Четыре технологии, которые утрачены Соединёнными ШтатамиСоединенные Штаты принято считать одной из самых технологичных стран мира. Действительно, они вкладывают большое количество средств в освоение космоса, создают новые технологические продукты, а такие компании, как Google, Apple, Microsoft и т. д. известны по всему земному шару. Однако не стоит полагать, что США всесильны. В некоторых случаях американцы не могут обойтись без поддержки России.
Обогащение уранаКак правило, технологии и компетенции утрачиваются после экономических потрясений, то есть войн, переворотов, развала государств, но, оказывается, можно утрачивать технологии на ровном месте, как в случае с США. Этот пример — один из таких.
Еще в советское время американские власти приняли решение покупать обогащенный уран у СССР, поскольку их собственная газодиффузионная технология была слишком дорогой и энергозатратной, в сравнении с российской центрифужной. Впоследствии ситуация не поменялась. После окончания холодной войны страны договорились о поставках обогащенного урана для американских АЭС, однако в 2013-м году Россия выгрузила последнюю партию — 60 тонн.

Сейчас собственные производства США простаивают, а основным источником обогащенного урана являются центрифужные мощности британской URENCO, расположенные на территории американского государства. Остальную часть покрывают поставки из Европы и «Техснабэкспорта». Заниматься обогащением самостоятельно всё еще слишком дорого, а тем временем «Росатом» закупает обедненный уран из США, перерабатывает его и продает обратно. Так, американцы попадают в зависимость от российских компаний.
ЛедоколыВ строительстве ледоколов Америка сильно уступает России. Последний корабль, Polar Sea, был введен в эксплуатацию еще в 1978-м году, а в 2010-м его перестали использовать. Его аналог Polar Star 76-го года по сей день в рабочем состоянии и является единственным тяжелым ледоколом США. Береговая охрана располагает еще двумя кораблями поменьше, однако до российских масштабов еще далеко. Сейчас в распоряжении наших полярников аж 41(!) ледокол.

В связи с этим в 2018-м году американцы запланировали построить три тяжелых ледокола, первый из которых должен появиться к 2023-м году (что ж, посмотрим). Еще при составлении сметы и разработке проекта возникли трудности. Выяснилось, что план слабо соотносится с действительностью: стоимость в $9,8 млрд была признана заниженной, а дата окончания строительства базируется не на физической возможности построить ледокол, а на предполагаемых сроках износа последнего действующего корабля.
Иными словами, работа над ледоколами давно заброшена, а как ее восстановить — толком никто не знает.
Двигатели для самолетов SR-71Стратегический сверхзвуковой разведывательный самолет начал применяться в 60-х, и на небе ему практически не было равных. В 1976 году SR-71 поставил мировой рекорд по скорости среди всех турбореактивных самолетов — 3529,56 км/ч. С этой машиной изрядно намучились советские ПВО, а всё благодаря его высококлассному двигателю.

«Сердце» самолета — Pratt & Whitney J58-P4 — двигатель, который является гибридом турбореактивного и прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Дорогая и сложная конструкция давала как видимые преимущества, так и существенные трудности в эксплуатации, и в 1998-м году J58-P4 сняли с производства. После исчезновения главного конкурента Америка, видимо, посчитала, что вкладываться в столь трудоемкое производство больше не имеет смысла (а может быть, зря?).
Двигатели для тяжелых ракет: аналог РД-180Российский ракетный двигатель РД-180, разработанный в середине 90-х, сразу же приглянулся американцам. В 96-м году право на его использование приобрела General Dynamics. Двигателем оснастили ракеты семейства «Атлас», где РД-180 проявил себя превосходно, сработав без единой ошибки.
Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. Но патентное право принадлежит отечественному «Энергомаш».

В разгар обострения политической обстановки в 2014-м году обе стороны выступали с инициативой о запрете поставок двигателя, и в определенный момент поправкой Джона Маккейна этот запрет был введен. Правда, ненадолго. В том же году решение пересмотрели, что вполне логично: попытки производства аналогов, разумеется, предпринимались, однако даже самую правильную и удачную концепцию воплотить в жизнь не так уж просто. Разработка, проверки, доработки, испытания, внедрение и т. д. — весь процесс создания двигателя от проектирования до введения в эксплуатацию займет годы.
Уже десятки лет США бьются над созданием аналога РД-180. Так, в 2018-м директор НАСА Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что ведутся работы над альтернативным двигателем. В 2021-м исполнительный директор компании United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно сообщил о том, что больше закупать РД-180 не будет, а ракеты «Атлас» будут выведены из эксплуатации:
«Мы заблаговременно закупили РД-180, так что я могу прекратить эти отношения [с Россией] и не зависеть [от нее], как просил нас конгресс».На тот момент США имели про запас 122 отечественных двигателя. В дальнейшем они планируют перейти на BE-4, который разрабатывает предприятие Джефа Безоса Blue Origin. Но так или иначе на это уйдут годы, если не десятилетия.
https://dzen.ru/a/Y43vQN7GZXnqI46t