Статья из газеты "Труд" 2002 года, т.е. была опубликована (https://www.trud.ru/article/02 ... .html) ровно 20 лет назад!МВФ на заре реформаторской эпохи в Аргентине, а было это 10 лет назад (в 1992 году), требовал от получателей кредитов следовать им же составленным рецептам экономического преуспевания, среди которых на одном из первых мест стоит либерализация потоков капитала.
Притом вне зависимости от того, насколько слаба или сильна банковская система, существуют ли достаточные золотовалютные резервы для подстраховки, насколько действен государственный учёт и контроль за капиталом, имеющим тенденцию в условиях безнадзорности, в чем мы и сами убедились, становиться паразитически-спекулятивным.
Коллапс, случившийся в Аргентине после 10 лет реформаторской активности Доминго Кавалло, творца того, что впопыхах окрестили с минуты на минуту ожидаемым "экономическим чудом", стал очень для многих неприятной неожиданностью. Конвульсивные стоны аргентинской банковской системы аукнулись не только в штаб-квартире Международного валютного фонда, но и в России, где ещё памятны восторженные эпитеты в адрес Кавалло, приезжавшего в Москву в роли проповедника неолиберальной модели перестройки экономики.
Между тем все предпосылки для мощного рывка вперед у Аргентины по любым меркам богатейшего государства были налицо. Урожаи - любой позавидует: 66 миллионов тонн зерна и зернобобовых. В окрестных водах вылавливают каждый год 850 тысяч тонн рыбы. Добыча нефти - 75 миллионов тонн в год, а разведанные запасы равны примерно 1,4 миллиарда тонн. Реки судоходны, а это позволяет экономить на перевозках, к тому же полноводны, и поэтому 40% всей энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях. Список изначальных стартовых преимуществ можно было бы продолжать.
Сегодня прискорбный итог "перестройки" по Кавалло суммирован в цифрах. Безработица, по официальным данным, выросла до 18%, а по неофициальным, достигла 30%; резервы Центробанка в 2001 отчётном году сократились на 18 миллиардов; случилась утечка денежных средств со счетов - граждане, потеряв доверие к банкам, сняли четверть всех своих сбережений, а корпорации, в первую очередь иностранного происхождения, и вовсе репатриировали все своим авуары. Наконец, произошло снижение доходов на душу населения - на 12 процентов, и доля тех, кто живёт за порогом бедности, достигла 40%, или 15 из 37 миллионов.
Что привело страну к "разбитому корыту"? Во-первых, в числе спусковых механизмов кризиса эксперты называют приватизацию, характеризуемую двумя эпитетами - "поспешная" и "повальная". В частные руки отдали национальную авиакомпанию, электроэнергетику, нефтяные скважины, системы телекоммуникаций и 90 процентов всех банковских учреждений. Поначалу доходы от продажи этих стратегических для любого государства активов грели карман и самолюбие реформаторов. Но через 10 лет, когда подсчитали - прослезились. В форме репатриированной прибыли транснациональных корпораций, в виде процентов на размещенные банковские депозиты за границу было вывезено 60 миллиардов 253 миллиона долларов.
Во-вторых, привязка национальной валюты к американскому доллару и искусственное завышение её стоимости привели к перекосам в экспортно-импортных операциях. Вывозить товары за рубеж стало "себе дороже". Экспорт упал. Вместе с доходами. Возник дефицит внешнеторгового баланса, достигший 23,8 миллиарда долларов. В-третьих, после принятия "гибкого" трудового законодательства сжалась пружина социальной напряжённости. В апреле 2000 года сенат принял поправку к закону о труде, предоставив свободу предпринимателям-хозяевам избавляться от наёмных работников. Осенью вспыхнул скандал: стало известно, что ряд сенаторов, "продавивших" поправку, получили за это взятку. Как следствие - "низы" перестали доверять "верхам".