Бендер писал(а):
220V писал(а):
Семен Семеныч писал(а):
Телеканал Кинохит, в честь дня ВМФ весь день будет крутить Пираты Карибского Моря.
А вы думаете на службе у Расеи не было пиратов?
А шо, были? Например?
Просвещайтесь, начиная с правления Ивана Грозного:
На Балтике польские и шведские пираты не давали прохода судам, шедшим с товарами в Россию и обратно. У Ивана Грозного не было морского флота и тогда он нанял профессионального корсара Карстена Роде. Он получил от Ивана Грозного “жалованную грамоту”- каперское свидетельство, датированное 30 марта 1570 годом.
«Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть».
Роде был немец, подданный датского короля, весьма богобоязненный. Обладая большой силой, сам выбрасывал за борт богохульников. К этому времени имел уже два смертных приговора: в Киле и Гамбурге.
Он должен был отдавать в казну одно из трёх захваченных судов. Дело так пошло на лад, что вскоре в его флотилии было порядка 20 кораблей, отнятых у врагов.
Но он навёл такого шороху на Балтике, что морская торговля стала сильно страдать, судоходство сократилось. Дания стала терпеть убытки, поскольку взимала пошлины с судов, проходящих через проливы. Карстен Роде был схвачен датчанами. Иван Грозный написал по этому поводу датскому королю личное письмо и может быть, сумел бы выручить своего корсара, но тут выяснилось, что тот "кидал" и самого царя, зажимая даже ту десятую часть хабара, которую должен был отдавать в русскую казну. Так что его оставили на произвол судьбы и в 1576 года он был удавлен в замке Галль.
Однако уже при Петре I Сенатским указом 1716 года поручику Ладыженскому и подпоручику Лауренсу Берлогену были выданы паспорта, чтобы им «каперить» шведские суда на шнявах «Наталье» и «Диане».
Этим же указом определен порядок раздела призов, причем значительный процент - 62 % определен в пользу казны.
Но как всегда, у России был и свой собственный путь:)
Красивое греческое слово "пейратес" обозначает просто разбойника. Но Разбойник разбойнику рознь. Именно водных разбойников у нас в старину называли "ушкуйниками". Пошло это дело из великого Новгорода. Небось, на викингов насмотрелись:) Богатые новгородские купцы втихомолку снабжали их оружием и деньгами, получая щедрую долю захваченной добычи.
Расцвет ушкуйничества пришёлся на вторую половину XiV века. Грабили всех - русские селения, торговые караваны, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Мусульман обычно убивали, христиан, ограбив, отпускали. Но аппетит приходит во время еды, со временем своих единоверцев стали продавать в иноземный полон. Неоднократно была разграблена Кострома, досталось Нижнему Новгороду, татарским улусам. Заглядывали ушкуйники и на Каму.
Решили попытать счастья и иностранцы. В 1374 году генуэзец Лукино Тарио с соратниками, на лодке пройдя из Кафы (Феодосия) через Черное и Азовское моря, поднялся по Дону до Волги и через Хаджи-Тархан вошел в Каспий. Но наши ребята не лыком шиты – на обратном пути он был сам ограблен волжскими «братками».
В 1468 году на караван послов шаха Ширвана ко двору Ивана III и торговые суда русских купцов напали разбойники в устье Волги. Иноземцев почему-то не тронули, а у своих отобрали два судна и все имущество. Среди купцов был и новгородец Афанасий Никитин, который, будучи разоренным, с горя пошел «за три моря» и обессмертил свое имя.
Позже за речной и морской грабёж принялись казаки. Казаки грабили и царские суда, и посольские, и купеческие, обирали русских, ногаев, персов, бухарцев, хивинцев. В мае 1572 года под их горячую руку попали даже «британскоподданные». 150 казаков напали на английский корабль, возвращающийся из Ирана, близ устья Волги. Англичане убили и ранили одну треть нападавших, но были взяты на абордаж, ограблены и отпущены на все четыре стороны.
Те из пиратов, кто нашёл общий язык с государством, были обласканы властью не хуже Моргана или Дрейка. Так, Ермак Тимофеевич получил даже от Ивана Грозного титул "Князя Сибири".
Да и Степан Разин, поднеся царю дары, добытые в персидском походе, получил "милостивую грамоту" с прощением прошлых грехов. Но чёрного кобеля не отмоешь добела и он повторил судьбу капитана Кидда.
Власть с переменным успехом боролась с пиратством на Волге и Каме. Пойманных вешали не за шею, а цепляли под рёбра на крюк и в таком виде отправляли на плотах в последнее плавание по реке.
Но ещё во времена Александра Первого русские пираты продолжали заниматься успешным грабежом на водах, нередко закапывая свои сокровища в укромных местах.
А это уже позже:
Одним из первых корсаров, перешедших на службу Российской империи, был грек Иоаннис Варвакис (в России он носил имя Яна Варвача , а затем — Ивана Андреевича Варваци). Его яркая судьба даже вдохновила греческого режиссёра Янниса Смарагдиса на создание фильма «Пираты Эгейского моря», вышедшего в прокат в 2012 году.
Родился Варвакис в 1732 году (по другим данным, в 1750 году) на небольшом и родном для Гомера острове Псара. С молодых лет он занимался морской торговлей. Впрочем, в XVIII веке грань, отделяющая торговлю в Эгейском море от разбоя, была весьма условной. Не зря старинная греческая поговорка гласит: «Чтобы хорошо торговать, надо быть воином». Звание капитана, которым обладал молодой Варвакис, означало в Греции не просто морскую квалификацию или должность, но и человека, возглавлявшего ватагу так называемых крестовых братьев — вольных моряков, группировавшихся возле какого-либо почитаемого ими храма.
О масштабах корсарской деятельности Варвакиса свидетельствует тот факт, что за его голову турецкий султан обещал крупное вознаграждение. С началом Архипелагской
экспедиции Балтийского флота России (1770 год) Варвакис, подобно многим грекам, албанцам и балканским славянам, добровольно присоединился на собственном судне к русской эскадре под командованием графа Алексея Орлова и адмирала Григория Свиридова. К маю 1771 года на службе в русском флоте насчитывалось уже 2659 уроженцев Балканского полуострова.
26 июня 1770 года весь турецкий флот в Эгейском море был уничтожен в ночном Чесменском сражении. Именно с участием в этой битве связывают начало служения Варвакиса Российскому государству. В течение следующих трёх лет он принимал участие в блокировании Дарданелл, крейсировании (патрулировании) российским флотом побережья Балкан, Малой Азии и других регионов Восточного Средиземноморья. Эти действия были направлены на пресечение подвоза грузов в столицу Османской империи, на то, чтобы «оголодить» Константинополь. Они часто сопровождались захватом «призов» (грузов, которые принадлежали туркам или могли быть признаны военными). Крейсирование осуществлялось отрядами, включавшими как регулярные суда российского флота, так и судами греческих или славянских капитанов-арматоров, получивших русские патенты.
В 1772 году Яну Ворвачу (как указано в императорском указе) был пожалован чин поручика. Весной 1774 года он командовал десантом в 130 ипсариотов, взявшим турецкую батарею в Хиосском проливе. После окончания русско-турецкой войны 1768–1774 годов Варвакис, как и многие его соотечественники, по призыву Екатерины II переселился в пределы Российской империи. Греческим иммигрантам даровались существенные льготы и гарантии. На 20 лет их освобождали от уплаты налогов. За счёт государственных средств велось строительство домов, больниц, церквей, магазинов, казарм, гимназий для переселенцев. Каждый из переселенцев получал единовременно по 12 рублей и продовольствие на год. Кроме того, российское правительство передавало грекам рыболовные заводы и предоставило им право вести торговлю на всей территории государства без каких-либо ограничений. Для поселения грекам выделялись земли у крепостей Керчь и Еникале, на территории будущего Ялтинского уезда, а затем возле Таганрога
.
Вероятно, самым известным капером, перешедшим на русскую службу, был гражданин США и основатель американского флота Джон Пол Джонс(сейчас его имя носит один из эсминцев УРО ВМС США) Правда, объективно он начал действовать в интересах Российского государства задолго до того, как Екатерина II возвела Джонса в звание контр-адмирала Российского флота. Разбойничая в интересах правительств США и Франции, Пол Джонс доставил немало хлопот английскому флоту именно в тот период, когда готовилось решение о присоединении Крыма к России. Великобритания пыталась противодействовать усилению России за счёт Турции, но была связана войной с американскими ополченцами и каперами.
Критичное отношение к английским властям сформировалось у Пола ещё во время его шотландской юности. Перебравшись в 1773 году в североамериканскую Вирджинию, шотландец сблизился с будущим автором Декларации независимости США Томасом Джефферсоном и попал в самый водоворот антианглийского восстания. В 1775 году он поднял звёздно-полосатый флаг над первым боевым кораблём американских штатов. В следующем году, командуя 12-пушечным шлюпом «Провидение», Пол Джонс захватил или уничтожил более тридцати английских судов. В октябре 1777 года его судно смогло доставить в Нью-Йорк боеприпасы и продовольствие для осаждённых с моря и суши войск Джорджа Вашингтона. Затем, обосновавшись во французском Бресте, американский капер на 19-пушечном корвете проводил дерзкие рейды у британских берегов, нападал на английские суда, затрудняя снабжение королевской армии в Северной Америке.
В 1779 году Пол Джонс совершает свой самый знаменитый подвиг на море. На 40-пушечном корабле «Бедный Ричард», терпя безнадёжное поражение от новейшего 50-пушечного английского фрегата «Серапис» и 20-пушечного шлюпа «Графиня Скарборо», Пол отважился на абордаж и одержал победу. Сразу после окончания этого боя «Бедный Ричард» затонул. Аналогичную победу капер одержал в конце 1779 года на обратном пути из Европы в Северную Америку.
В Америке Пола Джонса конгресс наградил высшим знаком отличия США — медалью Почёта, а также он удостоился благодарности «всей нации». Однако после заключения Версальского мира 1783 года и отмены каперства в США он остался не у дел. Несколько лет американский герой прожил в Европе, пока не получил (в 1787 году) приглашение от Екатерины II перейти на службу Российской империи.
Шла Вторая (Потёмкинская) русско-турецкая война. Регулярный Черноморский флот России ещё только создавался, отсутствие опытных офицеров являлось одной из его главных проблем. Пола Джонса определили командовать полукаперской эскадрой парусных судов в Днепровско-Бугском лимане (на данном посту он сменил грека Панайота Алексиано). Это назначение вызвало протесты греков и англичан, служивших на Черноморском флоте. Последние резонно считали Пола Джонса «изменником и пиратом». Однако этот конфликт компенсировался дружескими отношениями американца с Александром Суворовым, который командовал корпусом, охранявшим Черноморское побережье от устья Буга до Перекопа.
23 мая 1788 года Пол Джонс поднял свой контр-адмиральский флаг на флагманском корабле «Святой Владимир». Под его началом были три линейных корабля, пять фрегатов и шесть мелких парусных судов. Во главе этой эскадры 7 июня 1788 года он принял участие в отражении атаки турецкой эскадры, прорвавшейся к Херсону.
17–18 июня американец стал одним из основных действующих лиц в успешном для России сражении, развернувшемся близ Очакова. Корабли его отряда участвовали в неожиданной атаке на турецкую эскадру, вынудив сесть на мель 64-пушечный корабль противника (уничтоженный русскими гребными судами). Впоследствии в ходе личной переписки с Потёмкиным Пол Джонс настаивал на том, что именно ему принадлежала идея установить скрытую батарею на Кинбурнской косе, причинившей наибольший урон туркам. До своего отбытия в Санкт-Петербург осенью 1788 года он провёл ещё несколько удачных боёв. В сентябре его подчинённые захватили значительное турецкое гребное судно, а через месяц эскадра Джонса уничтожила целый вражеский отряд из нескольких кораблей. Успешные действия русского флота в лимане позволили в конце 1788 года взять мощную турецкую крепость Очаков.
Весной 1789 года Джонс занимался инспектированием Кронштадта, а также разработкой ряда проектов для российского правительства. Среди них — заключение военного союза России и США, совместные морские операции в Средиземноморье против Турции и Алжира. Развивая эту идею, он предлагал создать политический и экономический союз против Англии. Проекты Джонса были признаны актуальными, но преждевременными.
В сентябре 1789 года на время двухгодичного отпуска Пол Джонс покинул Россию. Вернуться в нашу страну ему не довелось, так как 18 июля 1792 года он неожиданно умер в Париже (в возрасте 45 лет). Пол Джонс считается основателем военно-морского флота США. В 1945 году в знак признания его заслуг состоялась церемония перезахоронения тела знаменитого моряка на территории Военно-морской академии США в присутствии президента Теодора Рузвельта.