О желании России выйти к берегу Индийского океана говорил еще небезызвестный Жириновский — как всегда эпатажно, но строго следуя линии Кремля:
Я мечтаю, чтобы русские солдаты омыли свои ноги тёплой водой Индийского океана и навсегда перешли на летнюю форму одежды.
И вот похоже, что мечты Владимира Вольфовича сбылись. Конечно не в той форме, какой он напридумывал, но Россия получила прямой доступ к портам в Индийском океане.
На этой неделе, по транспортному коридору «Север – Юг», был отправлен первый железнодорожный состав из Хельсинки в крупнейший порт Индии Нава-Шева.
Международный транспортный коридор «Север – Юг»
Все цитаты в главке из справки МИД РФ на официальном сайте -
https://www.mid.ru/foreign_pol ... 10952Начало истории уносит нас в далекий 2000 год, когда Россия, Иран и Индия заключили межправительственное соглашение о транспортном коридоре.
Тогда рассматривалось несколько вариантов пути — через Армению, Азербайджан и Казахстан-Туркмению.
Армения была практически сразу исключена из-за сложности рельефа и больших финансовых затрат.
Казахский маршрут выглядел более предпочтительным, так как не требовал от России и Ирана больших затрат (их часть ж/д пути уже существовала).
Через Азербайджан, путь хотя и был короче, но надо было достраивать участок в Иране (от границы Азербайджана к ж/д сети страны).
Вскоре, Казахстан отстроил свой участок коридора (2007 год), но проблемы возникли с Туркменией.
Возможные варианты в обход Туркмении
Обходные варианты удлиняли путь на более чем 1000 км.
Рассматривались и комбинированные варианты через Азербайджан, т.к. Иран также не хотел вкладываться в строительство участка на своей территории.
Комбинированный вариант
В конце концов. решают развивать азербайджанское направление, оставляя казахстанское, как запасное.
Формируется новый интермодальный маршрут, по которому организуется доставка контейнерных грузов через Россию в Иран. Совместно с партнерами в Азербайджане и Иране решается вопрос о налаживании прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря со строительством новой линии железной дороги Казвин - Астара (иранская) - Астара (азербайджанская). Подписано соглашение между Россией, Ираном и Азербайджаном о создании консорциума для сооружения этой линии, в рамках которого предусматривается учреждение совместных компаний, обмен проектами строительства и разработка на этой основе бизнес – плана.
Вопрос растягивается на годы. Главная проблема все та же - финансирование.
в 2012 г. в Москве на переговорах руководителей железных дорог России, Ирана и Азербайджана. По их итогам подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании, в рамках которого стороны согласовали порядок проведения необходимых технико-экономических изысканий, а также финансовой и юридической экспертизы проекта строительства железнодорожной линии Казвин – Решт – Астара (Иран) – Астара(Азербайджан).
5-е заседание Координационного совета МТК «Север-Юг» состоялось в Баку 24-25 июня 2013 года. В заседании приняли участие представители Азербайджана, Беларуси, Индии, Казахстана, Российской Федерации, Сирии и Турции.
И так далее:
Очередное 6-е заседание Координационного совета МТК «Север-ЮГ»,
а также 7-я встреча экспертной группы состоялись 19-21 августа 2015 г.
в Нью-Дели (Индия). В ходе мероприятий рассмотрен ход реализации проекта, намечены дальнейшие шаги для его перевода в практическую плоскость.
В рамках «Транспортной недели – 2015» (Москва, 30 ноября –
5 декабря 2015 г.) проведена трехсторонняя встреча представителей Росси, Азербайджана и Ирана на уровне заместителей министров профильных ведомств, на которой обсуждались перспективы развития перевозок по МТК «Север – Юг» с использование железнодорожной инфраструктуры.
Маленький кусочек пути - Астара-Решт-Казвин, приносит большие проблемы:
Зеленым - проблемный участок
Решение проблемы
В 2016 году, Азербайджан заявил, что готов помочь Ирану в изыскании нужной суммы для строительства участка. Создается совместная рабочая группа.
Была создана совместная ирано-азербайджанская рабочая группа для изучения вопросов кредитования в размере $500 млн для продолжения строительства Решт-Астара. (с) Викиновости
К марту 2019-го года отстраивается участок Решт Казвин. Остается совсем чуть-чуть, но на это требуется дополнительный миллиард.
После строительства ж/д путей Решт-Казвин
У Ирана, который находится в нелегком финансовом положении свободных средств нет, а дать кредит стране никто не рискует (или санкции мешают). Он готов взять на себя только половину требуемой суммы.
И вот, совсем недавно, 22 июня, посол Ирана в Азербайджане заявил, что Баку готов выдать кредит в полмиллиарда.
Посол также рассказал о решении Азербайджана выделить Ирану кредит в размере 500 миллионов долларов США для строительства железной дороги Решт-Астара: "Вопрос кредита обсуждался на нашей последней встрече с президентом Ильхамом Алиевым. В настоящее время в этом направлении существует ряд технических проблем, и мы работаем над их устранением" (с)
https://report.az/ru/infrastru ... ranu/Первый состав транспортного коридора «Север – Юг»
Интересно, что о предоставлении кредита стало известно на следующий день после того, как из Хельсинки стартовал первый состав.
То есть, как я понимаю, Иран уже проложил полотно на участке Астара-Решт полностью, а тянул, желая получить кредит (возможно для дальнейшего обустройства МТК).
Из столицы Финляндии Хельсинки в индийский морской порт Нава-Шева по международному транспортному коридору Север-Юг отправился первый контейнерный блочный поезд, сообщили в ООО ADY Konteyner.
Состав, перевозящий бумажную продукцию, пройдет по территории России, Азербайджана и Ирана и достигнет Индии. Ожидается, что в общей сложности он преодолеет расстояние в 7 200 км. (с)
https://ru.oxu.az/economy/50535427 июня, состав, состоящий из 32-х сорокофутовых контейнеров, прибыл в Баку.
На подъезде к Баку
Первый контейнерный поезд, отправленный из Хельсинки (Финляндия) в индийский порт Нава-Шева, прибыл в Азербайджан. Поездом, состоящим из 32-х сорокофутовых контейнеров, в Индию будет доставлен груз из бумажных изделий. Операторами данного проекта являются AO RJD Logistics, ООО ADY Container LLC и Tarkib Trans Co. Об этом сообщили в дочерней компании ЗАО "Азербайджанские железные дороги. (с) Журнал Москва-Баку
По контейнеру на платформу
Можно поздравить всех участников проекта, которые не только выгадают экономически, но еще больше свяжутся политически.
МТК "Север-Юг" и путь использованный раньше
Не могу не передать привет жителям Армении, посочувствовать, что не удался их проект "Север-Юг", и напомнить, что еще не поздно вскочить в последний вагон транспортного коридора"Восток-Запад".
А то окажется, как с Туркменией — взрослые дяди соберутся и решат работать через Грузию.
Железнодорожная сеть на Южном Кавказе
https://zen.yandex.ru/media/0_ ... n=dbr