Она может понадобиться в том случае, если западные страны решат арестовать активы российского центробанка.
Указ, разрешающий ускоренную продажу государственных активов по специальной процедуре, который накануне во вторник, 30 сентября 2025 года, подписал президент РФ Владимир Путин — это российский «ответ» на возможную конфискацию активов ЦБ на Западе. Об этом агентству Bloomberg на условиях анонимности сообщил источник, знакомый с ситуацией.
По его словам, если Европейский союз начнет арестовывать российские активы, Москва может ответить симметричными мерами, в том числе через подписанный указ.
Согласно документу, указ ограничивает предпродажную оценку десятью днями и ускоряет государственную регистрацию права собственности. Государственный «Промсвязьбанк» был назначен для проведения таких сделок, и в указе Путина подчеркивается, что эти изменения являются ответом на «недружественные действия» западных стран против России. По данным Bloomberg, новый указ также может быть использован для продажи активов, которые когда-то принадлежали российским инвесторам (напрямую в тексте указа об этом не говорится — FM).
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не смог оперативно прокомментировать запрос Bloomberg. Ранее он назвал план ЕС по активам «незаконным изъятием российской собственности» и «кражей».
В России по-прежнему работают сотни западных компаний из различных секторов, от банковского дела до производства потребительских товаров, в том числе UniCredit, Raiffeisen Bank International , PepsiCo Inc и Mondelez International. По оценкам московской юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры», которую приводит Bloomberg, общая стоимость конфискованной собственности с 2022 года по июнь достигла 3,9 трлн рублей ($48 млрд).
До сих пор Россия воздерживалась от национализации активов, принадлежащих международным корпорациям. Вместо этого она приняла меры по временному управлению некоторыми компаниями перед организацией их продажи предпочтительным покупателям с большими скидками, напомнило агентство.
Подписание указа в Москве совпало по времени с обсуждением в Копенгагене, где собрались лидеры ЕС для неформальных переговоров о будущем замороженных российских активов. Еврокомиссия предложила использовать доходы от них для кредита Украине на 140 млрд евро в 2026–2027 годах, с условием, что сама Украина начнет погашать долг лишь после выплаты Россией репараций. По сообщению Reuters, премьер-министр Дании Метте Фредериксен назвала саму идею «хорошей», но признала, что «нужно разобраться с юридическими вопросами». В столице Дании премьер Швеции Ульф Кристерссон заявил, что «полностью поддерживает» предложение комиссии, а глава правительства Нидерландов Дик Схооф сказал, что его страна «готова рассматривать инициативу серьёзно, если будут сняты правовые и финансовые риски».
Более сдержанно высказался премьер Люксембурга Люк Фриден, также присутствовавший в Копенгагене. Он подчеркнул, что «нельзя так просто распоряжаться чужой государственной собственностью» и что остаются вопросы о том, как будет работать схема в случае отказа России выплачивать репарации даже в условиях будущего мирного договора. Бельгия, на территории которой сосредоточено большинство замороженных активов, потребовала твёрдых гарантий ЕС, что в случае судебных разбирательств ей не придётся одной отвечать перед Москвой. Франция и Люксембург поддержали эту позицию.
Президент Франции Эммануэль Макрон, комментируя инициативу, также напомнил о необходимости «уважать международное право», подчеркнув, что речь идет не о конфискации, а о заморозке активов. Париж, по словам французских чиновников, в целом поддерживает идею кредита, но хочет, чтобы к системе гарантий подключились и остальные страны G7, а закупки вооружений Украиной проходили не только в США, но и в Европе. Похожую заинтересованность в заказах проявляют Германия и Италия.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила журналистам, что у Брюсселя есть «надежная юридическая основа» для реализации схемы. Верховный дипломат ЕС Кая Каллас со своей стороны предупредила, что «не все государства-члены согласны, работы впереди много, и говорить о сроках пока преждевременно». Канцлер Германии Фридрих Мерц еще на прошлой неделе сказал, что ожидает мандата Еврокомиссии на подготовку детального плана к саммиту 23–24 октября.
Алла Токарева
https://frankmedia.ru/221465