Россия планирует построить новую автомагистраль вдоль восточного побережья Каспийского моряО возможном строительстве автомагистрали вдоль восточного побережья Каспия в России активно заговорили в начале 2022-го на фоне перестройки логистических цепочек — в новых обстоятельствах для страны существенно повышается значение международного транспортного коридора «Север – Юг».
Последний, как отмечают эксперты, выгоден не только Москве — по сути основному инвестору в его развитие. МТК актуален для целого ряда государств Азии и Ближнего Востока. Интересен он и для Северо-Восточной Европы. По изначальной задумке (а первые соглашения были подписаны еще в 2000 г.) новый маршрут позволил бы доставлять часть грузов не через Суэцкий канал, а через Россию и Иран, что значительно сокращало бы время в пути (почти в два раза).
Например, транспортировка из Санкт-Петербурга в порт Мумбаи через «Север – Юг» должна занимать около 20 дней (7,2 тыс. км). В свою очередь, на судах через Египет — не менее 30 дней (16 тыс. км). В новых обстоятельствах европейские компании вынуждены отказаться от перевозок через Россию, для которой, напротив, МТК становится одним из главных маршрутов доставки грузов, о чем президент РФ Владимир Путин говорил и в послании Федеральному собранию.
Но для полноценного использования транспортного коридора необходимо устранить узкие его места и решить вопрос сопутствующей инфраструктуры. В общей сложности, если опираться на доклад Евразийского Банка развития (ЕАБР), на данный момент существует около 40 различных барьеров, препятствующих успешному его развитию, включая процедуру пересечения границ, необходимость оформления бумажных документов, отсутствие координационного механизма управления МТК и др. По подсчетам ЕАБР, для решения первоочередных задач потребуется порядка $10 млрд. А для выхода «Север – Юг» на полную пропускную мощность по всем направлениям — $38,2 млрд.
Всего коридор предусматривает три основных маршрута:
1. Транскаспийский через Махачкалу, а также через порты Оля и Астрахань по Волго-Каспийскому судоходному каналу. В марте 2023-го стартовали крупнейшие за всю историю последнего (около 150 лет) дноуглубительные работы. В целом, реконструкция гидротехнического сооружения должна завершиться до 2027-го. Плюс требуется модернизация портов, особенно остро в этом нуждается Махачкала.
2. Западный маршрут проходит через Азербайджан (альтернативный путь — через Грузию и Армению). В настоящее время на территории Ирана осуществляется перегрузка с железной дороги на автотранспорт, что отнимает время и приводит к удорожанию перевозки товаров. Для устранения этого проблемного участка необходимо построить около 160 км стальной магистрали (Решт – Астара). Проект должна профинансировать Россия — $800 млн. Средства будут предоставлены в качестве займа в обмен на выгодные тарифы. Учитывая разность колеи (1520 мм и 1435 мм), отдельные наблюдатели настаивают на внедрении бесшовной технологии стыкования, иначе здесь сохранится «бутылочное горлышко». Другие же не видят проблемы в перестановке тележек, отмечая, что процедура занимает не больше часа.
3. Третий маршрут (железнодорожный) из России в Иран проходит по восточному побережью Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан.
Что касается последнего направления, то еще в январе прошлого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что в рамках развития МТК «Север – Юг» с целью увеличения грузооборота каспийских портов Москва и Ашхабад обсуждают строительство автодороги. Как тогда подчеркивалось, наличие современной магистрали поспособствует привлечению новых инвестиций — будет развиваться сопутствующая инфраструктура, что положительно отразится на регионах обеих стран.
Летом 2022-го глава Автодора Вячеслав Петушенко рассказал журналистам, что из-за изменений на геополитической арене компания пересматривает проект «Меридиан» — скоростная дорога, которая должна была пройти через Россию от МАПП «Сагарчин» до КПП «Красная Горка» и стать частью маршрута из Китая в Европу.
В новых реалиях трассу предлагается направить в сторону Каспия. Отмечалось, что магистраль могут частично совместить с планируемой Юго-Западной хордой (в некоторых источниках ее называют Юго-Восточной), Екатеринбург – Самара – Саратов – Волгоград – Краснодар, которая будет иметь несколько ответвлений и пойдет в итоге как в порты Азово-Черноморского, так и Каспийского бассейнов.
В прошлом году сообщалось, что к строительству ЮЗХ должны приступить в 2023-м. Однако в январе текущего стало известно, что правительство РФ перенесло старт работ на неопределенный срок, о чем, ссылаясь на источники, сообщила газета «Коммерсантъ».
В то же время правительство РФ с целью развития МТК «Север – Юг» планирует направить средства на развитие дорожной сети Дагестана. В частности, в декабре 2022-го кабмин включил в соответствующий документ обходы Дербента и Хасавюрта. На строительство новых скоростных автомагистралей суммарно выделят около 75 млрд руб.
А вице-премьер Марат Хуснуллин в марте этого года заявил, что на предстоящем в мае международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» при достижении определенных договоренностей с Казахстаном и Туркменистаном стороны подпишут предварительное соглашение относительно строительства автомагистрали вдоль восточного побережья Каспийского моря. По всей видимости, уже скоро будут известны и некоторые детали относительно возможной трассировки, а также совмещения этой трассы с действующими, строящимися и планируемыми дорогами России.
https://dzen.ru/a/ZCrk0eH6fyhkuweO