о 50 долларах за 6 часов! Казалось бы, радуйся и вози по городу одного пассажира. Но нет. Водитель всю дорогу ныл про пробки, про дорогой бензин, про то что он устал, что ему жарко, что он голоден и т.д. Любую просьбу приходилось повторять раз 5, каждый раз он делал мне великое одолжение. В моем лице водитель видел богатого белого эксплуататора, которого его деды не дорезали в 1804 году. Водитель считал, что я должен ему что-то за все страдания и невзгоды, которые обрушились на его народ. В конце он почему-то решил привезти меня в аэропорт на 2 часа раньше, мотивируя свое решение усталостью и необходимость поспать после обеда. Пришлось надевать маску белого эксплуататора и популярно объяснять, что он немного обнаглел. Все сразу понял и последние 2 часа послушно возил по городу. Удивительно, что некоторые люди не понимают нормального отношения.
_________________ Любой договор с Украиной = самообман
|