Завершено строительство резервной нитки подводного перехода под рекой Лена газопровода «Сила Сибири»В феврале 2023 года были завершены работы по протаскиванию стальной трубы магистрального газопровода «Сила Сибири» длиной 1548,5 метров, диаметром 1420 мм, стенкой 32 мм и общим весом порядка 2000 тонн в футляр резервной нитки подводного перехода под рекой Леной в Киренском районе Иркутской области. Стальную трубу с оснасткой хомутами под волоконно-оптические линии связи необходимо было уложить в железобетонный футляр резервной нитки длинной 1497 метра из нефутерованных железобетонных труб диаметром 2500/2000 мм с толщиной стенок 250 мм, не повредив изоляцию трубы газопровода. Для этого на трубе были установлены ролики — опорно-центрирующие кольца, изготовленные специализированной компанией из высокопрочного и износостойкого полимера и рассчитанные на серьёзные нагрузки. После диагностики целостности резервная ветка была подключена к газопроводу «Сила Сибири».
Для протаскивания трубы была задействована установка Direct Pipe, доталкиватель Pipe Thruster «Herrenknecht HK750PT DP» с максимальным усилием в 750 тонн и ходом гидроцилиндров 5,0 м, тяговая лебёдка ЛП-152, с комплексом тормозящих и удерживающих устройств общим усилием удержания порядка 2000 тонн. Работы по протаскиванию стального газопровода по тоннелю резервной ветки были осложнены суровыми морозами, которые достигали -60 C.
Компания «СоюзДонСтрой» еще в 2018 году приняла участие в технико-экономическом обосновании реализации объекта перехода под рекой Лена в Киренском районе Иркутской области, когда ООО «Газпром инвест» и ООО «Газпром ВНИИГАЗ» поставили задачу просчитать варианты решений строительства перехода для магистрального газопровода «Сила Сибири» через реку Лена, ширина которой в среднем составляет 418,36 метров (при низком уровне воды — 233,85 метром, при высоком уровне — 602,86 м, а профиль размыва достигает 247 метров) с выходом в гору на высоком левом берегу с перепадом высот в 158 метров.
Проектировщики компании «СоюзДонСтрой» предложили вариант решения методом микротоннелирования, при котором тоннелепроходческая машина должна была выполнить работу по прокладке перехода под дном реки Лена и выйти в гору. Саратовский филиал «Газпром проектирование» принял решение выполнять работы бестраншейным способом и заказал проектное решение у «СоюзДонСтрой», так как предложенное решение было экономически более выгодным, чем прокладка перехода методом подводно-технических работ с разработкой подводной траншеи и укладкой труб на грунт, а затем проведением буровзрывных работы в скальных породах высокого левого берега. Разработанное решение по строительству подводного перехода через реку Лена методом микротоннелирования успешно прошло экспертизу ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Для ООО «Газпром инвест» и ООО «Газпром ВНИИГАЗ» одним из определяющих моментов при заключении контракта на строительно-монтажные работы с компанией «СоюзДонСтрой» являлась задача максимально сохранить экологическую систему реки Лена, что достигалось предложенным методом микротоннелирования. За год, с лета 2021 по лето 2022 года, была осуществлена проходка двух тоннелей под рекой Леной в скалистом грунте. С обеих сторон будущего тоннеля были обустроены котлованы на необходимой глубине проходки — стартовый и приёмный. В стартовый котлован была установлена силовая и мощная рама продавливания. Проходка осуществлялась тоннелепроходческой машиной AVN 2000 немецкой компании Herrenknecht. По мере продвижения под землёй проходческого щита, разработанный грунт выводился из забоя с помощью буровой жидкости по отводящим линиям через сепарационную установку в специально оборудованный шламоотстойник. Вслед за щитом домкратная станция проталкивала нефутерованные железобетонные трубы диаметром 2500/2000 мм с толщиной стенок 250 мм. Длина перехода основной нитки составила 1491,29 метров, а резервной — 1497 метра с перепадом высот 158 метров. Это достижение было зафиксировано в Книге рекордов России. В июне-сентябре 2022 года было осуществлено протаскивание стальной трубы магистрального газопровода «Сила Сибири» в основной нитке подводного перехода.
Район работ расположен в малонаселённой местности со сложными климатическими условиями тайги, прилегающей к Крайнему Северу, где зимние температуры достигают до -68 С°. Из-за полного отсутствия инфраструктуры компанией «СоюзДонСтрой» были осуществлены работы по устройству подъездной дороги, в том числе с вырубкой леса, настройкой паромной переправы в летний период, а зимой — ледовой.
О компании «СоюзДонСтрой»
"СоюзДонСтрой" — лидирующая строительная компания полного цикла, решающая сложные инфраструктурные задачи по проектированию и реализации городских и межрегиональных проектов с учётом бережного отношения к окружающей среде в России. Компания ведёт деятельность с 2007 года и за это время успела реализовать более 100 проектов различных категорий сложности как по проектированию, так и строительно-монтажным работам в 37 субъектах.
Источник:
https://vk.com/@soyzdonstroy-k ... u-dvu