si123 писал(а):
Только вот...
Саркофаг Александра Невского стоит на всеобщем обозрении уже 250 лет.
Как раз с того момента как его сделали. И гравюры на нем изображают сценки из его жития.
Которые ВООБЩЕ не похожи на то, что нам абсолютно точно известно.
А наоборот - вместо крестов какие-то звезды с полумесяцами, какие-то странные флаги, одежда, воинские доспехи, странная архитектура и прочее, прочее, прочее.
Но нам на это насрать. Нам же вожди рассказали что и как, поэтому сомнений нет.
Поэтому мы знаем почему так получилось. Потому что лучшие императорские мастера были дебилами, рисовавшими свои фантазии, императорская свита была дебилами, не смотрящими что за туфту императору на его заказ подсовывают, попы были дебилами жрущими этот языческий бред и император был главным дебилом, не способным ни на что.
Изображения на Раке и Гробнице Св Благоверного Кн Ал.Невского полностью соотвествуют его житийным клеймам с икон, с поправкой на барочный стиль, который доминировал в период Елизаветы дщери Петровой, которая и заказала сие произведение (Петровская рака вложена внутрь и изображений не несет, только текст)
Вот икона Св Ал Невского с житийными клеймами
А вот их описание
Цитата:
Представленная икона из Покровского собора — древнейший сохранившийся житийный образ Александра Невского6. Святой в среднике изображен в соответствии с иконописным подлинником XVIII в.: «в схиме, ризы преподобнические, кудерцы видеть маленько из под схимы, сам плечист телом, ризы багор, испод дичь, в руце свиток зажат»7.
Как установлено исследователями, литературным источником клейм, окружающих средник, является вторая редакция жития святого8, составленная архимандритом Рождественского монастыря Ионой Думиным (ум. до 1616) к 1591 г.* При создании текста автор использовал «Похвальное слово Александру Невскому», житие князя из «Степенной книги», а также собственные наблюдения и рассказы очевидцев.
Первые 12 клейм посвящены событиям земной жизни Александра Невского, остальные — посмертным чудесам. «Рождение» и «Крещение» обычны по своей иконографии для житийных циклов святых, в 3-м клейме — «Обучение грамоте» — помимо традиционного изображения учеников, восседающих с книгами перед учителем, в верхнем правом углу композиции есть дополнение — юный князь, «сидящий на стольце», поучает своих бояр. Эта необычная деталь восходит к редакции жития архимандрита Ионы. В следующем клейме — рассказ о пришествии на русскую землю «короля части Римския»; в этом клейме повествование разбивается на несколько эпизодов: «король части Римския» отправляет в Новгород послов во главе с Андрияшем, Александр принимает посольство, сидя на «стольце», рядом — он же на коне, в углу композиции справа — Андрияш рассказывает своему королю, что он видел на Руси. В 5-м клейме показано наступление «свейских войск» на Новгород, сеча шведов с новгородцами, молитва князя перед иконой Богоматери. Именно после моления в Софии Новгородской, согласно преданию, отраженному в древней «Повести о житии и о храбрости... князя Александра», юный князь обратился к своей дружине и сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, но в правде». В 6-м клейме представлено видение «старейшины в земле ижорской» Пелугия: на берегу реки изображен Пелугий, перед которым плывут на лодке благоверные князья Борис и Глеб, ниже — Пелугий рассказывает о своем видении Александру: вокруг — ряды шатров и воины. Клейма 7 и 8 объединены композиционно, но иллюстрируют разные исторические моменты. Клеймо 7 — изображение Невского сражения, в котором благоверному князю помогают Силы Небесные — ангелы стрелами поражают врагов русской земли; клеймо 8 — Александр принимает послов от Батыя. Далее, в клейме 9, — поездка Александра в Сарай, столицу Батыева царства, и возвращение во Владимир. В клейме 10 представлен Александр, принимающий послов папы Иннокентия IV — Галда и Гемонда. В клейме 11 — четвертая поездка Александра Невского в Орду к царю Сартаку для того, чтобы «отмолить людей своих», восставших против гнета «иноверных». Клеймо 12 иллюстрирует события последних дней жизни князя: принятие пострига (слева) и преставление.
Клейма 13—36 посвящены посмертным чудесам, которые начались уже при погребении: Александру должны бьши вложить в руку разрешительную молитву (духовную грамоту), хотели разжать пальцы, но он сам протянул руку и взял хартию (клеймо 13). В клейме 14 представлено погребение святого. В следующем клейме показано чудо о помощи Александра Невского своему сроднику Димитрию Донскому в Донском сражении. Согласно житию, монастырскому иноку во время ночной молитвы было видение: по просьбе двух таинственных черноризцев помочь великому князю Димитрию Александр встал из гроба и исчез из храма. На следующий день Димитрий одержал победу в Куликовской битве. Это событие послужило основанием для вскрытия захоронения. В присутствии митрополита была разрыта могила князя и обретены его нетленные мощи; их положили в соборе, и они стали источником чудес и помощи страждущим (клеймо 16). Клеймо 17 иллюстрирует чудо 1491 г. о явлении Александра Невского над городом Владимиром в тот день, когда он был охвачен страшным пожаром.
Клейма 18—31 главным образом посвящены исцелениям. Иллюстратор очень точно следует рассказу автора жития Ионы Думина, не нарушая порядок событий.
Завершает цикл (клейма 32—36) чудо на Молодех10. Согласно тексту жития, иноку Рождественского монастыря Антонию было видение во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Русь в 1571 г. Однажды во время ночной молитвы он увидел, как к монастырю подъехали два светлых юноши-всадника, которые, спешившись, вошли в монастырь, затем — в храм и направились к гробнице Александра Невского. Перед гробом князя сами зажглись свечи. Святые братья попросили Александра помочь «сроднику», царю и великому князю Ивану Васильевичу, в борьбе с иноплеменниками. Князь-инок встал из гроба; у ворот их ждали три коня. Святые поскакали к Успенскому собору, усыпальнице великих князей владимирских, призвать Андрея, Всеволода, Георгия, Ярослава на помощь. Вскоре уже семь всадников перелетели через городскую стену и понеслись в сторону древнего Ростова, где обретались мощи царевича Петра.
Кроме батальных сцен, все сюжеты житийного цикла показаны в храме Рождества Богородицы, около гробницы святого. Храм обозначен как одноглавая церковь с рядами кокошников, с боковыми приделами, увенчанными главками. Около гробницы, покрытой богатой, с крупным орнаментом тканью, — икона с поясным изображением Александра Невского (Алексия) в схиме, перед ней — свеча. Этот надгробный образ, без сомнения, был древнейшим в иконографии князя, а представленный на иконе антураж отражает тот надгробный комплекс, который сложился у места упокоения благоверного князя на рубеже XVI—XVII вв. На гробнице — покров без шитого образа святого (интересно, что сохранились более поздние крышка гроба с написанным на ней образом князя 1695 г.11 и лицевой покров 1670—1680-х гг.12), над нею — икона (возможно, созданная в древности), перед образом — свеча.
Очевидно что строения не с крестами, а с другими символами относятся к его вояжам в Сарай. И в чем проблема?