«Не на бумаге, а на деле»Генпрокурор Игорь Краснов рассказал “Ъ” о борьбе с коррупционерами, украинскими националистами и собственными подчиненными
08.08.2022
Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, что за полгода прокурорами было выявлено 2,7 млн нарушений законодательства; раскрыт картельный сговор ряда поставщиков медпрепаратов; выявлены злоупотребления проверками бизнеса в Роспотребнадзоре, почему украинский «Азов» признан террористической организацией и как наказали сотрудников надзорного ведомства, надзирающих за соблюдением законности в уголовно-исправительной системе.
Игорь Краснов
— По некоторым данным, после начала специальной военной операции (СВО) в Донбассе прокуроры начали работать в особом режиме реагирования на события.— Безусловно, текущие обстоятельства обязали расставить акценты. Внешние вызовы потребовали применения новых подходов к организации надзорной деятельности, расширения форм и методов взаимодействия с населением и институтами гражданского общества. Для этого еще в апреле мною было дано указание об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми Российской Федерацией мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности. Разумеется, достижение реальных результатов в защите прав граждан, интересов государства и общества, обеспечение законности при функционировании экономики является основным маркером всей работы прокуроров.
Отмечу, что за первые шесть месяцев этого года прокурорами было выявлено почти 2,7 млн нарушений законодательства, защищены права почти 600 тыс. человек, по нашей инициативе к дисциплинарной ответственности привлечено около 428 тыс. граждан, а к административной — еще более 131 тыс. Материалы прокуратуры послужили основанием для возбуждения свыше 11 тыс. уголовных дел.
[...]
— Можете оценить объем фейковой информации о событиях в Донбассе?— После начала специальной военной операции нами было усилено противодействие распространению в интернете призывов к экстремизму и терроризму, массовым беспорядкам и фейковых новостей.
Заявлено и удовлетворено более 340 требований прокуроров о блокировании недостоверной общественно значимой информации о СВО, удалено или заблокировано порядка 138 тыс. интернет-ресурсов.
— Как прокуратура реагирует на санкции, которые вводятся в отношении России?— По моему поручению был усилен надзор за исполнением таможенного законодательства, приняты меры по пресечению незаконного вывоза из Российской Федерации и ввоза на территорию страны пищевой продукции, медицинского оборудования, сырья, запчастей иностранного производства, в отношении которых установлен особый порядок перемещения, обеспечению соблюдения запретов на осуществление валютных операций.
После введения со стороны недружественных государств ограничений, связанных с внешнеторговой деятельностью, фактическим закрытием границ Евросоюза для экспорта отечественной продукции и импорта необходимых для нашей экономики товаров, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти прорабатываются различные варианты изменения логистических цепочек поставок грузов.
Транспортными прокурорами совместно с представителями таможенных органов организованы личные приемы предпринимателей, в ходе которых разъясняется порядок предоставления льгот и преференций. Формируется практика реализации положений административного законодательства, направленных на поддержку особо уязвимых субъектов предпринимательской деятельности — малых и микропредприятий. В апреле—мае в арбитражные суды Центрального федерального округа направлены десять заявлений об изменении вида наказания на предупреждение по неисполненным постановлениям по делам об административных правонарушениях, которыми организациям впервые назначено наказание в виде штрафа. В связи с приостановлением полетов в аэропортах юга России по предложению Генпрокуратуры был реализован целый ряд компенсационных мер. На открытых маршрутах увеличена частота рейсов, произведена замена самолетов на имеющие увеличенную вместимость. Повышена интенсивность железнодорожного сообщения, введены дополнительные поезда. При этом нами были выявлены нарушения при строительстве и реконструкции аэропортовых комплексов Внуково, Воронеж, Пермь, Томск, Южно-Сахалинск, связанные с несоблюдением сроков выполнения работ и отклонением от проектов, что послужило основанием для внесения представлений, привлечения виновных к административной ответственности, а также возбуждения уголовных дел по фактам приемки невыполненных работ.
— Почему вы подали в Верховный суд иск о признании регулярного украинского военного подразделения «Азов» экстремистской организацией?— Мы собрали доказательства совершения членами объединения «Азов» преступлений экстремистской и террористической направленности, в том числе факты участия обученных в нем наемников в военных действиях, обеспечении их оружием и боеприпасами. Установлены факты применения членами «Азова» запрещенных средств и методов ведения войны. В ходе этой работы мы однозначно пришли к выводам о
деятельности «Азова» как националистического формирования, основанного на нацистской идеологии и поддерживающего запрещенные в России экстремистские организации. Преступления, совершенные боевиками «Азова», могут сравниться по своей жестокости лишь с действиями немецко-фашистских захватчиков и их пособников в годы Второй мировой войны. Мы установили факты, свидетельствующие о том, что боевиками «Азова» взяты за основу труды идеологов фашизма, включая нацистскую символику и лозунги.Поэтому, отвечая на ваш вопрос — подача в Верховный суд России иска о признании «Азова» террористической организацией и запрете ее деятельности на территории России была безусловной и очевидной. Вам известно, что судебное заседание проходило в закрытом режиме, однако в его открытой части были заслушаны показания специалистов, представивших дополнительные доказательства преступной деятельности батальона «Азов». Так,
в суде выступили правозащитники, журналисты, общественные деятели, изучающие на протяжении многих лет деятельность «Азова», которые представили видео- и аудиоматериалы, в том числе показания очевидцев, о совершаемых его боевиками пытках и убийствах мирных граждан, включая малолетних детей, умышленных нападениях на гражданские объекты, минировании и закладывании взрывных устройств в местах пребывания гражданского населения. Суд согласился с мнением о необходимости запретить деятельность объединения «Азов» немедленно.