На освобожденных территориях Украины начали применять такую меру борьбы с диверсантами, как выдворение «неблагонадежных граждан». Подобная практика существовала в СССР. Насколько эффективен этот инструмент для пресечения террористической деятельности? Какие ситуации могут дискредитировать практику выдворения?
https://vz.ru/society/2022/9/1 ... .htmlВласти Запорожской области выдворили на территорию, контролируемую Киевом, четырех неблагонадежных граждан, которые вели проукраинскую пропаганду, способствовали срыву учебного процесса в школах Мелитопольского района, а также препятствовали работе граждан с военно-городской администрацией.
Один из депортированных использовал административный ресурс для организации несанкционированных митингов и финансово поддерживал СМИ, пропагандирующие терроризм. Другой пытался дестабилизировать общественную безопасность, приводит РИА «Новости» слова представителя российского силового ведомства.
Всех четверых доставили до крайнего блокпоста, зачитали каждому, в чем он обвиняется, и отправили пешком на подконтрольную Киеву территорию. Один из высланных – Виктор Романов – среди прочего «проводил дискредитацию органов российской власти и Вооруженных сил РФ».
Накануне называемый украинскими СМИ «городским головой Мелитополя» Иван Федоров сообщил, что жители освобожденных территорий «после многих случаев ликвидации предателей массово выходят на связь с украинскими спецслужбами с предложением предоставлять важную информацию в обмен на отмену или ослабление ответственности».
В тот же день в Херсоне в ходе контртеррористической операции была ликвидирована диверсионно-разведывательная группа. В экстренных службах пояснили, что были «оцеплены кварталы в районе железнодорожного вокзала до улицы Ильи Кулика». Сначала «были прилеты в этом районе», после «началась перестрелка».
Представитель оперативных служб сообщил, что «была выявлена группа вооруженных лиц», затем «российские силовики оперативно выехали на место» и в результате «преступников нейтрализовали». Среди мирных жителей жертв и пострадавших нет.
.....
В этой связи газета ВЗГЛЯД разбиралась, какие методы для борьбы с «подпольем» на освобожденных территориях наиболее приемлемы для Москвы.
«Такой подход с выдворением неблагонадежных жителей практиковался в ДНР и ЛНР.
Я знаю случаи, когда людей, откровенно пропагандировавших проукраинскую позицию, но формально не преступавших закон, просили покинуть Донбасс во избежание более тяжелых для них самих последствий. Все проходило очень тактично и вежливо: их подвозили на КПП, отправляли за территорию, контролируемую донецкими силами, а в документах ставили соответствующую отметку, чтобы у них не было возможности вернуться в Донбасс», – рассказал политолог Владимир Корнилов.
Эксперт подчеркнул: если говорить с позиции гуманности, то высылка гораздо лучше, чем аресты и суды, конечно, если речь идет о тех людях, которые не представляли военной опасности или угрозы совершения терактов. «Я не исключаю, что они были поставлены перед выбором: или быть осужденными, или быть выдворенными», – добавил он.
Прибыв на Украину из Донбасса, эти люди, как правило, развивали свою антироссийскую и антидонецкую пропаганду, но успеха в этом не имели – их голос затихал в медиапространстве, указал политолог. «Их пропаганда не была сильно заметной, в первую очередь потому, что на Украине всех донецких, без разбора, зачисляли в противники, какие бы точки зрения они не транслировали. Кого-то некоторое время «попользовали», но по мере радикализации отношений Киева с Донбассом, от услуг прибывших пропагандистов отказывались», – пояснил он.
По словам собеседника, для борьбы с так называемым подпольем на нынешних освобожденных территориях Запорожской и Херсонской областей выдворение может быть вполне эффективно. «В конце концов, и в Советском Союзе противников большевистского строя не только сажали и расстреливали, но значительное количество оппозиционеров, в том числе многих представителей интеллигенции, просили просто уехать из СССР. И это было вполне действенным инструментом», – напомнил Корнилов.
....