Все про СП-2. Начиная с 10 марта 2021.


Куратор темы: Bertals



 [ Сообщений: 10820 ]  Стрaница Пред.  1 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342 ... 541  След.
Автор  
 
Сообщение  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2015
Сообщения: 1693
Откуда: Крым
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 59 раз.
Россия
Вакцина от газового кризиса
11.10.2021
Растущие цены на газ станут главной темой саммита лидеров ЕС 21–22 октября. Пока что, судя по высказываниям официальных лиц и утечкам в прессе, предлагаемые к рассмотрению идеи не поражают новизной. Так, Испания хочет вернуться к мысли о совместных европейских закупках газа. Глава европейской дипломатии испанец Жозеп Боррель в интервью местной газете Pais сравнил закупку газа с централизованным приобретением вакцин от коронавируса, отметив, что «проблема поставок газа имеет геополитическое измерение».
Речь, очевидно, о том, что совместные закупки газа могли бы снизить цену на него :rzach:

Я прекрасно помню, как идею совместных закупок обсуждал прежний состав Еврокомиссии в 2014 году после Крыма и введения санкций против России. Тогда это дурное предложение, столкнувшись с объективной реальностью, умерло само собой, как и в целом идея энергетического союза ЕС, которому европейские чиновники как раз пытались придать «геополитическое измерение». Вероятно, сейчас произойдет то же самое.
Ведь даже если согласиться с аналогией Жозепа Борреля (хотя это и сложно сделать), стоит признать, что сравнение поставок газа и вакцины не лучшим образом характеризует идею: достаточно вспомнить, как долго ЕС вел переговоры о покупке вакцины по сравнению с глобальными конкурентами в лице США и Великобритании и какими спорами сопровождалось распределение вакцины внутри стран ЕС.
Но газ, в отличие от вакцины, глобальный товар, так какой поставщик газа в мире согласится продать его ЕС по цене, отличающейся от рыночной?
Есть и множество других вопросов, например: как будет распределяться газ, закупленный условно Еврокомиссией, между разными странами ЕС? Как эти контракты будут сочетаться с уже заключенными контрактами, существующими у отдельных компаний-импортеров? Замечу, что даже власти Китая, у которых гораздо больше опыта централизованного планирования в экономике, не диктуют собственным госкомпаниям, по какой цене им закупать газ.

Вторая бородатая идея, которую обдумывают власти ЕС,— создание стратегического резерва газа. В ней больше экономического смысла, поскольку Европа действительно стала «замыкающим покупателем» для мирового рынка СПГ, и если бы объемы подземных хранилищ ЕС были бы выше, то в 2020 году, когда цены были рекордно низкими, Европа смогла бы запасти больше газа, что, вероятно, смягчило бы дисбаланс спроса и предложения в этом году.
Возможно, введение жестких нормативов по размерам резервов для поставщиков газа увеличит инвестиции в создание новых подземных хранилищ в Европе и — что может иметь значение — позволит Украине заработать на сдаче в аренду мощностей ее ПХГ. Но, хотя такое решение отчасти застрахует потребителей от резкого взлета цен, оно также приведет к росту тарифов, ведь хранение газа не обходится бесплатно.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.02.2018
Сообщения: 31040
Благодарил (а): 281 раз.
Поблагодарили: 638 раз.
Кот_Инвойс писал(а):
Конечно, санкции парадоксальным образом укрепили Россию, но вполне реально обменять купирование энергетического кризиса на официальное снятие санкций.
По крайней мере, есть возможность поторговаться.
Смысла нет в отмене санкций. Как отменили, так и введут снова. Сейчас уже вводить нечего. Да и что там с санкциями, ну отрезали от евроденег и что? Развили свой рынок заимствования через ОФЗ, да еще и в рублях. Плюс большие притоки денег идут от нефтегаза. Резервы на хаях и проблем в деньгах нет. Тут надо думать как эффективно тратить ФНБ, который пухнет как на дрожжах, к лету с такими прибылями нефтегаза там вообще будет избыток денег.

Вон к чему в итоге санкции от VISA и MC привели. Не было бы санкций, не разработали бы НСПК и платежи через СБП. А сейчас они долю у американцев активно забирают. Ну круто же...

Россия вошла в число стран, приближающихся к «безналичному» статусу, сообщили аналитики BCG. По числу карточных транзакций на душу населения она в прошлом году уступила только скандинавским странам.

В 2010 году (до санкций) Россия была в числе стран, приверженных наличным расчетам: на душу населения приходилось меньше 10розничных безналичных транзакций, следует из данных BCG. По этому показателю Россия уступала в том числе Италии, Венгрии и всем странам Балтии. В прошлом году (после санкций) Россия достигла 300 карточных транзакций на душу населения, пропустив вперед только страны Северной Европы — Норвегию, Данию, Швецию и Финляндию.

BCG относит страны с более 250 карточных транзакций на душу населения к приближающимся к «безналичным». Сейчас в этом списке Россия — единственная развивающаяся экономика, отметил глава экспертной практики BCG по цифровым технологиям в России и СНГ Макс Хаузер.

По итогам прошлого года доля безналичных платежей в России составила 54,1%, установив рекорд, сообщал «Сбер». По итогам первого квартала 2021 года он оценил долю безнала в рекордные 59,4%.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.02.2018
Сообщения: 31040
Благодарил (а): 281 раз.
Поблагодарили: 638 раз.
сисе привет. :vata

Fitch: РФ в 2021 году может дополнительно заработать от роста цен на нефть и газ $50 млрд
МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Нефтегазовые доходы российского бюджета и внебюджетных фондов в 2021 году могут вырасти почти на 70% по сравнению с уровнем 2020 года или на $50 млрд на фоне высоких цен на нефть и газ, подсчитали в международном рейтинговом агентстве Fitch по запросу ТАСС

   
  
    
 
Сообщение  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2015
Сообщения: 1693
Откуда: Крым
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 59 раз.
Россия
ГРИВАЧ: ЕВРОПУ УЖЕ В ФЕВРАЛЕ ЖДЕТ РАСПЛАТА ЗА ДАВЛЕНИЕ НА "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2"
12/10/2021 -
Только сам Брюссель ответственен за ситуацию на газовом европейском рынке.
Уже в феврале следующего года ЕС может столкнуться с полным отсутствием газа в своих хранилищах.


Такое мнение высказал заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он отметил, что верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель накануне заявил, что предстоящей зимой Европе понадобится больше голубого топлива, чем оговорено в существующих контрактах.
При этом Боррель считает, что Москва виновна в сложившейся ситуации с газом, так как не увеличивает поставки, пытаясь "продавить" "Северный поток-2".

Как отметил Гривач, позиция Борреля более, чем странная, ведь "Северный поток-2" не увеличит объемы поставок газа в Европу, он лишь перенаправит поток из украинской ГТС.

- Для того, чтобы Европа получила дополнительные объемы голубого топлива, нужно заключить новые контракты на основе заявок от клиентов, однако Европа не стремится вести переговоры с "Газпромом" о дополнительных закупках, — отметил Гривач в интервью изданию "Экономика сегодня".

Цены на газ в Европе раздувают искусственно, считает эксперт. Этот фактор подогревает разговоры о политизированности "Северного потока-2", который в Европе называют "политическим оружием" Москвы.

Во второй части отопительного сезона Европа может столкнуться с физическим отсутствием голубого топлива. При плохих погодных условиях уже в феврале будущего года ситуация может стать критической, считает Гривач. На СПГ особой надежды нет, так как он идет в Азию, где платят больше.

У Европы есть реальный шанс замерзать нынешней зимой и сокращать потребление газа для рядовых потребителей и промышленных предприятий.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 08.05.2016
Сообщения: 10686
Благодарил (а): 170 раз.
Поблагодарили: 457 раз.
Россия
Сергей Игнатьев писал(а):
сисе привет. :vata

Fitch: РФ в 2021 году может дополнительно заработать от роста цен на нефть и газ $50 млрд
МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Нефтегазовые доходы российского бюджета и внебюджетных фондов в 2021 году могут вырасти почти на 70% по сравнению с уровнем 2020 года или на $50 млрд на фоне высоких цен на нефть и газ, подсчитали в международном рейтинговом агентстве Fitch по запросу ТАСС
сколько мы дали Януковичу? 3?
На и по судам какие то копейки проиграли, да.

_________________
Для них Путин хуже Гитлера:ВорчунDestrierСпутникИгорьМеркурий,val1954,ДубрFar East,GOLBERG,Лубенчанин,Профиль,камчан,Беломор

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 17.02.2019
Сообщения: 27784
Благодарил (а): 992 раз.
Поблагодарили: 1120 раз.
Россия
[spoiler=deborgel]
Цитата:
Вакцина от газового кризиса
11.10.2021
Растущие цены на газ станут главной темой саммита лидеров ЕС 21–22 октября. Пока что, судя по высказываниям официальных лиц и утечкам в прессе, предлагаемые к рассмотрению идеи не поражают новизной. Так, Испания хочет вернуться к мысли о совместных европейских закупках газа.
А что? Мы тоже с соседями пойдем в магазин за телевизорами (автомобилями, и.т.п), и потребуем от продавца понизить их стоимость в 3 раза.... я-ж не один приду в магазин, а с соседями, там в магазине должны нас понять, что мы можем купить телевизоры, только по цене в 3 раза меньше чем просит магазин.

_________________
Мы купили Украину чтобы воевать с Россией" конгрессмен Джефри Сакс


Последний раз редактировалось 73регион 12.10.21, 08:46, всего редактировалось 1 раз.
   
  
    
 
Сообщение  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2015
Сообщения: 1693
Откуда: Крым
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 59 раз.
Россия
Марцинкевич объяснил нежелание «Газпрома» играть с Европой на спотовом рынке газа
11 октября 2021
Марцинкевич объяснил нежелание «Газпрома» играть с Европой на спотовом рынке газа
«Газпром» не заинтересован в реализации газа на спотовом рынке Европы из-за приоритетности внутренних задач. Об этом заявил эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.

Высокие цены на спотовый газ не являются для «Газпрома» аргументом в пользу участия в европейской биржевой игре.
По словам Марцинкевича, реализуемые в данном формате объемы незначительны, и возможная прибыль российского монополиста от игры на споте не столь существенна, чтобы скорректировать политику компании в пользу «свободного рынка».

Экспортная политика «Газпрома» и дальше будет определяться длинными контрактами, подчеркнул эксперт.

«У "Газпрома" есть желание выполнять долгосрочные договоры. Желания играть в спотовый рынок, <…> лезть на этот спотовый рынок, бороться с царящими там финансовыми спекулянтами "Газпром" не изъявляет», – сказал Марцинкевич.
Эксперт напомнил, что альтернативой европейским биржам для «Газпрома» является Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (АО «СПбМСТБ») – крупнейшая товарная биржа РФ, где компания периодически реализует природный газ. Однако в 2021 году «Газпром» отказался от продажи ресурса в формате краткосрочных контрактов и сосредоточился на выполнении прямых обязанностей, в первую очередь внутри России.

«В этом году "Газпром" решил, что это (продажа газа на бирже. – Прим. ФБА) его не устраивает, потому что вырос спрос на газ в Российской Федерации – есть такая страна. А "Газпром" придуман прежде всего для того, чтобы мы были обеспечены газом по тем ценам, которые индикативно устанавливает Правительство РФ. Сейчас это 70 долларов за тысячу кубометров. По этой цене получаем газ мы и наша промышленность. "Газпрому" есть чем заниматься вместо участия в спотовых торгах с выигрышем либо проигрышем каких-то копеек», – сказал Марцинкевич на YouTube-канале «Геоэнергетика Инфо».

«Газпром» ограничил поставки в Европу обязательствами по долгосрочным контрактам. Удовлетворять заявки на дополнительный экспорт российская компания не спешит, так как сконцентрирована на наполнении хранилищ в РФ. На опасениях о дефиците спотовые цены газа в сентябре-октябре неоднократно обновляли исторические рекорды. Рыночная истерика была пресечена президентом РФ Владимиром Путиным, призвавшим рассмотреть возможность наращивания поставок, а также сохранить транзит через Украину в контрактных объемах.

   
  
    
 
Сообщение  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2015
Сообщения: 1693
Откуда: Крым
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 59 раз.
Россия
Россия создает новую инфраструктуру газовых поставок в Европу
11.10.2021
Подчиняться иррациональным требованиям законодательства ЕС или требовать его приведения к здравому смыслу в международных инвестиционных трибуналах
Андрей Конопляник
Об авторе: Андрей Александрович Конопляник – доктор экономических наук, профессор, член научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике.
С вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» закончится формирование новой конфигурации инфраструктуры экспортных поставок трубопроводного газа из России в Европу: завершится переход от сформированной в СССР системы линейных транзитных коридоров (сначала украинского, потом польского, запитываемых из месторождений Надым–Пур-Тазовского нефтегазоносного бассейна) к радиально-кольцевой системе экспортных газопроводов, которая включает теперь также два новых полукольца: северное, запитываемое уже из месторождений другой ресурсной базы страны – полуострова Ямал, и южное.

Северное полукольцо включает морской газопровод «Северный поток – 1» с его сухопутными продолжениями по территории Германии (OPAL) и Чехии (Gazelle) в южном направлении и NEL в западном, и морской «Северный поток – 2» с его сухопутным продолжением (Eugal). Южное полукольцо состоит из морского «Турецкого потока» и его сухопутного продолжения в ЕС «Балканский поток» через территорию Болгарии, Сербии и Венгрии. Важно понимать, что северное и южное полукольца в своих сухопутных частях замыкаются на исторические пункты сдачи-приемки (ПСП) российского газа по долгосрочным контрактам, расположенные на концах линейных коридоров. Эти новые трубопроводы в Европе проходят вблизи подземных газохранилищ (ПХГ), в которых у «Газпрома» (компании, наделенной российским законодательством правом монопольного экспортера трубопроводного газа с целью исключения конкуренции «газ–газ» на экспортном рынке и повышения монетизации этого невозобновляемого природного ресурса России) есть долевое участие (рис. 1).

Таким образом, создана разветвленная система экспортных газопроводов, соединенных между собой трубопроводными перемычками на территории России, запитываемая из месторождений разных ресурсных баз, имеющая систему компенсаций и резервирования объемов (ПХГ), возможности для маневрирования потоками внутри этой новой конфигурации в ответ на различного рода возмущения (техногенного и рукотворного характера), влияющие на устойчивость газоснабжения. Такая архитектура экспортных поставок повышает надежность и устойчивость газоснабжения, гарантирует бесперебойность доставки газа в контрактные ПСП и полностью соответствует интересам как российского поставщика-экспортера, так и европейских покупателей-импортеров. Ближайший аналог – радиально-кольцевая система линий Московского метрополитена, дающая возможность без проблем добраться из одного конца города в другой в случае любых временных препятствий на одной из линий.

Новая роль украинского транзита
В этих условиях потребность в украинском транзите после 2024 года не отпадает, но приобретает иное звучание:
из поначалу единственного, а затем основного транзитного коридора он превращается в коридор дополнительный.
А основными обоснованно становятся два новых полукольца (обходных маршрута) с целью их загрузки до проектных значений (вопросы окупаемости инвестиций), удешевления издержек транспортировки (за счет более современного технического состояния, меньшего числа компрессорных станций и плюс к тому более коротких маршрутов доставки по обоим «Северным потокам»), что позволяет сохранять рентабельность поставок при более низких значениях цен на газ на европейских торговых площадках, более высокой экологичности новых газопроводов (результат научно-технического прогресса).

Украинский маршрут в рамках этой архитектуры поставок приобретает роль «балансирующего инфраструктурного звена», в чем-то созвучную роли Саудовской Аравии – в недавнем прошлом «балансирующего поставщика» на мировом рынке нефти. Конечно, это возможно только при условии адекватной модернизации украинского транзитного коридора. По оценке компании KPMG, уровень аварийности украинской газотранспортной системы (ГТС) в 9 раз превышает аналогичный уровень для ЕС или ФРГ.

Где взять деньги на модернизацию газотранспортной системы
Деньги на модернизацию могут прийти только с международного рынка капитала и только на условиях проектного финансирования. Идеальная работоспособная конфигурация для этого – формирование многостороннего международного инвестиционного проекта с обязательным участием международных финансовых институтов (МФИ) по финансированию модернизации транзитного коридора в рамках ГТС Украины, выделенного в изолированную рыночную зону. Применяемое с 2011 года на территории Украины энергетическое законодательство ЕС это позволяет. В состав такой выделенной рыночной зоны должны войти идущие параллельно и вблизи друг от друга газопроводы Уренгой–Помары–Ужгород и «Прогресс».

Именно МФИ должны быть кредиторами в рамках проекта, переводя политизированный двусторонний вопрос о транзите в деполитизированную многостороннюю задачу о стандартном проектном финансировании по правилам и регламентам МФИ. Возврат инвестиций в такую модернизацию может быть обеспечен только за счет прокачки по модернизированному коридору российского газа в ЕС. Значит, необходимы долгосрочные контракты между европейскими покупателями и российским поставщиком в качестве обеспечения возврата инвестиций.
Заемщиком должна выступать компания-оператор ГТС Украины или иная компания – самостоятельный оператор новой выделенной рыночной зоны, каковым может быть, например, и сертифицированный оператор ГТС какой-то из стран ЕС. Он должен заключить контракт на прокачку газа с российским грузоотправителем.
И это вовсе не означает контракт на условиях «качай или плати», как в действующем транзитном соглашении «Газпрома» с «Нафтогазом», а, например, «используй или передай на вторичный рынок» или иное, допустимое энергетическим законодательством ЕС. Кстати, в предлагаемом инвестиционном проекте с транзитным компонентом по описанной схеме нет места для «Нафтогаза».

Итак, вырисовывается следующий состав и функции участников инвестиционного проекта по модернизации выделенного транзитного коридора ГТС Украины как основа для сохранения и обеспечения надежного использования ГТС Украины в рамках новой архитектуры экспортной инфраструктуры российского газа в Европу после 2024 года:

1) МФИ – кредитор (кредиторы);
2) компания-оператор ГТС выделенного транзитного коридора (обособленной рыночной зоны в рамках ГТС Украины). Это может быть компания-оператор ГТС Украины или иная сертифицированная по правилам ЕС компания-оператор ГТС, скажем, какой-то из стран ЕС. Она является заемщиком и стороной контракта на транзитную прокачку российского газа;
3) компании – покупатели российского газа из стран ЕС – стороны долгосрочных контрактов на поставку российского газа;
4) российская компания-поставщик. Она является, во-первых, стороной долгосрочного контракта с европейскими компаниями-покупателями на поставку газа, во-вторых, стороной долгосрочного контракта на транспортировку газа с оператором ГТС выделенной рыночной зоны. При этом должно быть соблюдено «контрактное соответствие» между контрактами на поставку и на транспортировку (транзит).!!!

Трех с небольшим лет, оставшихся до конца 2024 года, может оказаться вполне достаточно, чтобы провести сначала соответствующие консультации, а затем многосторонние переговоры. Начать можно в рамках уже проходящих консультаций между вице-премьером Александром Новаком и спецпредставителем германского правительства Георгом Графом Вальдерзее (первая состоялась 8 сентября).

Есть ли шансы для контригры

В течение всего времени после распада СССР и СЭВ Еврокомиссия последовательно проводит политику «экспорта законодательства ЕС» на государства постсоветского пространства в целях создания конкурентных преимуществ своим компаниям за рубежом, формируя для них в этих странах привычную им по работе в ЕС институциональную среду, выравнивая ее по образу и подобию еэсовской, минимизируя тем самым для своих компаний риски инвестиционного климата постсоветских стран. Это в полной мере относится к газовой отрасли. Ключевыми положениями законодательства ЕС являются разделение конкурентных (добыча и сбыт) и естественно-монопольных (транспортировка) видов бизнеса (unbundling), а также обязательный доступ для третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре (ОДТС).

Изображение

Первый энергопакет ЕС по газу (1998) предусматривал лишь статистическое разделение видов деятельности и возможность как ОДТС, так и переговорного доступа к инфраструктуре. Второй (2003) – ввел ОДТС и функциональное разделение видов деятельности, третий (2009) – разделение производственных операций по собственности.
В 2014 году Россия обжаловала положения Третьего энергопакета ЕС в ВТО. В 2018 году третейская группа по спору России против ЕС в рамках ВТО поддержала три из шести жалоб российской стороны на нормы Третьего энергопакета ЕС в газовой сфере. Однако требование разделения на уровне собственности операций по транспортировке и добыче и/или сбыту газа оспорить не удалось.
Но даже без оспаривания самого факта существования – а значит, необходимости применения этого принципа (суверенные государства имеют суверенное право на формирование национального законодательства), возникает вопрос о рациональных границах его применения и возможности их отстаивания в международно-правовых институтах, помимо ВТО. Ведь ВТО – это не специализированная в отраслевом разрезе международная торговая организация. Она не рассматривает вопросы инвестиций, тем более в таких специфических отраслях, как энергетические, которые характеризуются повышенными рисками. А разделение видов деятельности и ОДТС имеют в случае «Северного потока – 2» (СП-2) ярко выраженное инвестиционное содержание, поэтому могут и должны стать предметом защиты в рамках международно-правовых инвестиционных договоров и институтов, чьи нормы и правила являются обязательными для ЕС.

От ВТО к ДЭХ
Таким инвестиционным договором и международно-правовым институтом является Договор к Энергетической хартии (ДЭХ). С 1998 года он стал неотъемлемым элементом системы международного права. Стороной ДЭХ является как ЕС в целом, так и все государства – члены ЕС по отдельности, за исключением Италии, которая вышла из договора в 2016 году. Россия применяла ДЭХ на временной основе, но в 2009 году вышла из временного его применения, а в 2018-м – и из самого договора, оставшись в его институтах лишь в роли наблюдателя. В соответствии со ст. 26 ДЭХ инвестор из страны – члена ДЭХ имеет право обратиться в Международный арбитражный трибунал, минуя суды национальной юрисдикции, по иску к государству – члену ДЭХ в случае нарушения последним инвестиционных положений ДЭХ. Поэтому «Газпром» такой возможности лишен.

Но компания-оператор СП-2 – Nord Stream 2 AG зарегистрирована в Швейцарии, являющейся страной – членом ДЭХ («договаривающейся стороной» в терминологии ДЭХ) и имеет право обращаться с исками в Международный трибунал на основаниях ДЭХ. И такой возможностью она уже воспользовалась. 26 сентября 2019 года Nord Stream 2 AG подала соответствующий иск против ЕС в Международный арбитраж (ЮНСИТРАЛ) по ст. 26 ДЭХ за дискриминационные поправки в Третью газовую директиву ЕС, которые требуют от Nord Stream 2 AG придания ей статуса оператора, независимого от материнской компании «Газпром» (для реализации принципа разделения по видам деятельности), и заполнения трубы СП-2 после ввода в эксплуатацию лишь на 50% собственным газом «Газпрома» (для реализации принципа ОДТС). Компания обоснованно оспаривает неправомочность применения к ней положений обновленной Третьей газовой директивы, которые должны относиться к трубопроводам, законченным строительством до вступления поправок в силу, то есть до 23 мая 2019 года.

Изображение

Рис. 2. Где начинается и где должна начинаться зона действия законодательства ЕС
в газовой сфере: рациональное и иррациональное (таможенная граница на примере
морского газопровода). Схема подготовлена автором

Однако с точки зрения инвестиционного права и объективной логики проектного финансирования, обосновываемым и доказуемым является аргумент Nord Stream 2 AG, что компания к этому времени закончила финансирование проекта, что в инвестиционно-финансовом смысле означает его завершение, поскольку после этого продолжается созидательная инерция и материализация осуществленного проектного финансирования с объективно обусловленным лагом запаздывания между завершением финансирования и завершением строительства. Иск принят и будет рассматриваться в Торонто. Решение и, главное, его мотивировка будут показывать, насколько Международный арбитраж является нейтральным и объективным в принятии решений (в отличие от судов национальной юрисдикции) и опирается на логику инвестиционных процессов, каковая нарушена поправками в Третью газовую директиву.
Иррациональность поправок в Третью газовую директиву для морских трубопроводов

Обновленная Третья газовая директива требует, чтобы ее правила начинали действовать на входе на территорию ЕС, что для морских трубопроводов означает – на входе в 12-мильную зону (территориальное море), то есть там, где физически не существует и не может быть создан пункт замера характеристик газового потока для передачи прав собственности и контрактных обязательств между сторонами.

Многократно было разъяснено, что никакого газа иных поставщиков, кроме газа «Газпрома», в трубе СП-2 быть не может, поскольку, по законодательству РФ (закон «Об экспорте газа»), монопольным экспортером российского газа по трубопроводам может быть исключительно компания «Газпром». Одна из главных экономических причин этого (но не единственная, на мой взгляд) – избежать конкуренции российского газа с российским же газом «в трубе» и на экспортном рынке в Европе. Задача «Газпрома» как экономического агента российского государства в системе отношений «суверен-агент» – всемерно повышать монетизацию ресурсов газа. Монополия на трубопроводный экспорт – один из инструментов такой монетизации на внешнем рынке.

Второй инструмент – передача «Газпрому» права собственности на ГТС России и функций ее оператора (вплоть до пункта передачи этой функции оператору ГТС сопредельной страны по маршруту экспортных поставок). В этом, однако, есть также и значимый аргумент на стороне внутреннего рынка, ибо на «Газпроме» лежит ответственность за газификацию страны, а значит, за исполнение одной из составляющих гарантированной Конституцией социальной функции Российского государства. Для эффективного исполнения обязанностей по газификации компании переданы права собственника и функции оператора ГТС, что обеспечивает возможность «Газпрома» поддерживать надлежащее техническое состояние ГТС.

Поэтому, когда европейская сторона предлагает для соответствия законодательству ЕС открыть доступ на входе в трубу СП-2 другим поставщикам газа на российском рынке (а такие предложения делаются давно и регулярно), это означает, во-первых (правовой компонент), в чистом виде тот самый «экспорт законодательства ЕС», то есть отказ от применения законодательства РФ на территории РФ. Во-вторых (экономический компонент), неизбежную конкуренцию «в трубе» и, главное, на выходе из трубы газа разных российских поставщиков. Предложение, чтобы «Газпром» подавал по трубе в ЕС газ других поставщиков по «агентским соглашениям», чтобы удовлетворить требование ЕС, но формально сохранить экспортную монополию «Газпрома», означает, что газ «Газпрома» и иных российских поставщиков будет продаваться на рынке ЕС в рамках различающихся экспортных стратегий. Так, «Роснефть» имеет агентское соглашение с ее акционером BP о реализации последней газа «Роснефти» на рынке ЕС. Плюс к тому «независимые» производители газа не имеют того дополнительного инвестиционного обременения по поддержанию и развитию ГТС страны, какое целиком и полностью лежит на «Газпроме». Поэтому для «Газпрома» предоставленная ему государством монополия на трубопроводный экспорт – это своего рода частичная компенсация той высокозатратной социальной функции, которую он несет по газификации внутреннего рынка и которой не несут «независимые производители газа».

Наконец, политический компонент – стремление противопоставить (а точнее, столкнуть между собой и заставить противодействовать) две государственные российские энергетические компании за счет предложения разрешить «Роснефти» (и другим компаниям) экспортировать ее газ по СП-2 в Европу в качестве альтернативного поставщика.

Границы разумного применения
На мой взгляд, существуют границы разумного применения требований о реализации принципа разделения по видам деятельности (unbundling) и об ОДТС, которые можно и нужно защищать в Международном инвестиционном арбитраже, решения которого обязательны для ЕС. Это один из трех арбитражных институтов по выбору «инвестора» (то есть в данном случае Nord Stream 2 AG) в соответствии со ст. 26 ДЭХ.
Ключевой элемент – обоснование иррациональности начала применения законодательства ЕС для морского газопровода СП-2 в какой угодно виртуальной точке на трассе СП-2 между последней компрессорной станцией (КС) на территории России и первой КС на территории ЕС, кроме как на первом пункте замера газового потока, входящего на территорию ЕС. Ни в одной из таких виртуальных точек (ВТ 1–4 на рис. 2) замерить его контрактные характеристики нельзя, значит, нельзя подписать юридически обязывающие документы, передающие права и обязанности от одного оператора газопровода к другому или от одного собственника газа «в трубе» к другому.

Аналогичный вопрос (где должна начинаться таможенная граница ЕС при транспортировке газа по трубопроводу) уже обсуждался ранее экспертами России и ЕС в ходе двусторонних консультаций по проекту Транзитного протокола к ДЭХ в 2004–2007 годах. Суть проблемы – где заканчивается понятие «транзит» на территории ЕС и начинается «внутренняя транспортировка». Делегация ЕС настаивала, что на границе ЕС с сопредельной страной, поскольку на территории ЕС после 2003 года (когда Вторая газовая директива продекларировала формирование единого внутреннего газового рынка ЕС) транзита быть не может. Этот термин в 2005 году был вообще исключен из законодательства ЕС. Российская сторона доказывала невозможность изменения требований к контрактным отношениям (газовому потоку в газопроводе) на политической границе, между двумя КС. Ныне покойный участник тех консультаций Владимир Фейгин тогда предложил проект статьи 20.1 транзитного протокола. В нем говорилось, что понятие «транзит» заканчивается, а правила внутреннего рынка ЕС начинают применяться для трубопроводных систем на первом после пересечения границы ЕС пункте передачи прав собственности. То есть там, где можно произвести замеры контрактных характеристик газового потока. Эксперты Еврокомиссии в итоге приняли этот подход и согласовали на техническом уровне эту версию документа, но не получили поддержки на политическом уровне в Еврокомиссии и отозвали свое согласие. А потом и самих этих экспертов быстро заменили…

С точки зрения здравого смысла и экономической целесообразности реализация требования законодательства ЕС о разделении компаний по собственности, то есть передача функций оператора к другой компании, должна осуществляться именно на физических пунктах сдачи-приемки газа, то есть на первом таком пункте (первой КС) после входа газопровода на сушу ЕС. То есть можно сказать, что «газовая территория» любой страны начинается не с момента пересечения трубопроводом юридической границы (будь то реальная граница на суше или виртуальная граница 12-мильной морской зоны), а с первого пункта замера, то есть с первого пункта сдачи-приемки газа либо смены транспортного оператора на суше страны. По аналогии с растаможиванием автомобильных, железнодорожных, авиационных и иных грузов внутри территории той или иной страны в первом пункте, где есть возможность замера и проверки целостности пломб на контейнерах с грузом, который может быть расположен далеко в глубине страны.

Таким образом, принцип определения таможенной границы для трубопроводных поставок – когда она расположена не на политической границе ЕС (будь то на суше или на море), а внутри политической границы ЕС (на первом пункте замера, то есть на первой КС на территории ЕС), является защищаемым в силу своей экономической рациональности в Международном инвестиционном арбитраже, каковым является арбитраж в рамках ДЭХ.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 99257
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1233 раз.
Поблагодарили: 1424 раз.
Сергей Игнатьев писал(а):
Кот_Инвойс писал(а):
Конечно, санкции парадоксальным образом укрепили Россию, но вполне реально обменять купирование энергетического кризиса на официальное снятие санкций.
По крайней мере, есть возможность поторговаться.
Смысла нет в отмене санкций. Как отменили, так и введут снова. Сейчас уже вводить нечего. Да и что там с санкциями, ну отрезали от евроденег и что? Развили свой рынок заимствования через ОФЗ, да еще и в рублях. Плюс большие притоки денег идут от нефтегаза. Резервы на хаях и проблем в деньгах нет. Тут надо думать как эффективно тратить ФНБ, который пухнет как на дрожжах, к лету с такими прибылями нефтегаза там вообще будет избыток денег.

Вон к чему в итоге санкции от VISA и MC привели. Не было бы санкций, не разработали бы НСПК и платежи через СБП. А сейчас они долю у американцев активно забирают. Ну круто же...

Россия вошла в число стран, приближающихся к «безналичному» статусу, сообщили аналитики BCG. По числу карточных транзакций на душу населения она в прошлом году уступила только скандинавским странам.

В 2010 году (до санкций) Россия была в числе стран, приверженных наличным расчетам: на душу населения приходилось меньше 10розничных безналичных транзакций, следует из данных BCG. По этому показателю Россия уступала в том числе Италии, Венгрии и всем странам Балтии. В прошлом году (после санкций) Россия достигла 300 карточных транзакций на душу населения, пропустив вперед только страны Северной Европы — Норвегию, Данию, Швецию и Финляндию.

BCG относит страны с более 250 карточных транзакций на душу населения к приближающимся к «безналичным». Сейчас в этом списке Россия — единственная развивающаяся экономика, отметил глава экспертной практики BCG по цифровым технологиям в России и СНГ Макс Хаузер.

По итогам прошлого года доля безналичных платежей в России составила 54,1%, установив рекорд, сообщал «Сбер». По итогам первого квартала 2021 года он оценил долю безнала в рекордные 59,4%.
Отмена санкций - это политическое и символическое действие, если и не капитуляция Запада, то признание тщетности повыток действовать, якобы, с позиции силы, демонстрация ничтожности "мира, построенного на правилах".
К тому же снятие санкций - это необходимый элемент стратегической стабильности.

_________________
За заслуги перед Россией требую выдать мне медаль "За развал СССР " с золотой цепью для ношения!

   
  
    
 
Сообщение  
Участник
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2015
Сообщения: 1693
Откуда: Крым
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 59 раз.
Россия
На газовом рынке Европы зреет новая «буря»
12.10.2021
Пережив скачок цен на 840% за 9 месяцев, биржевой рынок газа в Европе, возможно, еще не испил чашу горя до дна.
Хотя котировки газовых фьючерсов нашли покой чуть выше 1000 долларов за тысячу кубометров, прекратив прыжки на десятки процентов в день, тучи снова сгущаются над крупнейшими сырьевыми трейдерами, которые массово ставили на снижение цен на газ.

Как сообщает Bloomberg, ICE Clear Europe - клиринговое подразделение лондонской биржи ICE - резко повышает маржинальные требования по газовым контрактам.

Гарантийное обеспечение - то есть сумма «реальных денег», которую нужно держать на счету для обеспечения позиции, - повысится на 33-45% по фьючерсам с поставкой в ноябре, декабре, январе, феврале и марте.
Изменения, которые потребуют довнести средства на счет, вступают в силу со вторника, 12 октября. Для декабрьских фьючерсов например ГО вырастет до 239 долларов за тысячу кубометров (23,8 евро за мегаватт-час).
Ужесточение биржевых требований сулит новую головную боль гигантам сырьевого трейдинга, которые уже пережили многомиллиардные маржин коллы из-за убытков по фьючерным операциям.
Gunvor, Trafigura, Mercuria, Vitol держали короткие позиции в контрактах на газ - то есть ставки на снижение его котировок в Европе - в рамках стратегий хеджирования своих поставок. Взлет цен застиг врасплох торговые дома, и по крайней мере два из них - Gunvor и Mercuria - были вынуждены закрывать позиции, откупая фьючерсы с рынка. Это толкнуло котировки к рекордным 1950 долларов за тысячу кубометров на прошлой неделе.
По словам источников Bloomberg, Gunvor столкнулся в маржин коллом на 1 млрд долларов.
Еще два трейдера - Vitol Group и Trafigura Group - продолжают держать «шорт» по газу и привлекают дополнительное финансирование у банков, чтобы покрыть маржинальные требования брокеров. Trafigura в этом году увеличила долг на 6 млрд долларов, рассказал один из источников Bloomberg.
Ужесточение биржевых требований потребует от компаний дополнительного финансирования позиций, общий размер которых, по оценкам Reuters, достигал 30 млрд долларов на начало октября.
Торги на ICE в понедельник завершились снижением цен на газ на 3-5%. Контракт на ближайший месяц - ноябрь - закрыл сессию на отметке 1025 долларов за тысячу кубометров. Газ на декабрь и январь стоит чуть дороже - 1031 доллар, тогда как контракты на март торговались по 942,6 доллара.

Ситуация на физическом рынке газа тем временем изменений не претерпела. Россия с начала ноября качает на 30% меньше, чем в сентябре, и на 15% меньше, чем год назад.
Поставки по трубопроводу «Ямал-Европа» рухнули втрое, по украинскому марштуру - на 20%, пишут в обзоре аналитики Bank of America.
С учетом того, что «Газпром» не поменял план по экспорту и по-прежнему планирует продать в этом году 283 млрд кубов, в оставшиеся месяцы поставки будут примерно на 15% ниже прошлогодних, оценивает Сбербанк CIB.
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин поручил «подумать на возможным увеличением предложения» газа. Но воспринимать слова автократов за чистую монету не стоит: хотя Россия, вероятно, готова увеличить поставки, она непременно попросит что-то взамен, пишут аналитики Nordea.

Не исключено, полагают они, что предметом торга станет Донбасс и ситуация вокруг Украины. Во вторник стартовал саммит Украина-ЕС, а в Москву с рабочим визитом прибыла куратор украинской политики США Виктория Нуланд. В тот же день Путин провел телефонные переговоры с кацнлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном, по итогах которых было решено готовить «нормандскую» встречу на уровне глав МИД.
Ближайшие недели покажут, готов ли ЕС «сдать» Донбасс ради обеспечения безопасных поставок газа с учетом того, что Восточная Украина теряет значимость для Брюсселя в свете проекта «Северный поток-2», пишет Nordea.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 99257
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1233 раз.
Поблагодарили: 1424 раз.
deborgel
Цитата:
Россия создает новую инфраструктуру газовых поставок в Европу
11.10.2021
Подчиняться иррациональным требованиям законодательства ЕС или требовать его приведения к здравому смыслу в международных инвестиционных трибуналах
Андрей Конопляник
Об авторе: Андрей Александрович Конопляник – доктор экономических наук, профессор, член научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике.
С вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» закончится формирование новой конфигурации инфраструктуры экспортных поставок трубопроводного газа из России в Европу: завершится переход от сформированной в СССР системы линейных транзитных коридоров (сначала украинского, потом польского, запитываемых из месторождений Надым–Пур-Тазовского нефтегазоносного бассейна) к радиально-кольцевой системе экспортных газопроводов, которая включает теперь также два новых полукольца: северное, запитываемое уже из месторождений другой ресурсной базы страны – полуострова Ямал, и южное.

Северное полукольцо включает морской газопровод «Северный поток – 1» с его сухопутными продолжениями по территории Германии (OPAL) и Чехии (Gazelle) в южном направлении и NEL в западном, и морской «Северный поток – 2» с его сухопутным продолжением (Eugal). Южное полукольцо состоит из морского «Турецкого потока» и его сухопутного продолжения в ЕС «Балканский поток» через территорию Болгарии, Сербии и Венгрии. Важно понимать, что северное и южное полукольца в своих сухопутных частях замыкаются на исторические пункты сдачи-приемки (ПСП) российского газа по долгосрочным контрактам, расположенные на концах линейных коридоров. Эти новые трубопроводы в Европе проходят вблизи подземных газохранилищ (ПХГ), в которых у «Газпрома» (компании, наделенной российским законодательством правом монопольного экспортера трубопроводного газа с целью исключения конкуренции «газ–газ» на экспортном рынке и повышения монетизации этого невозобновляемого природного ресурса России) есть долевое участие (рис. 1).

Таким образом, создана разветвленная система экспортных газопроводов, соединенных между собой трубопроводными перемычками на территории России, запитываемая из месторождений разных ресурсных баз, имеющая систему компенсаций и резервирования объемов (ПХГ), возможности для маневрирования потоками внутри этой новой конфигурации в ответ на различного рода возмущения (техногенного и рукотворного характера), влияющие на устойчивость газоснабжения. Такая архитектура экспортных поставок повышает надежность и устойчивость газоснабжения, гарантирует бесперебойность доставки газа в контрактные ПСП и полностью соответствует интересам как российского поставщика-экспортера, так и европейских покупателей-импортеров. Ближайший аналог – радиально-кольцевая система линий Московского метрополитена, дающая возможность без проблем добраться из одного конца города в другой в случае любых временных препятствий на одной из линий.

Новая роль украинского транзита
В этих условиях потребность в украинском транзите после 2024 года не отпадает, но приобретает иное звучание:
из поначалу единственного, а затем основного транзитного коридора он превращается в коридор дополнительный.
А основными обоснованно становятся два новых полукольца (обходных маршрута) с целью их загрузки до проектных значений (вопросы окупаемости инвестиций), удешевления издержек транспортировки (за счет более современного технического состояния, меньшего числа компрессорных станций и плюс к тому более коротких маршрутов доставки по обоим «Северным потокам»), что позволяет сохранять рентабельность поставок при более низких значениях цен на газ на европейских торговых площадках, более высокой экологичности новых газопроводов (результат научно-технического прогресса).

Украинский маршрут в рамках этой архитектуры поставок приобретает роль «балансирующего инфраструктурного звена», в чем-то созвучную роли Саудовской Аравии – в недавнем прошлом «балансирующего поставщика» на мировом рынке нефти. Конечно, это возможно только при условии адекватной модернизации украинского транзитного коридора. По оценке компании KPMG, уровень аварийности украинской газотранспортной системы (ГТС) в 9 раз превышает аналогичный уровень для ЕС или ФРГ.

Где взять деньги на модернизацию газотранспортной системы
Деньги на модернизацию могут прийти только с международного рынка капитала и только на условиях проектного финансирования. Идеальная работоспособная конфигурация для этого – формирование многостороннего международного инвестиционного проекта с обязательным участием международных финансовых институтов (МФИ) по финансированию модернизации транзитного коридора в рамках ГТС Украины, выделенного в изолированную рыночную зону. Применяемое с 2011 года на территории Украины энергетическое законодательство ЕС это позволяет. В состав такой выделенной рыночной зоны должны войти идущие параллельно и вблизи друг от друга газопроводы Уренгой–Помары–Ужгород и «Прогресс».

Именно МФИ должны быть кредиторами в рамках проекта, переводя политизированный двусторонний вопрос о транзите в деполитизированную многостороннюю задачу о стандартном проектном финансировании по правилам и регламентам МФИ. Возврат инвестиций в такую модернизацию может быть обеспечен только за счет прокачки по модернизированному коридору российского газа в ЕС. Значит, необходимы долгосрочные контракты между европейскими покупателями и российским поставщиком в качестве обеспечения возврата инвестиций.
Заемщиком должна выступать компания-оператор ГТС Украины или иная компания – самостоятельный оператор новой выделенной рыночной зоны, каковым может быть, например, и сертифицированный оператор ГТС какой-то из стран ЕС. Он должен заключить контракт на прокачку газа с российским грузоотправителем.
И это вовсе не означает контракт на условиях «качай или плати», как в действующем транзитном соглашении «Газпрома» с «Нафтогазом», а, например, «используй или передай на вторичный рынок» или иное, допустимое энергетическим законодательством ЕС. Кстати, в предлагаемом инвестиционном проекте с транзитным компонентом по описанной схеме нет места для «Нафтогаза».

Итак, вырисовывается следующий состав и функции участников инвестиционного проекта по модернизации выделенного транзитного коридора ГТС Украины как основа для сохранения и обеспечения надежного использования ГТС Украины в рамках новой архитектуры экспортной инфраструктуры российского газа в Европу после 2024 года:

1) МФИ – кредитор (кредиторы);
2) компания-оператор ГТС выделенного транзитного коридора (обособленной рыночной зоны в рамках ГТС Украины). Это может быть компания-оператор ГТС Украины или иная сертифицированная по правилам ЕС компания-оператор ГТС, скажем, какой-то из стран ЕС. Она является заемщиком и стороной контракта на транзитную прокачку российского газа;
3) компании – покупатели российского газа из стран ЕС – стороны долгосрочных контрактов на поставку российского газа;
4) российская компания-поставщик. Она является, во-первых, стороной долгосрочного контракта с европейскими компаниями-покупателями на поставку газа, во-вторых, стороной долгосрочного контракта на транспортировку газа с оператором ГТС выделенной рыночной зоны. При этом должно быть соблюдено «контрактное соответствие» между контрактами на поставку и на транспортировку (транзит).!!!

Трех с небольшим лет, оставшихся до конца 2024 года, может оказаться вполне достаточно, чтобы провести сначала соответствующие консультации, а затем многосторонние переговоры. Начать можно в рамках уже проходящих консультаций между вице-премьером Александром Новаком и спецпредставителем германского правительства Георгом Графом Вальдерзее (первая состоялась 8 сентября).

Есть ли шансы для контригры

В течение всего времени после распада СССР и СЭВ Еврокомиссия последовательно проводит политику «экспорта законодательства ЕС» на государства постсоветского пространства в целях создания конкурентных преимуществ своим компаниям за рубежом, формируя для них в этих странах привычную им по работе в ЕС институциональную среду, выравнивая ее по образу и подобию еэсовской, минимизируя тем самым для своих компаний риски инвестиционного климата постсоветских стран. Это в полной мере относится к газовой отрасли. Ключевыми положениями законодательства ЕС являются разделение конкурентных (добыча и сбыт) и естественно-монопольных (транспортировка) видов бизнеса (unbundling), а также обязательный доступ для третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре (ОДТС).

Изображение

Первый энергопакет ЕС по газу (1998) предусматривал лишь статистическое разделение видов деятельности и возможность как ОДТС, так и переговорного доступа к инфраструктуре. Второй (2003) – ввел ОДТС и функциональное разделение видов деятельности, третий (2009) – разделение производственных операций по собственности.
В 2014 году Россия обжаловала положения Третьего энергопакета ЕС в ВТО. В 2018 году третейская группа по спору России против ЕС в рамках ВТО поддержала три из шести жалоб российской стороны на нормы Третьего энергопакета ЕС в газовой сфере. Однако требование разделения на уровне собственности операций по транспортировке и добыче и/или сбыту газа оспорить не удалось.
Но даже без оспаривания самого факта существования – а значит, необходимости применения этого принципа (суверенные государства имеют суверенное право на формирование национального законодательства), возникает вопрос о рациональных границах его применения и возможности их отстаивания в международно-правовых институтах, помимо ВТО. Ведь ВТО – это не специализированная в отраслевом разрезе международная торговая организация. Она не рассматривает вопросы инвестиций, тем более в таких специфических отраслях, как энергетические, которые характеризуются повышенными рисками. А разделение видов деятельности и ОДТС имеют в случае «Северного потока – 2» (СП-2) ярко выраженное инвестиционное содержание, поэтому могут и должны стать предметом защиты в рамках международно-правовых инвестиционных договоров и институтов, чьи нормы и правила являются обязательными для ЕС.

От ВТО к ДЭХ
Таким инвестиционным договором и международно-правовым институтом является Договор к Энергетической хартии (ДЭХ). С 1998 года он стал неотъемлемым элементом системы международного права. Стороной ДЭХ является как ЕС в целом, так и все государства – члены ЕС по отдельности, за исключением Италии, которая вышла из договора в 2016 году. Россия применяла ДЭХ на временной основе, но в 2009 году вышла из временного его применения, а в 2018-м – и из самого договора, оставшись в его институтах лишь в роли наблюдателя. В соответствии со ст. 26 ДЭХ инвестор из страны – члена ДЭХ имеет право обратиться в Международный арбитражный трибунал, минуя суды национальной юрисдикции, по иску к государству – члену ДЭХ в случае нарушения последним инвестиционных положений ДЭХ. Поэтому «Газпром» такой возможности лишен.

Но компания-оператор СП-2 – Nord Stream 2 AG зарегистрирована в Швейцарии, являющейся страной – членом ДЭХ («договаривающейся стороной» в терминологии ДЭХ) и имеет право обращаться с исками в Международный трибунал на основаниях ДЭХ. И такой возможностью она уже воспользовалась. 26 сентября 2019 года Nord Stream 2 AG подала соответствующий иск против ЕС в Международный арбитраж (ЮНСИТРАЛ) по ст. 26 ДЭХ за дискриминационные поправки в Третью газовую директиву ЕС, которые требуют от Nord Stream 2 AG придания ей статуса оператора, независимого от материнской компании «Газпром» (для реализации принципа разделения по видам деятельности), и заполнения трубы СП-2 после ввода в эксплуатацию лишь на 50% собственным газом «Газпрома» (для реализации принципа ОДТС). Компания обоснованно оспаривает неправомочность применения к ней положений обновленной Третьей газовой директивы, которые должны относиться к трубопроводам, законченным строительством до вступления поправок в силу, то есть до 23 мая 2019 года.

Изображение

Рис. 2. Где начинается и где должна начинаться зона действия законодательства ЕС
в газовой сфере: рациональное и иррациональное (таможенная граница на примере
морского газопровода). Схема подготовлена автором

Однако с точки зрения инвестиционного права и объективной логики проектного финансирования, обосновываемым и доказуемым является аргумент Nord Stream 2 AG, что компания к этому времени закончила финансирование проекта, что в инвестиционно-финансовом смысле означает его завершение, поскольку после этого продолжается созидательная инерция и материализация осуществленного проектного финансирования с объективно обусловленным лагом запаздывания между завершением финансирования и завершением строительства. Иск принят и будет рассматриваться в Торонто. Решение и, главное, его мотивировка будут показывать, насколько Международный арбитраж является нейтральным и объективным в принятии решений (в отличие от судов национальной юрисдикции) и опирается на логику инвестиционных процессов, каковая нарушена поправками в Третью газовую директиву.
Иррациональность поправок в Третью газовую директиву для морских трубопроводов

Обновленная Третья газовая директива требует, чтобы ее правила начинали действовать на входе на территорию ЕС, что для морских трубопроводов означает – на входе в 12-мильную зону (территориальное море), то есть там, где физически не существует и не может быть создан пункт замера характеристик газового потока для передачи прав собственности и контрактных обязательств между сторонами.

Многократно было разъяснено, что никакого газа иных поставщиков, кроме газа «Газпрома», в трубе СП-2 быть не может, поскольку, по законодательству РФ (закон «Об экспорте газа»), монопольным экспортером российского газа по трубопроводам может быть исключительно компания «Газпром». Одна из главных экономических причин этого (но не единственная, на мой взгляд) – избежать конкуренции российского газа с российским же газом «в трубе» и на экспортном рынке в Европе. Задача «Газпрома» как экономического агента российского государства в системе отношений «суверен-агент» – всемерно повышать монетизацию ресурсов газа. Монополия на трубопроводный экспорт – один из инструментов такой монетизации на внешнем рынке.

Второй инструмент – передача «Газпрому» права собственности на ГТС России и функций ее оператора (вплоть до пункта передачи этой функции оператору ГТС сопредельной страны по маршруту экспортных поставок). В этом, однако, есть также и значимый аргумент на стороне внутреннего рынка, ибо на «Газпроме» лежит ответственность за газификацию страны, а значит, за исполнение одной из составляющих гарантированной Конституцией социальной функции Российского государства. Для эффективного исполнения обязанностей по газификации компании переданы права собственника и функции оператора ГТС, что обеспечивает возможность «Газпрома» поддерживать надлежащее техническое состояние ГТС.

Поэтому, когда европейская сторона предлагает для соответствия законодательству ЕС открыть доступ на входе в трубу СП-2 другим поставщикам газа на российском рынке (а такие предложения делаются давно и регулярно), это означает, во-первых (правовой компонент), в чистом виде тот самый «экспорт законодательства ЕС», то есть отказ от применения законодательства РФ на территории РФ. Во-вторых (экономический компонент), неизбежную конкуренцию «в трубе» и, главное, на выходе из трубы газа разных российских поставщиков. Предложение, чтобы «Газпром» подавал по трубе в ЕС газ других поставщиков по «агентским соглашениям», чтобы удовлетворить требование ЕС, но формально сохранить экспортную монополию «Газпрома», означает, что газ «Газпрома» и иных российских поставщиков будет продаваться на рынке ЕС в рамках различающихся экспортных стратегий. Так, «Роснефть» имеет агентское соглашение с ее акционером BP о реализации последней газа «Роснефти» на рынке ЕС. Плюс к тому «независимые» производители газа не имеют того дополнительного инвестиционного обременения по поддержанию и развитию ГТС страны, какое целиком и полностью лежит на «Газпроме». Поэтому для «Газпрома» предоставленная ему государством монополия на трубопроводный экспорт – это своего рода частичная компенсация той высокозатратной социальной функции, которую он несет по газификации внутреннего рынка и которой не несут «независимые производители газа».

Наконец, политический компонент – стремление противопоставить (а точнее, столкнуть между собой и заставить противодействовать) две государственные российские энергетические компании за счет предложения разрешить «Роснефти» (и другим компаниям) экспортировать ее газ по СП-2 в Европу в качестве альтернативного поставщика.

Границы разумного применения
На мой взгляд, существуют границы разумного применения требований о реализации принципа разделения по видам деятельности (unbundling) и об ОДТС, которые можно и нужно защищать в Международном инвестиционном арбитраже, решения которого обязательны для ЕС. Это один из трех арбитражных институтов по выбору «инвестора» (то есть в данном случае Nord Stream 2 AG) в соответствии со ст. 26 ДЭХ.
Ключевой элемент – обоснование иррациональности начала применения законодательства ЕС для морского газопровода СП-2 в какой угодно виртуальной точке на трассе СП-2 между последней компрессорной станцией (КС) на территории России и первой КС на территории ЕС, кроме как на первом пункте замера газового потока, входящего на территорию ЕС. Ни в одной из таких виртуальных точек (ВТ 1–4 на рис. 2) замерить его контрактные характеристики нельзя, значит, нельзя подписать юридически обязывающие документы, передающие права и обязанности от одного оператора газопровода к другому или от одного собственника газа «в трубе» к другому.

Аналогичный вопрос (где должна начинаться таможенная граница ЕС при транспортировке газа по трубопроводу) уже обсуждался ранее экспертами России и ЕС в ходе двусторонних консультаций по проекту Транзитного протокола к ДЭХ в 2004–2007 годах. Суть проблемы – где заканчивается понятие «транзит» на территории ЕС и начинается «внутренняя транспортировка». Делегация ЕС настаивала, что на границе ЕС с сопредельной страной, поскольку на территории ЕС после 2003 года (когда Вторая газовая директива продекларировала формирование единого внутреннего газового рынка ЕС) транзита быть не может. Этот термин в 2005 году был вообще исключен из законодательства ЕС. Российская сторона доказывала невозможность изменения требований к контрактным отношениям (газовому потоку в газопроводе) на политической границе, между двумя КС. Ныне покойный участник тех консультаций Владимир Фейгин тогда предложил проект статьи 20.1 транзитного протокола. В нем говорилось, что понятие «транзит» заканчивается, а правила внутреннего рынка ЕС начинают применяться для трубопроводных систем на первом после пересечения границы ЕС пункте передачи прав собственности. То есть там, где можно произвести замеры контрактных характеристик газового потока. Эксперты Еврокомиссии в итоге приняли этот подход и согласовали на техническом уровне эту версию документа, но не получили поддержки на политическом уровне в Еврокомиссии и отозвали свое согласие. А потом и самих этих экспертов быстро заменили…

С точки зрения здравого смысла и экономической целесообразности реализация требования законодательства ЕС о разделении компаний по собственности, то есть передача функций оператора к другой компании, должна осуществляться именно на физических пунктах сдачи-приемки газа, то есть на первом таком пункте (первой КС) после входа газопровода на сушу ЕС. То есть можно сказать, что «газовая территория» любой страны начинается не с момента пересечения трубопроводом юридической границы (будь то реальная граница на суше или виртуальная граница 12-мильной морской зоны), а с первого пункта замера, то есть с первого пункта сдачи-приемки газа либо смены транспортного оператора на суше страны. По аналогии с растаможиванием автомобильных, железнодорожных, авиационных и иных грузов внутри территории той или иной страны в первом пункте, где есть возможность замера и проверки целостности пломб на контейнерах с грузом, который может быть расположен далеко в глубине страны.

Таким образом, принцип определения таможенной границы для трубопроводных поставок – когда она расположена не на политической границе ЕС (будь то на суше или на море), а внутри политической границы ЕС (на первом пункте замера, то есть на первой КС на территории ЕС), является защищаемым в силу своей экономической рациональности в Международном инвестиционном арбитраже, каковым является арбитраж в рамках ДЭХ.

Прекрасная статья, спасибо.
Кроме специфических вопросов, связанных с транспортировкой товара по трубопроводам очень понравился термин "экспорт законодательства", я про него не знал, хотя регулярно пишу, что идёт не борьба за результаты конкретных сделок, а за то, кто и как устанавливает правила и стандарты.

_________________
За заслуги перед Россией требую выдать мне медаль "За развал СССР " с золотой цепью для ношения!

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 59996
Откуда: Россия
Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 820 раз.
Россия
"Газпром" подтвердил план экспорта в Европу на 2021 год в 183 млрд куб. м

- "Газпром" консервативно подтвердил план экспорта природного газа в Европу на 2021 год на уровне 183 млрд куб. м (это на 6 млрд кубометров выше, чем в 2020 году).

Заместитель председателя правления "Газпрома" Фамил Садыгов в комментарии компании в связи с пересмотром бюджета на 2021 год и увеличением инвестиционной программы заявил: "Внесенные правлением "Газпрома" корректировки в бюджет и инвестпрограмму на 2021 год основаны на консервативном подходе. Так, годовой плановый показатель объемов экспорта газа на европейский рынок не изменен и составляет 183 млрд куб. м".

_________________
В игноре: слесарь-пургомёт 4-го разряда Незнайко и беглый рыбницкий какломолдаван Дрочунеску.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.02.2018
Сообщения: 31040
Благодарил (а): 281 раз.
Поблагодарили: 638 раз.
7777777 писал(а):
- "Газпром" консервативно подтвердил план экспорта природного газа в Европу на 2021 год на уровне 183 млрд куб. м (это на 6 млрд кубометров выше, чем в 2020 году).
уже внаглую издевается. куй говорит вам, а не новые поставки. :vata

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 99257
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1233 раз.
Поблагодарили: 1424 раз.
Сергей Игнатьев писал(а):
7777777 писал(а):
- "Газпром" консервативно подтвердил план экспорта природного газа в Европу на 2021 год на уровне 183 млрд куб. м (это на 6 млрд кубометров выше, чем в 2020 году).
уже внаглую издевается. куй говорит вам, а не новые поставки. :vata
Помнится, лет 15 назад, в те времена, когда у Газпрома основной офис был на Наметкина, прилегающая часть Профсоюзной улицы регулярно подванивала тухлым салом и прогорклым луком, по этим запахам сразу можно было определить, что в Москву приехала очередная делегация украинцев.
Теперь, когда офис перенесен в Питер, можно будет определять состав делегаций по количеству молекул свободы в районе Лахты-центра. :vata

_________________
За заслуги перед Россией требую выдать мне медаль "За развал СССР " с золотой цепью для ношения!

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 7921
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 343 раз.
Сергей Игнатьев писал(а):
7777777 писал(а):
- "Газпром" консервативно подтвердил план экспорта природного газа в Европу на 2021 год на уровне 183 млрд куб. м (это на 6 млрд кубометров выше, чем в 2020 году).
уже внаглую издевается. куй говорит вам, а не новые поставки. :vata

В Вашингтоне ждут объяснений от России по поставкам газа в Европе

КИЕВ, 12 окт — ПРАЙМ. Старший советник по энергетической безопасности госдепа США Амос Хохштейн считает, что Россия должна объяснить, почему не увеличила поставки газа в ЕС сверх контрактных обязательств после возникновения дефицита энергоресурсов.

Хохштейн напомнил, что в последние недели предупреждал о приближающемся кризисе в Европе с ценами на газ и электроэнергию.

"Думаю, Россия должна объяснить, почему она не увеличивала поставки газа в Европу сверх контрактных обязательств. Правда, Россия сейчас качает газ в Европу по самой высокой планке. Но мы говорим о планке, которая определена контрактами. А прятаться за условиями контрактов, когда ваши партнеры переживают энергетический кризис, вызывающий экономический кризис, по-моему, не заслуживает одобрения", — сказал Хохштейн в интервью изданию "РБК-Украина", опубликованному во вторник.

По его словам, если Россия хочет, чтобы на нее смотрели, как на надежного поставщика, она должна увеличить добычу и поставки природного газа до уровня спроса со стороны потребителей в Европе.


Вопрос: Хохштейн - это производная от Хохол Штейн?

_________________
Помните, скоты, что вы - люди!

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 8855
Благодарил (а): 139 раз.
Поблагодарили: 167 раз.
Россия
SicTransit писал(а):
Сергей Игнатьев писал(а):
7777777 писал(а):
- "Газпром" консервативно подтвердил план экспорта природного газа в Европу на 2021 год на уровне 183 млрд куб. м (это на 6 млрд кубометров выше, чем в 2020 году).
уже внаглую издевается. куй говорит вам, а не новые поставки. :vata

В Вашингтоне ждут объяснений от России по поставкам газа в Европе

КИЕВ, 12 окт — ПРАЙМ. Старший советник по энергетической безопасности госдепа США Амос Хохштейн считает, что Россия должна объяснить, почему не увеличила поставки газа в ЕС сверх контрактных обязательств после возникновения дефицита энергоресурсов.

Хохштейн напомнил, что в последние недели предупреждал о приближающемся кризисе в Европе с ценами на газ и электроэнергию.

"Думаю, Россия должна объяснить, почему она не увеличивала поставки газа в Европу сверх контрактных обязательств. Правда, Россия сейчас качает газ в Европу по самой высокой планке. Но мы говорим о планке, которая определена контрактами. А прятаться за условиями контрактов, когда ваши партнеры переживают энергетический кризис, вызывающий экономический кризис, по-моему, не заслуживает одобрения", — сказал Хохштейн в интервью изданию "РБК-Украина", опубликованному во вторник.

По его словам, если Россия хочет, чтобы на нее смотрели, как на надежного поставщика, она должна увеличить добычу и поставки природного газа до уровня спроса со стороны потребителей в Европе.


Вопрос: Хохштейн - это производная от Хохол Штейн?

А почему бы Хохштейну не пренаправить часть азиатского газа в Европу, в виде гуманитарки.
И кстати, где обещанный Трампом спг?
Риторически.

_________________
Нынешняя русофобия в странах Запада это приговор западной цивилизации.
@Лавров

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 25.08.2014
Сообщения: 10206
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 270 раз.
Вся история с искусственным взвинчиванием цен на газ не более чем принуждение Европы к зеленой энергетике. При цене газа 450-500 $ зеленка становится рентабельной. Следите за руками.

Запасов газа в Европе вполне достаточно чтобы пережить средней паршивости зиму. Недостающие обьемы они докупят за любую цену. Напечатают еще фантиков и закупят.

Мало того, эти фантики уже напечатаны и вброшены в экономику при выходе из CIVID. Искуственный газовый кризис соберет эти бумажки как пылесос.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.05.2015
Сообщения: 19594
Благодарил (а): 261 раз.
Поблагодарили: 553 раз.
Россия
Цитата:
Москва отвергает «бесстыдные» обвинения США в том, что Россия якобы использует поставки газа в качестве оружия — МИД

Еврокомиссия настаивает, чтобы Газовая директива ЕС в полном объёме применялась к «Северному потоку — 2», заявила Урсула фон дер Ляйен

Нарисовалась текущая газовая стратегия Газпрома по отношению к потребителям газа в Евросоюзе.

Газ, когда Европе нада очень, когда газовозы ушли в другие направления, когда требуется повышенный потоку газа, НЕ ДАВАТЬ, всё в рамках контракта, и это несмотря на очень привлекательные цены и возможность дополнительно заработать.

Если Европе дать в этот раз когда ей нада газ, всё что она хочет, пережить это время безгазия, то в обратном случае, когда газ будет мало востребован, Европа пошлёт Россию и потребует возмещений через свои суды.
Это было когда газ упал в цене и Газпром выплачивал миллиарды и мирился с неисполнением контрактов "качай или плати", которые Европе стали невыгодны.

Сейчас ситуация изменилась, но Газпром не хочет играть в спотовые игры в потребность Европы, не хочет вестись на сиюминутный заработок спотовых цен.

Только долгосрочные контракты с понятными партнёрами которые не побегут в суды когда им покажется, что пришло время подоить Россию-Газпром.
Когда Евросоюзу придёт понимание, пусть приходят к подписанию долгосрочных контрактов и без ПОЛИТИКИ.

Иначе идите поищите газ сами-сами...

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 30725
Благодарил (а): 441 раз.
Поблагодарили: 872 раз.
Bear22 писал(а):
Сергей Игнатьев писал(а):
сисе привет. :vata

Fitch: РФ в 2021 году может дополнительно заработать от роста цен на нефть и газ $50 млрд
МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Нефтегазовые доходы российского бюджета и внебюджетных фондов в 2021 году могут вырасти почти на 70% по сравнению с уровнем 2020 года или на $50 млрд на фоне высоких цен на нефть и газ, подсчитали в международном рейтинговом агентстве Fitch по запросу ТАСС
сколько мы дали Януковичу? 3?
На и по судам какие то копейки проиграли, да.
За бабки Янука Россия получит 5 ярдов. :nono:
А вот в Стокхольме проиграли 4,6 ярда. :cray:

_________________
Хорёк-это участник информационной войны,сознательно стоящий на антироссийской стороне.(С)я

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 30725
Благодарил (а): 441 раз.
Поблагодарили: 872 раз.
Redoutable писал(а):
Вся история с искусственным взвинчиванием цен на газ не более чем принуждение Европы к зеленой энергетике. При цене газа 450-500 $ зеленка становится рентабельной. Следите за руками.

Запасов газа в Европе вполне достаточно чтобы пережить средней паршивости зиму. Недостающие обьемы они докупят за любую цену. Напечатают еще фантиков и закупят.

Мало того, эти фантики уже напечатаны и вброшены в экономику при выходе из CIVID. Искуственный газовый кризис соберет эти бумажки как пылесос.
Гы.
Следите за руками.
При множественных скачках цены от 200 до 1950 баксов, рентабельными становюцца тока уголь, газ, АЭС, гидро и дрова. :rzach:

_________________
Хорёк-это участник информационной войны,сознательно стоящий на антироссийской стороне.(С)я

   
  
    
 [ Сообщений: 10820 ]  Стрaница Пред.  1 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342 ... 541  След.




[ Time : 0.187s | 18 Queries | GZIP : Off ]