Педиатр: Конфликты в приемном отделении разжигают родители
13.08.2018
О своей работе в одной из крупнейших детских клиник Санкт-Петербурга анонимно рассказала педиатр. Несмотря на множество преимуществ работы в больнице по сравнению с поликлиниками и службой скорой помощи, а также на то, что наш рассказчик в целом доволен своей работой, все не так радужно, как хотелось бы.
Во-первых, как и в большинстве клиник, имеет место нехватка коек, особенно в сезон повышенной заболеваемости. С этим связано множество конфликтов между сотрудниками приемного отделения и родителями пациентов — ведь напуганной матери больного ребенка никак не объяснить, что конкретно для ее сына или дочери нет места, и потому экстренная помощь (жаропонижающие инъекции, инфузионная терапия) оказывается в условиях боксов приемника, а не в специализированном отделении.
Зачастую объяснить паникующим родителям, что их ребенок с температурой 37,5 и насморком первый день не нуждается в госпитализации, практически невозможно. «Понять можно, что для родителей их ребенок уникален, и его проблемы — самые важные, — рассуждает наш рассказчик. — Но мы-то этих детей видим сотнями». Объяснить людям, не имеющим медицинского образования, что состояние их ребенка опасений не вызывает и не нуждается в каких-то экстренных мероприятиях, порой оказывается невозможно. Каждый педиатр должен быть еще и психологом, и психотерапевтом, потому что родители больных детей зачастую теряют связь с реальностью и воспринимают действительность не совсем адекватно.
Наш рассказчик отмечает, что абсолютное большинство пациентов, обращающихся в приёмное отделение, не нуждаются в госпитализации, а те недомогания, с которыми они приходят относятся к категории «само пройдет».
К примеру, беспокойство ребенка и незначительное повышение температуры в процессе дентации — вариант нормы, а облегчить это состояние можно свечкой парацетамола.
Да и вообще, плач ребенка далеко не всегда свидетельствует о недомогании — иногда это просто способ успокоить самого себя.
Нередко среди пациентов фигурируют и абсолютно здоровые люди без каких-либо жалоб на самочувствие. Однако обо всем по порядку.
Беспорядки и конфликты в приемном отделении, как правило, инициируются родителями. Зная, что одна из крупнейших детских больниц города имеет в арсенале самые современные методы исследования, люди приводят детей с выдуманными жалобами преследуя единственную цель: быстро, без очередей и ожидания, пройти то обследование, которое они считают необходимым.
Заметьте — сами родители, зачастую не имеющие медицинского образования, решают, что их ребенку нужно пройти, к примеру, УЗИ. Причем именно сейчас, в час ночи, и они обращаются в приёмное отделение больницы, утверждая, что у ребенка боли в правом подреберье. Например, если врач после осмотра не найдет у ребенка отклонений (а он не найдет, потому что их нет), он окажется некомпетентным, грубым и…что там ещё обычно в жалобах пишут? Часто приходят родители с детьми и плановыми направлениями на консультацию к специалистам — приходят, разумеется, в выходной день, или поздно вечером, «когда папа пришел с работы».
«Некоторые, те, что понаивнее, прямо говорят: «Нам сказали, у вас тут можно по-быстрому обследоваться», — делится врач приемного отделения. Помимо родителей, масла в огонь подливают специалисты первичного звена. «Показания к госпитализации или консультации узкого специалиста должны определяться педиатром поликлиники или, в крайнем случае, врачом скорой помощи, но никак не родственником больного!» — считает наш рассказчик. Однако специалисты поликлиники и скорой помощи, то ли в силу загруженности, то ли в попытке избежать конфликта, то ли из-за желания перестраховаться отправляют в стационар всех без разбору — даже тех, кто и во врачебной помощи не нуждается толком.
К примеру, нередки случаи, когда из поликлиники приезжает ребенок с направлением, в котором стоит диагноз «Пневмония?», с абсолютно нормальной рентгенограммой органов грудной клетки, а иногда и вовсе без выполненных исследований. Банальные бронхиты, ОРВИ, ангины тоже часто приезжают с направлением сразу в стационар без попыток назначить какое-либо лечение. Хотя надпись «по настоянию» на некоторых направлениях и объясняет многое, достаточно часто ни о каком настоянии речи не идет.
Речь идет о нежелании врачей-педиатров заниматься лечением амбулаторных больных и перекидывании их на приемный покой детской больницы.
Диагнозы, выставляемые работниками скорой помощи, порой вообще никакой критики не выдерживают. «Не так давно на скорой приехала девочка-подросток с жалобами на головные боли и головокружения и диагнозом «о.аднексит?» — вспоминает наш рассказчик. — «Аднексит, конечно, мы сняли, но оказать специализированную неврологическую помощь, в которой нуждалась пациентка, наша больница не может». По итогу — конфликт с матерью девочки (у врачей приемного отделения, не у работников скорой), что ее в плохом самочувствии «выгоняют на улицу».
Когда родители маленьких пациентов имеют ещё один дополнительный аргумент в свою пользу: мол, мы не сами же приехали, нас из поликлиники прислали/скорая привезла — конфликт всегда оказывается более сложным, сложнее объяснить и разобраться, чем с самоходами. А объяснять и разбираться приходится все тем же врачам приемного отделения, дежурящим сутками, и имеющим дело, помимо всего перечисленного, и с тяжёлыми больными, действительно нуждающимися во внимании и помощи: с обезвоживаением, фебрильными судорогами, острыми подскладочными ларингитами, выходящими на стеноз гортани.
Среди хирургических и нейрохирургических пациентов также довольно много тех, у кого имеется жизнеугрожающие состояния: тяжелые черепно-мозговые травмы, острая абдоминальная хирургическая патология, кровотечения, переломы. Однако, к сожалению, особенно конфликтных, разумеется, приходится госпитализировать даже с банальным насморком — зачастую по требованию начальства, также не желающего связываться с горячими линиями и жалобами в министерство.
А потом — эта песня хороша, начинай сначала: не хватает коек, приходится «капать» больных чуть ли не в коридоре и как-то объяснять родителям, почему их «тяжёлого» ребенка некуда положить.
Эта проблема тоже так или иначе решается: больные, нуждающиеся в экстренной госпитализации, таки оказываются в стационаре, но зачастую на коридоре, а то и вовсе в непрофильном отделении.
Фактор перегруженности врачей скорой, неотложки и поликлиник нивелировать, конечно, не получится: кадровый дефицит в указанных структурах растет, а детского населения меньше не становится.
Но ограничить поток пациентов в приемные отделения больниц за счёт самообратившихся — идея неплохая. «Мы ведь должны принять каждого, кто обращается, независимо от того, приехал он на скорой, направлен поликлиникой или просто шел мимо» — объясняет наш рассказчик. Возможно, если бы самообращения были бы отменены (за исключением очевидно тяжёлых случаев), работать было бы проще и спокойнее, а также с койками и медикаментами вопросы возникали бы реже. Однако это представляется маловозможным, хотя бы потому, что исключение самообращений увеличит нагрузку на скорую помощь и терроризм родителей в адрес специалистов поликлинического звена.
Правильно было бы пересмотреть и четко определить перечень неотложных состояний, показания к госпитализации и проведению тех или иных обследований и в доступной форме донести их до населения.
Так же необходимо наконец ввести систему штрафов за необоснованные обращения, вызовы врача на дом и вызовы экстренных служб.
Ну и, конечно, работать над совершенствованием преемственности амбулаторного и стационарного звеньев оказания медпомощи
|