Цитата:
В Китае построят железную дорогу между отдаленными западными регионами
«Китайские железные дороги» учредили компанию Xinjiang-Tibet Railway с уставным капиталом 95 млрд юаней ($13 млрд). Она будет курировать строительство, производство оборудования и эксплуатацию на линии от Синьцзян-Уйгурского (СУАР) до Тибетского автономного района (ТАР).

Маршрут соединит существующую ж/д Лхаса — Шигадзе с новой линией от городского уезда Хотан в СУАР. Таким образом появится стратегическая дорога протяженностью около 2 тыс. км, которая свяжет северо-западный и юго-западный Китай.
Проект считается амбициозным с инженерной точки зрения: маршрут будет иметь среднюю высоту более 4,5 тыс. м, проходя через ледники, замерзшие реки, вечную мерзлоту. На некоторых участках дорога будет проходить в приграничной с Индией зоне. Строителям также придется соблюдать законодательство в области охраны окружающей среды.

Синьцзян-Тибетская железная дорога — одна из четырех линий, которые должны соединить Тибет с остальной частью страны. Цель проекта — создать к 2035 году сеть железных дорог протяженностью 5 тыс. км с центром в Лхасе.
Линия Цинхай — Тибет уже введена в эксплуатацию. На двух других, соединяющих ТАР с провинциями Сычуань и Юньнань, продолжается строительство.
 После Яцзянской ГЭС в Китае стартовал еще один суперпроект!После начала строительства гидроэлектростанции на реке Ярлунг Зангбо в Китае стартовал ещё один мегапроект. Знаете ли вы даты начала и завершения?
Некоторые пользователи сети выразили удивление: почему 2000-километровую железную дорогу называют суперпроектом?
Давайте кратко взглянем на статистику Синьцзян-Тибетской железной дороги :
Название проекта: Железная дорога Синьцзян-Сизан;
Длина линии: около 2000 км ( 462,6 км в Синьцзяне и 1517,5 км в Тибете );
Начальный и конечный пункты: город Хотан, Синьцзян (через префектуру Нгари), город Шигадзе, Тибет и город Лхаса;
Конструкционная скорость: 120–160 км/ч ;
Категория железных дорог: Национальная железнодорожная категория I;
Соотношение мостов и туннелей: 61,53%;
Общий объем инвестиций: около 380 млрд юаней;
Горы по пути: горы Куньлунь, горы Каракорум, горы Гандизе и Гималаи
Почему Синьцзян-Тибетскую железную дорогу называют суперпроектом?Из-за суровых условий, высоких технических проблем, больших трудностей строительства, высочайшей технической сложности в истории железных дорог человечества, больших инвестиций и далеко идущего значения:
1. Самая высокогорная железная дорога в мире: Синьцзян-Тибетская железная дорога имеет среднюю высоту более 4500 метров , при этом 132,1 километра ее участков находятся на высоте более 5000 метров над уровнем моря .
2. Суровые условия: пересечение более дюжины ледников, более тысячи километров пустыни Гоби, 200 километров вечной мерзлоты, возвышающихся гор, покрытых вечными снегами, малонаселенных пастбищ Цянтан и сотен миль необитаемых территорий ;
3. Низкая температура: температура вдоль маршрута может достигать -40°C зимой, а содержание кислорода составляет всего 44% от такового во внутренних районах ;
4. Инженерные ограничения: Соотношение мостов и туннелей составляет 61,53% , при этом имеется 17 туннелей (общая протяжённость 176,8 км ) и 86 мостов (общая протяжённость 108,3 км ). Длина одного туннеля в горном туннеле Куньлунь превышает 30 км , что значительно усложняет его строительство по сравнению с Цинхай-Тибетской железной дорогой.
5. Требуется новое оборудование : например, машина для проходки туннелей на плато, изготовленная по индивидуальному заказу компанией China Railway Construction Heavy Industry, и специальная мостостроительная машина для работы при температуре -40 ℃, разработанная China Railway Group (уже проходит испытания).
6. Длительный период строительства: экстремальный климат нагорья обуславливает длительный период строительства. Например, на Цинхай-Тибетской железной дороге зимой почти 30% простоев .
Развитие Синьцзян-Тибетской железной дороги:Самая ранняя дата планирования: 2008 год. Пересмотренный «Средне- и долгосрочный план развития железнодорожной сети» включал планирование и строительство Синьцзян-Тибетской железной дороги;
Начало изысканий и проектирования: 31 мая 2022 года компания China Railway Materials Company начала тендер на изыскания и проектирование участка Хотан — Шигадзе Синьцзян-Тибетской железной дороги;
Завершение предварительного обследования: В марте 2024 года были завершены предварительные изыскательские работы по строительству Синьцзян-Тибетской железной дороги;
Последние достижения: 7 августа 2025 года была создана компания Xinjiang-Tibet Railway Co., Ltd. с уставным капиталом 95 млрд юаней , которая полностью принадлежит Китайской железнодорожной корпорации.
Перспективы на будущее:  по текущей информации от China Railway Urumqi Bureau Group, строительство планируется начать в ноябре 2025 года .
Строительство тибетского участка планируется начать в 2026 году, а завершение всей линии ожидается в 2035 году.
Экономические выгоды от строительства Синьцзян-Тибетской железной дороги:1. Непосредственно увеличить инвестиции в инфраструктуру и стимулировать спрос на сталь, цемент, строительную технику и другие промышленные цепочки с предполагаемым потреблением в 1,2 миллиона тонн стали и 3 миллиона тонн цемента в год ;
2. Полностью устранить транспортные заторы в отдаленных районах, таких как префектура Нгари в Тибете, Хотан в Синьцзяне и Кашгар, значительно сократив временные и пространственные расстояния и ускорив поток людей, товаров и информации;

3. После завершения проекта расходы на логистику сократятся на 30% , а время в пути сократится на 40% , что будет стимулировать разработку минеральных ресурсов (таких как медный рудник Юйлун в Тибете) и новой энергетики (фотоэлектрической передачи) вдоль маршрута;
4. Зона свободной торговли Синьцзяна и туризм в Тибете сформировали взаимосвязь, которая, как ожидается, будет способствовать росту регионального ВВП на 1,2 процентных пункта в год .
5. Завершение строительства Синьцзян-Тибетской железной дороги станет ещё одним подтверждением мощи инфраструктуры Китая. Оно будет способствовать развитию международных инфраструктурных проектов Китая и увеличению объёмов продаж китайской строительной техники за рубежом .
6. Это значительно расширит возможности транспортировки материалов, развертывания персонала и реагирования на чрезвычайные ситуации в горных районах, а также обеспечит надежные транспортные гарантии для сохранения территориальной целостности страны, безопасности границ и стабильности, а также национального единства.
Вкратце: Синьцзян-Тибетская железная дорога — важный транспортный маршрут, соединяющий Синьцзян и Тибет, а также крупнейшая железнодорожная артерия между Северо-Западным и Юго-Западным Китаем. Она играет важную роль в укреплении экономического, культурного и туристического обмена между Синьцзяном и Тибетом. Это масштабный проект, который переосмысливает экономическую географию Запада Китая.
Некоторые говорили: «Это бесполезно. В Тибете и Синьцзяне слишком мало людей, и это убыточный проект». Другие говорили: «Это неблагодарное дело. Пассажиропоток крайне низок. Лучше бы построили дороги получше на севере Гуандуна и на юге Цзянси».
Другие люди полностью согласны, думая, что если у них есть способности, они должны продемонстрировать свое умение преодолевать инженерные трудности, и они обязательно отправятся в путешествие после завершения проекта!
Что вы думаете?