Tolmach.001 писал(а):
Wal писал(а):
Шекспир умер в 1616 году.
Ну-ка напрягись и выдай нам русские _стихи_ сравнимого качества времен Бориса Годунова? Иван Пересветов? Задонщина?
Произведения Ивана Пересветова очень поэтичны, с прекрасным языком.
Ты, просто, не знаешь старославянского.
Tolmach.001 писал(а):
Wal писал(а):
Шекспир умер в 1616 году.
Ну-ка напрягись и выдай нам русские _стихи_ сравнимого качества времен Бориса Годунова? Иван Пересветов? Задонщина?
Произведения Ивана Пересветова очень поэтичны, с прекрасным языком.
Ты, просто, не знаешь старославянского.
16 век - это не старославянский, уже далеко нет.
Ну вот тебе поэтичный Пересветов... публицистика это, интересная, да, но не стихи...
Цитата:
Мудрость греческих философов и латынских дохтуровъ[16] и Петра, волоского воеводы.[17] А вывез сия рѣчи и дѣла царьския изо многихъ королевствъ ко благовѣрному царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии Иван, Семенов сынъ, Пересвѣтов.
Аще кто хощет при помощи Божии вѣдати, котораго царя мудрости его прирожденныя воинская оминет и приидет на него великая кротость, то и есть уловление врагов его: не будет царь мыслити о воинствѣ, ни о управѣ во царствѣ своем, и будет веселитися с тѣми, которыя ему сердце разжигают вражбами и многими прелѣстными путми. А на воинники свои великие кручины напустит и на все царство свое неутолимыя бѣды великия от велможъ своих. Да ничтоже ему не будет мило, никоторая мудрость воинская, ни жития царства того. Или которыя мудрости воинския будут доходити до него или от его прирожденной мудрости царской, и учнет ставити их ни за что.
И так рече Петръ, волоский воевода: «Да естьли хотѣти царской мудрости отвѣдати о воинствѣ и о уставе жития царьского, ино прочести взятие греческое до конца, и не пощадити себя ни в чем, да тамо найдет всю помощь Божию. Богь помогает не ленивым, но кто труды приимает и Бога на помощь призывает, да кто правду любит и праведный суд судит. Правда — Богу сердечная радость, а царю великая мудрость».
Примѣтил ли еси, государь, Петра, волосково воеводу? Был тебѣ, государю, великий доброхот и царьству твоему. А яз, государь, слышав потому тѣ рѣчи ево и, переписав, вывес тебѣ, государю, служачи тебѣ, государю. И как полюбится тебѣ, государю, службишко мое, холопа твоето?
И тако говорит Петръ, волоский воевода: «Ленилися греки за християнскую вѣру крѣпко стояти против невѣрных, и онѣ нынѣ неволею бусурманскую вѣру берегут от находа. Царь турский у греков и у сербовъ дѣти отнимает седми лѣтъ на воинскую науку, и во свою вѣру приводит ихъ, и они же з детми своими разстоваючися великим плачем плачутся, да никтоже себѣ не пособит».
Государю благовѣрному царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии бьет челом холоп твой государевъ,[18] выежжей из Литвы Ивашко, Семенов сынъ, Пересвѣтов. И вывез есми, государь, тебѣ речи, государю, изо многих королествъ и от Петра, волоского воеводы, и дѣла твоя царьския.[19] И тѣ, государь, рѣчи и дѣла легли в казнѣ твоей государеве, а меня, холопа своего, за тѣ рѣчи и дѣла вѣлѣлъ горазда пожаловати. А тѣ, государь, рѣчи и дѣла и до сѣхъ мѣстъ пред тобою государемъ не бывали. Ино, государь, противен пред тобою, государемъ, а дѣла твои, государь, у меня службы моей.
А в тѣхъ, государь, королевствахъ твоему царскому прирожению и небесному знамению велми дивилися, и восхвалили и славили мудрыя люди, философи греческия и дохтуры латынския, и рькли про тѣ рѣчи: «Годится такову царю воинску от Бога мудрому прироженному таковыя рѣчи златом росписати про себя на многие лѣта держати, и после себя иному царю оставити таковыя дѣла и славу свою царьскую». А яз, государь, тѣ рѣчи и дѣла достал в королевствах в мудрыхъ людех. Как тебѣ, государю, полюбится службишко мое, холопа твоего?
А яз, государь, выѣхал с тѣми рѣчми из Литвы, — уже тому 11 лѣтъ минула, — служачи тебѣ, государю благовѣрному, царю великому вѣрному, поминая своих пращур и прадѣд, как служили вѣрно государем рускимъ великим князем, твоим пращуром: Пересвѣт и Ослябя в чернцѣхъ и в скимехъ со благословением Сергия-чюдотворца на Донском побоище[20] при великом князе Дмитрее Ивановиче за вѣру християнскую и за святыя церкви, и за честь цареву пострадали, главы своя положили. А яз, холопъ твой, на то же выехал на твое царьское имя, во всем тебѣ, государю, вѣрно служити, сколко Богъ поможетъ.
Пишут о тебѣ, государе, мудрые философи греческия и дохтуры латынския, о благовѣрном великом царѣ, что будет о тебѣ, государе, слава велия во вѣки, яко о цесарѣ Августе и о царѣ Александре Макидонстем, и тако же и о тебѣ, государе, тѣ мудрые философи пишут и о твоем государеве воинстве, и о мудрости твоей. Да и то начитают в мудрых книгах своих, яко введешь правду великую во царьство свое и утѣшишь Бога сердечною радостию. И тако начитаютъ мудрые философи, что не будет таковые правды под всею подсолничною: яко в твоем царьстве государеве от твоей мудрости великой грозы царьской лукавые судьи яко от сна возбудятся, да и посрамятся от дѣлъ своихъ лукавых, да будут сами о себѣ дивитися, что собирали безчисленно. Ино тако пишут о тебѣ благовѣрном царѣ: ты, государь грозный и мудрый, грѣшныхъ на покаяние приведешь и правду во царьство свое введешь, Богу сердечную радость воздашь.
Ко Августу кесарю во убогом образе прииде нищий. Пришед воинникъ и принес великия мудрости, и он его про то пожаловал, держал его блиско себя и род его. А ко царю Александру Макидонскому пришед воинник[21] во убогомъ же образе с великою мудростию воинъскою. От богатых мудрость воинская не почитается николиже. Хотя и богатырь обогатѣетъ, и обленивеетъ. Богатый любитъ упокой, а воинника всегда чредити яко сокола, сердце ему веселити, ни в чемъ кручины на него не напускати.
А яз, холопъ твой, Ивашко Пересвѣтов, одиннатцать лѣтъ минуло, не могу доступити тебя, государя благовѣрного царя великого князя. Кому ни подамъ память, и онѣ до тебя, государя, велможи твои, не донесутъ. А на приѣзде, государь, приказал еси меня, холопа своего, боярину своему Михайлу Юрьевичю во всем. И вскоре, государь, после твоего государева приказу Михайло Юрьевич преставился, а яз, государь, без приказу и по ся мѣста живу, до тебя, государя, доступити не могу, побити челомъ о приказе. А приѣзжему, государь, человѣку без приказу и без береженья пробыти не мочно в твоем государеве царьстве. И доступил есми тебя, государя, у празника в церкве на Рожество пречистыя Богородицы,[22] и подал есми тебѣ, государю, две книжки с твоими речми царьскими, что есми вывез из ыных королевствъ, служачи тебѣ, государю благовѣрному царю и великому князю. И ты, государь, меня, холопа своего, не приказал никому. И будетъ тебѣ, государю великому царю, не полюбится службишко мое и рѣчи, что яз тебѣ вывез из ыных земель и королевствъ, слышавъ от многихъ мудрыхъ людей и дохтуров и философов про твое царьское мудрое прирожение, и так пишут о тебѣ о великом царѣ по небесному знамению о твоем царьстве и о мудром воинстве беречи вѣры християнския и умножати, и невѣрных в вѣру приводити, и славу Божию возвышати, и правду во царьство свое ввести, Богу сердечную радость ввезсти, и ты, государь, тѣ книшки обе вели отдать назад. Да и сию книжку прочетши вели мнѣ же отдати,[23] и только тебѣ не полюбится, благовѣрному царю.
Ѣхал есми, государь, из Югор на Волоскую землю[24] и был есми пять мѣсець у Петра, волоского воеводы, в Сочаеве.[25] И он про тебя, государя благовѣрного царя, и про твое царьство говорит на всяк день, и у Бога просит во умножение вѣры християнские. И онъ говорит: «Такова была вѣра греческая силна и мы ся ею хвалилися, а ныне рускимъ царьством хвалимся». Да говоритъ так: «Боже, поблюди еѣ от невѣрныхъ и от ереси вражия». Да того не хвалит, что крестъ целуютъ, да изменяют,[26] то есть велия ересь, что за вѣру християнскую не стоятъ, а государю вѣрно не служат. Да и того не хвалит, что усобную войну на царство свое напускаетъ, дает городы и волости держати вельможам своимъ,[27] и вельможи от слез и от крови рода християнского богатѣют нечистым собраньем, и как сьѣдут с кормленей и с волостей, а в обидах присужают имъ поле,[28] и в том на обе страны много греха сотворяют. Крестъ целуют на виновате оба исца,[29] — истецъ и отвѣтчик: один приложивши ищет в своей обиде, а другой всего запирается, и в том оба ихъ во гресѣ погибают, и в великую ересь впадают, и на Бога хулу кладут, и не крѣпко крестъное целованье держат, тѣмъ Бога всѣмъ гнѣвят. Чѣмъ вѣра християнская украшена, а они того крѣпко не держат.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5115 стихов того времени практически и нет в русском...
Впрочем, вот ВСЕ они здесь, других стохотворных произведений и нету
http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/BLDR/Vol.%2015/42-%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8,%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0%20%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%81%D0%B0.pdfhttp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/BLDR/Vol.%2015/43-%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8%20%D0%9F%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdfhttp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/BLDR/Vol.%2015/44-%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdfА вот так писали стихи на русском век спустя после смерти Шекспира -крупнейший тогда поэт Феофан Прокопович
Цитата:
Всяк себе в помощь вышняго предавый
живет под кровом божией державы.
Той везде радость обретаяй многу
веселым гласом возопиет к Богу:
Ты мой заступник, ты мой и щит твердый,
в тебе надежда, ты Бог милосердый!
О, блажен еси, в бозе уповая,
он бо от тебе отвратит вся злая,
Измет от сети ловец злонадежных
и предочистит от словес мятежных.
Он своих рамен и своих крыл щитом
тебе покрыет пред всяким наветом.
Истина его, аки страж оружный,
тебе отвсюду оградит в час нужный.
Не страшен тебе нощный вран и стрелы,
ими же сеет злый случай в день белый;
Ни бледый призрак, в тьме людей страшащий,
ниже бес черный, в полудни ходящий.
И будет егда от обоей страны
тысяща и тьмы упадет на брани,
Но к тебе в той час и время то злое
не приближится бедство ни малое.
А над врагами узриши твоими
достойную казнь, сам сый невредимый.
Богу бо себе вручаю твоему,
имаши Бога в крепость незыблему.
Не прийдет к тебе зло люто до зела,
рана твоего не угрызнет тела.
Велит бо своим слугам велелепным
стрещи тя везде оком неусыпным.
На руках возьмут и на всяком пути
не дадут тебе ног твоих преткнути.
Стренет иногда аспид, зверь нелепый,
или василиск, или лев свирепый,
На тых безвредно будеши ступати
и по змиевых хребтах шествовати.
Слыши самого неложное слово,
тебе ко всякой помощи готово:
В моей он силе надежду имеет,
и сила моя оного покрыет.
Познай мя, Бога, аз готов внимати,
егда мя будешь на помощь взывати.
С ним есмь во скорби и подам избаву
и еще к тому неложную славу,
И дам век ему долгий и пространный
и введу его в живот обещанный.