Страшно далеки от народа, или Весь пар ушел в гудок — о российском кино 2021 годаСегодня
Как правильно оценить произведения киноискусства? Что определяет их ценность — зрительский интерес или назначенная кинокритиками художественная ценность? Закончен 2021 год, и уже можно сделать выводы — каким он был для российского кино.
Как обычно — скорее плохим, чем хорошим. В чем одно из главных отличий советского кино от современного российского? А в том, что в советском кино совпадали три составляющие успеха: зрительский интерес (согласно опросам), кассовые сборы и мнение кинокритиков. Не всегда и не во всем, но в большинстве своем. И если кинокритики не относили к шедеврам самый кассовый советский фильм «Пираты XX века», то уже в следующем вторым в рейтинге «Москва слезам не верит» мнения и зрителей и критиков совпали. Чему подтверждение — «Оскар».
То же самое можно сказать и о других «оскароносцах»: «Война и мир» (20 место в рейтинге), «Дерсу Азала», «Утомленные солнцем (хотя он российский, а не советский). Но это все «дела давно минувших дней, преданье старины глубокой». Каковы же итого прошедшего 2021 года?
Начну с ожидаемого: только 5 фильмов из почти 150 снятых дали прибыль. Предположим, что не все они были сняты на государственные деньги, предположим — половина. Все равно получилось, что государство потратило впустую деньги на 70 фильмов. Частных инвесторов мне не жалко — не надо давать деньги на то, что изначально не принесет прибыль. Вот такой в российском кино дурацкий капитализм — вкладывать деньги в заведомо провальные проекты. Я вообще не понимаю, как люди могут называться предпринимателями, бизнесменами, если они элементарно не могут просчитать — будет прибыль или нет? Возникает одно нехорошее предположение — а не являются ли все эти кинопроекты элементарным отмыванием денег? Но… не пойман — не вор.
Перейдем, однако, к прибыльным фильмам. Это «Последний богатырь. Корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные» и «Пальма». По большому счету, все, кроме «Последнего богатыря» — житейские истории, даже, если хотите мелодрамы. И это нормально. Ибо зритель устал от всякой чернухи, от всех этих нквдешников-монстров, алкоголиков и дебилов, которых развелось на российском экране как грязи. Вообще надо помнить, что зритель голосует денежкой. Производителям российских фильмов каждое утро следует как молитву повторять: «Зритель идет в кинотеатр не решать социальные проблемы, он идет в кинотеатр отдыхать». И это, кстати подтверждает и второе мерило успеха кинопродукции — зрительский рейтинг. Их много, но все они примерно одинаковы.
Вот один из опросов, говорящий о том, какие фильмы 2021 года понравились зрителям: «Белый снег», «Пальма», «Батя», «Кащей. Начало», «Бука. Маленькое чудовище», «Пара из будущего». Как видите, три фильма совпали. Это говорит только о том, что эти картины действительно пришлись по душе людям.
Ну, а теперь поговорим о «лучших фильмах» по мнению критиков и прессы, пишущей о кино. В топе лучше вы не найдете ни одного фильма, за которого проголосовали зрители — и в опросах, и своими деньгами. Вообще закрадывается подозрение, что чем больше хвалебных слов говорят критики о каком-либо фильме, тем провальнее он в прокате. Достаточно проанализировать мнение 20−30 критиков, чтобы составить топ, наиболее упоминаемых ими фильмов.
«Капитан Волконогов бежал» — капитан НКВД скрывается от сослуживцев и вымаливает прощение у жертв, чтобы не попасть в ад.
«Разжимая кулаки» — девушка пытается освободиться из-под гнёта семьи и патриархального окружения в горном осетинском городке.
«Майор Гром: Чумной доктор» — майор петербургской полиции вступает в схватку с мстителем в маске, который транслирует самосуд над преступниками в соцсети.
«Петровы в гриппе» — в канун Нового года обычная семья из Екатеринбурга подхватывает неизвестную болезнь и погружается в сюрреалистичные галлюцинации (режиссер Кирилл Серебренников).
«Обходные пути» — медитативный портрет окраин Москвы, пронизанных влиянием невидимых цифровых чёрных рынков. Пока дети бегают по крышам гаражей, рабочие-иммигранты играют в волейбол, а активистка стоит в одиночном пикете, закладчик Денис делает тайники по всему городу.
«Нуучча» — рассказ о том, как русский каторжник угнетает якутскую скмью.
«Иччи» — красиво сочиненный якутский хоррор с местным колоритом.
«Общага» — жуткая антиутопия про жизнь внутри то деревянной, то бетонной матрешки.
И так далее и так далее, включая еще один якутский фильм — «Ыт». Какой-то год якутского кино… Даже по краткому анонсу понятно, что фильмы эти не соберут залы и не будут пользоваться любовью зрителя. И естественно, возникает вопрос — а для чего это снимать? Ответ ужасно прост — многие из этих фильмов снимали не для зрителя, а для получения премий на фестивалях. Чаще всего зарубежных. Помните такой мультик про девочку, которая пела: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфетку». Тут все с точностью до наоборот: «Кто обгадит Россию и русских лучше всех, тот получит приз».
Если верить критикам, то российские кино — на небывалом подъеме. Если верить зрителям и кассе — то в глубоком провале. Глубочайшем. Такого антипатриотичного кино нет ни в одной стране мира. Мы можем сколько угодно говорить о вранье в «Спасти рядового Райана», «Рембо», «Красотке», но они — патриотические по сути, при этом кассовые, при этом имели хорошую прессу. В американском кино было и продолжает быть уважительное, даже любовное отношение к своей стране, и художественный уровень картин достаточно высокий. Т. е. то, что было в советском киноискусстве и что, к сожалению, почти утрачено в нынешнем российском.
Ну и последняя категория фильмов. Тех, которые не собирают кассу, те, к которым зрители относятся прохладно, те, о которых и критики молчат. Вот пример выпуска прошлого года: «Чернобыль». Сколько о фильме говорили на Первом канале, какая была мощная рекламная кампания… И что? Весь пар ушел в гудок.
Вот, собственно и все, что можно сказать о главных итогах в российском кино в прошедшем году.
Игорь Левитас
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/20 ... -goda