Регистрация: 24.09.2014 Сообщения: 30200 Благодарил (а):
94 раз.
Поблагодарили:
627 раз.
|
Итоги 2024: все победы и достижения России. Полный разбор2024 год запомнится большим количеством достижений России в самых разных сферах – в науке, технике, экономике, производстве и в области инфраструктурных проектов. Миллионы людей самоотверженно трудились, и сегодня в традиционном итоговом выпуске мы расскажем о главных победах страны, которые определят нашу жизнь на годы и десятилетия. Поехали!
Экономика
По итогам года рост российской экономики составит 4%, а промышленного производства – не менее 4%, при этом, как и в прошлом году, самый заметный прогресс достигнут за счёт обрабатывающих отраслей, которые подросли на 8% – это рекорд за 16 лет.
В обрабатывающей сфере лучше всего себя показало производство компьютеров, электронных и оптических изделий, автотранспорта и прочих транспортных средств и оборудования, а также металлических изделий.
Как нетрудно догадаться, гособоронзаказ остаётся мощнейшим драйвером развития отечественной экономики.
Но дело не только в нём. Российские компании продолжают активно вкладывать в производство – рост инвестиций в основной капитал достиг 8,6%. Это значит, что закупаются новые станки и оборудование, строятся новые заводы, расширяются действующие мощности. По подсчётам нашего проекта, за год в стране введено в строй более 300 новых важных производств, что даже немного выше показателя 2023 года. Все введённые в строй объекты мы перечислили в специальном выпуске, который вышел на нашем канале.
Выплавка стали составила 73 млн тонн – это почти на уровне прошлого года, и это третий результат за всю современную историю страны даже несмотря на охлаждение строительного сектора.
Абсолютный рекорд со времён СССР поставлен в производстве минеральных удобрений – 63 млн. тонн. Больше сегодня производит только Китай.
Урожай зерновых в этом году, несмотря на все негативные природные факторы, стал пусть не рекордным, но весьма неплохим и составил 130 млн тонн.
На 3% выросло производство мяса птицы и свинины, на 4% – говядины.
Несмотря на все попытки «приземлить» Россию, наши авиакомпании увеличили пассажиропоток на 2,5% и перевезли 110 миллионов человек.
Перевозки по железным дорогам тоже выросли – на 6% до 128 млн пассажиров.
Грузопоток по Северному морскому пути по итогам года составил 37,6 млн тонн грузов, что стало очередным абсолютным историческим рекордом.
Также поставлен рекорд транзитных перевозок по Севморпути – на 43% больше, чем годом ранее, это, в том числе, – результат перенаправления грузов с Суэцкого канала, о чём мы вам рассказывали в прошлых выпусках.
Таким образом, российская экономика опять не оправдала надежды пессимистов и оказалась на голову выше подавляющего большинства западных государств. Теперь посмотрим, какие именно проекты этому способствовали.
Инфраструктура и производство
В Якутии началось долгожданное строительство моста через реку Лену – подобного не строил ещё никто и никогда, и проект наконец-то обеспечит круглогодичную доступность Якутска.
Также важным событием стала укладка последнего, так называемого «золотого», звена первой очереди железнодорожного пути на территории грузового терминала Нижний Бестях. Благодаря этому впервые Байкало-Амурская магистраль соединена с крупнейшей рекой Лена в районе Якутска, а через неё и с Северным морским путём.
В Антарктиде на станции «Восток» в этом году запустили и ввели в эксплуатацию самый современный в мире зимовочный комплекс. Это позволит нашим учёным проводить исследования в комфортных и безопасных условиях.
В Арктике продолжилась работа по подключению подводной волоконно-оптической линии связи «Полярный экспресс». Проект общей протяжённостью 12650 км соединит Мурманск и Владивосток по кратчайшему маршруту между Европой и Азией и создаст альтернативу спутниковой связи в северных широтах.
Начались подготовительные работы к строительству первой в стране высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, которая станет основоположницей целой сети аналогичных линий, соединяющих разные регионы.
Восстановлена железная дорога из Ростова-на-Дону через Донецк до Мариуполя и Бердянска. В дальнейшем она поведёт в Крым до Севастополя и станет ещё одной альтернативой пути через Крымский мост.
В Краснодарском крае на обходе Адлера начались буровые работы на месте новой скоростной автомагистрали М-4 «Дон» – Сочи, которая сократит время в пути в 4 раза.
С опережением на год завершено строительство трассы М-11 «Нева».
В Республике Крым завершили строительство трассы Симферополь — Евпатория — Мирный.
В Калининградской области введена первая очередь нового портового терминала в городе Пионерский. Он повышает стабильность грузовой морской линии, что особенно ценно ввиду сложных отношений с прибалтийскими соседями.
Весь год продолжалась модернизация БАМа и Транссиба. Подошёл к завершению второй этап этой грандиозной стройки, и начинается третий – ещё более трудоёмкий и амбициозный. Он предполагает строительство 2 тыс. км новых путей, трёх сложнейших тоннелей, моста через Амур, а также сотен других мостов и сооружений.
В Магаданской области завершено строительство Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 570 МВт. Строительство велось в чрезвычайно сложных природных условиях: толщина вечной мерзлоты здесь достигает 300 м, температура воздуха зимой -60°С.
В Таганроге «Ростсельмаш» ввёл в строй современное предприятие по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники, в Ростове-на-Дону запустил завод механических трансмиссий и новый тракторный завод.
В Бурятии состоялся запуск горно-обогатительного комбината «Озёрный»- крупнейшего инвестиционного проекта республики.
Напомним, что всего за год открыто более 300 важных производств, про каждое из которых мы рассказали в специальном выпуске на нашем канале. Теперь обратимся к новинкам науки и техники.
Наука и техника
Единственная в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» в этом году вышла в свою вторую миссию и позволит нашим исследователям собрать важные данные в арктическом регионе.
В Дубне дан стар технологическому пуску ускорительного комплекса NICA – одного из самых важных проектов в области фундаментальной физики.
На Байкале завершилась очередная экспедиция по строительству глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD. Это самая большая в Северном полушарии и вторая по размеру в мире подобная установка.
На высоком перевале в Республике Алтай на границе с Монголией открыли самый южный пункт масштабной системы мониторинга вечной мерзлоты, создаваемой в России. Он позволит замкнуть контур наблюдений по линии север-юг и поможет учёным в предсказании изменений в вечномёрзлых грунтах.
В Бурятии началось строительство крупнейшего солнечного телескопа Евразии, который является частью ещё более масштабного и амбициозного проекта –Национального гелиогеофизического комплекса.
В Северске ввели в эксплуатацию модуль фабрикации-рефабрикации на первой в мире площадке с замкнутым пристанционным ядерным топливным циклом. На нем изготовят смешанное нитридное уран-плутониевое топливо для стартовой загрузки реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300. Это важный шаг к атомной энергетике будущего, и делает его наша страна.
Также в России создан 50-кубитный квантовый процессор на ионах, 16-кубитный процессор на сверхпроводниках и 20-кубитный –на фотонах. Для квантовых процессоров разработаны 25 алгоритмов и 12 эмуляторов.
В Москве произведены первые опытные образцы эксимерного лазера, необходимого для литографа – установки, которая формирует микросхемы процессоров,
видеочипов, чипов памяти и иных многослойных кремниевых элементов. До этого момента в мире подобные лазеры выпускали только две компании.
Особое внимание в этом году уделено развитию гражданской авиации. Продолжилась большая работа по увеличению мощностей ведущих авиационных заводов страны. Введены новые испытательные стенды, расширен парк оборудования.
В рамкахпроекта обновления Ту-214 состоялся первый полёт восстановленной летающей лаборатории, на которой испытываются новые системы без импортных комплектующих. Продолжаются полёты второго опытного образца Ил-114-300.
Стартовали сертификационные лётные испытания опытного образца импортозамещённого SJ-100, и продолжились полёты МС-21 с российскими двигателями ПД-14. Работа идёт не так быстро, как хотелось бы многим, но нужно помнить, что задачу построить самолёт внутри одной страны не ставил себе никто в мире уже многие десятилетия.
Приятной неожиданностью стало появление совершенно нового лётного учебно-тренировочного демонстратора самолёта Tango. Он совершил свой первый полёт и продолжит испытания в новом году.
Впервые в воздух поднялся первый серийный образец модернизированного вертолёта Ка-32А11М.
Объединённая двигателестроительная корпорация за год изготовила 700
серийных двигателей типа ВК-2500 для вертолётов Ка-52, передала новейший двигатель ВК-650В для испытаний в составе вертолёта «Ансат», а также успешно завершила первый этап испытаний демонстратора технологий двигателя ПД-35 сверхбольшой тяги.
В Краснодарском крае заработала ТЭС Ударная, в составе которой запущена первая отечественная газовая турбина большой мощности ГТД-110М – это тоже долгожданная победа.
Запомнилась и работа российского автопрома. Aurus представил обновлённую модель седана Senat.
В Ижевске заново запущено производство импортозамещённой версии автомобиля Лада Ларгус – электрической и традиционной с двигателем внутреннего сгорания.
Начато производство автомобилей Lada Vesta с локализованной системой курсовой устойчивости, бизнес-седанов Lada Aura, а также подготовка к выпуску целого семейства автомобилей Lada Iskra.
Горьковский автомобильный завод выпустил первую опытно-промышленную партию электробусов «Газель е-Сити».
КАМАЗ запустил опытную сборку новых моделей грузовиков флагманской линейки К5 – трехосные самосвалы 6595 и 65952 и четырехосный 65951.
НАМИ показал новый российский бензиновый двигатель L4 ПТ-А объёмом 2,2 литра мощностью 245 л.с.
На протяжении всей трассы М-11 «Нева» было запущено движение беспилотных грузовиков.
Также начались испытания нового прототипа самоуправляемого магистрального тягача L5.
Компания «Когнитивный пилот» приступила к производству полностью
беспилотного бескабинного роботизированного мини-трактора мощностью 30 лошадиных сил.
В Москве и Московской области на линию вышли новые электропоезда «Иволга 4.0», а на Московском центральном кольце стартовали перевозки первым частично беспилотным электропоездом «Ласточка».
Вспомним также закладку крупнейшего в мире научно-экспедиционного судна
«Иван Фролов» проекта 23680, которая состоялась на «Адмиралтейских верфях»,
и спуск на воду на Средне-Невском судостроительном заводе нового типа судна – пассажирского круизного лайнера ледового класса.
Теперь о достижениях в космосе и в ОПК.
Космос и оборона
Самым ярким событием стал первый запуск российской ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Все предыдущие старты ракет данного типа проходили с космодрома Плесецк.
На самом Плесецке достроили новый универсальный технический комплекс для подготовки спутников, разгонных блоков «Бриз-М» и космических головных частей для ракет-носителей «Ангара». Так что и отсюда пуски «Ангары» продолжатся. Запуски же с Восточного важны тем, что благодаря расположению космодрома с него можно доставлять на орбиту больше полезной нагрузки за меньшие деньги.
Ещё одно достижение: впервые в мире Россией создана космическая система для непрерывного наблюдения арктического региона Земли и прилегающих территорий. В данный момент она состоит из аппаратов «Арктика-М» и «Арктика-М» № 2.
Также на орбиту выведены два спутника «Ресурс-П», «Метеор-М» №2–4, два спутника системы «Ионозонд», а также второй в серии радиолокационный спутник дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА». Это не считая десятков других аппаратов. Так в ходе только одного пуска 5 ноября на орбиту вывели рекордное количество российских спутников – 49 за раз.
Рекордным стало и пребывание на орбите нашего космонавтов Олег Кононенко. За пять полётов он набрал 1 111 суток космической работы — почти три полных года.
Ещё одной радостной новостью стало известие о том, что первый научно-энергетический модуль Российской орбитальной станции уже создан в металле. Это значит, что близится тот день, когда наши космонавты смогут работать на суверенной российской станции в более комфортных и современных условиях.
Хорошо потрудился и оборонно-промышленный комплекс. Конечно же, главной новостью стало появление в арсенале страны нового баллистического комплекса «Орешник», масштабирование производства которого начнётся в 25 году.
Но не нужно забывать и состоявшееся перевооружение наземной группировки стратегических ядерных сил на современные подвижные грунтовые ракетные комплексы «Ярс».
Пожалуй, главной морской новостью стал выход на испытания после модернизации тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Заметно усилена его ударная мощь за счёт оснащения высокоточным оружием большой дальности, включая гиперзвуковые ракеты «Циркон».
Также отметим спуск на воду фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков», оснащённого российской силовой установкой, спуск на воду дизель-электрической подводной лодки «Якутск» проекта 636.3, многоцелевого корвета «Проворный» проекта 20385, малого ракетного корабля «Ставрополь» проекта 21631, минного тральщика «Афанасий Иванников» проекта 12700.
Среди совершенно новых разработок выделим появление новой версии зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-СМД-Е» для защиты от массированных воздушных ударов. Комплекс оснащён мини-ракетами для поражения беспилотников и не имеет пушечного вооружения. Кроме того, он выполнен на раме, что позволяет размещать его на различных платформах.
ПАО «Яковлев» порадовал перспективной разработкой — самолётом Як-130М с усиленным вооружением, о чём мы рассказывали в отдельном выпуске. И, конечно, нельзя не отметить начавшуюся в этом году ритмичную поставку в войска истребителей пятого поколения Су-57. По поступавшей ранее информации, все они теперь оснащаются двигателем второй этапа, который заметно превосходит своих предшественников по ресурсу, расходу топлива и тяге.
В этом выпуске мы перечислили лишь самые основные достижения страны за 2024 год.
|
|