«Ласточки» над заливом освоили водный маршрут между Петербургом и Кронштадтом
Два новых пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин» стали гвоздем сезона в отрасли. Ведь ничего подобного отечественные верфи прежде не строили. Отработав свой первый сезон, новинки, так непохожие на «Метеоры», оправдали ожидания. А в навигацию-2024 на эту востребованную линию выйдет другая пара таких же судов, и возле кронштадтских фортов начнут ходить первые катамараны проекта «Соммерс». Те и другие строят сегодня благодаря федеральному проекту «Остров фортов», ускорившему обновление в Северной столице скоростного пассажирского флота, на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ).
Сборочно-сварочный цех № 2, пожалуй, самый большой на этой петербургской верфи. Везде видны всполохи сварки, всюду слышится шум работающих механизмов. Этот производственный корпус настолько просторный, что из конца в конец рабочим там нужно, кажется, добираться на транспорте. А подняв голову, где‑то высоко-высоко видишь кровлю здания с несколькими рядами светильников, под которыми тянутся крепления кран-балок.
Здесь можно строить огромный круизный лайнер, да и то, глядишь, останется место. Но в этих стенах формируются сегодня не один-два, а сразу четыре судовых корпуса: два очередных «Котлина» и два головных «Соммерса» (особенность таких заказов состоит в том, что суда по ним решено строить парами), которые находятся пока в разной стадии готовности.
Причем по всем видам работ корабелы идут в графике, убедилась на днях, побывав на предприятии, Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». А значит, корпуса этих современных катамаранов обретут скоро зримые очертания.
Ближе к концу года корабелы приступят к монтажу оборудования и судовых коммуникаций. В январе-феврале эти работы будут в самом разгаре, а к весне завершатся. Едва на Неве сойдет лед, первые «Котлины» (точнее, третий-четвертый серийные) намечено спустить на воду, а за ними чуть позже коснутся воды их суда-«родственники».
Испытания займут недели полторы. После чего, доведя до ума заказы, специалисты начнут сдавать их заказчику, а петербургская судоходная компания, обслуживающая «Метеоры» и головную пару катамаранов проекта 04580, начнет их эксплуатировать. Добавим: в интересах проекта «Остров фортов», направленного на комплексное развитие территории Кронштадта.
Неужели такое возможно, невольно задумаешься: сроки-то предельно сжатые. К тому же речь идет о парном строительстве судов, что само по себе сложно.
Но Антон Арью, заместитель гендиректора СНСЗ по управлению проектами, постарался развеять сомнения. Эта судоверфь с более чем столетней историей, первой в отрасли освоившая многие технологии строительства кораблей и судов из разных сплавов и стеклопластика, решала и не такие задачи.
Во-первых, для выполнения ответственных заказов завод стянул немалые силы. Только над «Котлинами» во втором цехе сегодня трудятся почти полсотни человек, и почти столько же создают «Соммерсы». А во‑вторых, для первых упомянутых судов основные закупки завод осуществил заранее. Да и по вторым проблем с комплектацией не предвидится, заверил Арью. При сооружении головных судов проекта 04580, кроме того, действительно пришлось вносить множество коррективов, подтвердил он. И на следующих судах этой серии все изменения корабелы (вместе с проектировщиками), конечно, учли, ускорив работы над ними.
Головные «Котлины» заводчане построили в еще более сжатые сроки. Закладка первой пары судов состоялась в апреле 2022‑го, через год они коснулись невской воды. И чуть позже стали осваивать водное сообщение до Кронштадта, где с ними ознакомились многие петербуржцы…

Тут, пожалуй, нужно сделать отступление, чтобы напомнить, почему потребовалось искать замену привычным скоростным «Метеорам». Эти трудяги советской постройки, проработавшие верой и правдой на внутренних водных маршрутах десятки лет, заслуживают самых добрых слов. Но какими бы надежными они ни были, бесконечно продлевать их ресурс, ремонтируя и меняя что‑то из судового оборудования, невозможно. А найти им замену оказалось непросто.
Развивая кронштадтский водный маршрут, петербуржцы тоже с этим столкнулись. И немудрено: слишком много требований пришлось предъявлять к современным новинкам, которые обслуживали бы его вместе со старичками-«Метеорами», а потом и одни.
Новые суда, маневренные и удобные, должны были проходить под низкими сводами мостов. И одинаково свободно себя чувствовать в акватории города и на просторах Финского залива, где разные условия для судоходства. Не отличаясь при этом высокой ценой и не требуя чересчур много топлива, чтобы перевозчик не нес при их эксплуатации лишних расходов. Поэтому вроде удачные готовые проекты по той или иной причине приходилось отклонять. В конце концов стало понятно, что так ничего не добиться. Нужно создать с нуля новую модель, воплотив в ней максимально полно все значимые для этой водной линии условия…
Но осознать было мало. Требовался организатор, который повел бы всех за собой, преодолевая препятствия, как ледокол ведет караван судов. В этой роли и выступил проектный офис «Остров фортов». При его содействии был разработан проект, отвечающий многим требованиям. Создатели проекта постарались совместить в нем особенности речного судна (длина которого 32 метра, а ширина 8,7 метра), не создающего при движении высокой волны, которая мешает другим транспортным средствам, и прибрежного с повышенными мореходными качествами.
Проектную документацию «Котлина» инженеры-конструкторы из петербургского ПКБ «Форсс Технологии» подготовили вместе с сотрудниками судоходной компании, имеющей большой опыт перевозок на водном маршруте в Кронштадт. Возобновить его удалось, к слову, два года назад — после почти десятилетнего перерыва — стараниями той же «фортовой» команды. Она же заручилась поддержкой Минпромторга РФ, отвечающего за реализацию госпрограммы по обновлению пассажирского флота России. И подтянула к этому делу Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), создав тем самым условия, позволяющие как можно быстрее запустить в работу инновационный проект. И построить катамараны за счет бюджетных инвестиций и внебюджетных источников финансирования.

Соглашение, которое подписали ГТЛК, речной перевозчик и Средне-Невский судостроительный завод, предполагает, что к 2025 году должны появиться шесть скоростных судов проекта 04580 «Котлин». А согласно другому (оно было подписано на полях ПМГФ-2022), к тому же сроку и для той же водной линии, связывающей мегаполис с островом Котлин, предстоит построить четыре катамарана проекта 04710 «Соммерс». Два из которых были заложены на СНСЗ в апреле нынешнего года.
Чем они отличаются? Да по большому счету мало чем, говорят специалисты.
Одни будут доставлять пассажиров (не менее 200 человек, включая открытую верхнюю палубу) на остров с тем же названием от петербургских причалов «Сенатская пристань» и «Зимняя канавка». Два первых, «Форт Кроншлот» и «Форт Петр I», впрочем, уже это делают, «порхая», как ласточки, над водами залива.
А другие, экскурсионно-прогулочные, катамараны планируется использовать для сообщения с фортами, не имеющими сухопутной связи с Кронштадтом. После того, как они откроются по завершении их реставрации, тоже проводимой в рамках проекта «Остров фортов».
Разное назначение обусловило основные отличия этих судов. Для корпуса первых из них корабелы применяют металл из алюминиево-магниевого сплава. А на корпуса вторых пошла углеродистая черная сталь (надстройки у всех алюминиевые), рассказали гостям специалисты. По этой причине одни, которым больше важны скоростные и мореходные качества, получаются легче других. А те в свою очередь, имея корпус меньших размеров и сопоставимую осадку (1,3 метра), будут свободно себя чувствовать на морской воде у кронштадтских фортов.
«Соммерсы» обретут также, исходя из своего функционала, менее мощные двигатели. Но все системы у судов двух этих типов одинаковые, а стало быть, взаимозаменяемые. Что особенно важно в непростых условиях для судостроителей, которым приходится нередко на ходу искать замену зарубежным поставщикам.
Кампания по закупке материалов и оборудования на оставшиеся четыре катамарана проекта 04580 завершена. По словам заместителя гендиректора СНСЗ, основное оборудование для судов двух проектов законтрактировано на текущий момент более чем на 70 %. Определены поставщики и по другим позициям — за исключением мелочовки, где срывов поставок явно не предвидится.
На «Котлинах» доля зарубежных комплектующих ничтожно мала. Стараниями российских производителей почти полностью оснащены и родственные им катамараны проекта 04710, заверил Антон Арью. Так, на «Соммерсах» будут стоять судовые двигатели Ярославского моторного завода. А это ключевой компонент любого заказа, отметил он в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей».
Конечно, корабелы бьются над решением этой задачи не одни. Им помогают представители Минпромторга РФ, где действует рабочая группа по импортозамещению в судостроительной отрасли. Благодаря этому для новых проектов СНСЗ получил, к примеру, газораспределительные щиты, электрическую аппаратуру, кабельные каналы и системы пожаротушения отечественного производства.
Так или иначе, предприятие полно решимости выполнить свои обязательства точно в срок. И по мере ввода в строй новых быстроходных судов двух проектов на данном маршруте будет расти пассажиропоток. Хотя это происходит и сегодня: нынче там перевезли более 100 тысяч пассажиров — вдвое больше, чем годом ранее.
Мало того, «Котлины» планируется использовать в дальнейшем на других водных линиях (до Стрельны, Петергофа, Ломоносова, Горской и т. д.) в пределах Невской губы. Присмотревшись к ним в этом году, такие же комфортные современные суда хотят получить также представители Пермского и Красноярского краев, Башкирии и других регионов России.