У кого из форумчан пострадали родственники в т.н. репрессиях 30-х гг?


 [ Сообщений: 396 ]  Стрaница Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20  След.

У кого из форумчан пострадали родственники в т.н. репрессиях 30-х гг?
у меня пострадали, но выжили. 35%  35%  [ 34 ]
Гость, 220V, Чупакабра, grey67, GARRI51, Гришаня, Saruman, Из Москвы, sanyok, gugu, Litovec, OLP-10, igg, Профиль, Мухельзон, Терней, WoWa, Wal, Zugzwang, Онаним, Veresk, Nickey, Айседора, Дмитрий, ёкарныйбабай, Ostman, Лук, Казак, abreka, Vlad_K, astalavista
у меня пострадали и не вернулись 19%  19%  [ 18 ]
Apix, Дева, grey67, Фрэнк, Saruman, mik, Лубенчанин, Гоша, sanyok, Wal, Cool17304, UkroBeloRUS, Христиан Рябчиков-Жуй, Галс, Козьма Прутков, ёкарныйбабай, abreka
у меня не пострадали 46%  46%  [ 44 ]
Гость, Иншалла, Redoutable, LuckyStarrr, Tired Cat, grigor1119, bootini, Wudu2, Сапер ВОдичка, Меркурий, Dworkin, Argentum, Пьянь, Фидель, Молотов, Кужон, kinet, харківець, B.G., val1954, angri, prosto, vasis, gogun, nnik, wouldlike, Алабай, antisaks, Медвежуть, хатаскрайник, Лапоть, Борзый, inbox, Barmalini, Irma-is-home, Боян, Sveta76, Руссиано, вятичНН
Всего голосов : 96
Автор  
 
Сообщение  
Участник

Регистрация: 22.08.2014
Сообщения: 514
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 31 раз.
Россия
Мой дед был раскулачен в 1931 году. Чтобы не арестовали (предупредил односельчанин) был вынужден бежать и скрываться где-то на Севере. Где? Семейные историки об это умалчивали. Вернулся домой, после выхода статьи И.Сталина о перегибах. Семью обобрали до нитки. Очень бедствовали, по словам моего бати, пока отца не было.

   
  
    
 
Сообщение  
Чупакабра писал(а):
как я писал...

двоюродный брат моего деда был посажен, как он рассказывал. за анкдот про Сталина...

Подняв за пару бутылок просковейского коньяка я узнал:

данный мудак сел по статье 7-8 за бандитизм и грабежи складов в конце 1934..

при задержании его банды были ранены 2 милиционеров и тяжело ранен особист...

Но мне, пока я был маленький, рассказывал что посадили его за анекдот....

ЗЫ Центром МЕМОРИАЛ реабилитирован как политический... :rzach: :rzach: :rzach: Я аж сам окуел от такого...

-------------------------

и вот таких сказочников было сотни тысяч при Хрущеве, после амнистии...

----------------------

А остальным СКАЗОЧНИКАМ советую дела поднять... а то у них тоже все сидели за анекдоты или за 3 колоска :tease:
Такие больше всех потом и орали про политические репрессии.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 24606
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 710 раз.
Nauru
«Остаюсь преданным партии»

Сегодня, в День памяти жертв политических репрессий, на траурных акциях звучали имена тысяч самых разных людей, ставших жертвами сталинского террора... О репрессиях против высших военачальников Красной армии написано и сказано уже достаточно широко, и мы не будем повторяться. А вот о том, что происходило «на местах», в конкретных военных округах и на флотах, известно гораздо меньше. Изучением этой темы как раз и занимается наш собеседник профессор Михайловской военной артиллерийской академии доктор исторических наук Владимир Мильбах.

Изображение

- Владимир Спартакович, как известно, армия - достаточно замкнутая структура, флот - тем более, и военные очень болезненно относятся к тому, чтобы «выносить сор из избы». Трудно было браться за эту тему?
- Да, тема непростая, и в вооруженных силах сегодня не очень популярная. До сих пор многие считают: «Тех, кто пострадал, оговорили плохие люди, вот если бы Сталин узнал, он бы точно во всем разобрался, не допустил такого». Да и вообще как на такой странице истории вооруженных сил можно воспитывать патриотические чувства у солдат и офицеров?

Старший лейтенант Михаил Иванов, командир тральщика «Патрон» Балтийского флота, был арестован в феврале 1937 года. За неосторожно брошенные фразы об убийстве Кирова его обвинили в контрреволюционной агитации, потом еще вменили и шпионаж. Он был осужден на восемь лет лагерей. В 1943 году его освободили досрочно. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Сегодня есть люди, склонные утверждать, что, выбив «военную оппозицию» в СССР, Сталин обеспечил внутреннюю крепость нашей страны или что политические репрессии - вообще миф. Поэтому я глубоко убежден: таким суждениям можно противопоставить только факты. Надо поименно назвать всех командиров и политработников, пострадавших в результате массовых репрессий и впоследствии реабилитированных. Чем мы с коллегами и занимаемся последние полтора десятка лет, издав уже 11 монографий. Мы изучили все большие флоты, половину военных округов.

Зачем это вообще нужно? Тяжелые страницы нашей истории, наравне с победами и триумфами, являют собой важнейшие уроки, которые не должны быть забыты.

Нам удалось выявить точное число репрессированных. В целом в военных округах было уволено до 20% штатной численности комсостава, и треть из них были затем арестованы. Так, Ленинградский военный округ за время репрессий 1937 - 1938 годов лишился не менее четырех тысяч командиров, из них 1152 были арестованы, 721 - приговорен к высшей мере наказания. Причем в большей степени подвергались репрессиям коммунисты с большим партстажем - те, кто имел перспективы служебного роста, командовал полками, бригадами, дивизиями, возглавлял управления и штабы соединений. Их знания и опыт были особенно необходимы армии в период ее развертывания накануне войны.

Командующий округом Павел Дыбенко в докладе на партийном собрании управления и штаба ЛВО 10 августа 1937 года отчитывался: «Целый ряд отделов еще недостаточно охвачен нашей поверкой, но уже факты говорят, что и там есть враги народа - вредители и шпионы». А затем, приведя конкретные цифры, добавлял: «Но очень многие враги народа не дают показаний». Впрочем, уже в январе 1938-го сам Дыбенко был снят с поста, в феврале арестован. Он «признался» во всех преступлениях, кроме шпионажа, и в июле был расстрелян.

- Отдельную книгу вы посвятили репрессиям против командно-начальствующего состава Краснознаменного Балтийского флота...
- Да, я подготовил ее вместе с моим коллегой Федором Саберовым - в серии научных монографий «Политические репрессии командно-начальствующего состава 1937 - 1938».

Надо понимать, что ситуация на Балтийском флоте как в зеркале отражала все, что происходило во всей армии и на флоте. Изучив архивные материалы, мы составили точную картину: на Балтфлоте 1603 человека были уволены по политическим мотивам, это 14% от штатного состава 1938 года. Из них 188 были расстреляны, 191 приговорен к длительным срокам заключения. Из 440 командиров, уволенных с военной службы, более 150 не были восстановлены в кадрах ВМФ.

Таким образом, более пятисот командиров были безвозвратно потеряны для флота накануне Второй мировой войны. Указанного количества было бы достаточно для укомплектования четырех полноценных морских бригад, включая должности медицинского, политического и административно-хозяйственного составов...

Механизм политической чистки был, как и везде. Сначала - исключение из партии. Затем - увольнение из армии по статье 43, пункт «Б» «Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА» (то есть несоответствие по морально-деловым качествам). Некоторые командиры частей и учебных заведений представляли в Военный совет КБФ даже свои списки на немедленное увольнение. В них входили «не внушающие доверия и социально чуждые». Прежде всего те, у кого было «царское» прошлое.

Роковым фактором становилась близость к тем людям, которые были у истоков революции, но потом оказались в оппозиции к Сталину. В первую очередь речь о Льве Троцком. Те, кто служил вместе с ним во время Гражданской, потом был под его началом, сразу же получали клеймо «троцкиста» со всеми вытекающими последствиями. Связь с уже репрессированными - тоже пятно.

Доносы также играли существенную роль. Один слушатель ВМА РККА имени Ворошилова в октябре 1937 года (не буду его называть, хотя фамилия известна) поспешил сообщить Военному совету КБФ обо всем, что ему известно: «Нач. штаба БММ Коссов - дворянин, польский помещик, скрыл это от партии... Флагштурман ст. лейтенант Гордеев, беспартийный, ведет явно вредительскую политику... Командиры кораблей Оксман, Рутковский, Евсеев, Белов, Птохов и др. люди с большими хвостами, требующие самой тщательной проверки».

- «Проверка» прошла с пристрастием?
- Еще бы! И многие из тех, кто попал в этот список, были расстреляны.

Сигналы от бдительных товарищей поступали и в политуправление КБФ. Доносительство стало нормой. Вот лишь один пример - из политдонесения начальника политотдела 1-й бригады подлодок полкового комиссара Беккера: «23.02.1938 г. на ПЛ «С-3» лежала краснофлотская газета «Торпеда», в которой был помещен портрет Ворошилова. Причем портрет тов. Ворошилова был выпачкан в чернилах и выколот глаз». И далее сообщалось, что найден виновный в этом «контрреволюционном факте», который уже арестован органами НКВД.

Вообще основная задача по проведению массовых политических репрессий в армии была возложена на особые отделы НКВД. Они нередко сами выявляли «неблагонадежных» и требовали их увольнения. В первую очередь под подозрение попадали командиры «иностранного происхождения» - финны, поляки, прибалты. Как потом стало известно, секретарь особого отдела НКВД на флоте Колобков получил сведения обо всех работниках консульств в Ленинграде начиная с 1925 года. И если затем во время следствия обвиняемый «затруднялся» назвать фамилию вербовщика, то следователь ему «подсказывал»...

Надо сказать, что в этот период активно действовали и различные внесудебные органы, которые зачастую вершили суд и расправу над моряками-балтийцами. Речь идет о «высшей двойке» - комиссии наркома внутренних дел Ежова и прокурора СССР Вышинского, которая была создана оперативным приказом НКВД № 00485 от 11 августа 1937 года. Чтобы не занимать у нее много времени, рассмотрение производилось заочно, по спискам, сшитым в «альбомы», а обвинительные заключения оформлялись позже, уже после вынесения приговора.

К примеру, на командира бригады миноносцев КБФ флагмана 2-го ранга Виноградского обвинительное заключение было составлено через две недели после подписания Ежовым и Вышинским постановления о его расстреле.

- Официально поводом для репрессий называли заговоры против партии и советского строя...
- Те архивно-следственные дела, с которыми я работал, в том числе и высшего командного состава, говорят о том, что никаких заговоров с целью свергнуть советскую власть и рабоче-крестьянское правительство и восстановить в СССР капитализм, в чем обвиняли военных, не было. Ни на уровне руководства РККА, ни на уровне округов и флотов. Ответственно заявляю: «заговор на КБФ» - миф, рожденный в недрах НКВД, не более чем выдумки его следователей.

В допросах даты «плавают», показания расплывчатые, надуманные. Дело в том, что дела вели разные следователи, и каждый из них имел свою версию событий, которую и выбивал из допрашиваемых. Подобная разноголосица их совершенно не смущала, ведь были показатели результативности: чем больше выявил «врагов народа» - тем лучше работаешь. Не раскрываешь, не выказываешь служебного рвения, либеральничаешь, значит, кого-то покрываешь.

При этом абсолютное большинство репрессированных военачальников были фанатично преданы Сталину и правящему режиму. Характерный случай - с политруком Черноглазом на Балтийском флоте. В ноябре 1938 года его исключили из партии за «неискренность»: за то, что он не рассказал о принадлежности брата его жены к троцкизму. Черноглаз понимал, что ему грозит арест, и на следующий день застрелился, оставив записку: «Я всегда весь отдавался работе. Жить несправедливо опозоренным нет смысла. Остаюсь честным и преданным партии, Сталину».

Свой арест военачальники воспринимали как недоразумение, ошибку, результат навета завистников и недоброжелателей. При аресте никто не пытался сопротивляться. Они покорно шли навстречу судьбе, надеясь на добрую волю Сталина, на то, что он заступится.

- Эту деталь очень тонко подметил Никита Михалков в своем фильме «Утомленные солнцем», показывая арест комдива Котова. Тот был уверен, что его, героя Гражданской войны, лично знакомого со Сталиным, никто не посмеет тронуть. И в считанные мгновения его из блестящего командира превратили в ничто...
- Совершенно верно. Достаточно редкое признание можно найти в воспоминаниях наркома Военно-морского флота адмирала Николая Кузнецова: «Что органы государственной безопасности могут действовать неправильно - в голову все еще не приходило. Тем более я не допускал мысли о каких-то необычных путях добывания показаний... Слишком просто и легко объяснить все лишь культом личности Сталина. Многие из нас повинны хотя бы в том, что молчали там, где положение требовало высказать свое мнение. За такую пассивность многие расплачивались сами, когда доходила до них очередь».

- Не спасала и корпоративная солидарность, которой всегда отличалась среда военных...
- Увы, в данном случае она не проявилась: свои зачастую сдавали своих. Тем не менее были те, кто пытался противостоять произволу органов НКВД. Когда чистка только разворачивалась, на Балтийском флоте проявили принципиальность военные юристы - руководители флотской прокуратуры и трибунала. За что, естественно, и поплатились.

Так, председатель военного трибунала КБФ Тихон Сытов был обвинен в участии в «антисоветском военно-фашистском заговоре» и «подрывной работе на Балтийском флоте, направленной на поражение СССР в войне с фашистскими государствами и реставрацию капитализма в Советском Союзе». А его заместитель Ипполит Каштелянов, литовец по национальности, - в том, что был участником латвийской националистической террористической организации и работал на латвийскую разведку. Показания и признания у них выбивали силой. Оба были расстреляны, как и другие военные юристы КБФ...

Новые люди, назначенные на эти посты, уже не пытались отстаивать собственное мнение.

- И тем не менее, согласитесь, в действиях руководства страны должна была присутствовать какая-то логика. Зачем нужна была подобная жесткая политическая чистка в армии и на флоте, которая, как сегодня уже очевидно, нанесла государству только вред?
- Логика одна: максимальное укрепление власти и недопущение каких бы то ни было «оппозиционных» настроений. Сталин панически боялся покушения на свое абсолютное господство и расправлялся со своими явными (и потенциальными) политическими конкурентами - к этому его подталкивал опыт Гитлера в Германии.

Недовольные в государстве были, в том числе и среди военных. Они понимали, что происходит, видели, что нарком обороны Ворошилов, ставленник Сталина, малокомпетентен в военных делах, и высказывали это мнение в общении с коллегами. Все это практически сразу становилось известно органам НКВД и воспринималось как консолидация на почве недовольства...

Вообще такова обычная политика тоталитарного государства - использовать террор как неотъемлемый элемент управления. Ведь идеологи чистки в армии отнюдь не ставили задачу ее обновления, омоложения и качественного преобразования. Приоритетной являлась сугубо политическая задача: устранение командиров, которые могли быть потенциально опасными существующему режиму.

А что в результате? Подчиненные теряли доверие к командирам: мол, они же «враги народа» - если не явные, то потенциальные. Значительная часть начсостава оказалась в плену панического страха за себя и своих близких. Адмирал Василий Платонов, в ту пору командир охраны водного района Главной базы Северного флота, вспоминал: «Люди перестали доверять друг другу, боялись навещать своих знакомых, в каждом офицере подозревали заговорщика, в каждом руководителе - кандидата на арест».

На смену уволенным приходили «выдвиженцы», занявшие должности не в аттестационном порядке, а в силу сложившихся обстоятельств или по воле вышестоящих начальников. Уровень их военной подготовки зачастую был очень низкий.

«Мало того что армия, начиная с полков, была обезглавлена, она была еще разложена». Это слова Георгия Жукова, сказанные им писателю Константину Симонову. По мнению Жукова, одним из пагубных последствий чистки 1937 - 1938 годов явилось «страшное падение дисциплины»...

- А что говорит статистика?
- Она подтверждает эти слова и применительно к тому же Балтийскому флоту свидетельствует: краткосрочными результатами репрессий были также рост происшествий и преступлений, пьянства, случаев травматизма, катастроф и аварий.

После волны репрессий штабы соединений длительное время были не способны эффективно руководить частями, поскольку была разрушена управленческая цепочка. Флот потерял значительную часть профессионалов высшего класса, которые могли не только сами выполнять задачи, но и обучать подчиненных.

Понес серьезные потери даже Кронштадтский морской завод. Его главный инженер докладывал в июле 1938 года «о назревшей серьезной опасности с кадрами»: «Необходимое очищение завода от националов, от чуждого элемента, от лиц политически не стойких, участников Кронмятежа и т. п. захватило значительное количество работников... Производственная мощность завода снижена не пропорционально количеству уволенных в силу того, что из числа уволенных 68 ИТР и 430 рабочих и служащих подавляющее большинство играло доминирующую роль на своем участке».

А ведь репрессии затронули еще и военную науку! В ленинградском отделении Особого технического бюро по военным изобретениям спецназначения были арестованы 20 сотрудников, из них 19 - расстреляны. Аресты сотрудников бюро произошли и в Москве, и его деятельность была фактически парализована... В целом же военное дело лишилось значительной части своего педагогического, научного и творческого потенциала - как раз накануне Великой Отечественной войны.

- Когда же она началась, в первые месяцы Красная армия терпела катастрофические поражения. Нет ли связи между этими событиями?
- Это так, но последствия репрессий проявились еще раньше, во время вооруженных конфликтов с Японией у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в ходе «зимней» войны против Финляндии. Инертность и безынициативность командного состава, особенно высшего, приводили к тому, что успех зачастую достигался лишь при подавляющем превосходстве в силах и средствах, путем значительных, порой неоправданно высоких потерь...

Накануне Великой Отечественной войны СССР в количественном отношении превосходил противника по бронетехнике, авиации, артиллерии. Формально Сталин мог быть спокоен: кадровый вопрос решен, вместо вычищенных («неблагонадежных») кадров поставлены новые, лояльные. Но боевые действия продемонстрировали: новые военачальники не умеют управлять. Они не только не успели этому научиться, но и были заражены бациллой страха, не решаясь принимать самостоятельные решения. Таково было последствие «инъекции», сделанной в годы большого террора.

И ведь некоторых военачальников, как, например, Александра Горбатова и Константина Рокоссовского, еще до войны вернули из мест заключения. И затем они показали себя яркими профессионалами. В то же время некоторых лагеря морально надломили. Как, например, того же Кирилла Мерецкова, который панически боялся снова оказаться в застенках, не смел возражать против мнения Сталина и докладывал наверх то, что он него желали услышать. А результатом стала катастрофа 2-й Ударной армии в Волховском котле весной 1942 года. «Эхо» репрессий было очень долгим...

   
  
    
 
Сообщение  
[spoiler=Иншалла]
Цитата:
Чупакабра писал(а):
как я писал...

двоюродный брат моего деда был посажен, как он рассказывал. за анкдот про Сталина...

Подняв за пару бутылок просковейского коньяка я узнал:

данный мудак сел по статье 7-8 за бандитизм и грабежи складов в конце 1934..

при задержании его банды были ранены 2 милиционеров и тяжело ранен особист...

Но мне, пока я был маленький, рассказывал что посадили его за анекдот....

ЗЫ Центром МЕМОРИАЛ реабилитирован как политический... :rzach: :rzach: :rzach: Я аж сам окуел от такого...

-------------------------

и вот таких сказочников было сотни тысяч при Хрущеве, после амнистии...

----------------------

А остальным СКАЗОЧНИКАМ советую дела поднять... а то у них тоже все сидели за анекдоты или за 3 колоска :tease:

Мда) Интересная история, поучительная. :rzach:

Если желание, в общем-то естестественно желание любого человека, оправдать себя и своих близких любой ценой, даже ценой вымысла, в рассчет не принимать, то это история про перегибы. Перегибы и там и тут.)

А на счёт самореабилитаций, так это давно известно, что все тюрьмы и колонии просто битком набиты невиновными, оговоренными и безвинно пострадавшими.
А где в Чупакабриной истории про перегибы? ИМХО, как раз наоборот.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 24606
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 710 раз.
Nauru
В Тосно обнаружили послание из 1937 года

Необычный экспонат представил на выставке, посвященной 80-летию города Тосно, местный историко-краеведческий музей. Когда разбирали старый дом в районе железной дороги, рабочие обратили внимание на одну из досок пола. Она содержала целое послание.

Изображение

Надпись гласит (приводим в оригинальной орфографии): «Этот дом строился в 1937 году в мае месяце. Плотники строители работали за бесценок, за 8 часов работы получали по 6 руб. на один только хлеб. Плотники год рождения 1897. Колхозники бежавшие из колхоза. Власть была Советская. Собственности не было. Писано 1 августа 1937».
Как говорится, комментарии излишни, письмо из прошлого, в котором «жить стало лучше, жить стало веселей», говорит само за себя...

- Нет, пожалуй, в истории России более одиозной даты, чем 1937 год, - отмечает современный историк Петр Мультатули. - Это даже не дата, а какая-то формула, заклинание, обозначающая страшное бедствие, вроде «Березины» у французов.

Авторы тосненского послания, спрятав свое письмо, очевидно, все-таки рассчитывали, что люди когда-нибудь его прочитают и узнают правду. Произошло это спустя почти восемьдесят лет.

- Дом, который разобрали в Тосно, был построен в 1937 году для детского сада. В войну он уцелел и впоследствии снова использовался по назначению. На этом месте теперь находится здание фабрики «Трибуна». Поступил предмет в музей в 2003 году от жителя Тосно Олега Алексеевича Рудакова, - пояснила директор историко-краеведческого музея Наталья Ющенко.

Кстати, подобные послания потомкам из тех времен не так уж и редки. В 2005 году при ремонте Нижнетагильского драматического театра была найдена металлическая пластина со словами: «Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как потом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных - рабов XX столетия. Привет! грядущему поколению! И пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком. С приветом заключенные И. Л. Кожин, Р. Г. Шарипов, Ю. Н. Нигматулин. 15/III 1954».

   
  
    
 
Сообщение  
Иншалла писал(а):
sanyok писал(а):
Приходил к бабушке отряд, делали обыск в доме, младенец спал на лежанке. Бросили на пол и он умер. Был бы моим дядей.

От удара умер? Убился? Или что? Как-то мне в намеренное убийство младенцев швырянием с силой на пол не верится.
Мне тоже. Саньок известный врун.

   
  
    
 
Сообщение  
LuckyStarrr писал(а):
sanyok писал(а):
Приходил к бабушке отряд, делали обыск в доме, младенец спал на лежанке. Бросили на пол и он умер. Был бы моим дядей.

Каклёнок ебанашка, каким нах дядей в 20-х годах, все видели твое толстопузенькое украинское фото :rzach:
:crazy:

   
  
    
 
Сообщение  
OLP-10 писал(а):
Родного деда в 1930 в Днепропетровске осудили к расстрелу по 58-2-10 за участие в петлюровской политбанде. Заменили на 10 лет в концлагере. Отсидел в Коми на стройке Ярегской нефтешахты. В 1942 на Волховском фронте пропал без вести. На руках жены остались 6 малолеток.
Я, конечно, извиняюсь, но когда же он успел шестерых сделать?

   
  
    
 
Сообщение  
Мухельзон писал(а):
mik писал(а):
Как я понял из ветки у большинства родственники репрессированы по хоз статьям. Или кулаки

За политику по 58 не много
курсанта за антисоветский анекдот в туалете военного училища.
Трое присутствовало, двоих замели одного нет.
В тюрьме изуродовали и выпустили.
Так они потом третьего изуродовали?

   
  
    
 
Сообщение  
Wal
Цитата:
В Тосно обнаружили послание из 1937 года

Необычный экспонат представил на выставке, посвященной 80-летию города Тосно, местный историко-краеведческий музей. Когда разбирали старый дом в районе железной дороги, рабочие обратили внимание на одну из досок пола. Она содержала целое послание.

Изображение

Надпись гласит (приводим в оригинальной орфографии): «Этот дом строился в 1937 году в мае месяце. Плотники строители работали за бесценок, за 8 часов работы получали по 6 руб. на один только хлеб. Плотники год рождения 1897. Колхозники бежавшие из колхоза. Власть была Советская. Собственности не было. Писано 1 августа 1937».
Как говорится, комментарии излишни, письмо из прошлого, в котором «жить стало лучше, жить стало веселей», говорит само за себя...

- Нет, пожалуй, в истории России более одиозной даты, чем 1937 год, - отмечает современный историк Петр Мультатули. - Это даже не дата, а какая-то формула, заклинание, обозначающая страшное бедствие, вроде «Березины» у французов.

Авторы тосненского послания, спрятав свое письмо, очевидно, все-таки рассчитывали, что люди когда-нибудь его прочитают и узнают правду. Произошло это спустя почти восемьдесят лет.

- Дом, который разобрали в Тосно, был построен в 1937 году для детского сада. В войну он уцелел и впоследствии снова использовался по назначению. На этом месте теперь находится здание фабрики «Трибуна». Поступил предмет в музей в 2003 году от жителя Тосно Олега Алексеевича Рудакова, - пояснила директор историко-краеведческого музея Наталья Ющенко.

Кстати, подобные послания потомкам из тех времен не так уж и редки. В 2005 году при ремонте Нижнетагильского драматического театра была найдена металлическая пластина со словами: «Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как потом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных - рабов XX столетия. Привет! грядущему поколению! И пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком. С приветом заключенные И. Л. Кожин, Р. Г. Шарипов, Ю. Н. Нигматулин. 15/III 1954».

А я о хохлах подумал, прочитав про плотников :rzach:

   
  
    
 
Сообщение  
Wal, страна, напрягая все свои последнии силы, проводила невиданную индустриализацию, предчувствуя надвигающуюся военную катастрофу. И, кстати, плодами этой сталинской индустриализации, мы пользуемся до сих пор.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 05.12.2014
Сообщения: 23372
Откуда: ЮВАО
Благодарил (а): 182 раз.
Поблагодарили: 538 раз.
Россия
Мой дед в 37-м пошёл паровозом за руководством завода "Компрессор", как следствие тоберкулез и могила.

_________________
Когда человек громко ругает власть – это не крик о несправедливости власти , а история его несостоявшейся жизни / Зигмунд Фрейд

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 10.12.2014
Сообщения: 5838
Откуда: Адъ и Израиль, гдѣ жыды
Благодарил (а): 281 раз.
Поблагодарили: 201 раз.
СССР
Cool17304 писал(а):
Мой дед в 37-м пошёл паровозом за руководством завода "Компрессор", как следствие тоберкулез и могила.

"паровоз" - это организатор и обычно идут за ним... а у тебя, странный какойта паровоз получается... ))))
ещё и с тОберкулезом... ))))

_________________
Переубедить мне вас не удастся, поэтому сразу перейду к оскорблениям...

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 24606
Откуда: от верблюда
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 710 раз.
Nauru
«Один прадед из НКВД, другой умер в лагере» – как говорить с детьми о ГУЛАГе
НАДЕЖДА ПРОХОРОВА | 30 ОКТЯБРЯ 2018 Г.
Как и зачем нужно рассказывать школьникам, что такое Большой террор и ГУЛАГ? Что делать, если в одном классе оказались потомки и репрессированных, и «палачей»? Как школа и семья могут работать с этой темой? С чего начать изучение семейной истории и как не бояться своего прошлого? – рассказывает руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа Константин Андреев.

Мы не отвечаем за своих предков, но ответственны за наш выбор сегодня

– Вы часто слышите вопрос «зачем детям нужно знать о репрессиях»?


– Периодически такой вопрос возникает, причем у разных людей: родителей, учителей, ученых, музейных сотрудников. Кто-то из них считает, что это вредно для детской психики и об этом лучше говорить со взрослыми людьми. Они, как правило, думают, что мы в музее говорим о трупах, о физиологии, натуралистичности, и не могут допустить мысли, что про репрессии можно рассказывать иным языком. Адекватным школьному возрасту, адекватным их вопросам и интересам.

Однажды в музей позвонила представитель родительского комитета одной из школ: «Не понимаю почему, но ваш музей на первом месте в списке желаемых у детей нашего класса. Я никогда бы не повела к вам, но ребята так проголосовали».

Некоторые дети, которые к нам приходят, не знают, что такое ГУЛАГ, и далеко не все идут сюда осознанно. Помню, ребята-девятиклассники начали шутить перед экскурсией, что им про тюрьмы и про «АУЕ» будут рассказывать. А в завершении пустили слезу: искреннюю и осознанную. Мы, конечно, не стараемся довести до слез, но эмоциональный отклик всегда получаем. И наша задача совмещать эмоции сопереживания судьбам людей с рациональным осознанием того, что происходило с нашей страной в прошлом веке. Делаем все, чтобы человек ушел с вопросами.

– С какими?

– Что нас делает людьми? Что такое выбор? Как воспринимать этот опыт, если один прадед работал в НКВД, а другой умер в лагере? Мы часто не даем ответа, здесь важны размышления.

Нужно просто говорить, показывать, рассказывать о том, что было. Важно искать способы и формы, с помощью которых можно до ребенка донести по сути принципиальное отношение к прошлому: ни одна высокая цель не должна вбирать человеческие жизни. Как бы ее идеологически ни обосновывали и юридически ни подковывали. Ни в коем случае нельзя оправдывать репрессии какими-то свершениями и победами, ставить их на весы.

Мы считаем, что знать это надо, чтобы выйти на другой уровень осознания прошлого и настоящего, чтобы человек аналитично относился к своему жизненному пути, заинтересовался историей своей семьи, понимал, какой путь прошел его род, прежде чем он сам появился на свет. И пока в основном мы общаемся с теми, кто понимает это и становится на путь размышления.

– Сегодня у нас есть три ситуации: кто-то может быть потомком репрессированных, кто-то – потомком сотрудника НКВД, а кто-то либо не знает о прошлом своей семьи, либо его предки с репрессиями не сталкивались. Как с этими разными группами работать и общаться?

– Мне кажется, если мы по-разному будем подходить к этим группам (разделение на которые, на мой взгляд, очень условно), эта тема никогда не займет должного положения в осознании обществом. Обращаться надо одинаково ко всем. А если говорить о школьниках, то они тем более не несут никакой вины за деяния своих предков, за то, что кто-то внук сотрудника НКВД, который осуждал и расстреливал согласно инструкции. Мне кажется, это надо проговаривать. И в откровенном диалоге размышлять об ответственности за сегодняшний день и за свои поступки сегодня. Но делать это можно, опираясь на опыт нашей страны и конкретных людей.

Недавно перечитывал материал одного из журналистов, который узнал, что у него прадед был сотрудником НКВД, который благодаря этому получил квартиру в центре и доступ к другим благам. Он пишет о том, что в детстве задумывался, что диван, на котором он лежал, а бабушка читала ему сказки, конфискован у репрессированных, так же как квартира. Каково людям сегодня работать со своим прошлым, вернее с прошлым своих семей! Не каждый сможет сделать это откровенно и честно.

У меня самого много знакомых, предки которых, будучи сотрудниками органов внутренних дел, совершали деяния, за которые потомкам сегодня стыдно. Сейчас они спрашивают меня, как с этой историей работать и как говорить об этом уже своим детям.

– И как?

– В истории, мне кажется, очень важно говорить так, как было, и оценку давать, исходя из принципиальных подходов ценности человека. Если прадед переступил эту черту, так и говорить, осуждать, принимать, думать об этом. Осознавать, что этот опыт должен повлиять на наши мысли и наши поступки сегодня.

Но в случае, если человек является потомком репрессированного, это не значит, что надо примерять на себя жертвенную маску. В восприятии прошлого и подобных «ролей» как «палача» и «жертвы» – все гораздо сложнее, нежели нам кажется.

– Допустим, во время классного часа один ребенок рассказал, что его деда репрессировали, а другой – если он все-таки признается – что родственник работал в НКВД и составлял расстрельные списки. Не вызовет ли это какую-то «вражду за предков» и травлю?

– Допускаю, что такие ситуации могут быть. Педагог, который работает с детьми и знает их особенности, внутреннюю групповую динамику, социальное положение семей ребят, наверняка сможет в этой ситуации выстроить конструктивное обсуждение, не переходящее на личности. Но я допускаю, что неподготовленный педагог или не понимающий этой сложной темы может отнестись к возникшей ситуации небрежно. Мы всегда говорим о высоком уровне ответственности взрослых, которые работают с темами памяти. Эта ответственность намного выше, когда темы затрагивают истории семей.

Со школьниками важно использовать любую ситуацию, чтобы они из нее вышли людьми. Как это сделать? Это вопрос, с которым сталкивается любой педагог.
Мы в музее очень часто говорим о выборе и о том, что это такое.

У нас в музее есть письма на тряпочках. Женщина выбросила их из этапного (везущего ее в лагерь ГУЛАГа) поезда в надежде, что кто-то подберет и отнесет или отправит по адресу ее детей. Другая женщина подобрала и отнесла по адресу. Дети, которые видят такой артефакт, часто рассуждают – какой выбор был у женщины, нашедшей такое послание на перроне. Нести в следственные органы, нести по адресу, указанному на тряпочках, или пройти мимо? Это выбор. И сегодня в пространстве музея дети тоже проговаривают этот выбор, рассуждают о нем.

Изображение

– Этот выбор им понятен сегодня? Или, может быть, нужен какой-то современный аналог?

– Очень часто исторического материала не хватает, чтобы доходчиво объяснить современным школьникам некоторые события и явления прошлого. И мы пытаемся сначала заложить этот фундамент на примерах из современности, из локального опыта, а потом, опираясь на него, постепенно давать информацию и о прошлом.

Например, мы говорим: представьте ситуацию в классе, когда одного человека обвиняют в проступке, который тот не совершал. А другой знает, что он не виноват, но не заступается. Не заступается, так как боится или же понимает, что ему не выгодно обострять отношения с другими ребятами или учителем. Так мы рассказываем, например, о конформизме. Но также мы говорим и о повседневности, которая интересна школьникам.

– Такие уроки неравнодушия?

– Неравнодушие – это очень хорошее слово. Мы не отвечаем за своих предков, но мы ответственны за сегодняшний день и за наш выбор, в том числе изучать эту историю или не изучать. И задача перед нами стоит следующая: мы стараемся убедить, что, изучая историю, литературу, культуру, мы можем понять себя и стать лучше.

Если человек умер в лагере в 17 лет, кто будет о нем вспоминать

– С какого возраста детям можно рассказывать о репрессиях?


– Сложно сказать. Если взрослые умеют говорить с детьми на разные темы, то они могут объяснить детям 7-8 лет, что такое незаконно арестовать и приговорить без суда, а уж тем более убить. А некоторые взрослые и со старшеклассниками не могут общаться на такие темы. В основе любого диалога вне зависимости от возраста – взаимоуважение. И если старший видит в младшем Человека, то и о теме репрессий он будет говорить с действенными интонациями.

Я работаю с 9-10-летними детьми немного на другом языке, нежели со старшеклассниками. Рассказывал им про арестованную маму и судьбу детей.
Что могло стать с детьми, что такое – лишиться родителей, как в этих условиях быть – большой вопрос. Рассказывая об этом, конечно, надо понимать, что младшие ребята более ранимы и чувствительны. Поэтому необходимо это осознавать и выходить на уровень фиксации морали этой были, выводить их на мысли о необходимости сегодня заботиться друг о друге, быть добрым, проявлять сочувствие и милосердие к окружающим.

Как правило, к нам в музей приводят ребят более старшего возраста, но сейчас масса форм работы с младшими подростками и детьми начальной школы, например, книги «Сахарный ребенок» Ольги Громовой или «Дети ворона» Юлии Яковлевой. Вот эти детские книги позволят в эту тему войти и подумать. Иногда мы их рекомендуем для родителей, которые хотят на эту тему пообщаться с детьми.

– А вы помните, как узнали о репрессиях, в каком возрасте?

– Помню, мы с бабушкой поехали на дачу, и она, приобретая билет, предъявила удостоверение пострадавшей от репрессий. В электричке я начал спрашивать об этом (что такое репрессии), и тогда она мне рассказала, что ее отец был арестован и заключен в лагерь, в котором и умер в 1943 году. Так я узнал, что такое репрессии. Мне было 10 или 11 лет. Удивился, что не знал и даже не задумывался раньше, что у меня не один прадедушка. Один прошел войну, о нем в семье ходили легенды, а о другом вообще не говорили. Потом сильно позже понял, что у человека их четверо – прадедушек. Конечно, у всех разный опыт знакомства с этой темой, но не надо бояться передавать знания.

– Какими словами вы начинаете экскурсию?

– Чаще всего говорим про историю музея и его основателя. Но я очень люблю рассказывать о том, что такое память, и объясняю это на примере нашего здания, которое когда-то было доходным домом. Люди, жившие здесь 60-70 лет назад, приходят к нам уже дедушками, и мы подводим их к входу в одну из квартир, заложенной ныне кирпичом, и они вспоминают: «Ой, а здесь жила бабушка Вера». Они не помнят ни ее фамилию, ни кем она была, а только то, что она подкармливала их в голодные послевоенные годы, на Пасху угощала творожной пасхой. Этой бабушки Веры уже нет в живых, эти дедушки могут тоже скоро уйти, но пока они помнят и говорят, то и мы вместе с ними думаем о доброте той женщины – бабушки Веры. И следует отметить, что вспомнили о ней в определенной точке, куда пришли, чтобы увидеть, как изменилось пространство их детства. Вряд ли они вспомнили о ней, сидя у себя в квартирах. Мы часто говорим, что места памяти важны.

А вот представим человека, которого арестовали в 17-18 лет, и он умер в лагере. Если у него не было детей, кто о нем будет вспоминать, кто будет помнить о нем и передавать эту информацию из поколения в поколение? Да никто, ветка прекратилась. И мы понимаем, что это мы за них говорим. И взываем к тому, чтобы это было понятно.

Очень часто с детьми мы говорим о том, что мы все смертны. Для них это иногда новость. Они об этом не задумывались. Но в музее они еще и задумываются над тем, что такое время после смерти. Как помнят человека после смерти и помнят ли?
Все проекты, призванные восстанавливать имена, проговаривать их, вносить в базы – это все для того, чтобы память жила. И мне хочется, чтобы ребята поняли, что такое память, что таких людей – миллионы, и о них кому-то надо говорить, рассказывать, думать.

– То есть стараетесь привязывать рассказ о репрессиях к личной истории человека?

– По-разному. Некоторым ребятам нужно и схемы показывать, графики рисовать, документы предъявлять. Когда человек видит разветвленную схему управления ГУЛАГом, он хочет понять, что это за система.

Все ребята разные, и уровень восприятия, способ восприятия каждого отдельного ребенка – уникальный. Это надо понимать и чувствовать. Но, конечно, все равно человек занимает главное место и в новой экспозиции, и во всех наших проектах, потому что Человек – это маленькая история большой судьбы.

Надеть очки виртуальной реальности и увидеть бараки

– Как еще ваш музей и другие музеи памяти работают с детьми? Как это делать нетравматично и при этом вызывать интерес?


– Недавно с коллегами были в Германии, в Берлине есть проектная неделя, в течение которой школьники каждый день ездят по городу, в музеи и другие места памяти. Например, в музей и тюрьму Штази, концлагерь Заксенхаузен. Подростки сами ведут экскурсии по лагерю, у каждого есть свой отрезок – часть экскурсии. Они рассказывают об этом своим сверстникам, одноклассникам. Вот такая форма проработки памяти. Думаем, как реализовать подобное в наших реалиях.

У нас в музее работает лаборатория «Прожито». В этом году запустили детский формат этого проекта. Школьники расшифровывают рукописи: письма, дневники, записки. Однажды пришли шестиклассники и с таким интересом вгрызлись в работу с письмами их сверстников 30-х годов, расшифровывали, разбирали непонятные аббревиатуры, типа ВЛКСМ. Реальный документ побуждает к поиску, это – как опорная точка в истории и в судьбе конкретного человека. Еще мы проводим прикладные мастер-классы – берем тексты, например, лагерную прозу Шаламова, и иллюстрируем в технике линогравюры.

Наша студия визуальной антропологии записывает видеовоспоминания жертв репрессий или их родственников. Их можно скачать на сайте Mygulag.ru и показать ребятам, к видео есть список вопросов, которые можно задать, и тогда этот мини-фильм станет началом диалога, а может, стартом проектной работы или же попыткой начать записывать воспоминания своих дедушек и бабушек.

В новом году мы попытаемся создать молодежный экспедиционный корпус: будем учить ребят работать с архивами, брать интервью, в том числе выезжать на место, анализировать пространство, чтобы каждый смог что-то сделать для восстановления памяти.

– А как с темами памяти работают за рубежом? Как вы считаете, возможны ли у нас когда-нибудь в будущем экскурсии на местах бывших лагерей, как в Германии?

– В таких странах, как Германия, Израиль, Франция, Польша, сделано многое для осознания прошлого. И даже у них есть затруднения в репрезентации событий и смыслов. Но они очень подвижны, динамичны в вопросах работы с подростками. Они экспериментируют, применяют новые формы. У них есть чему поучиться. Но и в России есть опыт работы с детьми. Неоднократно наши коллеги, выступая на международных конференциях, вызывали интерес у коллег из других стран.

Если же говорить об экскурсиях в места бывших лагерей – это возможно. В каждом регионе были точки, где применялся труд заключенных. И это не только отдаленные регионы нашей страны, куда добраться очень тяжело и там провести экскурсию практически невозможно.

Но в той же Москве и Санкт-Петербурге есть следственные изоляторы, тюрьмы, шарашки, расстрельные полигоны и места массовых захоронений, места арестов, детские дома-распределители и многое другое. Многие здания были построены силами заключенных, многие объекты использовали для строительства материалы, созданные и добытые в других регионах заключенными. Об этом надо говорить, водить экскурсии в контексте привычной для детей инфраструктуры и раскрывать ранее неизведанные страницы истории для них. Опираться на образ знакомого с детства дома, раскрывая информацию о том, что он построен силами заключенных ГУЛАГа – это очень сильный ход, который используют немногие педагоги, работая с городским пространством.

– Сейчас, наверное, очень помогают цифровые технологии.

– В новой экспозиции у нас будет много виртуальной и дополненной реальности, но все такие инструменты должны быть в гармонии с реальностью. Мы делаем комнату виртуальной реальности для чего? Посетитель музея вряд ли сам поедет на Чукотку, чтобы посмотреть, какие были бараки в лагере, где добывали и обогащали уран для советского атомного проекта. А у нас можно будет надеть очки виртуальной реальности и увидеть, как сейчас выглядит это пространство, услышать комментарий участника экспедиции. Просто повесить фотографию было бы менее эффективно. Особенно понимая опыт современных подростков, для которых плоскостное размещение информации, текста и изображений зачастую уже не работает и не вызывает интерес.

Развивается направление big data, а репрессии – это большие данные, это статистика, цифры, документы, места. И этот массив может цифроваться и рождать новые и неожиданные выводы даже для историков.

Когда ребенок изучает биографию прадедушки и наносит на карту точку памяти, это обретает значимость и для семьи, и для всех нас.
В прошлом году мы создали интерактивную карту ГУЛАГа, скоро запускаем проект с «Открытым списком» и “Мемориалом” – будем создавать «Московскую книгу памяти», и каждый сможет прийти, принести свои документы, помочь расшифровать текст. Недавно мы открыли выставки в лицее «Вторая школа» и гимназии № 1514 в Москве. И, открывая выставки, я говорил ребятам, что, возможно, именно они смогут использовать современные технологии на стыке дисциплин, чтобы изучать тему массовых репрессий, делать выводы на основе больших данных статистики и исследовательского материала.

– А можно ли в этой теме использовать какие-то игровые элементы? Инфотейнмент, геймификация – как вы к этому относитесь?

– Педагогами сейчас много придумано и сделано, чтобы тема репрессий использовалась в школе. Эти формы нельзя назвать игровыми. Само сочетание «игровые формы работы с темой репрессий» вызывает определенные мысли. Даже создание интеллектуальной игры на эту тему не совсем корректно, хотя мы понимаем, что форма нейтральна к теме. Но сочетание с темой, которая содержит сакральные и очень тяжелые смыслы, сразу делает многие формы недопустимыми в работе со школьниками. Это может вызвать «игрушечность» ее восприятия, то есть ее умаление. С выбором форм необходимо быть аккуратным.

Геймификация применима, но надо понимать, в каких условиях это допустимо. Надо выбирать подходящие и более глубокие формы. Поиграть в НКВД или в ГУЛАГ – это переступить какую-то черту, мне кажется. И меня очень пугает формат натурализации, реконструкции.

Недавно был в Калининграде, и там весьма популярен квест «Побег из ГУЛАГа» – людям надевают телогрейки с номерами и они пытаются выбраться из замкнутого пространства. Сейчас, зная многое про ГУЛАГ, недоумеваю, как можно так в это играть?
Хотя когда пришел работать в музей, думал: «Вот сейчас придумаю что-то интерактивное, молодежное», подошел к коллегам и спрашиваю: «А были ли какие-то игры в лагерях? Может, мы что-то попробуем реконструировать?». На меня так посмотрели: «Константин, вы что? Представьте человека, который редко моется, работает по 14 часов в сутки ради еды. И вот таких людей в бараке двести человек». Думаю: «Действительно – какие игры, когда людям надо выживать».

Более либерально в работе с темой репрессий сетевое пространство. Мы можем встретить много проектов, которые обращают наше внимание через интересные тесты, географические задания на знание расположения лагерей ГУЛАГа, сопоставление повседневности сегодняшней и середины XX века. Многие из них призваны вызвать интерес к истории и вполне допустимы, на мой взгляд.

При выборе форм и методов всегда надо анализировать, думать, советоваться с коллегами. Если педагог чувствует себя неуверенно с этой темой – надо посоветоваться со специалистом, если слишком уверен – проконсультироваться с психологом.

«Мы все делаем для того, чтобы ты мог свободно носить комсомольский значок»

– А если ребенок говорит: «Я не хочу об этом знать» – что делать?


– Хороший педагог умеет преподнести тему и использует ситуацию «не хочу» в плюс. Можно подумать, что вызовет интерес: предложить дискуссию, сделать исследование или провести опрос, кто хочет изучать эту тему репрессий, а кто нет, а потом проанализировать. Недопустим авторитарный подход: «Нет, ты будешь заниматься репрессиями!»

У нас была такая ситуация на экскурсии: пришел класс, и один мальчик, как мне показалось, ярый коммунист – у него на лацкане значок ВЛКСМ, весь такой причесанный, с портфелем и галстуком. Другие ребята из класса – подростки в повседневной одежде. И вот я рассказываю про Ленина и Сталина, а он весь морщится, его как будто передергивает от документов, тезисов. А в конце экскурсии подошел ко мне и говорит: «Что вы тут такое пропагандируете, такого не может быть! Зачем вам все это?» И тогда я сказал: «Ты знаешь, мы рассказываем об этом и все делаем для того, чтобы ты имел возможность носить этот комсомольский значок. Чтобы в нашем обществе было можно проявить свободу, чтобы уважали каждого человека». На следующих выходных он пришел с родителями. Может, конечно, он сказал, какие мы тут негодяи, но мне кажется, он решил поглубже познакомиться с темой и поговорить с родителями.

– Половина российской молодежи (от 18 до 24 лет) не слышала о сталинских репрессиях, показал недавний опрос ВЦИОМ. Почему так? Хотя, казалось бы – архивы уже открыты, столько лет работает «Мемориал», школьные учебники все-таки тоже рассказывают.

– Учебники содержат информацию, но в рамках изучения XX века этой теме уделяется не очень много времени. Как правило, проскальзывает «Да, были репрессии, но все не так однозначно». И школьники приходят к нам и говорят: «Вот нам рассказывали такое-то, и мы считаем, что да, Сталин погубил, но он же сделал и много хорошего».

Мне кажется, у педагогов не всегда есть достаточно ресурса – и временного, и исследовательского, чтобы с этой темой глубоко работать. Хотя если педагог опирается на эту тему как возможность раскрыть разные явления XX века, то он находит и время, и возможности. И тема репрессий не терпит поверхностного отношения. Но, к сожалению, к формированию исторических компетенций (умению работать с разными источниками, анализировать их, сравнивать) приводят далеко не все учителя.

Потенциал этой исторической темы может быть раскрыт не только на уроках истории, но и обществознания, литературы, мировой художественной культуры, географии. Если в школе создано единое образовательное пространство с проговоренными принципами, зафиксированной миссией, качественной коммуникацией между детьми, сотрудниками, родителями, то с темой массового террора можно работать системно. Озвученный на одном уроке тезис фиксируется в рамках урока по другому предмету, а также обозначается во время воспитательного события или коллективно-творческого дела.

Есть еще причины, почему учитель не уделяет внимание теме сталинизма и репрессий. Это может быть приоритет какой-то темы, например, Великой Отечественной войны, над другими, характеризующими то время. Репрессии остаются за бортом внимания как учителя, так и учащихся.

Я считаю, что можно рассказывать о том времени в комплексе, какая была ситуация в мире, какие режимы и как они касались конкретных людей, что такое судьба человека в большом нарративе истории страны. Мы чаще мыслим глобальными позициями и не видим трагедию и судьбу конкретного человека и семьи.
Позиция нашего музея: если вы не знаете, как работать с этой темой, приведите ребят в музей и используйте эту тему для разговора. Проведите классный час на тему «Моральный выбор человека в 30-х годах». Надо просто начать общаться на эту тему или изучать историю, и рано или поздно к этой теме ребенок или взрослый человек придет.

– Вы открыли выставки в двух школах. Как они выглядят и как вы договаривались с администрацией школ?

– В московской гимназии № 1514 мы открыли выставку, посвященную Большому террору – это расстрельные списки, информация о «Расстрельном доме», видеоинтервью с жертвами, витрина с предметами из лагерей. В лицее «Вторая школа» разместили выставку, посвященную ГУЛАГу – репринтные тетради заключенной Евфросинии Керсновской, выставочный модуль с предметами, найденными в экспедициях по заброшенным лагерям. Выставки интерактивные, предполагающие взаимодействие.

Выставки разместились в школах, педагоги которых к нам регулярно приходят и приводят старшеклассников. Такие выставки – это всегда движение с двух сторон. У нас есть возможность сделать, у школ – принять и рассказывать, вести экскурсии, организовывать обучение экскурсоводов, думать над формами мероприятий в рамках выставок.

Кстати, экскурсии по выставкам часто проводят сами школьники, старшеклассники для ребят средней школы. И иногда шестиклассники отвечают на вопросы более осознанно, чем старшие ребята.

Когда мы открывали выставку в гимназии № 1514, я рассказывал про судьбу мальчика, отца которого расстреляли. Читал его письмо, где он пишет маме с просьбой прислать отцовские ботинки. Мы еще не знаем, где отец, нам это еще предстоит выяснить. Но вот видим письмо с фразой «пришли отцовские ботинки» – что эта фраза означает? И маленькие сразу схватывают, что отца уже нет. Умные, восприимчивые, чуткие ребята. И с этими удивительными ребятами и работать надо так же – искренне, неформально.

– Работа с этой темой может идти системно во всех школах?

– Мне кажется, надо постепенно идти к этому. Пока что есть затруднения, но мы верим, что в какой-то момент эту тему воспримут как серьезную для учебно-воспитательной работы, что в школах будет больше одного-двух учителей, кто готов заниматься с этой темой. И День памяти жертв политических репрессий – это повод для вхождения этой темы в школы.

Сейчас мы с коллегами создали Урок памяти, который будет доступен на нашем сайте и на портале Московской электронной школы. Мы постарались внедрить в этот сценарий-конструктор урока видеоинтервью, работу с картами мест, дискуссии, интерактивные формы взаимодействия между учащимися, анализ письменных источников. Учитель самостоятельно может взять и использовать материал для проведения такого урока, исходя из уровня ребят и класса, внутренней динамики, психолого-педагогических особенностей ребят.

– Кто все-таки отвечает за просвещение молодых, от кого должен идти такой запрос?

– Легко бы было сказать – министерство, комитет, директор. А на самом деле от всех нас – родителей, школы, педагогов, учреждений культуры. Но в первую очередь от государства как транслятора ключевых позиций государственной политики в области памяти. Масштабы репрессий – это масштабы государственные. И мне кажется, любое государство, которое хочет развиваться, должно понимать, что нужно на эти сложные темы говорить, прописывать их в учебниках, чтобы этого не повторялось и чтобы мы выходили на новый уровень развития.

Очень часто в последнее время говорят об отрицании репрессий и восхваляют Сталина. И если это присутствует в бытовом разговоре – реакция одна. Но если эти слова исходят от чиновника, государственного служащего, руководителя бюджетной организации – то есть над чем задуматься.

На мой взгляд, государственному человеку, чиновнику нельзя ни при каких обстоятельствах высказываться или писать в пользу тоталитарной системы, репрессий. Надо помнить, что на открытии монумента «Стена скорби» в прошлом году президент России и Патриарх Кирилл однозначно сказали, что репрессии ничем оправдать нельзя.

– По данным опроса, 22% считают, что «ворошение темного прошлого ударит по имиджу нашей страны и о репрессиях лучше не говорить».

– Люди думают, что имиджу страны может навредить то, что является нашей болью. Наоборот, возможность работать с этой болью, смелость обращаться к этой теме в работе с прошлым – это то, что уважают. В мире уважают те государства, которые признают свои ошибки, глубоко анализируют исторический путь, не замалчивают, не приукрашивают. Ведь и к человеку, который извинился и раскаялся, делает все, чтобы не было повторения, – уважения больше.

И патриотические чувства, и гордость за страну, на мой взгляд, могут только тогда возникать, когда человек знает свою историю, умеет конструктивно работать с ее травмами.
И радостно, когда нам звонят сами ребята и говорят, что проходили эту тему на литературе и собрались прийти в музей.

Когда дедушки и бабушки уйдут из жизни, нерассказанные истории исчезнут

– Вы заинтересовываете подростка на экскурсии этой темой. Что он может делать дальше? Пойти домой и попробовать поговорить с бабушкой или дедушкой?

– Сначала мы советуем пообщаться со своими родными, с самыми пожилыми в семье. Не стремиться пробудить травму, которая, может быть, скрывается в них, но по крайней мере узнать, кто ваши прадедушки и прабабушки. Может быть, вам они ничего не говорили, потому что не было повода.

Позже можно начать составлять родословную или же оцифровывать письма, аннотировать фотографии из семейного альбома – существует много форматов взаимодействия с прошлым своей семьи. Работают те формы, при которых общение семьи происходит благодаря какому-то документу. Например, есть рецепт пирога от прабабушки, и во время его приготовления можно рассказывать какие-то семейные истории.

Когда дедушки и бабушки уйдут из жизни, неподписанные фотографии обезличатся, нерассказанные истории исчезнут.
Надо об этом помнить и предпринимать усилия по сохранению семейной истории. Узнайте, какие документы есть в семье, обязательно их отсканируйте. Моя бабушка была в эвакуации во время войны ребенком и сейчас намеревается уничтожить свои письма, потому что была маленькая и писала с ошибками. Ей стыдно, она не хочет, чтобы такая память о ней осталась. Только недавно удалось убедить ее, что это ценный документ эпохи, важный не только для семьи, но и для истории страны.

Раньше от отца к сыну или от матери к дочке часто переходили какие-то предметы – колечко, ножик, и в этих символах есть что-то гораздо более глубокое, чем просто ценность предмета. Здесь же связь поколений. Однажды занимался с ребятами, и одна девочка на следующее занятие пришла и говорит: «Константин, я поговорила с мамой, и она передала мне кольцо прабабушки», и показывает его на руке. Оказывается, мама просто забыла об этой семейной традиции передавать от матери дочери колечко прапрабабушки.

Удивительная история, когда дети и родители совместно занимаются историей своей семьи: едут в место, где погиб прадед, и возлагают цветы, пытаются понять, где жили предки, ищут могилы. Я знаю такие семьи. Очень много таких семей приходит и к нам в музей.

– Насколько сегодня вообще актуально делать родословные и работать с домашними архивами? Семьи в мегаполисах все больше нуклеарные, дети и родители живут в разных городах.

– Мне кажется, люди понимают, что это важно. Каждый из нас не вечен, каждый хочет сохранить память о себе и предках, и мы об этом часто в музее говорим. Да, я умру, но хочу, чтобы остался в памяти. А как эту память оставить?

Раньше изучать историю семьи было сложно, так как работа в архивах требовала особых специальных знаний. Сегодня стало проще. Я захожу на сайт областного ярославского архива, получаю доступ к электронным описям фондов и ищу информацию о своем прапрадеде. И узнаю, что есть документ – ссудный договор. Оказывается, мой предок в 1870 году брал ссуду на постройку дома. Рано или поздно, но архивы должны стать более близкими для наших современников. Алгоритмы работы с ними будут проще, главное, чтобы они открывались, а не закрывались по надуманным причинам.

Мы часто не общаемся между поколениями, но это не значит, что человек не приходит к ситуации, когда начинает интересоваться, кто он и откуда. И опрос ВЦИОМ показал, что изучать семейную историю людям важно. Мне даже кажется, что это будет модно.

Понимать, кто мы, необходимо иногда элементарно для изучения своего здоровья. Не случайно врачи часто спрашивают, какие болезни были в роду. И кстати, в этом иногда помогают и архивные источники.

– Полтора года назад «Мемориал» проводил конкурс исследовательских работ старшеклассников, и во время награждения участников облили зеленкой. Зная это, подросток захочет исследовать историю своей семьи?

– Надо сказать, что на такие провокации с зеленкой способны люди, мыслящие примитивно и неспособные на уважение других людей. Я уже не говорю о том, что свое хамство, грубость, злость, тугоумие они прикрывают высокими словами о патриотизме и Родине. Человек, который любит свою страну, в первую очередь любит людей вне зависимости от их взглядов, мнений, происхождения, веры. И надо помнить, что именно с противопоставления себя другим когда-то начиналась и классовая борьба, и последующие репрессии.

В нашей стране риски быть облитым зеленкой есть. И эти риски очень серьезны. Надо прикладывать все усилия, чтобы репрессии были осуждены и не было почвы для возникновения ростков сталинизма. Хотя в жизни много соблазнов, чтобы такая почва появлялась, но на то мы и люди, чтобы иметь мужество пользоваться своим умом и нашей богатой историей.

Беседовала Надежда Прохорова

Фото: www.gmig.ru и архив Константина Андреева

   
  
    
 
Сообщение  
Участник

Регистрация: 15.09.2014
Сообщения: 1134
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 24 раз.
Тут не знаешь, где найдешь где потеряешь. Были б мои чуточку побогаче, пожалуй расстреляли, ушли в эмиграцию или лишились имущества еще в 20-х, были б чуточку по беднее, тут вообще была крышка. В той станице до раскулачивания тысяч 15 было, после тысяч 2-3 оставалось, не не всех раскулачили, просто кушать нечего было и дело до каннибализма доходило, кое- кто смог правда сам убежать, хотя и нельзя бегать было могли и войска, которые рядом со станицей стояли...скажем так помешать. При всем уважении к бедным людям все таки не могли они в колхозах управляться нормально, не сразу поумнели. Сейчас в той станице живет тысяч 5 жителей. Если б моих не раскулачили пожалуй, дети вряд ли б выжили, а так не выжили в ссылке взрослые, выжила только прабабушка с детьми своими. Ее отца прапрадедушку не раскулачили из бедных был, но зато расстреляли потом "за срыв посевной компании" в этой станице...Хотя это скорее личные счеты были, как никак 2 Георгия 4 и 3 степени, медали еще были Георгиевские(какой степени не знаю, не выложили в открытом доступе в интернете) да и служба в белой армии даром не прошла. Прабабушка кстати потом, после убийства Кирова и из ссылки смогла сбежать, умная была хоть и два класса образования, а учет тогда спецпереселенцев пресквернейший был, никаких данных не удалось мне выявить. Гражданская война (скажем так бандитизм на этой почве) на Кубани как мне говорили сошла на нет после 43 года. Тогда кстати из тех кто победнее из моей ветки в обозе немецких войск ушел, в интернете даже данные находил по его жизни там в годы уже "Холодной войны". А из тех кто остался в станице, по моей ветке что-то никто общаться не хочет. Видно история эта очень неудобная, вспоминать неприятно. Кто кого продавал, предавал, а может и в прямом смысле съедал.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 21.07.2016
Сообщения: 15199
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 176 раз.
Поблагодарили: 569 раз.
Россия
Чупакабра писал(а):
как я писал...

двоюродный брат моего деда был посажен, как он рассказывал. за анкдот про Сталина...

Подняв за пару бутылок просковейского коньяка я узнал:

данный мудак сел по статье 7-8 за бандитизм и грабежи складов в конце 1934..

при задержании его банды были ранены 2 милиционеров и тяжело ранен особист...

Но мне, пока я был маленький, рассказывал что посадили его за анекдот....

ЗЫ Центром МЕМОРИАЛ реабилитирован как политический... :rzach: :rzach: :rzach: Я аж сам окуел от такого...

-------------------------

и вот таких сказочников было сотни тысяч при Хрущеве, после амнистии...

----------------------

А остальным СКАЗОЧНИКАМ советую дела поднять... а то у них тоже все сидели за анекдоты или за 3 колоска :tease:
То, что он грабил и убивал, ещё не значит, что он не травил анекдотов про Сталина!

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 21.08.2014
Сообщения: 93678
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 1075 раз.
нужно параллельно замутить опрос у кого родственники были в вертухаях.

_________________
«Храматыка е выскусьтво правыльно чытаты ы пысаты…»
Американская Террористическая Организация ВСУ, ИГИЛ, Аль-Каида.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 20944
Откуда: USSR
Благодарил (а): 114 раз.
Поблагодарили: 240 раз.
Albania
vs773 писал(а):
нужно параллельно замутить опрос у кого родственники были в вертухаях.
Скорее всего именно у тех, у кого и пострадали. Безвинно.
Ибо ещё дюма, имхо, подметил - чтоб семья выжила - одного сына необходимо воспитать католиком, другого - протестантом, третьего и тем и иным, могущего вырулить в зависимости от сложившихся обстоятельств. )

_________________
Тот же лес, тот же воздух, и та же вода...

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 20944
Откуда: USSR
Благодарил (а): 114 раз.
Поблагодарили: 240 раз.
Albania
Tolmach.001 писал(а):
То, что он грабил и убивал, ещё не значит, что он не травил анекдотов про Сталина!
Как ни крути, но устное народное творчество пользовали все, а садились за него лишь избранные.
С чего бы? :rzach:

_________________
Тот же лес, тот же воздух, и та же вода...

   
  
    
 
Сообщение  
Wal писал(а):
НАДЕЖДА ПРОХОРОВА

Это кто? Ветка о родственниках, не надо ее засорять высерами либерастов.

   
  
    
 [ Сообщений: 396 ]  Стрaница Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20  След.




[ Time : 0.280s | 21 Queries | GZIP : Off ]