Борзый писал(а):
Ну всё как обычно - кроткие и незлобливые христиане, жгут напалмом....

Это - да.
А, вообще, свежая тема поднята ТС, -
Цитата:
Почему же тогда есть ученые, которые верят в бога?
Ответ: Прежде всего, подобная постановка вопроса неправомерна уже сама по себе. Нельзя доказывать совместимость науки и религии на основании того, что какой-нибудь ученый религиозен. Истинность или ложность взглядов на мир подтверждается и проверяется практикой, а не тем, придерживается ли их тот или иной авторитетный человек. Ведь даже самые крупные ученые являются обычно специалистами в какой-либо одной области знания: физике или математике, истории или биологии, географии или химии, и их суждения в других отраслях, в частности в философии, могут быть ошибочными.
О ложности религии, ее несовместимости с наукой говорит весь человеческий опыт, сложный и длительный путь развития нашего знания. Причем наука расходится с религией не по каким-то частным проблемам, а по всем коренным вопросам познания мира: о том, существует ли мир вечно или он сотворен богом, как возникла жизнь на Земле и появился человек, почему возникло социальное неравенство и т. д.
Наука говорит о вечности и бесконечности мира, раскрывает законы его развития, утверждает способность человека проникнуть в самые глубокие тайны природы. Религия же доказывает, что мир сотворен богом, который управляет им по своему усмотрению. Наука возвеличивает разум, дает человеку силы для изменения природы и общества, религия прославляет слепую веру, объявляет добродетелью смирение и самоунижение.
Вот почему нельзя совместить науку и религию, добиться их примирения.
Однако это не значит, что в сознании отдельных людей не могут уживаться совершенно несовместимые, противоречащие друг другу понятия. Бывает, что, казалось бы, культурный человек находится в плену суеверий, образованный — имеет смутное, а подчас и неверное представление о самых простых вещах. И ученые, даже великие, не составляют здесь исключения. На них, как и на любого смертного, влияют эпоха, традиции, семья, воспитание.
Ученый может не придавать значения глубоким, внутренним противоречиям между наукой и религией, отвлекаться от них, закрывать на них глаза. Но ведь от этого они не исчезают. Научные положения и религиозные предрассудки, существующие в сознании такого ученого, никогда не образуют подлинного единства.
Нередко в доказательство возможности гармонии религиозной веры и научного знания ссылаются на Исаака Ньютона, великого английского физика и математика, отводившего в созданной им картине мира некоторое место богу.
Эпоха, в которую жил Ньютон, — эпоха расцвета механики. Все явления мира тогда пытались объяснить с помощью механических законов, И Ньютон, открывший механические законы движения и взаимодействия планет солнечной системы, уподоблял последнюю огромному механизму.
Однако, опираясь только на механику, невозможно дать правильные ответы на многие вопросы мироздания, в частности и на вопрос о том, кто и когда завел этот гигантский механизм солнечной системы. И вот на место неизвестных процессов и законов природы Ньютон и подставляет бога.
Для того чтобы создать строго научную картину мира, недостаточно было открыть механические законы природы. Необходимо было дать им правильное философское истолкование. Но господствовавший тогда среди естествоиспытателей взгляд на мир рассматривал его как данный, неизменный: планеты вечно движутся вокруг Солнца в раз и навсегда установленном порядке. Причиной, положившей начало этому движению, считали «божественный первотолчок». В науке в ту пору еще не созрела идея всеобщего развития, изменения. Только в конце XVIII — начале XIX столетия были созданы первые космогонические теории, объяснявшие происхождение солнечной системы естественным развитием материи и исключавшие всякое божественное вмешательство в это дело.
Конечно, ограниченность философии и естествознания была не единственной причиной, способствовавшей религиозности Ньютона. Не надо забывать, что он вырос в религиозной семье, да еще в такое время, когда религиозные устои были очень сильны в английском обществе, когда вера в бога считалась первым признаком благопристойности, и Исаак Ньютон не мог не считаться с этим.
Религиозность ученого была связана отнюдь не с его естественнонаучными открытиями. Последние, вслед за открытиями Коперника и Галилея, наносили сильный удар по религиозной картине мира, изгоняли сверхъестественные силы с их самого главного убежища — с небес.
На протяжении столетий церковь противопоставляла небеса бренной земле, учила, что небо подчинено лишь божественной воле, а в движении планет участвуют ангелы, которые их подталкивают. В созданной же Ньютоном картине мироздания движение небесных тел подчинялось естественным законам, имеющим точное математическое выражение и не требующим какого-либо вмешательства божественных сил. Законы эти человек мог познать и даже благодаря этому предсказывать пути движения небесных светил. Для всевышнего Ньютон практически оставил только одно дело — дать первый толчок небесному механизму. А разве приемлем для христианского вероучения этот весьма ограниченный в своих действиях бог?
Нам могут возразить: не исключено, что столетия назад ученые вынуждены были обращаться к богу, поскольку для них многое было необъяснимо с помощью естественных законов, а позиции религии в обществе были еще сильны. Ну, а почему же в наше время, когда наука ушла далеко вперед, есть религиозные ученые?
Да, и в наш век есть ученые, в мировоззрении которых имеются религиозные наслоения. Возьмем, к примеру, создателя квантовой теории выдающегося немецкого физика Макса Планка. На него, кстати, тоже очень любят ссылаться защитники религии.
Действительно, в своих трудах ученый упоминает бога, связывает религию с моралью. Но бог для него вовсе не сверхъестественная всемогущая личность, занимающаяся людскими делами, а незыблемые законы природы, управляющие явлениями и процессами в мире. Кстати, Планк отвергал и возможность религиозных чудес, он писал, что «вера в чудеса должна отступать перед постоянно и уверенно развивающейся наукой». Можно ли после этого зачислять Планка в ряды защитников веры в бога?! Причины религиозных наслоений в мировоззрении Планка, как и у Ньютона, не связаны с естествознанием. Они коренятся в той обстановке, в которой вырос и жил ученый. Его прадед и дед были профессорами богословия, а многие родственники — духовными лицами. Он пережил две мировые войны, фашистскую диктатуру в Германии — время, когда многие люди, потеряв уверенность в завтрашнем дне, нередко находили утешение только в религии.
Таким образом, непоследовательность некоторых ученых, противоречивость их взглядов на мир объясняются общественными условиями, в которых они живут. Вся обстановка буржуазного общества, воспитание, традиции, общественное мнение, религиозная пропаганда церкви противодействуют выработке у людей научных, материалистических взглядов на мир. В таких условиях даже естествоиспытатели, как правило стоящие на материалистических позициях при изучении природы, часто обращаются к религиозным понятиям, когда речь идет об обществе, морали, человеке. Правильное понимание происходящих в обществе процессов, выработанное марксизмом, остается для большинства из них недоступным.
Однако в наш век гигантских социальных перемен в жизни людей и развития знаний научный взгляд на мир все больше овладевает умами людей.
Рекомендуемая литература
«Атеистические чтения». Вып. 6. М., 1973, стр. 12-23.
«Календарь атеиста». М., 1964, стр. 97-100.
Цитата:
Атеисты говорят, что наука и религия непримиримы. Но ведь римский папа Пий XII выступил даже однажды с речью, которая называлась «Доказательства бытия божьего в свете современного знания».
Ответ: Во многих городах европейских стран возвышаются памятники мыслителям прошлого. С высоты пьедесталов люди, воссозданные в граните и мраморе, напоминают современникам о трагедиях, которые происходили несколько столетий назад.
Памятник испанскому ученому Мигелю Сервету в Женеве рассказывает о жестокой расправе с ним в 1553 г., учиненной протестантами на холме Шампель. Памятник Джордано Бруно на Площади цветов в Риме напоминает о жестокости инквизиторов, возведших на костер итальянского философа. Бюст Джулио Цезаре Ванини в итальянском городе Лечче воскрешает страницы жизни этого смелого атеиста, тоже сожженного католиками.
Чекко д'Асколи, Галилей, Уриэль Дакоста, Андрей Везалий… Список мыслителей, подвергавшихся преследованиям церковников, перенесших тяжелые жизненные испытания, можно продолжить. Имена эти — неопровержимое свидетельство вековой борьбы мракобесия с научным знанием, попыток церкви преградить путь к исследованию природы, к познанию окружающего мира.
Эта борьба была не случайным эпизодом, как утверждают в наши дни проповедники и богословы. Ведь научное познание мира наносит весьма чувствительные удары по религиозным представлениям, именно поэтому и стремилась церковь преградить путь знанию.
В «священной» книге христиан Библии и в «священных» книгах других религий, которые объявляются богодухновенными, нашли отражение наивные взгляды людей на мироздание, на происхождение земли и человека, на строение нашей планеты. Наука с фактами в руках опровергает эти представления, дает совершенно иную картину мира. Все это ведет к сомнению в истинности религиозного вероучения. Вот почему церковнослужители на протяжении многих столетий выступали против науки, преследовали ученых, прибегали к любым средствам, чтобы преградить дорогу знанию, подтачивающему устои религии.
Мартин Лютер, основатель одного из главных направлений в протестантизме, осуждая астрономов, исследовавших небо, заявлял: «Выдумали какую-то новую астрологию, которая тщится доказать, что земля движется и ходит по небу… Дурак пытается все искусство астрономии перевернуть».
Один из крупнейших богословов средневековья, Фома Аквинский, заявлял, что богословие неизмеримо выше, чем «точнейшее знание низменных вещей».
Почему же сейчас церковь заняла иные позиции? 22 ноября 1951 г. папа Пий XII выступил с речью «Доказательства бытия божьего в свете современного знания». В ней глава католиков выдвинул мысль, которую в последнее время особенно часто повторяют священнослужители всех толков: «Чем больше продвигается вперед истинная наука, тем больше открывает она бога». Обосновывал эту мысль папа следующими аргументами. Прежде всего, говорил он, вера и разум никак не могут противоречить друг другу, ибо они божественного происхождения. Разум постигает природу как творение бога, а значит, способствует более глубокому изучению божественного.
Правда, тут же были сделаны весьма существенные оговорки, ставящие границы научному познанию и ограждающие религиозное вероучение от ударов науки. Папа заявил, что поскольку вера и разум не могут противоречить друг другу, то всякое утверждение науки, противоречащее религиозным представлениям, не может быть истинным.
О непротиворечивости науки и религии твердят в наши дни и православные богословы. Они, как и католики, подчеркивают, что «достижения науки, изучающей природу… содействуют познанию величия премудрости творца». И никого не удивляет в наше время то, что церковные деятели восхищаются достижениями ученых, проникающих в тайны мироздания, обращаются с приветствиями к космонавтам, прокладывающим дорогу к далеким мирам.
Эти перемены не случайны. Давно миновало время, когда можно было открыто нападать на науку, преследовать мыслителей, стремившихся к познанию мира, подвергать жестоким пыткам непокорных, объявлять ученых еретиками и сжигать на кострах.
Современная наука достигла высочайших вершин. Сама жизнь ежедневно, ежечасно подтверждает истинность ее выводов. Без науки невозможно было бы развитие промышленности, сельского хозяйства. Сейчас никто, кроме самых отсталых людей, не осмелится отрицать силу знания, отвергать значение науки в жизни человеческого общества. Конкретные исследования, проводившиеся в разных районах нашей страны, показывают, что верующие люди, в большинстве своем, признают научные достижения, необходимость научного прогресса.
Служители религии вынуждены считаться с наукой. Но как забыть о прошлом? Как вычеркнуть из истории столетия непримиримой борьбы церкви со знанием, с учеными, пытливо искавшими истину? Для защитников религии это оказалось делом несложным. Преследования мыслителей прошлого, жестокие пытки, кровавые расправы стали объясняться «недоразумением». Что же касается истинных взаимоотношений религии и науки, то на первый план был выдвинут тезис об их непротиворечивости.
Но одно — слова, а другое — дела. Достаточно познакомиться с любым религиозным вероучением, чтобы без труда убедиться в его антинаучности.
Обратимся к христианскому вероучению. Одной из основ его является Библия. С точки зрения науки совершенно несостоятельны и христианское представление о сотворении мира и человека, и заполняющие страницы «священного писания» рассказы о божественных «чудесах», о необыкновенных пророчествах. Но христианство не отказывается от всего этого и по сей день. Правда, некоторые богословы и религиозные проповедники пытаются найти выход в утверждении, что библейские сказания представляют собой аллегории, которые нельзя понимать буквально. Но и это не спасает положения. Само признание существования бога-творца и управителя мира противоречит подлинно научному, материалистическому взгляду на мир.
Наука изучает закономерности окружающего мира, исходя из того, что и природа, и общество, и человек развиваются по определенным законам, которые носят объективный характер. Религия фактически отрицает закономерности окружающего мира. Даже когда некоторые богословы признают существование законов развития природы и общества, они приписывают установление этих законов богу.
Признавая существование «высшего существа», всесильного и всемогущего, они впадают в противоречие сами с собой. Бог, согласно религиозным представлениям, может вмешиваться в установленный порядок вещей, а значит, и в закономерный характер развития мира. Всевышний может якобы отменять и нарушать им же самим установленные законы. Но если это так, то чего стоит признание закономерностей развития природы и общества?
Научные представления основаны на постоянном изучении окружающего мира. Познавая, люди все глубже проникают в тайны природы, раскрывают ее вековые загадки. Религия же принижает значение познания, более того, часто относится к нему враждебно, осуждает его. В Библии, например, прямо говорится: «Кто умножает познание, тот умножает скорбь». Подобные высказывания можно найти и у современных богословов.
В этом нет ничего удивительного. Принижая человека, его возможности, религия крайне отрицательно относится к стремлению познать «мудрость божью». Ведь тем самым люди «пытаются подняться до уровня господа». Потому-то богословие и делает все возможное, чтобы «поставить их на свое место». Потому-то религиозные проповедники и повторяют в наши дни новозаветное изречение: «Мудрость мира сего есть безумие перед богом».
Знанию религия противопоставляет веру, «Блаженны не видевшие, но уверовавшие», — провозглашает евангелие. И это закономерно, ибо религия основывается на слепой, бездоказательной вере. Человек должен верить, не задумываясь над смыслом религиозного вероучения. Он должен безоговорочно принимать все, что внушают ему проповедники.
Защитникам религии в наши дни приходится нелегко. В век бурного развития науки, в век научно-технического прогресса не так-то просто отстаивать ветхозаветные взгляды. Священнослужители вынуждены отступать, стремясь сохранить главное и основное. Они используют любую возможность, чтобы принизить значение научного знания, научно-технического прогресса и одновременно там, где это можно, прибегнуть к помощи науки для доказательства «истинности» религии.
О том, как это делается, можно судить по той же речи папы Пия XII, с которой мы начали разговор.
Достаточно познакомиться с религиозным учением, чтобы убедиться в том, что религии чужда идея развития. Мир, якобы сотворенный богом, неизменен, не нуждается в совершенствовании, в развитии, ибо бог не мог сотворить несовершенного мира. Но наука свидетельствует о другом: о постоянном, непрерывном развитии вселенной. Это непреложный факт, который в наше время богословие уже не может отвергать.
Где же выход? Пий XII вынужден был признать в своей речи, что вселенная находится в состоянии развития, но при этом сделал весьма примечательный вывод. Раз вселенная развивается, то она, естественно, стареет с каждым годом, идет к своей смерти. Значит, нельзя говорить о ее вечности, надо признать, что она когда-то была сотворена. Таким образом, вселенная сотворена богом (!).
Нетрудно видеть, сколь искусственны и надуманны подобные рассуждения.
Для того чтобы принизить в глазах верующих значение науки, богословы спекулируют на нерешенных научных проблемах, убеждая верующих в том, что наука имеет границы, которые не в силах переступить, что она не может познать многие тайны природы. При этом защитники религии закрывают глаза на то, что человеческое познание беспредельно, что вся история человечества свидетельствует о постоянном углублении познания. То, что не познано сегодня, будет познано завтра.
Многие богословы в наше время утверждают, что, чем больше овладевают знаниями люди, тем ниже падает их нравственность, ибо, проявляя заботу о чисто земных вещах, человек забывает «о душе». Образуется пропасть между научно-техническим прогрессом и нравственным состоянием мира. Преодолеть эту пропасть можно лишь одним: обращением к религии. Ну а то, что научно-технический прогресс изменяет наши представления именно о христианской нравственности, а не влияет на падение нравственности вообще, богословы предпочитают не замечать. Умалчивают они и о том, что иной раз выдают за падение нравов совсем другое — безразличие к религии, отход от нее. Закрывают они глаза и на то, что пагубное воздействие на нравственность оказывают условия жизни в капиталистическом обществе, которое так преданно защищала и защищает религия.
Все усилия богословов доказать «дружбу» религии с наукой не дают и не могут дать положительных результатов. Как Пию XII не удалось представить доказательства «бытия божьего в свете достижений современной науки», так и другим не удается подружить религию с наукой. Да и как может быть иначе! Ведь с каждым новым открытием ученых, с каждым новым достижением науки религия вынуждена отступать, сдавая одну позицию за другой.
Рекомендуемая литература
Адабашев. И. Мировые загадки сегодня. М., 1969.
Красников Н. В погоне за веком. М., 1968.
Лункевич В. Герои и подвижники науки. М., 1962.
