Ложная надежда?
Степень, в которой Китай может использовать свои дипломатические усилия в своих интересах, зависит от того, как именно он планирует действовать. Ведь Пекин не выдвигал конкретных предложений по урегулированию конфликта на Украине. И если его подходы во время шестисторонних переговоров по Северной Корее или его посредничество между Саудовской Аравией и Ираном принять за некие ориентиры в его усилиях по Украине, никто не должен ожидать, что Китай немедленно выдвинет какие-то супер-креативные дипломатические предложения. Хотя Пекин и мог бы попытаться усадить обе стороны за стол переговоров, ему предстоит пройти долгий путь, если он хочет убедить международное сообщество в том, что он действительно честный посредник. Несмотря на то, что Китай всячески подчеркивает свое, казалось бы, нейтральное стремление найти путь к миру посредством прямого диалога, его изображение Соединенных Штатов и НАТО как разжигающих конфликт огромной военной помощью Украине является важным аспектом его политики. Этот нарратив направлен на сплочение глобального Юга и на подрыв аргументов США и Европы о том, что международное сообщество должно поддержать Украину против российской военной спецоперации. Реальность сейчас такова, что Украина будет в состоянии продолжать борьбу с Россией только в том случае, если продолжится оказываемая ей внешняя политическая, экономическая и военная поддержка. Соединенные Штаты и Европа уже обратились к странам, которые изначально находились в стороне, с просьбой помочь пополнить запасы оружия Украины, и стремление Китая к диалогу может негативно повлиять на Киев, если эти страны станут делать это с осторожностью. В то же время призыв Китая к немедленному прекращению огня может позволить России закрепить свои успехи в то время, когда она все еще контролирует значительную часть территории Украины. Развивающийся внешнеполитический дискурс Китая в целом неблагоприятен для Украины. Китайские эксперты работают над устранением противоречия между акцентом Пекина на уважении суверенитета и его отказом охарактеризовать конфликт как российское вторжение. Некоторые китайские ученые считают, что суверенитет и территориальная целостность должны рассматриваться только как один из 12 основных принципов Китая, который необходимо взаимно сбалансировать. Другими словами, как не самые важные ценности, которую необходимо безусловно уважать. Но если при этом Китай хочет придерживаться позиции, согласно которой принцип суверенитета и территориальной целостности не подлежит обсуждению, тогда решением как раз и мог бы стать тезис Лу Шайе о постановке под вопрос полного суверенитета постсоветских государств. Показательно, что, несмотря на международное осуждение замечаний Лу, Пекин до сих пор не сделал ему публичного выговора, кроме определения его комментариев в качестве его "личной точки зрения". На прошлой неделе министерство иностранных дел Китая даже встало на его защиту, опровергнув "ложную информацию" о том, что Лу якобы был отозван в Пекин. Заявления посла Лу на самом деле соответствуют духу двух важнейших китайских тезисов: что у России были "законные опасения по поводу безопасности" для применения силы против Украины, и что украинский кризис был вызван "глубоким историческим фоном и сложными политическими реалиями". Другими словами, таким образом Пекин может фактически утверждать, что спецоперация России на самом деле не была началом конфликта на Украине. Если это так, то для разрешения конфликта необходимо вернуться в прошлое, к временам, когда Украина (и Крым) были частью Советского Союза. Это могло бы облегчить политическое урегулирование, при котором Россия сохраняет контроль над завоеванными ею частями Украины. Китаю не нужно доказывать, что спецоперация России на Украине была правильной с моральной точки зрения. Да такая аргументация, скорее всего, будет и отвергнута Западом. Китаю просто нужно скрыть причины военного конфликта, чтобы поставить под сомнение моральное превосходство США и Европы. Вполне возможно, что Пекин делает ставку на растущие разногласия и усталость Запада по мере затягивания конфликта, что может позволить странам глобального Юга усилить давление на Запад с целью его прекращения. По мере дальнейшего истощения возможностей России и Украины обе стороны тоже могут начать искать выход из конфликта.
Сомнительный миротворец
Международному сообществу не следует возлагать слишком большие надежды на посреднические усилия Китая или изменять какие-либо существующие усилия по сдерживанию России или созданию условий для прекращения конфликта. Усилия Китая, вероятно, будут громкими, но медленными и сомнительными по существу. Пекин осознает, что добиться какого-либо политического урегулирования будет невероятно сложно, и не хочет, чтобы его обвиняли, если его усилия не увенчаются успехом. В то же время он хочет заработать позитивные очки за любой прогресс, который может быть достигнут. Эти двойственные настроения очевидны в утверждении Си Цзиньпина о том, что Китай "не создавал украинский кризис и не является его стороной", а также в его заявлении о том, что Пекин не может "сидеть сложа руки" по мере эскалации конфликта. Пекин также не продемонстрировал готовности возлагать на Москву те издержки, которые могут возникнуть, если Кремль откажется следовать его дипломатическому примеру. В марте этого года Си и Путин выступили с совместным заявлением, в котором отвергли размещение ядерного оружия за рубежом. Но когда через несколько дней Путин заявил, что разместит ядерное оружие в Белоруссии, Китай, как мог, избегал критики в его адрес. Китай будет действовать осторожно. Он будет опасаться предлагать что-то большее, чем усадить Украину и Россию за стол переговоров. Действительно, Пекин, скорее всего, сосредоточится на балансировании своих противоречивых приоритетов. С одной стороны, на поддержании отношений с Москвой, а с другой — на том, чтобы не полностью оттолкнуть европейские страны, делая ровно столько, чтобы отвести от себя критику своей роли. Китай хочет показать, что он полезен, но не хочет рисковать возможными обвинениями в том, что в дипломатическом процессе интересы одной стороны ставятся выше интересов другой. Если Пекин в конце концов внесет какие-либо конкретные предложения по урегулированию украинского конфликта, то есть риск, что даже кажущиеся нейтральными предложения, такие как замораживание военных действий на местах, могут поставить в приоритет интересы России. Пекин дает понять, что хочет играть более активную дипломатическую роль, но реальность такова, что он действует на той арене, где у него мало опыта.
Автор Бонни Лин (Bonny Lin) — старший научный сотрудник по азиатской безопасности в Центре стратегических и международных исследовани
_________________ Любое высказывание выходца с Украины - это брехня
|