Господствующим настроением в Польше стал в нынешнем году пессимизм. И на то есть много веских причин. Поляки стали искать еду в мусорных баках, заниматься кустарной добычей угля и активно делать запасы на случай веерных отключений электроэнергии. Что происходит с процветавшей еще недавно экономикой Польши?
https://vz.ru/world/2022/11/30 ... .htmlОбщенациональное исследование, которое провела социологическая компания Szlachetna Paczka, рисует польскому народу темное близкое будущее. В ходе опроса выяснилось, что 95% поляков на своей шкуре испытали за последние шесть месяцев рост цен на продукты питания. 89% населения Польши болезненно ощутили увеличение расходов на содержание квартиры или дома. 64% респондентов начали экономить на культуре, прекратив посещать театры, кино и прочие заведения отдыха. 58% стали меньше потреблять электроэнергии, воды и газа, а 45% – меньше покупать продовольствия.
1,6 млн поляков (в том числе 333 тыс. детей) живут ниже прожиточного минимума, то есть в крайней нищете. «Это больше, чем предполагаемое общее количество беженцев, которые остались в нашей стране с начала войны на Украине... 2022 год стал для многих поляков самым трудным за долгое время. Воплотился худший сценарий: высокие цены и война. Две вещи, которых мы боялись больше всего, стали нашей повседневной реальностью», – комментирует ситуацию портал Onet.pl. Издание констатирует: «Всё стало дороже».
Еда из мусора
Ярким свидетельством социального кризиса стало, как пишет Gazeta Wyborcza, распространение в Польше такого явления, как «фриганизм» – «спасение» еды из мусорных контейнеров с целью последующей ее раздачи нуждающимся. Термин этот, прежде малоизвестный, теперь пользуется растущей популярностью, ибо к движению присоединяется всё больше народу.
Между собой «фриганы» держат связь через соцсети. Типичный пост-просьба о помощи гласит: «Вижу, для большинства здесь настали непростые времена. С недавних пор проблемы начались и у меня. Может быть, у кого-то есть что-то, чем вы можете поделиться, я приму все – от консервов до сухих завтраков. От замороженных продуктов и другой еды тоже не откажусь. Социальные холодильники (в которых люди оставляют пищу для нуждающихся) пусты».
Gazeta Wyborcza повествует о том, как проходят будни проживающей в Лодзи девушки-фриганки – одной из местной общины фриганов, насчитывающей свыше 6000 человек. «"Приму еду, которую вы не съедите. Районы Юлианов, Балуты, Центр, Тракторная", – пишет Эмиля, на вид примерно двадцать лет. "Приходите за бутербродами", – отвечает ей кто-то через минуту. "У тебя сегодня есть еда?" – спрашивают у нее на следующий день. "Да, спасибо", – отвечает девушка. "У кого-нибудь, может быть, есть хотя бы ненужный хлеб???" – интересуется Адам. "Веганские котлеты. Район Козины. Как раз жарю, так что свежак. Приглашаю со своим контейнером", – отвечает ему Анна», – пишет издание.
Gazeta Wyborcza поясняет: «Несмотря на то, что люди начинают голодать, рынки продолжают выбрасывать сотни тонн непроданных продуктов. Согласно исследованию, проведенному в рамках Программы рационализации и сокращения пищевых отходов, магазины ежегодно выбрасывают 337 тыс. тонн еды».
«Как пережить так называемый блэкаут?»
Также в Польше расцвел такой весьма характерный для сегодняшних дней вид промысла, как нелегальная добыча угля. Сейчас, когда санкции Евросоюза в отношении РФ преградили путь российскому углю в Польшу, это привело к затруднительной ситуации. В Польше уголь используется для обогрева 37% домов. Его дефицит обернулся массовым сжиганием мусора, в результате чего Варшава, Краков и Вроцлав вошли в топ-10 по загрязнению в мире.
Журналист Bloomberg пообщался с таксистом по имени Гжегож, рассказавшим, что вокруг его дома в городе Валбжих (Нижняя Силезия) уголь залегает всего на метр под поверхностью – на полях, зонах отдыха и даже в садах. Команда из четырех человек может раскопать тонну за час и заработать 1000 злотых (220 долларов) каждый – и всего-то за полдня работы! Это составляет примерно 60% от того, что средний поляк зарабатывает за неделю.
И многие такой возможностью пользуются. В здешних лесах, полях, зарослях кустарника и даже в частных садах появились в большом количестве так называемые ямы бедняков. Как выразился один из жителей, «некоторым людям нужен уголь, а другим – деньги».
Эксперт и преподаватель Высшей банковской школы в Варшаве Хуберт Гонсиньский отмечает, что основной причиной двузначного роста цен во всех категориях стало резкое повышение себестоимости продукции – причем практически любой.
«При значительном, быстром и устойчивом скачке цен на носители продукции потребителям, к сожалению, придется привыкнуть к резким и неожиданным изменениям цен на потребительские товары. Такое положение дел будет продолжаться до тех пор, пока ситуация на энергетическом рынке не стабилизируется. Из-за крайне нестабильной мировой экономики и геополитической ситуации очень трудно предсказать, когда это может произойти. В настоящее время нет никакой положительной информации по этому вопросу», – говорит Гонсиньский.
Помимо частных лиц, страдает и бизнес. Как пишет всё та же Rzeczpospolita, «забегаловки» закрываются одна за другой – клиентов теряют даже ведущие дешевые сети. Немудрено – сокращение потребительских расходов поляки начинают именно с общественного питания: в этом признались около 40-50% опрошенных. «Кризис в отрасли очевиден. Оборот остался таким же, но это результат роста цен, так как клиентов стало меньше. Плюс увеличение затрат. В результате в начале ноября я решил закрыть два заведения и вернуться к одной точке, с которой и начинал», – говорит, например, основатель Youmiko Vegan Sushi Михал Юда. И он далеко не один такой.
....... далее по ссылке