Эпический попил в США: гиперзвук не летает, литоральные корабли не плаваютС гиперзвуком в США происходят настоящие чудеса. "Тёмный орёл" категорически не летает. Самая перспективная программа ракет на грани провалаВот так игривая фантазия компьютерных художников из "Локхид Мартин" рисовала массовые пуски ракет "Dark Eagle" созданных в рамках программы Long Range Hypersonic Weapon. Прошло восемь лет, но "Орёл" никуда не полетел. И неясно, полетит ли вообще когда-нибудь.Помнится примерно год назад я слегка погорячился, купившись на радостные возгласы пары американских экспертов, к которым по инерции тогда испытывал некое подобие доверия. Они в середине декабря торжественно заявили, что "супер-бупер" ракета, вознесённая в ранг "почти готовой" ещё стариной Дональдом Трампом, в бытность им президентом США, наконец совершила удачный полёт полного цикла. И остались лишь считанные месяцы до того, как очередное детище ракетного филиала фирмы "Локхид Мартин" под маркировкой AGM-183A ARRW, таки встанет на вооружение ВВС США. Она должна была пополнить огромный арсенал легендарного Б-52, которому всё никак не дают уйти на заслуженную пенсию провальные проекты более поздних тяжелых американских бомбардировщиков и ракетоносцев. Потом выяснилось, что несмотря на оптимистичные прогнозы, ракета так толком ни разу и не полетела, хотя верилось в это с большим трудом. Ну не укладывалось в голове, что высокотехнологичные США, имевшие примерно двадцать лет форы в разработке подобных боеприпасов и рисовавшие себе в справочниках мировые рекорды скорости ещё в середине нулевых, так бездарно разбазарят то, что, казалось бы само шло к ним в руки. AGM-183A ARRW сняли с гиперзвуковой гонки ещё в марте, буквально ввергнув в шок все западное экспертное сообщество, ожидавшее всё что угодно, кроме подобного исхода. Военные США всего за год до этого делали высокомерные заявления о том, что в стране разрабатываются десятки концептов гиперзвуковых ракет различного базирования и внутреннего устройства. Теперь у них из хоть сколько-нибудь живого оставался один единственный проект, в рамках программы LRHW (Long Range Hypersonic Weapon). Предполагалось, что это будет ракета средней дальности (до 2800 км) чья маневрирующая высокоточная боевая часть (глайдер) будет способна набирать скорость до 17 Мах. Ей первоначально должны были вооружить сухопутные войска, многоцелевые подводные лодки "Вирджиния Блок 5" и многострадальные утюгообразные эсминцы типа "Замволт".
Потом осётра заметно урезали, и в техническом задание стали значиться куда более скромные 5-6 Мах и расстояние до 1650 км. Но и с этим никак не складывалось. Чего только не делали наши дорогие бывшие партнёры, чтобы доказать состоятельность своего участия в гиперзвуковой гонке. И выдавали промежуточные и огневые испытания за полноценные полёты ракет, и развязали в прессе грязную кампанию против российского гиперзвукового оружия. И даже даже приняли сухопутную версию LRHW, получившую неформальное название "Dark Eagle" ("Тёмный орёл") на вооружение ещё до того, как хотя бы одна из них совершила хоть один удачный полёт.
Это просто невероятное фото с учений с очередным идиотским названием "Удар громовержца" (март 2023 года). То что происходит на фото, это всего лишь имитация пуска ракеты, которой физически не существует в готовом виде. Только в образе прототипов, которые почему-то так никуда и не летят. Карго-культ какой-то. Фото US ArmyВот это был самый удивительный момент. В сентябре 2021 года Пентагон явил миру кучу видео, где готовые установки якобы с ракетами прибывают в войска, размещаются в заданных позиционных районах и будто бы поступают на экспериментальное боевое дежурство. При этом, повторюсь ещё раз. "Темный орёл" так в полноценном виде и не летал. За успехи выдавались хоть сколько нибудь удачные испытания отдельных его составных частей, а полноценного полёта ракеты никто так и не увидел. Что же тогда располагалось в тех огромных тубусах на транспортёрах? Какое-такое таинственное изделие? На следующий год ситуация совершенно не изменилась, а нынешний, 2023-й, стал для программы настоящим кошмаром.
У "Тёмного орла" есть практически всё. И полуприцепная пусковая установка Hyperion (на фото), и специально разработанный транспортёр M983A4 HEMTT, и мобильный командный пункт AFADTS 7.0. Дело лишь за малым. Нет самой ракеты, без которой это всё - куча дорогостоящего бесполезного металла и пластика. Фото US ARMYТолько официально запуск ракеты отменяли четырежды, хотя информацию о многих неудачных попытках до общественности просто перестали доводить. К примеру, о провале теста в октябре 2023 года газетчики доподлинно выяснили только в середине нынешнего ноября. И лишь после этого Пентагон, в лице главы отдела закупок вооружений Армии США Дугласа Росса Буша, сообщил журналистам ошеломительную новость, что уже принятая на вооружение ракета испытана в ближайшие шесть месяцев не будет:
"Сегодня мы все еще проводим анализ первопричин. После того, как у вас случается неудачный тест, вы берете эту штуку обратно, разбираете ее, и члены команды работают с инженерами над тем, в чем именно заключалась неудача. Мы близки к пониманию того, в чем именно заключалась проблема, и это поможет нам через шесть месяцев вернуться к тестированию".Позже представители "Локхид Мартин" признали, что для видео в 2021 году они демонстрировали макетный контейнер для будущей ракеты. Фото US ARMYОценили изящество этой замечательной фразы? Мы уже близки, но пока так и не поняли. Зато через полгода поймем точно. Алло, Дуглас? А что же вы тогда на вооружение-то приняли, можно спросить? Да ровно те же фразы, почти слово в слово, звучали и в 2021 году, и в 2022, а воз и ныне там. Впрочем, всё это вопросы исключительно риторические. А помните в какой падучей бились подконтрольные правительству США и "независимые" военные издания, доказывая, что "Кинжал" это совсем не гиперзвуковая ракета, а "Циркон" и вовсе мультики? Потом эта безумная команда попритихла под давлением объективных обстоятельств, оживившись ещё один раз, в мае текущего года, когда один известный в прошлом боксёр позировал с некой таинственной кукурузиной, выдавая её за сбитую "Патриотом" боевую часть аэробаллистического комплекса Х-47М2 "Кинжал". Нынче на тех же самых ресурсах по поводу бедственного положения собственного американского гиперзвука просто гробовая тишина. Интересно, сколько она ещё продлится?
https://dzen.ru/a/ZXCdVRBKNQC6 ... r_id=[object%20Object]
Окончательно схлопнулась мегадорогая военная программа США. Она войдет в историю, как грандиозная афера века. Эпический "литоральный попил"."Литоральный боевой корабль" типа "Independence". Честно говоря, бесперспективность этой программы угадывается при первом взгляде на саму конструкцию данного тримарана. Хотя стоит этот уродец в несколько раз дороже самой дорогой в мире яхты миллиардера или как пара многоцелевых АПЛ четвертого поколения. Фото seaforces.orgОдна из моих любимых из множества историй в области "откатов и попилов" американского оборонного комплекса, это сказ о двух экземплярах легендарного (так и оставшихся примером легендарного образца коррупции) вертолётов Boeing/ Sikorsky RAH-66 Comanche. Эти машины были построены в рамках перспективной вертолётной программы Light Helicopter Experimental. Если говорить вкратце, история такова, что на перспективный, разведывательно-ударный вертолёт устрашающей формы, точнее, только на его разработку, было потрачено денег больше, чем на два атомных авианосца с полноценным авиакрылом. Каждый такой геликоптер, выпущенный общим количеством в два экземпляра, обошелся военному бюджету США дороже чем в четыре ярда "зелёных", то есть, чем два самых дорогих в мировой истории боевых самолёта В-2"Spirit". В итоге, после долгих мытарств, программу закрыли в 2004 году и попытались моментально о ней забыть. В этой истории было прекрасно всё. И лоббистские войны - столкновение интересов разных лоббистских групп, по сути, узаконенных коррупционеров. И масса случаев самой неприкрытой коррупции, с натуральными заносами "барашка в бумажке" нужным людям, подкупом кураторов и технических экспертов. И удивительные раздутые сметы с пятикратной накруткой. Бонусом шло то, что обещанный технический прорыв, должный произойти по итогам НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) "Команча", тоже оказался блефом.
Boeing/ Sikorsky RAH-66 Comanche. Прямо "ужас, летящий на крыльях ночи". Правда, так никуда он и не полетел. Фото Боинг.Вертолёт перестал быть актуальным чуть раньше, чем был собран первый опытный экземпляр. Но даже зная это, менеджеры "Боинга" продолжали тянуть волынку, дабы ещё погреть жадные ручонки на заведомо мертворожденной концепции. Потом они признавались, что научные и инженерные изыскания по RAH-66 Comanche, якобы предназначенные для улучшения не таких провальных программ винтокрылых машин, оказались не нужны вообще никому. А вишенкой на торте стал, конечно же, финальный аккорд этой трагикомедии, когда "Боинг" и "Сикорский", в конце 2004 года, одновременно подали в суд на США за лишение их жирного заказа (1230 машин) и получили ещё полмиллиарда в качестве компенсации. Афера с "Команчами" явилась по своему очень примечательной, но далеко не самой грандиозной в 21 веке. Видимо, все американские концепты с названием из трёх букв (LHE, JSF, LCS и др), были созданы с единственной целью - навсегда лишить сна всех самых прожженных коррупционеров мира. Чтобы те по ночам заламывали руки, мучаясь вопросом: а что, так было можно? Буквально накануне стало известно, что в ВМС США, похоже, окончательно поставили крест на ещё одном таком всепожирающем денежном монстре с названием Littoral combat ship (LCS). Ход её развития очень напоминает историю RAH-66 Comanche, с той разницей, что здесь ушлым маркетологам и лоббистам разработчиков всё же удалось продавить полноценное серийное производство
Второй тип кораблей Littoral combat ship (LCS) "Freedom". Они такие разные. Объединяет их то, что оба оказались совершенно никчемными. Фото US NAVYПрограмма "Литоральных боевых кораблей", как и остальные трёхбуквенные проекты, строилась на паре модных технических характеристик, гипертрофированное развитие которых должно было с лихвой компенсировать другие огрехи и косяки конструкции. У "Команча" в качестве "опережающих преимуществ" назывались невероятная для вертолёта скорость и малозаметность, у Ф-35 малозаметность и сетецентрия, а у этих прибрежных, так и хочется добавить, корыт - модульность и необычайно высокая подвижность. Хотя, чтобы называть корытами корабли водоизмещением заметно меньше небольшого корвета (2800 тонн) и при этом, стоимостью в три раза дороже американского же стандартного крейсера УРО типа "Тикондерога", нужно представлять себе золотое корыто, усыпанное щедрой россыпью отборных крупных бриллиантов. Первенец серии был заложен летом 2005 года, и уже на этом этапе выяснилось, что всё будет непросто и неприлично дорого. По доброй американской традиции, в ходе реализации проекта цена одного кораблика поднялась с 230 миллионов почти к миллиарду (вместе с боевыми модулями и обслуживанием). Предполагалось, что эти малыши возложат на себя примерно около десятка функций (фрегаты, тральщики, сторожевики, малые десантные, противолодочные и др.) и заменят все узкоспециализированные корабли одним универсальным. А по итогу, толком не смогли исполнять ни одно из этих предназначений.
Вот так должна была выглядеть пресловутая "модульность". Но, как говорится, гладко было на бумаге. Картинка the DriveПо основной задумке, оба типа Littoral combat ship, получивших пафосные названия "Свобода" ("Freedom") и "Независимость" ("Independence") должны были выступать базовыми платформами для различных модулей : пушечного, противоминного, ПВО, ПЛО, десантного, вертолётного и других. Разработчики уверяли, что полностью сменить боевую ориентацию корабля можно всего за трое суток, легко переделав фрегат с управляемым ракетным оружием в тральщик, а командный корабль с ударными вертолётами в эсминец УРО ПРО. Не знаю уж, на каких суперкомпьютерах деятели из "Локхид Мартин" и "Дженерал Дайнемикс" рассчитывали этот показатель, но на практике вышло, что полная замена модулей, которые оказались ещё и необычайно ломкими, занимала никак не меньше месяца.
Загрузка пушечного модуля для Littoral combat ship. Кадры US NAVYСлужить на LCS всегда было каторгой, ибо они могли сломаться в любой момент. На военных моряков, имевших несчастье попасть в экипаж, чей численный состав из-за модных свистелок и гремелок изрядно урезали, буквально обрушилось целое море новых военно-учётных специальностей. Кроме того, LCS ни разу не прошли ни одного полноценного испытания на живучесть, и на этот важнейший пункт попросту закрыли глаза. Возможность их нормального функционирования в боевых условиях так и осталась тайной за семью печатями. По большей части, они вообще простаивали в базах, поскольку буквально каждый морской поход был сопряжен с массой поломок и мелких и средних происшествий. В итоге, сначала количество запланированных Littoral combat ship сократили с 60 до 32, а затем и вовсе ограничились 18, два из которых так и не достроили. А теперь их окончательно решено выводить в резерв, причем по категории "С". То есть, их будут какое-то время поддерживать на плаву, не вкладывая средств в модернизацию и надеясь, что кто-то их купит. Фактически - это смертный приговор программе, стоимостью в 37 млрд долларов. Каждый такой корабль обошелся бюджету США в общей сложности более чем в 2 миллиарда. Ни один из них не прослужил более 15 лет. Теперь понятно, почему США так настойчиво учит весь мир, как бороться с коррупцией. Ведь там до тонкостей знают об позорном явлении практически всё!
https://dzen.ru/a/ZW5kiGSblVzT ... r_id=[object%20Object]