Цитата:
Китай также планирует использовать более современные двигатели китайского производства на широкофюзеляжном пассажирском самолёте C929, что будет способствовать дальнейшему развитию его крупногабаритной авиационной промышленности.
WS-20 high-bypass turbofan
Китайская авиационная промышленность постепенно переходит от статуса догоняющего к статусу второго по величине и готова в ближайшем будущем занять лидирующие позиции.
17 сентября 2025 г.
(Источник данных: официальное заявление COMAC, финансовый отчет Boeing/Airbus за 3-й квартал 2025 года, отчет IATA)Первый показ COMAC C939 прошёл успешно.
Три крупных самолёта отечественного производства полностью сформированы. Boeing и Airbus в панике? Самолет COMAC C939 успешно совершил свой первый показ, ознаменовав собой полное формирование «Трёх мушкетёров» среди крупных самолётов отечественного производства.
Паникуют ли Boeing и Airbus?

1. 15 сентября 2025 года в шанхайском районе Пудун был представлен полномасштабный прототип самолёта COMAC C939, что ознаменовало официальный переход этого сверхдальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера, призванного конкурировать с Boeing 777X и Airbus A350, на этап инженерных испытаний. Будучи флагманом китайской серии «Трёх мушкетёров» (C919, C929 и C939), C939 не только заполняет нишу на рынке сверхбольших пассажирских самолётов Китая, но и
бросает вызов мировым авиационным гигантам своими впечатляющими характеристиками: дальностью полёта 19 000 километров, пассажировместимостью 450 человек и уровнем локализации 80%.
Основные моменты технологических прорывов:- Двигатель «Янцзы-3000»: тягой 50 тонн он потребляет на 15% меньше топлива, чем двигатели серии LEAP, и работает на 20% тише. Он разработан специально для широкофюзеляжных самолётов и прошёл 4000-часовые испытания на выносливость.
- Применение композитных материалов: 30% фюзеляжа изготовлено из углеродного волокна отечественного производства, что снижает вес на 25% и повышает усталостную прочность на 40%, разрушая европейскую и американскую монополию на авиационные материалы.
- Интеллектуальная система авионики: объединяет высокоинтегрированное авионичное оборудование отечественного производства (HI-Avionics), поддерживает спутниковую навигацию Beidou и квантовую связь, а также достигает наивысшего уровня безопасности EASA.

2. Формируется матрица «Три мушкетера»:
охват всего мирового рынкаБлагодаря ступенчатой компоновке самолетов C919 (узкий фюзеляж), C929 (средний широкий фюзеляж) и C939 (большой широкий фюзеляж) компания COMAC создала линейку продукции, которая полностью соответствует Boeing 737/A320, 777/A350 и 787/A330, формируя конкурентное преимущество, которое охватывает все «низкие, средние и высокие» уровни.
Прогресс в сравнительном анализе с конкурентами по основным параметрам позиционирования моделиУзкофюзеляжный магистральный пассажирский самолет C919 на 158 мест и дальностью полета 5555 километров. Поставлено 28 самолетов, заказы превысили 1000.
C929 — среднефюзеляжный пассажирский самолёт, 250–320 мест/12 000 км. Стадия детального проектирования, ввод в эксплуатацию в начале 2030 гг.
Сверхдальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер C939 вместимостью 400–450 мест и дальностью полета 19 000 км вот-вот совершит свой первый полет, аналогично Boeing 777X/A350-1000, а его массовое производство ожидается в 2030-х годах.
Маркетинговая стратегия:-
C919: Благодаря «высокой экономической эффективности и быстрой доставке» он выйдет на ближнемагистральные маршруты в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, а его производственные мощности будут увеличены до 75 самолетов в год в 2025 году в попытке вернуть заказы, потерянные Boeing из-за забастовки.
-
C929: Ориентируясь на маршруты средней и большой протяженности в рамках инициативы «Один пояс, один путь», проект накопил технологии в ходе совместных китайско-российских исследований и разработок, а уровень локализации превысил 90% после самостоятельной разработки.
-
C939: Предназначен для трансокеанских и межконтинентальных маршрутов, дальность полёта составляет 7000 морских миль, что позволяет совершать прямые рейсы между Китаем и США, а также между Китаем и Европой. Расход топлива на нём на 18% ниже, чем у A350, и авиакомпания Brunei Qiji Airlines уже заказала 30 самолётов.
3. «Двойная дилемма» Boeing-Airbus:
технологическая инерция и крах рынкаКризис Boeing:- Падение доверия к безопасности: катастрофа Boeing 787, произошедшая в июле 2025 года из-за отслоения двери, привела к приостановке эксплуатации этого самолета по всему миру. Возобновление полетов 737 MAX маловероятно, а годовой объем поставок может быть сокращен до 580 самолетов.
- Цепочка поставок вышла из-под контроля: китайско-американская тарифная война привела к потере китайских заказов, проект 777X был отложен на три года из-за отказа двигателя, а его рыночная стоимость упала более чем на 200 миллиардов долларов США.
Узкое место Airbus:- Потолок производственных мощностей: ежемесячный объём производства A320neo в 65 самолётов достиг своего предела. Поставки A350 задерживаются из-за нехватки композитных материалов, а портфель заказов превышает 2000 самолётов.
- Стагнация инноваций: модель-преемница A320 по-прежнему использует аэродинамическую компоновку 20-летней давности, а ее технологии электрификации и водородной энергетики отстают от китайских на пять лет.
Сравнение данных:- Объем поставок: в третьем квартале 2025 года Boeing поставила 150 самолетов, Airbus — 180 самолетов, а COMAC — 22 самолета C919 (рост на 320% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
- Структура заказов: 60% новых заказов Boeing пришлось на обслуживание старых моделей, тогда как заказы на Airbus A350 составили менее 15%. После первого показа C939 получил 200 предварительных заказов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
IV. «Атака на снижение размерности» в авиационной промышленности Китая:
от последователя к законодателюРеконструкция производственной цепочки:- Независимость в области добычи: двигатель «Янцзы-3000» дал толчок развитию более 200 отечественных поставщиков, увеличив уровень локализации высокотемпературных сплавов и монокристаллических лопаток с 10% до 75%.
- Экосистема нисходящей цепочки: Эксплуатация C919 привела к созданию национальной системы поставок авиационных материалов, обучения техническому обслуживанию и финансового лизинга. В 2025 году объём цепочки поставок авиационной отрасли превысит один триллион юаней.
Глобальный стандартный конкурс:- Прорыв в сертификации летной годности: после получения сертификата от Администрации гражданской авиации Китая (CAAC) C919 подаст заявку на сертификацию EASA в 2026 году. В случае успеха он станет первым китайским пассажирским самолетом, вышедшим на европейский рынок.
- Повышение уровня голоса: китайская навигационная спутниковая система Beidou была включена в международные стандарты гражданской авиации, а квантовая система связи C939 может стать стандартом безопасности полетов следующего поколения.
5. Следующее десятилетие:
трехсторонний баланс сил в мировой авиационной сфереТехнологическая дорожная карта:- 2027: Ежемесячное производство C919 превышает 100 самолетов, полностью заменяя серию Boeing 737NG; C929 совершает свой первый полет, конкурируя за долю рынка с Airbus A330.
- 2030: C939 поступает в коммерческую эксплуатацию, занимая долю рынка более 15% на трансокеанских маршрутах, что вынуждает Boeing сократить производство 777X; экспорт авиационной техники Китая превосходит Airbus.
- 2035: Мировой размер парка «трех мушкетеров» достигает 5000 самолетов, COMAC становится вторым по величине производителем самолетов в мире, а совокупная доля рынка Boeing и Airbus падает ниже 60%.
Проблемы и возможности:- Геополитические риски: Европа и США могут ужесточить блокаду Китая в отношении авиационных технологий, но Китай создал «резервную цепочку поставок», чтобы справиться с этой ситуацией.
- Расходы на информирование рынка: авиакомпании скептически относятся к надежности самолетов отечественного производства и им необходимо укреплять доверие с помощью расширенных гарантий (например, бесплатной 10-летней расширенной гарантии на C919).
Заключение:
Тихая революцияКогда рев двигателей C939 разнесся по испытательному полю, эта
китайская революция в авиации стала необратимой. От прорыва C919 в монополии на узкофюзеляжные самолёты до выхода C939 на рынок сверхдальнемагистральных самолётов, COMAC использовала «системные инновации», чтобы прорвать оборону Boeing и Airbus.
В течение следующего десятилетия в мировом небе может сложиться новый ландшафт «AB+C» — и на этот раз Китай будет не просто ведомым, а устанавливающим правила.
https://www.sohu.com/a/9357606 ... fzRfg 