Забытый российский самолет с трагической судьбой: "больше и быстрее" "Конкорда"DE: Ту-144 был больше и быстрее "Конкорда", но его ждала трагическая судьба
После космической гонки страны соревновались за создание первого пассажирского сверхзвукового лайнера, пишет DE. СССР зашел так далеко, что создал самолет, который был больше и быстрее британско-французского "Конкорда", а также раньше поднялся в небо. Однако и Ту-144 и его визави ждала печальная судьба.
Кристофер Шарп (Christopher Sharp)
Daily Express, Великобритания
22 октября 2025

В последние годы много шума наделала американская авиакомпания Boom Supersonic, разрабатывающая преемника "Конкорда"— британско-французской легенды, ставшей первым сверхзвуковым авиалайнером, который успешно эксплуатировался в течение длительного времени. Известный как Overture, проект Boom Supersonic имеет целью вернуть сверхзвуковые перелеты в 21 век. Он не только возрождает интерес к "Конкорду", но и проливает свет на гонку по его созданию.
Дело в том, что Британия и Франция не единственные пытались преодолеть звуковой барьер, сохраняя аристократичное спокойствие: США и СССР (ныне Россия) также разрабатывали скоростные машины. Более того, Россия зашла так далеко, что создала самолет, который был не только больше и быстрее "Конкорда", но и раньше поднялся в небо. Речь о Ту-144.
Ту-144, очень схожий со своим западным соперником и прозванный "Конкордским", совершил первый полет 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше "Конкорда" — и первым достиг сверхзвуковой скорости в июне 1969 года, на 4 месяца опередив конкурента. К тому времени Конгресс США уже закрыл сверхзвуковую программу Boeing, предоставив Европе и России возможность сразиться в атмосферном продолжении Космической гонки.
Поначалу русские вырвались вперед, но ненадолго. Тем не менее, в первых раундах битвы Ту-144 имел преимущество, так как мог перевозить больше пассажиров (140 против 128) и летал быстрее (2443 км/ч против 2190 км/ч). "Конкорд" хоть и проигрывал в скорости и вместимости, но в плане долговечности выиграл со значительным отрывом. Самолет возил пассажиров до 2003 года, тогда как Ту-144 прослужил лишь до 97-го — менее двух лет после начала коммерческой эксплуатации и менее 10 с момента первого полета. Один из ключевых факторов, влияющих на репутацию самолета, — аварии и поломки. Чем чаще самолет разбивается и ломается, тем меньше людей готовы на нем летать и тем меньше авиакомпаний хотят его арендовать. Ту-144 страдал от этой проблемы и трагически разбился на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году после демонстрационного полета "Конкорда". Катастрофа, в которой самолет упал в деревню Гусенвиль, привела к гибели 6 членов экипажа и 8 местных жителей.
Эта авария отбросила программу на 4 года назад, позволив "Конкорду" первым вступить в коммерческую эксплуатацию. Проблемы продолжились даже когда Ту-144 достиг пункта назначения: писатель Джонатан Глэнси (Jonathan Glancey) в книге "Конкорд" писал, что на его борту было очень шумно и тесно. Рассказывая о Ту-144, Глэнси отметил: "Полет на Ту-144 не подходит людям с чутким слухом". За все время машина совершила лишь 55 пассажирских рейсов, постоянно испытывая проблемы с надежностью. Подобно "Конкорду", ее эксплуатация была чрезвычайно затратной, и каждый ремонт серьезно бил по карману.
Последний гвоздь в крышку гроба вбила вторая фатальная авария 23 мая 1978 года, когда Ту-144 загорелся под Москвой и совершил аварийную посадку, в результате которой погибли два бортинженера. После той трагедии, как сообщает CNN, программу Ту-144 закрыли не только из-за дороговизны, но и потому, что советское руководство просто потеряло к ней интерес. Как заявил изданию эксперт по советской авиации Илья Гринберг, самолет, начинавший свой путь как источник гордости в идеологической битве, превратился в одну большую летающую головную боль. Он пояснил: "Это была потеря интереса к программе со стороны советского руководства и высшего руководства “Аэрофлота”. С них хватило проблем, связанных с этой чрезвычайно сложной программой. Не было реальных экономических стимулов для ее использования на внутреннем рынке СССР".
После запрета на перевозку пассажиров Ту-144 вышел на "пенсию", используясь в качестве летающей лаборатории как для российских ВВС, так и для NASA после распада Советского Союза. Несмотря на поражение в сверхзвуковой войне, ирония в том, что его англо-французский визави в лице "Конкорда" закрылся по той же совокупности причин: высокие эксплуатационные расходы, низкий пассажиропоток и аварии с человеческими жертвами.
Спустя 22 года после печального ухода "Конкорда" с небес, есть надежда, что Overture от Boom Supersonic откроет новую золотую эру сверхзвуковых пассажирских перелетов. Вопрос лишь в том, кто еще пойдет по его стопам?