Конституционный переворот (РФ - РБ). Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других. (Франсуа де Ларошфуко)
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и его ближайшее окружение с большим вниманием наблюдают за продолжающимся в Москве противостоянием российских властей с несистемной оппозицией, спровоцированным неоднозначными оценками хода кампании по выборам в Московскую думу.
Ждут катастрофы – ищут поводы. С не меньшим интересом в белорусском руководстве относятся к завершению действия российско-американского договора по РСМД. Следом за денонсацией договора в белорусском медиа пространстве тут же появился намек о необходимости обсуждения между Минском (!) и Москвой ответных мер в отношении США по принципу
«Беларусь и Россия» («Галантерейщик и кардинал – это сила»). В любом случае в данном случае мы сталкиваемся с традиционным для лимитрофов завышенным восприятием статуса своей страны и проявлением местечковой геополитики.
Определённый интерес вызвал в Минске и новый пакет санкций США против России, увязанный с инцидентом со Скрипалями. По традиции, в белорусских экспертных кругах в усилении антироссийских санкций видят рост востребованности Беларуси, как «единственного союзника»… В любом случае, в Минске напряженно ждут любые международные коллизии, способные резко ухудшить положение России на международной арене и одновременно поднять геополитическую «ценность» Беларуси для России, что в свою очередь по идее должно снять проблему российской финансово-ресурсной поддержки. Иными словами, усилиями НАТО в целом и Вашингтона в частности, фактически должен быть восстановлен первичный баланс интересов России и Беларуси, который и лег двадцать лет назад в основу Союзного государства, обеспечивая дотирование белорусской экономики по умолчанию.
В последние месяцы появилась еще одна «опция» для тех, кто надеется на внутренние политические, национальные и социально-экономические проблемы в России. С июня текущего года в РФ активизировался фронт борьбы с российскими властями, который на основе выборов в Московскую городскую Думу пытается идти по пути формирования «цветной революции», что по понятным причинам в свою очередь очень восторженно принимается на Западе и внимательно изучается в Минске. На волне московских демонстраций тут же появились пророчества о скорой отставке президента России В. Путина. Если в Киеве с исчезновением с российского политического Олимпа нынешнего президента ожидают решения проблемы территориальной целостности Украины, на Западе – восстановление контроля США + ЕС над российскими ядерным потенциалом и природными ресурсами, то в Минске, с учетом собственного двадцатилетнего опыта работы с В. Путиным,
рассчитывают после его ухода от власти на возвращение безусловной российской финансово-ресурсной поддержки. Не стоит забывать и личные амбиции А. Лукашенко. 26 июля 2019 г. белорусский президент отметил, что
«Это наша Россия, это наши люди, которые нас уважают, и где рейтинг президента Беларуси… за 60 процентов». Реплика. В интерпретации западных СМИ регулярно повторяющиеся субботние стычки с полицией в центре столицы России являются невиданными в истории человечества побоищами, где московская полиция ведет себя как «звери». При этом стоит напомнить, что никто в Евросоюзе так не оценивал разгоны демонстраций «желтых жилетов» во Франции, где были убиты 11(одиннадцать) человек(!) и никто не призвал собрать по этому поводу СБ ООН.
Обратило на себя внимание и появление на мероприятиях несистемной российской оппозиции представителей белорусских политических сил - оппонентов режима А. Лукашенко. Видимо с демократией в Беларуси все настолько хорошо, что у белорусской оппозиции появилось время для участия в атаке на В. Путина.
Нет сомнений, что в этих поездках белорусских оппозиционеров из Минска в Москву есть определенный смысл, так как с одной стороны, «борьбу» белорусских националистов с «кровавым режимом Путина» прямо на площадях и бульварах российской столицы, западные спонсоры, естественно, учтут на фоне благосклонной позиции белорусских властей, а с другой -- белорусской оппозиции выступать против режима А. Лукашенко на порядок опаснее, чем «воевать» с московской полицией.
Иногда возникает ощущение, что белорусская оппозиция, все силы которой брошены на борьбу с Кремлем, давно забыла о собственном авторитарном режиме, что, видимо, не должно удивлять, если вспомнить об истинном отношении А. Лукашенко к руководству России. В тоже время сомнительно, что для белорусского руководства сейчас выгодна «цветная революции» в России, которая обязательно ударит и по белорусскому политическому режиму.
Минску нужны от России деньги и только деньги. Причем, поскорее… Дожди-пожары! Как в Киеве, так и в Минске ведется учет всех природных и техногенных катаклизмов, периодически случающихся на территорию самого большого государства на планете. Череда пожаров, наводнений и взрывов то складов, то экспериментальных ракет на полигонах не только мгновенно актуализируются в раздуваются в белорусском медиа пространстве до космических масштабах, но в том же ракурсе воспринимаются и белорусским руководством: Сибирь «сгорела дотла» и дым от сибирских пожаров «поменял климат» на планете, Дальний Восток «утонул», под Северодвинском произошла катастрофа на порядок страшнее катастроф в Чернобыле и Фукусиме (авария на японской АЭС Фукусима-1 в марте 2011 года по негативным последствиям превзошла катастрофу в Чернобыле минимум на порядок). Тем не менее,
один из белорусских порталов, специализирующихся на зоологической русофобии, уже вторую неделю твердит об «ядерном взрыве» в Архангельской области России. Такая же реакция была на взорвавшийся в Иркутской области склад боеприпасов (на Украине в 2014-2018 году взорвались и сгорели, словно по графику, пять крупных складов, не считая десятка мелких). На завершившейся неделе в кукурузное поле рядом с московским аэропортом «Жуковский» упал «Аэробус» с две с лишним сотни пассажиров. К счастью, жертв не было,
что вызвало нескрываемое разочарование в белорусском медиа пространстве... В любом случае, все подобного рода факты в информационной среде Украины и Беларуси были интерпретированы в качестве «неопровержимых» доказательств «потери управления», «деградации государства» и неуклонного «распада и развала России». В белорусском формате это звучит как «порядка нет» … В Минске основной расчет состоит в том, что рано или поздно различного масштаба катастрофы и проблемы на внешней арене, а также социально-экономические кризисы внутри России войдут в политический резонанс, который начнет «разносить» весь механизм российской власти. Считается, что на этом этапе, который продлится определенное время, причем может и относительно продолжительное, Москве просто будет уже не до «углубления» интеграции с Минском, но как «союзник» Минск будет востребован, т.е. российская финансово-ресурсная поддержка сохранится.
В принципе, украинский сценарий близок к российскому, но более активный, так как в нем делается ставка на западную финансовую и военно-техническую поддержку Украине, санкции против России и международную солидарность с Украиной.
Минск не может ориентироваться на западную солидарность, во всяком случае пока, хотя косвенно и сейчас способствует и содействует давно тянущейся на Западе и Украине информационной кампании
«Союзное государство и Путин в 2024 г.». Но белорусская сторона использует метод аналогий, так как за последние двадцать лет в российско-белорусских отношений неоднократно складывалась ситуация, когда очередные попытки российского руководства «расчистить завалы» на пути реальной интеграции между двумя странами (кризисы СГ) наталкивались на те или иные внешние обстоятельства, которые в свою очередь ощутимо влияли на возможность Москвы добиться от Минска ощутимого результата. Чаще всего, российское руководство было вынуждено соглашаться только с промежуточным результатом или откупаться от назойливого «союзника».
Один из примеров: договоренности от апреля 2017 года о возвращении Минском накопленного долга за поставленный российский природный газ (700 млн. долларов США) сопровождались решением о перетаможке нефти. Иными словами, действуя в одностороннем порядке и недоплачивая вопреки договору полную цену за уже поставленный газ, т.е. фактически воруя российские ресурсы, Минск все-таки выпросил «компенсацию», так как «народ не виноват» и «как же нам харчеваться?». Сейчас организатор этого газового беспредела возглавляет посольство РБ в Москве.
К такого рода уступкам в Минске привыкли и сейчас белорусское руководство можно сказать лихорадочно ищут любые поводы для того, чтобы не допустить ликвидации иждивенческого формата Союзного государства на фоне избирательного цикла 2019-2020 годов.Январские сценарии. Напоминаем, что первые сценарии по поводу проведения выборов в Беларуси в 2019 году в контексте попыток России переформатировать союзные отношения, появились в январе, после того, как А. Лукашенко триумфально провалил все три встречи с В. Путиным в декабре 2018 года (6, 25 и 29 декабря), что позволило определенным кругам в белорусском истеблишменте сделать первые выводу в отношении политического будущего А. Лукашенко (в белорусских элитных кругах далеко не все поддерживают идею шестого президентского срока А. Лукашенко).
В январе упоминался так называемый «промежуточный» сценарий: «Промежуточный сценарий, в котором сейчас находятся российско-белорусские отношения будет потрачен на сохранение старой иждивенческой модели СГ. Этот продолжительный по времени этап (до лета 2019 г.) будет характерен тем, что Минск изо всех сил будет демонстрировать плодотворность переговоров с Москвой, а Кремль, уверенный, что деваться белорусскому президенту некуда, применит в отношении А. Лукашенко метод «тупого лобзика» ).
В этом варианте президентские выборы, а рядом с ними и изменение Конституции можно было бы ожидать в конце 2019 года, но только при условии получения российских ресурсов. В принципе, первое полугодие 2019 года у белорусского руководства ушли на попытки во что бы то ни стало развалить идею «углубления» российско-белорусской интеграции (февральский 2019 г. саммит в Сочи), но «тупой лобзик» российского руководства все-таки допилил Минск до появления Программы (возможно, что окончательное название документа будет иным), направленной на реализацию Союзного договора от 8 декабря 2019 года. Сейчас, уже после встречи В. Путина и А. Лукашенко на Валааме и в Санкт-Петербурге (18 июля 2019 г.) в руководства двух стран есть «почти» согласованный документ, о чем и сообщил министр М. Орешкин.
Все готово? 27 июля 2019 г. в интервью радиостанции «Эхо Москвы» глава минэкономразвития РФ М. Орешкин заявил, что документ для начала процесса «углубления» российско-белорусской интеграции готов: «Тот документ, который у нас есть с большим количеством согласованных пунктов, он завизирован моими белорусскими коллегами. То есть промежуточный этап: мы пришли к документу, где еще развилки остались, над которыми будем работать. И часть ответов мы от президентов получили по этим развилкам. С его слов вырисовывается интересная картина:
- первая часть документа, судя по всему, будет посвящено созданию реально равных условий хозяйствования, включающих унификацию налогового и гражданского законодательства, единообразных систем контроля и надзора, включая Россельхознадзор и таможенные органы. Унификация данных систем не подразумевает их объединения. Системы должны работать в границах собственных государств и никакой угрозы тому же белорусскому суверенитету не несут, что, учитывая продолжающуюся в Беларуси информационную истерику, в которой сознательно «углубление» интеграции подменяют «давлением России на белорусский суверенитет/продажу белорусского суверенитета России», исключительно важно.
Реплика. Можно сразу отметить, что вышеназванная информационная кампания носит не просто откровенно антироссийский характер, но и лимитрофный: стремление спонсора снять с «довольствия» провокационного, бесполезного и зачастую предательского «союзника» интерпретируется в качестве угрозы суверенитету и даже агрессией. Иными словами, Москва должна оплачивать белорусский суверенитет и терпеть антироссийскую политику Минска. Это очень похоже на контрибуции… Белорусские власти и оппозиция являются союзниками в отношении сохранения российских дотаций.
Судьба т.н. «компенсаций» Можно предположить, что данный первый блок Программы, подготовленный рабочей группой, привязан к первоочередным требованиям белорусской стороны, включающих компенсацию за налоговый маневр в российской нефтяной отрасли и снижение до уровня Смоленской области цены за поставляемый российский природный газ, которые А. Лукашенко хотел бы «решить» до ноябрьских парламентских выборов;
- вторая часть документа состоят из набора «Дорожных карт», направленных на быстрое развитие российско-белорусской экономической интеграции, что, по идее, должно привести к полноценному экономическому союзу. Понятно, что в этом случае вопрос о российских дотациях уже вряд ли будет востребован и сама проблема будет снята – «Если будет единое экономическое пространство, таких разговоров (о дотировании Россией белорусской экономики – А.С.), в принципе, не будет)» М. Орешкин, там же).
По понятным причинам М. Орешкин сосредоточился на структуре документа (или документов), уклонившись от механизма его реализации, который как раз и составляет «ядро» Программы, которое в свою очередь необходимо согласовать с белорусским руководством. М. Орешкин пишет о согласовании, как процессе: «Поэтому есть этот процесс. Мы готовились к встрече президентов, поэтому некая промежуточная точка - понятно, что она не может быть финальной - была, что вот результат работы, вот он документ, вот уже программа действий, вот такой документ...» (там же).
Итак, российские власти намерены до 8 декабря Программу согласовать с А. Лукашенко. Но в свою очередь, белорусский президент считает, что у него есть возможность потребовать за согласование Программы реальные ресурсы, которые уже составлены из газовых уступок, компенсаций, кредитов и «застрявших» траншей и т.д. на сумму в десятки миллиардов долларов. Более того, белорусский президент уверен, что он в очередной раз одурачит этих легковерных «москалей» и вырвет из России столь ему необходимые финансы и энергоносители, а вместе с ресурсами и власть, как минимум, для трех поколений А. Лукашенко.
Конституционный переворот. Заинтересованность белорусских властей в сохранении прежнего имитационного варианта российско-белорусских отношений чрезвычайно высока, так как обеспечение дотаций со стороны России гарантирует легитимизацию объявленных итогов парламентских выборов (7 и 17 ноября 2019 г.) и президентских 30 августа 2020 г. (дата предположительная). Так что с полным основанием можно утверждать, что стремление не допустить «углубления» российско-белорусской интеграции носит для белорусского руководства стратегический характер.
Но при этом не стоит забывать, что финансово-ресурсная поддержка РФ имеет и политическую составляющую, что должно подкрепить изменения в Конституции Республики Беларусь, обеспечивающие увековечивание власти клана Лукашенко. В принципе, помимо шестого срока А. Лукашенко, белорусские власти «тихой сапой» готовят очередной конституционный переворот – третий после референдума 1996 г. и 2004 годов.
Можно утверждать, что в случае получения до декабря 2019 г. финансово-ресурсной поддержки, все политические последствия подготавливаемого А. Лукашенко конституционного переворота лягут на Россию, на что и рассчитывает белорусский президент.
Ресурсы из России и определяют политическое расписание А. Лукашенко, они к ним привязаны намертво, без финансово-ресурсной поддержки из Москвы А. Лукашенко просто не существует. Это какой-то мифологизированный персонаж на телеэкране для наивных граждан республики, которым морочат голову уже третье десятилетии. Именно из-за понимания того, что в 2019 году ресурсы выбить из России проблематично, А. Лукашенко и перенес президентские выборы на 2020 г., т.е. фактически отступил, а его планы на 2019 г. были изменены. Но белорусский президент не был бы собой, если собственный провал не переформатировал в индикатор твердой конституционной власти: «Несмотря на прогнозы некоторых знатоков о том, что Лукашенко в этом году тихо, спокойно, быстренько проведет президентские выборы, чтобы опять схватить кресло и в него надолго присесть. Это полное заблуждение. Как я обещал, все будет по закону, в рамках Конституции».
Итак, Итак, А. Лукашенко пытается прорваться к шестому президентскому сроку. Для этого ему необходимы российские ресурсы во что бы то ни стало. Ради власти белорусский президент подпишет любые соглашения с Россией и будет буквально выгрызать деньги, нефть, газ, причем досрочно, авансом.
При этом параллельно ему нужно перетасовать новый состав белорусского парламента (ноябрь), который легитимизирует третий конституционный переворот. Все эти цели необходимо выполнить в контексте попыток России добиться от Минска реальной экономической интеграции (о политической интеграции можно уже забыть). Иными словами, белорусский президент в наступающий осенний сезон должен двигаться сразу по нескольким политическим векторам, которые в принципе противоречат друг другу.
Как, к примеру, можно совместить процесс легитимизации династии Лукашенко и интеграцию с Россией? Это можно сделать только за счет той же России.
Кто поможет Лукашенко? Кто поможет А. Лукашенко реализовать крайне сложной политической сценарий? Вариантов немного, хотя уже понятно, что осенью белорусский президент попытается «замутить» политическую антироссийскую интригу, но возможное очередное белорусско-украинское сближение вряд ли обеспокоит Москву. Не обманут российское руководство и поклоны А. Лукашенко в сторону Лондона, Риги и т.д. Это все было и не раз. Дорога Беларуси на Запад возможна с президентом имеющим другую фамилию и мы ее знаем…
Можно еще понадеяться на главных союзников А. Лукашенко – белорусскую оппозиции, чьи эксперты работают на правящую династию не покладая рук. При чем эти эксперты, многие из которых вызывают уважение, в настоящее время словно ослепли. Они не видят, что идет переформатирование республики в пародию на монархию («Королевство кривых зеркал») и заняты не А. Лукашенко, а исключительно виртуальной борьбой с фантастическим сценарием создания на базе СГ государственного образования, который «должен» возглавить В. Путин.
При этом, белорусские «политологи» упорно не учитывают даже элементарные политические процедуры, которые необходимы для того, чтобы данная фантастика была бы реализована: проведение в России и Беларуси референдумов, необходимых для легализации власти, отстранение от власти Лукашенко, решение проблемы признания на международной арене, вероятность нового кризиса с Запада с огромными и неподъемными санкциями и т.д.
Данный сценарий, засланный в медиа пространство Беларуси из очень определенного источника, раскручивается всеми силами не только в Беларуси, но и на Западе, где клюют на любые фантазии, если в них мелькает слово «Путин».
Белорусское экспертное сообщество, стуча в барабан «Путин у порога», создают идеальное информационное прикрытие для конституционного переворота А. Лукашенко. Они не слышат и не видят, что у белорусского народа крадут республику, а как попугаи твердят:
«Россия, Путин, империя, аннексия, агрессия», чем только радуют клан Лукашенко.Но когда А. Лукашенко под шумок все-таки подправит Конституцию для обеспечения передачи власти по наследству, эти же политические какаду завопят:
«Россия виновата!»А. Суздальцев, 18.08.2019, Москва.