В России нет технологий и своего производства


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1526 ]  Стрaница Пред.  1 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 77  След.
Автор  
#581  Сообщение 23.11.22, 20:46  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
"Арктур", "Суррогат" и другие "солдаты" будущих полярных войн". Разведки Альянса: Россия создает АПЛ и дроны для военного освоения Арктики

Изображение
В АПЛ "Арктур" заложен принцип "лодки-матки", которая сможет не только наносить ракетные удары, но и выполнят массу других задач с помощью целого косяка дронов различного назначения. Картинка концепт разработчика ЦКБ "Рубин"

Арктику недаром называют Средиземным морем будущего, справедливо полагая, что роль холодных полярных просторов для грядущих поколений человечества не будет уступать Средиземноморью. Здесь сосредоточены колоссальные богатства. Только на прибрежных шельфах найдено до 14% от разведанной на планете нефти и до 30% природного газа. Российское северное побережье самое протяженное, и вполне естественно, что и запасы у нас самые впечатляющие. Но у стран, входящих в состав Арктического совета в последнее время появилась задача не менее важная - как их защитить. Россия давно и настойчиво развивает свои арктические силы, всех родов войск. Большинство новых систем вооружения уже выходит с прицелом на Арктику, имея специальные арктические модификации. В последние месяцы доклады западных разведсообществ, которые можно найти в открытых источникам, много сообщают об секретной подводной программе россиян, где особое внимание уделено подводным дронам и новым типам АПЛ 5-6 поколения. Как написал популярный мировой флотский вестник Naval News:

"Всё это, в совокупности, рождает новые образы будущих подводных противостояний, где АПЛ- "матки" будут запускать подводные дроны самого разного назначения, от имитаторов целей, до безжалостных охотников на вражеские субмарины. Основная лодка будет выступать в роли подводной "обсерватории" и командного пункта для целых косяков подводных беспилотных аппаратов. Прообразом такой лодки у россиян стала АПЛ "Арктур", а концептом "подводной пехоты" стали аппараты "Суррогат-В".

Изображение
Такой видится Арктур опытным экспертам из NAVALNEWS

О лодке "Арктур" мы уже не так давно писали на канале и к сказанному остается лишь добавить, что помимо компактности и снижения размеров, планируется, что "Арктуры" получат совсем другие ракеты, способные не только препроводить боевую часть из пункта "А" в пункт "Б", но и осуществлять "орбитальные бомбардировки", по принципу РС-28 "Сармат", с высокоточными управляемыми боевыми блоками. Кроме того, иностранные журналисты отметили, что по очертаниям российская лодка всё больше напоминает "самолёт-стелс" и едва ли будет уступать в компоненте бесшумности и малозаметности немецкому перспективному проекту Type 212CD и британскому "Дредноут". От себя заметим, что эти иностранные проекты тоже рассчитаны на дальнюю перспективу, и при нынешнем состоянии европейского ВПК вполне могут концептами и остаться. К тому же они представляют собой обычные усовершенствованные субмарины, и даже не всегда атомные.

Но ни торпеды, ракеты и поразительная бесшумность и малозаметность красят наш "Арктур", хотя они, конечно, тоже внушают. Красен наш "Арктур" своими дронами проекта "Суррогат". Начинали они как скромные вспомогательные суда, маленькие помощники "мамы-лодки". А теперь проект вырос, его создатели вошли во вкус и "Суррогаты" превратились в дроны-"ищейки (по микроэлементам топлива и радиационному следу), дроны-обманки и дроны убийцы. И думается, число таких назначений у них будет только расти, в отличие от размеров. Сами дроны со временем будут становиться всё компактнее. В целом, все это мы можем наблюдать и в воздушном исполнении. Но здесь, что называется, приходится ориентироваться на иную "среду обитания".

Изображение
Представленный ЦКБ "Рубин" проекты подводных дронов "Суррогат-В" уже по сути являются "умным оружием". Думается, что скоро дополнительных букв к названию "Суррогат" сильно прибавится и возможности подобных подводных платформ неизмеримо возрастут. Фото Форум Армия-2022

В общем, к дрону всея Руси "Посейдону" в какой-то момент должно подоспеть более мелкое зубастое поколение. Целые подводные "рои" малых и больших "суррогатов". Кажется фантастикой, правда? Но не такой же фантастикой казался нам "Статус 6", когда о нем заговорили впервые? И было это, кстати, всего семь лет назад. А теперь "Посейдоны" уже на боевом дежурстве и не один эксперт подводной войны в мире не сомневается в их существовании и возможностях.
https://dzen.ru/a/Y3g85pUJZQHWdKYQ

  Профиль  
  
    
Теги
В России нет технологий и своего производства
#582  Сообщение 24.11.22, 10:01  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Как так вышло, что не обладая технологиями и развитым производством, с разорванной в клочья экономикой- Россия впереди всего мира по различным видам гиперзвукового вооружения?

У России появился гипервуковой собрат "Искандера". "Змеевик" с территории РФ будет держать под высокоточным контролем Гуам и Аляску.

Изображение
Перспективные береговые комплексы с ракетой с рабочим названием "Змеевик" доставят свой груз до Аляски и Гавайев в считанные минуты. Картинка Worldpress

Горячая стадия нынешнего противостояния это лишь часть общей борьбы, которая ведется на всех фронтах, в том числе даже в атмосфере и космосе. Одним из главных мотивирующих элементов нынешней гонки вооружений стало соревнование гиперзвуковых аппаратов, или глайдеров. Все большие и хоть сколько-то значащие государства уверены, что обладание расширенной линейкой гиперзвуковых боеприпасов в ближайшем будущем станет одним из важнейших условий собственного суверенитета. Стоит посмотреть, какие из стран сейчас серьезно вкладываются в эту тему, и моментально можно сделать вывод о том, кто ведёт сколько-то независимую политику, а кто давно уже махнул рукой на любую военную самодостаточность. К примеру, её форсируют Китай, Индия, Иран, Турция и даже Северная Корея. И совершенно ничего не толкового не делается в этой области в ЕС и Великобритании, когда-то создававших передовые оружейные системы. Впрочем и у их главного заокеанского патрона с этим делом идут, прямо скажем, неважно. И об этом пишут не только патриотичные блогеры, вроде меня, но и вполне серьезные люди из аналитических центров Пентагона. Пишут, потому что скрыть, или задрапировать нынешнее отставание США становится все труднее. Два удачных запуска прототипа авиационных ракет за последние три года, с выходом на скорость в 5 Мах, это далеко не самый блестящий результат, при вложенных в тему десятках миллиардов. Такие ракеты у конкурентов давно уже не просто летают, но и вполне недурно себя зарекомендовали в реальном боевом применении. Дошло до того, что американские военные даже удачную отработку отдельных элементов глайдеров выдают за некий успех, как произошло в самом конце ушедшего октября.

У нас же за это время два гиперзвуковых комплекса ("Кинжал" и Ю-71 "Авангард"), стали вполне обыденным и регулярно испытываемым и даже отчасти ("Кинжал") применяемым средством, легко вскрывающим любую ПРО. Ещё одна российская система "Циркон" тоже производится серийно и для неё готов даже сухопутный носитель, о чем совсем недавно рассказывал наш материал (см по ссылке ниже).

В целом, как написал один из американских комментаторов на форуме профессиональных военных США:

"Мы, условно говоря, находимся в стадии обкатки своего "Кинжала", когда русские уже перешли от "Циркона" к проектированию "Змеевика".

У нашего человека название "Змеевик" едва ли когда-нибудь вызвало ассоциацию с гиперзвуковым летательным аппаратом, а скорее с аппаратом попроще и подушевнее. Но мы уже привыкли к множеству трогательных имен российской боевой техники, так что и здесь рано или поздно привыкнем. А ракетка выходит очень интересная, и обсуждают её в среде военных иностранных специалистов всё чаще и живее. Уже ушел в прошлое былой натовский снобизм, и после многократно подтвержденных тактико-технических характеристик "Циркона", а следили "партнёры" за ним очень внимательно, и все теперь понимают, что от их взора на таких испытаниях не ускользает ни единая деталь, новую российскую разработку ждут со смешанным чувством любопытства и опасения.

Изображение
Если "Циркон" считается наследником и продолжателем дела противокорабельных "Калибра" и "Оникса", то зммевик можно сравнить с гиперзвуковой версией "Искандера". Такие ракеты не только "убийцы авианосцев", но и способны работать по наземным объектам противника. Картинка МО РФ

О "Змеевике" известно сегодня не так много, да и эта информация зиждется, по большей части, на умозрительных доводах. Что точно известно, что это ракета баллистическая, а не крылатая, и что её "ноги" растут из программы создания сверхдальнобойных противокорабельных ракет, которыми советские ракетоносцы и береговые комплексы должны были топить американские авианосные ордера. Считается, что она была таки реализована в Китае, в виде проектов ракеты Дунфэн-21Д и её дальнейшего развития. Разница в том, что Дунфэны ракеты хоть и быстрые, и с возможностями маневрирования боевой части, но всё же не гиперзвуковые. На сегодня они считаются самыми дальнобойными противокорабельными ракетами из существующих (доказанная дальность более полутора тысяч км) и единственными баллистическими.

Изображение
Dōng fēng 21D ракеты очень массивные, размером с комплекс средней дальности, коим собственно и являются. Сообщают, что "Змеевик" при скорости в 4 раза выше, будет более компактным. Фото Синьхуа

"Змеевик" должен и здесь обогнать наших китайских товарищей более чем в три раза. Специалисты также утверждают, что это скорее даже не ракета, а маневрирующий разгонный блок для целого набора гиперзвуковых БПЛА с разными боевыми частями, которые будут атаковать цели, пикируя с высоты до 20 км и запускаться при этом с берега. С носителя, габаритами схожего с БРК "Бастион". В общем, после быстрой реализации проекта "Цирконов" повод для оптимистичных ожиданий, а кое кому и для опасений, есть. То, что ракета считается противокорабельной, тоже лишь дань формализму. Все эти комплексы давно универсальны, хоть и имеют небольшую специализацию. А в стратегическом плане этот комплекс сможет прямо с территории дальневосточных областей России контролировать важнейшие базы США на Гавайях, Гуаме и Аляске. И перехватить его ракету пока нечем от слова "вообще". Просто не существует эффективных РЛС против такого оружия, даже в виде внятного проекта. Радует, что выигранное в гиперзвуковой гонке преимущество используется не абы как, и в стратегических дискуссиях с "партнёрами" на повышенных тонах такой инструмент явно не будет лишним.
https://dzen.ru/media/id/5cbc1 ... 59bb1

  Профиль  
  
    
#583  Сообщение 24.11.22, 16:38  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Не только ракеты и атомные ледоколы...
В России ни когда не делали электрички....теперь делают.

Тихо и незаметно: В России создали с нуля высокотехнологичную отрасль промышленности

phpBB [media]

  Профиль  
  
    
#584  Сообщение 25.11.22, 09:35  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
О перспективах Су-57. Удачная боевая практика ускорила его ввод в строй.Отличные новости по поводу планов производства российского "стелса".

Изображение
Из молодых да в ранние". Су-57 стал первым в истории "стелс"-самолётом,, открывшим боевой счет.

"Практика - критерий истины". Эти слова которые приписывают то Карлу Марксу, то ряду русских революционеров, включая незабвенного Ильича, нисколько не утратил актуальности и в наш виртуальный век, когда красивые презентации в 3D и "модные концепты" стали зачастую подменять настоящие технические достижения. Ещё полгода назад российский "стелс" Су-57 проходил по разряду "долгостроев" и "непонятно когда пойдёт в войска". Но первая же серьезная война наглядно показала, что -да!: такой самолёт нам нужен, он действительно проявляет незаурядные качества, особенно в условиях насыщенной противовоздушной обороны противника и способен, в рамках сетецентрческой системы, вести за собой менее современные машины, значительно повышая их боевой потенциал. Мониторящие всё небо Восточной Европы компетентные службы "партнёров" жаловались, что "Преступника" ( Cу-57 по кодификации НАТО Felon - «Преступник») они не видят. В статьях, посвященных российской "невидимке" совсем пропал насмешливый и покровительственный тон. Единственное, на что всерьёз продолжают уповать западные эксперты, это на то, что санкции пробили в корабле российского ВПК настолько серьезную технологическую брешь, что пока все будут бороться за его выживание, стране в целом будет не до инновационных военных проектов.

Изображение

Почему говорят, что проекты, подобные Су-57 являются "локомотивами" всего ВПК. Для него пришлось делать новое всё, от основного силового агрегата до номенклатуры спрятанного во внутренних отсеках оружия.

Оставалось только ждать реакции на успехи машины людей, от которых частично или полностью зависит её дальнейшее продвижение в войска и на внешний рынок. Со вторым у нас сейчас имеются серьезные сложности. Американцы сделали всё, чтобы полностью зачистить эту поляну: шантажом, угрозами и невиданным в истории планеты законом (CAATSA), где жесточайшие санкции предусматриваются даже за одну идею купить что-нибудь не у Соединенных Штатов. И хотя со временем выясняется, что далеко не все страны отличаются повышенной робостью к окликам из-за океана, объективные трудности всё равно есть. Центральный военный портал США "Дефенс-Ньюс" прямым текстом угрожал "Сухим", что Госдеп и военные структуры не допустят на тучные денежные рынки ни Су-57, ни Су-75 "Чекмэйт".

Но как бы ни были важны для отечественного производителя зарубежные продажи, главный вопрос всё ещё провисал в воздухе. Су-57 действительно удостоился похвал от мировой авиационной общественности. Он стал первым из "стелсов", открывших боевой счёт. Так по крайней мере считают многие специалисты, после поступивших отчётов о применение нового оружия с полей Восточной Европы. И вопрос - ну когда же уже массово и к нам, в родные и любимые ВКС? - волновал многих людей. И вот наконец появились и на нашей улице хорошие новости.

Изображение
Так выглядит Су-57 на ранних стадиях существования. Фото ОАК

Первая из них это то, что последние несколько лет, а особенно весь последний год на заводе в Комсомольске-на Амуре шла модернизация и активная подготовка профильных специалистов, специально для работы с российским "стелсом". Второе, это то, что темпы производства Су-57 возрастут в три раза и уже к концу следующего года их группировка в России будет самой большой на пространстве Восточной Европы и прилегающих к ней территорий. В строй вступит полнокровная эскадрилья и первые машины для формирования второй. И третье, что планы по созданию к 2027 году трёх полков из 76 экземпляров новой "сушки", будут заметно скорректированы в сторону убыстрения. Все это было озвучено на самом высоком уровне и информация идет непосредственно от людей, олицетворяющих "центры принятия решений". Но главное, что это то, что всё исходит из логики момента. И рискну сделать прогноз, что несмотря на трудности, судьба Су-57 будет непростой, но успешной.
https://dzen.ru/a/Y34tfVV1kjQjBWWw

  Профиль  
  
    
#585  Сообщение 25.11.22, 11:56  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Чуть хуже "Искандеров" и точно лучше HIMARS. Гроза штабов и коммуникаций на дальних подступах. Модернизировнный робокомплекс "Торнадо-С".

Изображение

Трудно в это поверить, но боевые ракеты являются одним из первых видов огнестрельного оружия и появились в 10 веке в Китае. Но только последние два десятилетия они стали массово превращаться в системы "точечных" ударов. И не только большие и дорогие комплексы типа "Искандер", но и обычных РСЗО.

Успехи систем залпового огня на больших полях сражений и усиленный пиар американской системы "Хаймарс" таки сделали своё дело. Мировая военная промышленность, особенно в Азии, зашевелилась и вновь занялась этими незаслуженно исключенными из перспективных видов оружейными системами. Оказывается и здесь есть благодатное поле для работы: цифровизации, усовершенствований и даже применения искусственного интеллекта, хотя ещё недавно многие эксперты надувая щёки писали, что дескать их пора выкидывать на помойку истории. Ну во первых, они и сами кого хочешь и куда хочешь выкинут. Этим ребятам дай волю и они за пару недель закатают среднюю по размерам страну в "лунный пейзаж", а это, само по себе, очень сильный аргумент, когда эскалация неизбежна. А во-вторых, как только суть дошла до дела, то есть до вполне масштабных встречных сражений и больших военных операций, сразу всплыли все основные проблемы "умного оружия". Высокая стоимость, не слишком большая боевая мощь, и главное, невозможность останавливать крупные массы наступающей пехоты и техники, работая "по площадям".

Изображение
Китайский WS-2D (425мм) один из самых совершенных комплексов РСЗО на планете. Правда, пока только на бумаге. У "Торнадо нет такой "дури", зато его бесценная боевая практика проходит практически в режиме 247. Фото Синьхуа

Многие страны, к примеру КНДР, пошли по пути увеличение калибра реактивных систем до 400 мм, и теперь масса и габариты ракет мало чем отличаются от баллистических малой дальности. Китай тоже идет по этому пути, добавив с номенклатуре оружия своей установки WS-2 ещё и высокотехнологичные вставки в виде дронов, разного назначения и всяких электронных девайсов. У китайцев своя спутниковая система BeiDou и достаточное количество аппаратов на орбите, чтобы доставлять снаряды с её помощью не хуже хвалёного американского GPS. Это, кстати, к разговору о том, нужен ли был ГЛОНАСС. Помнится были и такие деятели, кто утверждал, что "близнец" ДжПиэС это напрасная трата денег и лучше всё было бы раздать и поделить. Интересно, где они сейчас? Высокоточные снаряды у китайцев имеются в достаточном количестве, но они не являются безальтернативными. Азиатские производители, которые тоже внимательно следят за новостями, выбрали комплексный путь, где управляемые боеприпасы для РСЗО активно употребляются с обычными. Главная цель - обмануть и перегрузить вражескую ПВО, которая и без того по мишеням, летящим со скоростью 6 Мах по высокой баллистической траектории, работает не очень.

Но вернёмся к нашим российским РСЗО. "Смерчи", появившиеся в самом конце существования СССР, переродились в "Торнадо-С", с цифровой системой наведения, спутниковой навигацией, привязкой к конкретной местности, ракетами, способными летать не менее 100 км с мощной боевой частью и уже как минимум тремя видами управляемых боеприпасов. Все они активно применяются в операциях Российской Армии. По сути "Торнадо-С" уже высокоточный ОТРК, способный стрелять залпом. Спроектирована для него и линейка новых дронов, запускаемых с ракет, и выполняющих ряд функций: от ложных целей и ЭМИ-боеприпасов, до мощнейших зависающих в воздухе систем РЭБ и барражирующих одноразовых ударных БПЛА. А ближайшее будущее комплекса обещает быть ещё более интересным.

Изображение
"Торнадо-С" резвятся в родной стихии. Каждая ракета весит 800 кг, несет 200 кг боевую часть на расстояние свыше 100 км со скоростью 5,6 Мах. Кадры МО РФ

Прежде всего, новые варианты "Торнадо" станут винтиками в огромном механизме, который называют сетецетрической системой. Пока о полном отказе от экипажа речь не идет, но значительная часть его фукционала перейдет к умным автоматам. Они, с помощью средств электронной разведки, будут определять приоритеты и очередность стрельбы, важность цели, фиксировать меры противодействия в виде сил ПВО и в конце концов отдавать приказ на открытие огня. Экипаж будет заниматься скрытным выдвижением к позиции, с которой будет вестись огонь. Главной его задачей, будет позволить военной машине, что называется, вовремя свалить. Сопровождающим "робокатюшу" не нужно даже выходить из кабины. Их общий хронометраж нахождения на рубеже стрельбы будет оцениваться несколькими десятками секунд. А ракеты, как управляемые, так и самые обычные снаряды, роем понесутся к вражеским объектам круша, поражая, обманывая, выжигая электронную аппаратуру и фиксируя средствами объективного контроля "дело рук своих". Один залп "Торнадо" накрывает площадь более десяти футбольных полей. А если это будет целый дивизион? Первые образцы новых реактивных систем залпового огня обещают поставить для боевых испытаний в течение двух ближайших лет. То есть совсем скоро. Будущее вот оно - рядом. И оно немного пугает.
https://dzen.ru/a/Y3-E4snd-lPtSlHU

  Профиль  
  
    
#586  Сообщение 25.11.22, 17:47  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Как быстро Россия сможет перейти на "Сарматы"? Эксперты о перспективах и удивительных экономических эффектах уникальной российской МБР

Изображение
Старт, который, как уверяют многие эксперты, разделил историю стратегических ядерных сил на "до и после". Ракета ещё не встала на полноценное боевое дежутство, но одно её появление уже имеет необычный экономический эффект. Кадры МО

Помимо текущих событий, военные эксперты мира активно обсуждают вопросы стратегического противостояния, где ситуация кажется ничуть не менее запутанной. Темой номер один публикаций последних дней стали ракеты РС-28, комплекса "Сармат". Всё идёт к тому, что "Сармат" будет принят на вооружение сразу после очередного пуска, который должен состояться до конца этого года. Западные эксперты долго представляли уникальный российский комплекс этаким "бумажным тигром" и теперь им приходится мириться с реальностью и как-то объяснять всё общественности. Но думаю, они справятся

Вопрос уже больше не стоит - полетит "Сармат" или нет. Здесь у наших "партнёров" полная ясность. Вопрос, как много времени понадобится стратегическим силам России, чтобы поставить его на боевое дежурство, заменив заслуженную, и породившую немало самых искренних эмоций и бурных переживаний в штабах Альянса Р-38М2 "Воевода".

Помнится, кто-то из западных экономистов посчитал забавный коэффициент в свое время. Что десяток "Воевод", стоимостью не более 2 млрд долларов, могут за полчаса обнулить до 80% промышленного потенциала одной большой Державы, общей стоимостью до 4,3 триллиона. Так что "Сармат" должен был чем-то сильно удивить, чтобы затмить такую яркую звезду на геостратегическом и военном небосклоне. И он, судя по всему, на это оказался способен. По крайней мере точно можно сказать, что этот комплекс открывает совершенно новую эру в области стратегических ядерных сил, где, между нами говоря, давно наблюдается некий застой по сравнению с другими типами оружия.

Изображение
Простая инфографика о возможностях "Сармат", от Министерства Обороны РФ

О возможностях "Сармата" мы писали неоднократно, поэтому лишний раз не будем повторяться и ссылку на один из последних материалов вы обнаружите чуть ниже. Основной вопрос нашего материала немного другой. К сожалению, мы уже привыкли что инновационные виды и системы вооружений, особенно в области самых высоких технологий, приживаются с большим трудом. И это не только у нас. Сейчас во всем мире на внедрение и интеграцию чего-то нового требуются десятки лет, чего нельзя было представить, к примеру, в эпоху "Холодной войны". И вопрос, не станет ли "Сармат" очередным "долгостроем" видится совершенно не праздным.

Любопытно, что в экспертной среде по обе стороны океана здесь наблюдается некое редкое единодушие. Его в шутливой форме выразил один из американских спецназовцев, постоянно посещающих портал Милитари Рокс для любителей и профессионалов всего стреляющего и взрывающегося. Он заявил примерно следующее, что "русские могут десятки лет возиться со своим "недостелсом" (это он о Су-57 так, нехороший человек), но если нужно смастерить ракету чтобы снести пол-Америки, они сделают её на заднем дворе своего дома". Оставим в стороне его бодрую солдафонскую иронию, особенно на фоне бесконечной мышиной возни с американским "мегастелсом" Ф-35, но таким образом храбрый вояка выразил общие ожидания и опасения. Другие эксперты, в более изящных выражениях, тоже уверены, что "Сарматы" будут делаться быстро. Персонал под проект набирают уже два последних года. Мощности такого гиганта индустрии, как Красноярский машиностроительный, готовы к началу производства, или уже в деле (думается последнее). В общем, работа ведётся, что называется в режиме 247. Российские эксперты уточняют, что первые серийные образцы в течение следующего года встанут на боевое дежурство в 13-й и 68-й дивизиях РВСН. При должной готовности отдельных ракетных комплексов, а они, как сообщают многие источники, уже на стадии производства, полк стандартной дивизии РВСН можно перевести на РС-28 за месяц. Так что, как говорится, было бы желание, а возможности изыщутся.

Изображение
Элементы района американской ПРО на Аляске в районе Форт-Грили. Они и раньше не давали никаких гарантий, а после внедрения Сармата могут превратиться в самую дорогую в истории декорацию. Фото АР

Ну и в конце ещё раз немного о делах денежных. "Воеводы", по уверениям Запада, в случае начала глобального конфликта, наносят фатальный ущерб вражеской экономике. Но при этом, последствия таких ударов для атакующих будут не менее жесткими и возможно даже роковыми. "Сармат", как заметили многие исследователи, уже прямо сейчас начинает обнулять военные возможности Штатов. Если всё сложится так, как и задумывалось изначально, то огромные районы ПРО с десятками тысяч сложнейших систем, датчиков, РЛС, комплексами противоракет, стоимостью в три миллиарда каждый и прочим стационарным военным оборудованием, превратятся в хорошенькую декорацию для постапокалиптического кино. Обнулится сама идея позиционного ПРО, перекрывающего районы Крайнего Севера и Арктики, былой кратчайшей траектории МБР. Идея, стоившая американским налогоплательщикам более чем два триллиона долларов, не говоря о всяких мелких расходах, А ведь "Сармат" ещё даже не принят на вооружение.
https://dzen.ru/a/Y3Qh-ILG8S-ojzSG

  Профиль  
  
    
#587  Сообщение 26.11.22, 10:24  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Росатом отметил свой 15-летний юбилей, побив рекорд СССР по выработке электроэнергии на АЭС

Госкорпорация «Росатом» была основана в декабре 2007-го года и с того момента существенно расширилась, став одним из мировых лидеров атомной промышленности. Юбилейная дата ознаменована очередным историческим достижением — установкой нового рекорда по выработке электроэнергии со времен СССР. Об этом и других проектах «Росатома» расскажем далее.

Изображение

Юбилейный рекорд «Росатома»
Атомная промышленность достигла высоких результатов, Россия находится на пороге перехода на новый технологический уровень. За 15 лет выработка электроэнергии увеличилась на 40%: со 158 млрд кВт*ч до 222. Причин тому несколько.

На протяжении этих лет появились новые энергоблоки, их количество выросло с 31 до 37. Напомним, что ранее на протяжении почти 20 лет их не сооружали, однако компетенции утрачены не были, что Россия доказала в 2010-м, построив 2-й энергоблок Ростовской АЭС. В 2011 уже открыли 4-й энергоблок Калининской АЭС, а потом возведение пошло потоком. Открыли еще несколько блоков, включая такие уникальные проекты, как реактор на быстрых нейтронах БН-800 и плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов».

Но секрет успеха не только в появлении новых сооружений. «Росатом» увеличил эффективность эксплуатации. Была проведена модернизация, в результате которой сроки службы продлились на десятки лет. Корпорация бралась и за нестандартные проекты, например, восстановление графитовой кладки на РБМК и отжиг реакторов ВВЭР. За все время срок эксплуатации продлен на 27 ядерных блоках с общей мощностью 19 Гв.

Изображение

Развитие вопреки
Благодаря стараниям «Росатома» Россия пришла к рекордному показателю в 222 млрд кВт*ч. Прошлый рекорд был установлен в 1989-м году и составлял 212 млрд кВт*ч (с и это с учетом не только тех АЭС, что в России).

Успех госкорпорации — не благодаря, а вопреки. Вопреки попыткам извне остановить развитие промышленности и уничтожить российский мирный атом. Запад неоднократно поднимал вопрос о введении санкций против «Росатома», но это несет колоссальные риски для европейских государств. Сейчас известно, что от поставок топлива компании «ТВЭЛ» (входит в «Росатом») отказались шведская Vatenfall и чешская Темелин.

Экономическая изоляция, очевидно, поднимает вопросы логистики. Но, как заявил глава госкорпорации Алексей Лихачев, санкции только повысили актуальность поиска независимых логистических коридоров.

Изображение

«Росатом» с давлением справлялся раньше и справляется по сей день. А ведь в худшем случае мирный атом ждала судьба российской микроэлектроники, которую на всем протяжении постсоветского периода старательно уничтожали через внутренних агентов влияния или внешними санкциями. На этом фоне само существование «Росатома» — уже подвиг.
https://dzen.ru/a/Y34HJtJ1zkdXvXEm

  Профиль  
  
    
#588  Сообщение 26.11.22, 12:08  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Интересен процесс покраски в коротеньком видео.

phpBB [media]

  Профиль  
  
    
#589  Сообщение 26.11.22, 13:12  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
В Ростехе разработали нейросеть для надежного хранения биометрических данных.

Изображение

Холдинг «Росэлектроника» создал технологию и программное обеспечение «Биометрия-код» для безопасного использования биометрических и персональных данных человека.
Разработка способна обезличивать информацию и делать так, чтобы доступ к своим данным имел только их непосредственный «хозяин» по ключу шифрования, который, в свою очередь, разделен на две половины. Одна – нейронная сеть, вторая – сам человек со своей уникальной биометрией. Используя ее, например скан сетчатки глаза, пользователь запускает программу, которая выбирает среди неструктурированного массива именно его данные. Таким образом посторонний человек не сможет получить доступ к персональной информации, поскольку только нейросеть в состоянии отыскать ее и только при участии ее непосредственного владельца.
Программный продукт может применяться, например, при создании цифровых удостоверений – паспортов, водительских прав, страховых свидетельств. Также технологию можно задействовать для проведения электронного голосования, в платежных системах, в медицинских системах при хранении историй болезни, оформлении рецептов и больничных листов.
https://dzen.ru/rostecru

  Профиль  
  
    
#590  Сообщение 26.11.22, 16:46  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Ростех показал новейший планшет управления РСЗО и артиллерией

phpBB [media]


Новый комплекс управления артиллерией создали в России

Изображение

В России создали новый комплекс управления артиллерией "Планшет-М-ИР". Он размещается в бронеавтомобиле "Атлет".

Об этом РИА Новости в преддверии Международного военно-технического форума "Армия-2022" сообщил первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков. Он отметил, что "Планшет-М-ИР" создан для автоматизации управления расчетами РСЗО, артиллерийскими и минометными подразделениями. Комплекс является продолжением "Планшета-А", уже выпускаемого серийно.

"Планшет-М-ИР" имеет улучшенные характеристики. Он стал более мобильным, размещается в новом автомобиле "Атлет". Управлять им можно как из машины, так и извне. "Планшет-М-ИР" взаимодействует со всеми российскими беспилотниками. Этот тандем дает возможность командиру видеть происходящее на поле боя в режиме реального времени и корректировать огонь. А закрытая спутниковая связь обеспечивает сохранность данных. Кроме того, комплекс может оперативно обмениваться информацией, в том числе с разведывательными РЛС.

По словам первого заместителя гендиректора Ростеха, все сделано для того, чтобы исключить человеческий фактор из процессов получения целеуказания и проведения расчетов до поражения цели. Меньше минуты необходимо для расчетов и команды "огонь".
https://rg.ru/

  Профиль  
  
    
#591  Сообщение 26.11.22, 20:08  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
В России разработали новый дешёвый материал для производства солнечных батарей, и он в 180 раз тоньше кремния

Недавно специалисты Уральского федерального университета презентовали широкой общественности новую стратегическую разработку. Свердловские ученые создали уникальный материал для изготовления элементов солнечных батарей. Наверное, это открытие не поможет солнечной энергетике в одночасье заменить традиционную энергетику. Но вполне вероятно, что такие солнечные панели получат большое распространение там, где это уместно. Разберемся, в чем прелесть этого изобретения.

Изображение

Дешево и сердито
Считается, что дешево хорошо не бывает. Но отечественные ученые снова доказали, что это не так. Исследователи УрФУ и ИОС УрО РАН нашли альтернативу привычным кремниевым элементам, которые используются в классическом производстве солнечных панелей. Новая разработка получила название — перовскитные солнечные элементы (ПСЭ). В ходе длительных экспериментов ученые подобрали наиболее эффективную комбинацию молекул.

Технология производства новых элементов значительно проще и выгоднее аналогов. Они в 180 раз тоньше кремниевых, что напрямую влияет на их цену — существенно снижается себестоимость. Крайне важное преимущество ПСЭ перед кремниевыми предшественниками в том, что они поддаются более легкой модификации.

«Наши молекулы лишены главных недостатков фуллеренов, а их синтез очень прост даже в больших количествах. Оптические, электрохимические и электронные свойства наших молекул легко модифицируются. Кроме того, они являются диполями, что открывает ряд возможностей по усовершенствованию ПСЭ», — рассказал доцент кафедры технологии органического синтеза УрФУ Геннадий Русинов.

Изображение

Отрасли, где на постоянной основе уже применяют солнечные батареи
Общая мощность солнечных модулей на планете с 2010 года увеличилась в 15 раз, однако это не более 3% от всей мировой выработки. При этом кремниевые монокристаллические батареи до недавнего времени оставались самыми популярными и занимали больше 90% современного рынка.

Конечно, солнечные батареи еще долго не смогут вырабатывать серьезные объемы электроэнергии, сравнимые с объемами традиционных электростанций. Но уже сейчас около 25 отраслей вполне эффективно и стабильно генерируют энергию благодаря солнечным модулям.

В промышленности солнечные батареи устанавливают на крышах зданий, чтобы обеспечивать предприятия необходимой электроэнергией. Собственникам яхт модули позволяют не только обеспечить потребности судна, но и иметь постоянное освещение. Автопром начал выпускать автомобили с двигателями на солнечных генераторах с запасом хода не менее 130 км.

Солнечные батареи для дома — повсеместная практика. Дом обеспечен электроэнергией, нет перебоев с электричеством и даже можно продать остатки энергии по «зеленому тарифу» в общую сеть. Для нужд туристической отрасли солнечные панели вшивают в сумки, рюкзаки и палатки. Пчеловоды накапливают энергию в аккумуляторах и запускают электрический медогон, а электроножом распечатывают соты. Самолет, который полностью состоит из солнечных панелей, уже совершил кругосветку, проведя в воздухе 510 часов.

Также солнечные батареи часто используются в маяках, уличных фонарях, детских игрушках, холодильниках для вакцин, а также в солнечных печах и барбекю.

Изображение

Кому Россия создаст серьезную конкуренцию в производстве дешевых элементов нового поколения
В глобальном исследовательском отчете «Рынок солнечных батарей» (Absolute Reports) говорится, что «объем мирового рынка солнечных батарей в 2021 году оценивался в 145,67 млн долларов США, и ожидается, что он увеличится до 387,67 млн долларов к 2027 году».

Сейчас крупнейшие в мире производители фотовольтаических кремниевых элементов для солнечных панелей находятся в Китае. Это компании Longi и JinkoSolar Holding Company Limited, которые контролируют большую часть мирового производства.

Но надо понимать, что получение чистого кремния является производством повышенной опасности. Оно сопряжено с огромными выбросами токсичных веществ в атмосферу и возможными пожарами. Всё это негативно влияет на экологическую безопасность.

Поэтому перовскитные солнечные элементы, которые можно смело отнести к разработкам в рамках российской импортозамещающей политики, могут составить заметную конкуренцию китайским игрокам и другим производителям солнечных модулей.

Изображение

Эксперты уверены, что если удастся быстро запустить производство перовскитных солнечных элементов, то ощутимую долю рынка уже скоро займет Россия. И тогда российская промышленность сможет хорошо заработать, в том числе на стремлении некоторых партнеров отказаться от российских энергоносителей во что бы то ни стало.

https://dzen.ru/a/Y4IDLLmSVxp6Sktn

  Профиль  
  
    
#592  Сообщение 27.11.22, 10:16  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Аурус Комендант: Большой. Дорогой. Русский

Изображение

Осенью 2022 года на фоне различных негативных событий довольно скромно прошла премьера первого кроссовера российской марки «Аурус», получившего название «Комендант». Многочисленные «диванные эксперты» поспешили тут же заявить, что дорогая и совсем не массовая машина стране не нужна. Попробуем разобраться, так ли это.

Итак, марка «Аурус» - это первая в постсоветской истории попытка создать свою единую платформу легковых автомобилей и начать выпускать на ней сразу несколько моделей (проект «Единая модульная платформа», ЕМП, разработка госпредприятия НАМИ). Надо сказать, что авторы решили начать с самого сложного – сразу войти в сегмент премиальных автомобилей мирового класса. И это получилось. Сейчас уже выпускаются седан ЕМП-4123 «Аурус Сенат» (плюс собраны специальные лимузины на его базе для главы государства), минивэн ЕМП-4125 «Арсенал» и теперь к ним присоединяется кроссовер ЕМП-4124 «Аурус Комендант».

Пару слов про названия. Они основаны на названиях башен Московского Кремля (да, Сенат – Сенатская башня, Арсенал – Арсенальная, Комендант – Комендантская башня…). Почему пишут латиницей? Экспорт в приоритете – сколько таких дорогих машин можно продать на внутрироссийском рынке пока непонятно, а вот например арабским шейхам с их большими счетами Aurus приглянулся. Опять же – не США, не Великобритания, не Германия. А по качеству очень даже сопоставимо с премиальными «Роллс-Ройсами» и иже с ними. Хотя, можно было бы для русских покупателей делать и кириллические буквы. Ну да ладно. Идем дальше.

«Аурус Комендант» это 5,38 метров длины, 2 метра ширины, 1,82 метра высоты и почти 3,5 тонны массы! Все это на штатных 20-дюймовых колесах. Дорожный просвет регулируемый – в диапазоне от 21,5 до 26 сантиметров, для этого машину снабдили пневматической подвеской. Ну а чтобы получившийся крупный автомобиль отлично ездил, в наличии имеется уже освоенный в производстве для остальных «аурусов» 4,4-литровый российский бензиновый мотор V8, разработанный в НАМИ, мощностью 598 л.с. с опять же отечественной АКПП КАТЕ и синхронным электромотором с пиковой мощностью до 63 л.с. Всё, что должно быть в машине премиального сегмента, присутствует, вплоть до оригинальной натуральной отделки салона. В общем, качественно и конечно дорого. Пока в районе 33 миллионов рублей за штуку при мелкосерийной сборке.

В этом месте многочисленные критики дружно разрывают в истерике диваны и начинают без устали писать что-то типа «проклятые буржуи», «это никому не нужно», «а я купил китайца за 3 миллиона, там всё это есть» и т.д. Да, это не массовый автомобиль. Опять же одно дело сборка 100 штук, а другое скажем уже 5000 в год. Но есть один очень важный момент, касающийся всего проекта «Аурус», непререкаемо позитивный. Дело в том, что перед нами самая настоящая точка выращивания новой российской инженерно-технической элиты автопрома и ее входа на другие предприятия. Это люди, справившиеся со сложной задачей создания и производства очень сложных и современных машин, при этом на своей отечественной единой модульной платформе, и готовые нести опыт в обычный сектор массового производства, где используются платформы, как мы помним, зарубежные. Как теперь, будем критиковать их дальше или научимся думать на годы вперед?

Изображение
https://dzen.ru/a/Y4JTcLUbfX35-hHm

  Профиль  
  
    
#593  Сообщение 27.11.22, 18:02  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
ОДК приступила к заводским испытаниям первой в России газотурбинной энергоустановки для шельфовой добычи в Арктике

ОДК — Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») — проводит испытания нового газотурбинного агрегата в заводских условиях. В дальнейшем он поступит на эксплуатацию в составе ледостойкой плавучей платформы. Разработка является уникальной, поскольку она предназначена для высокоэффективной работы в максимально суровых условиях Арктики. Инновационный отечественный агрегат без труда заменит зарубежные аналоги.

Изображение

ГТА-8
Газотурбинный агрегат ГТА-8 имеет мощность 8,6 МВт. Он будет применяться на ГТС-32. Эту газотурбинную энергетическую установку разместят на новой ледостойкой платформе на месторождении природного газа Каменномысское-море (Обская губа, Карское море). Электростанция в полной мере обеспечит конструкцию теплом и электроэнергией.

ГТА-8 выполнен на основе морского двухтопливного газотурбинного двигателя Е70/8Р, а значит, он может сохранять работоспособность при температуре до -55°С. Агрегат применим в бурении, добыче, переработке и хранении нефтепродуктов.

Изображение

Строительство платформы
Платформа строится по частям на нескольких предприятиях. Сооружение весом в 40 тысяч тонн сможет справляться с задачами даже в жестком арктическом климате. Экстремально низкие температуры, штормы, давление ледников — всё это ему не помеха!

Характеристики и вправду впечатляют: длина ледостойкой платформы — более 135 м, ширина — 69 м, высота — 41 м. Для лучшей защиты ото льдов основание выполнено в форме клина, конструкция продумана до мелочей, оборудование защищено от холода и ветра, а применение новейших технологий обеспечит безопасность и износостойкость. Производители позаботились и об экологии: отходы будут доставляться на берег, а потом утилизироваться.

Изображение

Уникальность проекта
Освоение месторождения станет первым в мире шельфовым проектом, реализованным в до такой степени суровых условиях. По этой причине необходима очень надежная электростанция, которая сможет работать на газообразном и жидком топливе. Первые агрегаты поступят заказчикам в начале 2023-го года, а сама платформа появится на Обской губе к 2024-му.

Этот проект — один из крупнейших за последнее время, и особенно важно, что он следует политике импортозамещения. Производство отечественных компонентов позволит России забыть о потребности в поставках из других стран. Платформа «Приразломная», построенная годами ранее, к слову, продолжает работать, несмотря на экономическую изоляцию, однако подробности неизвестны.
https://dzen.ru/a/Y3yDlKg9_W37wKqE

  Профиль  
  
    
#594  Сообщение 28.11.22, 10:14  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Беспилотные фуры КАМАЗа начинают перевозить грузы по автомагистрали М-11

Введенный на трассе М-11 экспериментальный правовой режим разрешает движение беспилотных грузовых автомобилей. КАМАЗ станет одним из двух производителей, чьи грузовики выйдут в рейс. Это позволит повысить безопасность движения, снизит затраты и сроки перевозки. Благоприятный эффект ощутят не только юридические участники процесса, но и конечные получатели грузов, то есть всё население страны.

Изображение

Что, где, когда?
Правительство одобрило введение экспериментального правового режима (ЭПР) на скоростной трассе М-11 «Нева» Москва — Санкт-Петербург. Это было необходимо для реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры». ЭПР позволит вывести на трассу беспилотные грузовые машины для тестирования автомобилей и соответствующей инфраструктуры.

ПАО «КАМАЗ» предоставит грузовики, заказчиками перевозок выступят ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит» и Х5 Logistics, за инфраструктуру дороги отвечает ГК «Автодор». В зоне ответственности «Автодора» будет оборудование трассы и обмен данными автомобилей с динамической цифровой картой. ПО для карты разрабатывает непосредственно КАМАЗ. На ней будет отображаться дорожная ситуация в режиме реального времени. Государство в этом проекте берет на себя юридические риски, связанные с возможными ДТП.

На первом этапе запуска беспилотников в кабине будет присутствовать водитель, а диспетчер — наблюдать за процессом удаленно. Через 100 часов безаварийного движения и при отсутствии технических недостатков грузовик сможет ездить исключительно под дистанционным контролем.

Изображение

Прогресс в цифрах
По словам Минтранса, появление беспилотного транспорта повысит безопасность движения, смертность на дорогах снизится на 8%. Нововведение принесет и экономическую выгоду. К 2025 году затраты на оплату труда водителей снизятся на 30%, на топливо — на 28%, общая себестоимость перевозок — на 10%. Коммерческая скорость грузоперевозок ориентировочно увеличится на 25%.

В 2023 году КАМАЗ собирается запустить на М-11 5 машин, в 2024-м их количество увеличится до 50. По планам Минтранса, за первые полгода после старта проекта общий пробег беспилотников составит около 1 млн км, через два года пробег за 6 месяцев достигнет 16 млн км, через 3 года — 20 млн км.

Технологии, отрабатываемые на трассе «Нева», станут основой для расширения проекта «Беспилотный логистический коридор». К 2030 году в него планируется включить 19,5 тыс. км дорог. Благодаря этому Россия войдет в число мировых лидеров по коммерческой перевозке грузов беспилотным транспортом. В настоящее время КАМАЗы проходят испытания на полигоне в Набережных Челнах. Выезд на большую дорогу запланирован весной 2023 года, когда будут достигнуты все соглашения с ретейлерами.

Изображение

Заезд с препятствиями
По закону, водителю запрещено находиться за рулем больше 4,5 часов подряд. Таким образом, либо увеличивается время пути из-за частых остановок для отдыха, либо увеличивается стоимость доставки из-за оплаты двух сменных водителей. У недобросовестных перевозчиков нормы закона могут не соблюдаться, но это крайне негативно сказывается на безопасности движения. Беспилотные грузовики постепенно искоренят данную проблему.

Основной сложностью на пути машин с автопилотом были правовые нормы, которые теперь урегулированы введением ЭПР. Теперь главный вопрос — недостроенный участок М-11 в объезд Твери. Сейчас эту часть дороги приходится проезжать по трассе М-10. Однако на первом этапе работы это не будет существенно. Водитель, находящийся в кабине, сможет принять управление.

Избранный герой
До сих пор точно неизвестно, какой именно КАМАЗ первым выйдет в рейс. Сначала сообщалось, что это будет КАМАЗ-54901 последнего поколения К5. Он оснащен дизельным двигателем, полуприцепом и системой автономного управления класса 3+ на основе адаптивного круиз-контроля.

Изображение

Более вероятным вариантом называют модель под названием «Одиссей». Она создана на основе дизельного грузовика КАМАЗ-З43083. «Одиссей» оснащен камерами, радарами, лидарами и сонарами, высокоточной системой навигации, промышленным WI-FI, связью 4G и экстренным каналом ультракоротких волн.

По словам представителей компании, беспилотным можно сделать практически любой автомобиль из линейки КАМАЗа. При этом производителя мало волнуют введенные санкции и анонсируемый дефицит микроэлектроники. Специалисты находят отечественные аналоги или поставщиков из дружественных стран и продолжают работу. Если автоконцерн продолжит развиваться такими же темпами в ближайшее десятилетие, то по уровню разработок и качеству продукции не будет уступать западным конкурентам. За последние годы компания уже совершила громадный качественный скачок.

Могли ли вы ещё каких-то 8 лет назад подумать, что КАМАЗ будет выпускать беспилотные автомобили собственной разработки на дороги общего пользования?
https://dzen.ru/a/Y4OEzlMsnH79rnBa

  Профиль  
  
    
#595  Сообщение 28.11.22, 18:09  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Наступает эра российской микроэлектроники: у нас будут свои литографы, своя фабрика, свои процессоры

phpBB [media]


Производство самой передовой электроники с топологическими нормами меньше 5 нм сегодня возможно только на оборудовании голландской компании «ASML».

"ASML" - единственная в мире компания, владеющая системами и технологиями, которые способны давать излучение с длиной волны в 13,5 нм (EUV), пригодное для фотолитографии.

EUV-литография в настоящее время является полностью уникальной технологией. Другие компании также производят системы для литографии, но именно "ASML" лидирует в полупроводниковой индустрии.

Изображение
TWINSCAN NXE: 3600D - это система литографии последнего поколения, поддерживающая объёмное производство топологических элементов 5 и 3 нм.

Разработка нового литографического оборудования на основе технологии сверхжёсткого ультрафиолетового излучения началась в 1994 году. За 17 лет "ASML" инвестировала более 6 миллиардов евро в исследования и разработку EUV.

В августе 2006 года первый в мире демонстрационный инструмент для EUV-литографии был отправлен в колледж наноразмерных наук и инженерии в Олбани (США) и в IMEC в Левене (Бельгия).

В 2010 году была представлена первая в мире предсерийная система EUV - "TWINSCAN NXE: 3100".

В 2013 году начались первые серийные поставки "TWINSCAN NXE: 3300".

Как только стало окончательно понятно, что новая литографическая технология станет самой совершенной и недосягаемой ни для кого более в мире, в компанию стали инвестировать миллиарды долларов такие крупные производители, как Intel, Samsung и TSMC.

На сегодня больше нет каких-либо серьёзных разработок аналогов технологии EUV, которые могли бы в будущем конкурировать с продуктами компании "ASML".

Литографическое оборудование – это самый важный элемент в создании передовых топологических норм, и без него дальнейшее развитие микроэлектроники невозможно.

Приобрести данные машины можно только с разрешения правительства Нидерландов, которые, в свою очередь, учитывают позицию США. Так, в Россию даже до введения санкций поставка передовых литографов была негласно запрещена, а с 2014 года вообще стала невозможной..

-Под давлением США с 2019 года была запрещена продажа передового литографического оборудования Китаю.

По сути, EUV-системы могут закупать только избранные страны и компании, коими являются лидеры отрасли микроэлектроники - Intel, Samsung и TSMC.

К чему всё это? От начала разработок до серийной системы прошло 19 лет, и были потрачены миллиарды долларов инвестиций.

Недавно стала известна новость, что в России разрабатывают аналог технологии EUV - отечественный литограф с длиной волны менее 13,5 нм.

Изображение
EUV означает ‘экстремальный ультрафиолет’. Это относится к длине волны света. Свет глубокого ультрафиолетового излучения (DUV), используемый в производстве чипов, имеет длину волны 248 и 193 нм, тогда как свет, используемый в EUV-литографии, имеет длину волны 13,5 нм (фиолетовая линия в УФ диапазоне).

Заявлено, что уже создан рабочий образец-демонстратор, способный формировать наноструктуры до 7 нм.

Промышленный образец отечественного литографа на 7 нм планируется создать через шесть лет.

-На первом этапе, в 2024 году, будет создана «альфа-машина». Такая установка станет рабочим прототипом, на котором будут отрабатывать полный цикл операций.

-На втором этапе, с 2026 года, появится «бета-машина». Это будет уже полностью рабочий образец, который будут доводить до промышленного производства и автоматизации всех процессов.

-И на третьем этапе, к 2028 году, отечественный литограф получит более мощный источник излучения, а также улучшенные системы позиционирования и подачи, и начнёт полноценную работу.

Как-то странно всё это звучит, особенно в условиях тотального санкционного давления в сфере микроэлектроники и запрета на поставки любого подобного оборудования.

Компании "ASML" для разработки фотолитографов нового поколения понадобилось 19 лет с полной свободой действий и с привлечением инвестиций в десятки миллиардов долларов. А в России желают пройти тот же путь всего за 6 лет и без десятков миллиардов долларов инвестиций?

Этой новостью стали восторгаться многие интернет-издания и профильные ресурсы. Однако каких-либо подробностей представлено не было, что вызвало здоровый скептицизм у некоторых блогеров и различных критиков любых российских технологий.

-Вот я и решил разобраться: взброс ли это был, или всё же есть реальные перспективы.

В Институте прикладной физики Российской Академии Наук (ИПФ РАН) в Нижнем Новгороде ведётся разработка литографической установки. В 2011 году был построен образец-демонстратор литографа с рабочей длиной волны 13,5 нм. Это был испытательный стенд в рамках проводимых фундаментальных научных исследований.

Изображение
Действительно, в 2011 году был создан реально работающий образец.

Технология подтвердила свою работоспособность, что ознаменовало появление в России ключевых технологий, позволяющих разрабатывать и производить литографическое оборудование для диапазона длин волн в окрестности 13,5 нм.

Самое интересное тут то, что подобная длина волны является более подходящей для топологии 14 нм и менее, а использовать такие литографы на больших топологиях – 28 более нм – нецелесообразно из-за сложности и дороговизны оборудования.

То есть тут сразу идёт задел на минимальные размеры – до 1-2 нм.

Стендовый образец явно усовершенствовался, и главным новшеством является получение экстремального ультрафиолетового излучения, что добавляет больше сложностей по сравнению с традиционным ультрафиолетовым диапазоном. Тут требуется совершенная оптика, а сам источник излучения не должен загрязнять зону, где идут рабочие процессы.

Изображение
Для генерации экстремального ультрафиолетового излучения (EUV) в установках компании "ASML" используется CO2-лазер, который излучает два отдельных лазерных импульса на быстро движущуюся каплю олова. Это испаряет олово, превращая его в плазму, которая и создаёт свет диапазона EUV. Подобная операция совершается до 50 000 раз в секунду. Затем несколько многослойных зеркал собирают этот свет и перенаправляют его на пластину, уменьшая рисунок в четыре раза. Совершенствуя системы проекционной оптики, удаётся получать всё более совершенную топологию: разрешение было повышено с 7 нм до 3. Идёт разработка новой проекционной оптики для EUV-системы, способной получать топологию в 2 нм.

При этом все эти проблемы нужно было решить уже на этапе создания демонстратора.

Но может ли российский институт решить задачи, которые потребовали от нидерландской компании много времени, денег, а также сотрудничества с самыми передовыми компаниями и институтами США в области микроэлектроники?

Если отвечать с наскока, то НЕТ. И больше никто в мире пока не пытается достигнуть схожих результатов, понимая, какие усилия понадобятся для разработки своих аналогов этой системы.

Однако есть только одно условие, при котором это возможно – самые передовые фундаментальные исследования в нужных областях.

Ну, и что там у нас в этом направлении?

Институт прикладной физики Российской Академии Наук для многих, на удивление, является лидером по многим фундаментальным исследованиям, в том числе и в области лазерных и оптических технологий.

Изображение
ИПФ РАН. Лазерный комплекс "PEARL".

Например, уникальная научная установка "PEARL" (PEtawatt pARametric Laser) была первым в мире лазерным комплексом петаваттного уровня мощности, основанном на параметрическом усилении фемтосекундных импульсов.

В настоящее время на основе полученного при создании системы "PEARL" опыта в ИПФ РАН строится лазерный комплекс "PEARL-10" мощностью более 5 ПВт. Разработана концепция экзаваттного лазерного комплекса – проект XCELS, включённый в число шести российских проектов класса мегасайенс (крупные дорогостоящие международные научные и исследовательские комплексы), для реализации на территории страны в предстоящее десятилетие.

Появление таких источников открывает новые горизонты для фундаментальных исследований и уникальных технологий.

В 2018 году учёными ИФМ РАН была опубликована работа, в которой были представлены экспериментальные данные по лазерно-плазменному источнику рентгеновского излучения на основе ксенона.

Изображение
Научная работа учёных и специалистов ИФМ РАН, рецензируемая и опубликованная на научном американском ресурсе.

В 2018 году учёными ИФМ РАН была опубликована работа, в которой были представлены экспериментальные данные по лазерно-плазменному источнику рентгеновского излучения на основе ксенона.

В работе были наглядно продемонстрированы результаты, полученные нашими учеными в достижении инновационного метода нанолитографии – безмасочной рентгеновской литографии на длине волны 6,7 нм.

Изображение
Судя по публикации, были обнаружены два устойчивых режима работы источника.

Вместо расплавленного оловянного источника, применяемого в проекционной литографии компанией "ASML", в российской разработке применяется мишень на основе ксенона. При сравнимой эффективности это существенно упрощает конструкцию источника и лазерную систему, минимизирует загрязнение оптических элементов, уменьшает рабочую длину волны на 20% при работе на длине волны 10,8 нм, и в 2 раза – на длине волны 6,7 нм.

Разумеется, уменьшение длины волны пропорционально повышает разрешающую способность литографа.

В общем, учёные из США сошлись во мнении, что литограф на основе российской разработки будет в 1,5-2 раза эффективнее, чем у компании "ASML".

В арсенале института имеются рентгеновские зеркала, которые успешно там выпускают, лазерно-плазменный источник рентгеновского излучения и сам прототип установки, на которой уже получены первые структуры размером в 7 нм.

Изображение
Вот этот самый лазерно-плазменный источник рентгеновского излучения в ИФМ РАН.

То есть рентгеновская литография становится реальностью. Если удастся всё воплотить в срок, то появится первая в мире рентгеновская фотолитографическая установка, работающая в диапазонах волн 10,8 и 6,7 нм с разрешающей способностью до 1 нм.

Изображение
Демонстрационный стенд уже сегодня имеет длину волны 11,3 нм, что превосходит показатели компании "ASML". Обратите внимание, что используется оптический элемент, способный фокусировать рентгеновские лучи, а не отражать их, как это сделано в установках компании "ASML". Рентгеновская оптика была разработана совместными усилиями института и корпорации "Росатом".

Изображение
Фрагмент рентгеновской линзы.

Изображение
В том-же 2018 году, Российские ученые из ИФМ РАН опубликовали исследования "Эффективность преобразования лазерно-плазменного источника на основе Xe-струи в области длины волны 11 нм", где были показаны результаты практического применения в литографии, которые были воспроизведены на демонстрационном стенде.

Изображение
Схема той самой демонстрационной установки, на которой были получены 7 нм структуры, с длинной волны 11,3-10,8 нм. И это было ещё в 2018 году.

Но это только один из путей развития российской технологии фотолитографии. Есть ещё одно направление безмасочной EUV-фотолитографии, а именно использование синхротронного излучения в качестве основного источника в литографическом оборудовании.

И в России в марте 2022 года по заказу Минпромторга преступили к разработке концепции безмасочного рентген-фотолитографа с длиной волны менее 13,5 нм на базе синхротронного источника. На эти работы было выделено 670 миллионов рублей.

Изображение
Синхротронное излучение создаётся в синхротронах - накопительных кольцах ускорителей - при движении заряженных частиц.

В работу включены МИЭТ, зеленоградская компания ЭСТО и зеленоградский синхротрон — ныне технологический накопительный комплекс (ТНК) «Зеленоград» НИЦ «Курчатовский институт».

Изображение
Упрощённая схема литографа на базе синхротронного излучения.

-Фотолитография на базе синхротронного излучения должна появиться через 5-10 лет.

Примечательно, что синхротронное излучение является следующим этапом развития технологии фотолитографии, благодаря которой можно достигать топологии транзисторов меньше 1 нм. Вот только к фабрике должен быть пристроен ускоритель частиц.

Так как на синхротроне можно достичь устойчивого излучения ещё меньшей длинный волны в рентгеновском диапазоне, то технология будет являться конечной эволюцией в литографическом оборудовании, где производимые наноструктуры будут подведены к теоретическому пределу (менее 1 нм), когда дальнейшее уменьшение будет невозможно.

-Дальнейшая технология будет развиваться по пути «слоёного пирога» - транзисторы можно будет расположить только один над другим.

А это уже совершенно иной уровень, представляющий собой атомно-микроэлектронную отрасль.

Хотя, чему удивляться, "Росатом" уже занялся разработкой квантовых компьютеров и создал новый дивизион по электронике, куда вошли «АСУТП и электротехника» и АО «Русатом Микроэлектроника».

Сегодня больше 50% всей электроники в мире (в том числе - автомобильной, космической и индустриальной) производится по нормам 360-180-65 нм.

По этим нормам в России создаются собственные литографы, благодаря чему закрывается весь спрос в электронике.

И традиционно от жителя Зеленограда, кем я являюсь, фото первой в России строящейся фабрики для выпуска процессоров по технологии 28 нм и меньше.

Изображение
Работы идут без остановки.
Изображение
Уже добрались до кровли. Стройка явно идёт с опережением сроков, так как сдача объекта была запланирована на конец 2024 года.
Изображение
Злые языки говорили, что стройку законсервируют после введения санкций. Но, как видите, она только ускорилась.
Изображение
А через дорогу от строящейся фабрики возводится общежитие гостиничного типа (1 класса) для проживания высококвалифицированного персонала, который будет работать на фабрике.

В заключении можно сказать следующее: в России будут свои литографы, будет своя фабрика и будут свои процессоры. Иначе не будет России...

Постскриптум.

США ранее ввели санкции против ведущих научных институтов России, в том числе против ИФМ РАН.
https://dzen.ru/a/Y342uPG8nBgGZkvE

  Профиль  
  
    
#596  Сообщение 28.11.22, 21:52  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Вектор в будущее. Инновации в атомной отрасли

phpBB [media]


Малые АЭС и другие технологии.

  Профиль  
  
    
#597  Сообщение 29.11.22, 09:27  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Атомный насос вам в санкции: корпорация «Росатом» обеспечила проект«Арктик СПГ — 2» всеми типами насосного оборудования

Корпорация «Росатом» активно начала осваивать рынок насосного оборудования для добывающей отрасли. О том, что нельзя вечно уповать на поставки из-за рубежа, отечественные специалисты задумались еще в далеком 2014 году. А теперь Запад, после того как активировал всевозможные табу на экспорт своих комплектующих, с удивлением наблюдает, что они не произвели должного эффекта. Россия справилась с импортозамещением в критических отраслях, в том числе и в производстве природного сжиженного газа, который сейчас в цене на мировом рынке.

Изображение

Атомный насос российского производства
Стремление к независимости возникло задолго до бушующего ныне международного конфликта. Так, первый СПГ-насос был создан еще в 2018 году силами инженеров ОКБМ им. И.И. Африкантова. До этого момента в стране просто-напросто не было технологий для сооружения такого агрегата.

На сегодняшний день Росатом разработал целую линейку насосного оборудования из 6 типов атомных насосов. Это позволит обеспечить любое средне- или крупнотоннажное производство СПГ такими машинами. Более того, новые насосы изготавливаются исключительно российскими компаниями.

«То, что мы в состоянии сделать российский насос, который будет работать, изготовлен в России российскими предприятиями, означает, что мы не будем зависеть ни от его сервиса, ни от эксплуатации, мы всегда можем поставить необходимое количество запчастей и обслужить его», — рассказал генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

Изображение

Тяжелый СПГ-насос испытывали, как могли
Стоит отметить, что в атомной отрасли такие насосы рассчитаны на весь срок службы реактора (как правило, от 40 до 100 лет) и работают в экстремальных условиях под воздействием радиации. Испытания криогенного СПГ-насоса ЭНК 2000/241 на стенде прошли еще в декабре 2021 года. По словам директора по газонефтехимии Атомэнергомаша Олега Шумакова, на этом крупнотоннажном насосе с номинальной подачей 2000 м³/ч «все возможные и невозможные режимы» отрабатывались в течение 3 месяцев, что гораздо дольше привычного срока испытаний иностранного оборудования. Его испытывали в среде сжиженного природного газа при температуре ниже -160°С, а в жидком азоте — при -190°С.

Поэтому в качестве насосов от Атомэнергомаша, который пока единственный их производит, сомневаться не приходиться. В то время как атомная отрасль США и Европы на этом векторе сейчас переживает не лучшие времена, да и высокотехнологичный Китай еще не вышел на должный уровень.

Изображение

На «Арктик СПГ — 2» заканчивают строительство 3 плавучих заводов
Новые насосы создают для проекта «Арктик СПГ — 2». На этом объекте будут возводить крупные сооружения для добычи необходимых ресурсов и производства СПГ, другими словами — завод по производству заводов. В ближайшем будущем на «Арктик СПГ – 2» построят 3 платформы для работы со сжиженным газом. Строительство подходит к финальной стадии.

Размер одного резервуара для сжиженного газа сопоставим с площадью двух футбольных полей. Именно с таких резервуаров СПГ будет перекачиваться новыми атомными насосами на танкеры. Для каждого резервуара необходимо 4 насоса.

Но строительством трех плавучих заводов, разумеется, российские специалисты не ограничиваются.

«Перспектив у нас, конечно же, не три. Мы планируем, где у нас будет и четвертый завод, и пятый рассматриваем. То есть в принципе мы готовы строить по одному заводу в год», — поделился директор по контролю основного технологического оборудования ПАО «НОВАТЭК» Тагир Нигматулин.

Изображение

К слову, такие плавучие производства являются российским ноу-хау, никто в мире ничего подобного ранее не строил. И пусть в России еще не освоен весь комплекс производства оборудования для крупнотоннажных заводов, но наработки Росатома уже активно применяются. И это, безусловно, приближает РФ к лидерству в критически важных сферах экономики.
https://dzen.ru/a/Y4UEKHUQuy4x1iDX

  Профиль  
  
    
#598  Сообщение 29.11.22, 15:24  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23319
Благодарил (а): 89 раз.
Поблагодарили: 442 раз.
Господство в небе: российский "стелс" Су-57 пошёл в производство

phpBB [media]

  Профиль  
  
    
#599  Сообщение 29.11.22, 15:31  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 80787
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 2663 раз.
Поблагодарили: 2284 раз.
СССР
--- le,km ---

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось Чупакабра 29.11.22, 15:33, всего редактировалось 1 раз.
  Профиль  
  
    
#600  Сообщение 29.11.22, 15:32  
Обозреватель
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 80787
Откуда: Плюк—планета № 215 в Тентуре галактики "Кин-дза-дза" в Спирали.
Благодарил (а): 2663 раз.
Поблагодарили: 2284 раз.
СССР
waheed писал(а):
Инновации в атомной отрасли


Словоо ИННОВАЦИИ всегда надо понимать что бабкам выделенным пистец и ничего не будет потом...

_________________
Изображение

  Профиль  
  
    
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1526 ]  Стрaница Пред.  1 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 77  След.

   Похожие темы   Автор   Ответы   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Почему жители бу УССР воюют против России? Вроде, простой вопрос.

Олег

377

16.04.24, 18:21

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. В России ничего не производят....

Олег

43

16.04.24, 15:06

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Какие-то страны помогают России с Орском ?

Катюша

39

16.04.24, 15:01

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Запад всегда был против России

Saruman

17

16.04.24, 09:19




[ Time : 0.148s | 20 Queries | GZIP : Off ]