«Мы не вымерли и не вымрем!» Один из 6337 Дита Дерума/ TVNET
В течение двух лет с 31 января 2015 года с карты Латвии пропали 322 поселка.
31 декабря прошлого года в Латвии насчитывалось 6337 поселков,
31 января 2015 года - 6659, свидетельствует статистика Государственного регистра адресов. Закрытые школы и больницы, разрушенные дороги и нехватка рабочих мест - это то, почему люди решают покинуть места, где годами пускали корни.
Однако, возможно, многие не знают, что, несмотря на суровые условия, здесь собственноручно обустраивают парки, приводят в порядок окружающую среду, создают новые легенды.Незадолго до Рождества в латвийских СМИ прозвучала информация, что в резиденции латвийского Деда Мороза - в Зиемупе - закрывается единственный магазин.
Чтобы проиллюстрировать эту новость, СМИ выбрали фотографии с полуразрушенными зданиями, но каково Зиемупе на самом деле?
Зиемупе - настоящий источник вдохновения для писателей, которые хотят добиться славы и наград. Так сложились звезды, что в Зиемупе в концентрированном виде происходили самые удивительные события, обитают самые необычные люди, здесь ищут спокойствия известные в Латвии личности.
Здесь живет журналистка Сандра Вейнберга, какая-то собственность есть и у кинокритика Диты Риетумы.
Ищущая политического убежища российская журналистка Ольга Шакина нашла дом в Зиемупе. Режиссер Лайла Пакалниня сняла здесь свой документальный фильм «Теодор», писательница Яна Эгле написала о Зиемупе рассказ, который был включен в сборник «Gaismā».
«Вы, 777 потемневших зиемупчан»«Получается так, что, въезжая в дневное время, ни одного человека здесь не встретить», - говорит руководитель зиемупской библиотеки Вайна Витола.
Она - человек-оркестр Зиемупе.
Руководит библиотекой, работает как гид.
В ведении библиотекаря - нужды местных жителей.
Нужно записаться к доктору?
Книжку?
Продукты, праздничное мероприятие?
Пожалуйста!
Большая часть жителей Зиемупе ездит на работу в другие места - около 30 - в Лиепаю,
8 работают в самоуправлении,
9 - на территории самоуправления.
33 - дети.
Автобус в Лиепаю из Зиемупе курсирует раз в день.
В полвосьмого утра выезжает из Зиемупе, обратно в город - в полчетвертого вечером.
Особого смысла в этом нет, так как на работу на таком не поедешь. Однако, несмотря на кажущуюся тишину, есть семьи, которые сюда возвращаются.
Зиемупе оживает летом, у поселка есть свой дачный район с 24 участками земли.
Зиемупская библиотека - настоящий замок света поселка, несмотря на то, что в ней нет рижского блеска и яркости.В библиотеке - 70 читателей.
Вроде бы не много, но это почти половина от числа всех жителей.
«У вас в Риге есть читатели в «Замке света«?» - спрашивает Витола.
В свое время жителей в Зиемупе было гораздо больше.
Официальной статистики нет, но священник из канцелярии ругался: "Вы, 777 потемневших зиемупчан!".
Так же как и тогда, сейчас зиемупчане священника особо не слушают, делая свое дело, однако уважение выказывают.
Карта, прикрепленная на стене Народного дома, свидетельствует, что в начале прошлого века в Зиемупе было на сотню домов больше.
Однако во все времена в поселке была всего одна улица - улица Каию.
Это в честь колхоза "Каия".
"У нас никогда не было названий колхозов, как в других местах Латвии - никакого "Коммунизма", "Имантса Судмалиса" или "Ленина", - говорит Витола.
Изначально на единственной улице были построены десять домов для трактористов и доярок, но потом постепенно появлялись новые.
Когда-то Зиемупе было морским дном, поэтому почва здесь бесплодна - чтобы что-то вырастить, приходится основательно попотеть.«Была бы работа, были бы и люди, так же как и везде в селах Латвии», - говорит Витола.
«Когда началась Атмода, каждый мог взять землю и создать крестьянское хозяйство, но местные не поняли, что делать, так как, чтобы здесь что-то вырастить, нужно приложить огромные усилия. Какой тогда смысл в такой земле?
Им не приходило в голову, что земля - это собственность, поэтому местную землю и скупали рижане, маклеры, которые знали, как делаются дела».
Сила ЗиемупеКогда-то в Зиемупе в каждом третьем доме была лодка, люди занимались рыбалкой.
С наступлением советской эры попасть в море уже не было так легко.
Если кто-то хотел рыбачить, одному пограничнику обязательно нужно было быть рядом.
Один раз в 1961 году у рыбаков был большой улов, пограничный корабль, который плыл вдоль горизонта, поднял волну и лодка со всей рыбой, рыбаками и пограничником перевернулась.
Одного рыбака унесло в море, другой забрался на дно лодки, пограничник остался плавать.
Сказал, что молодой, попытается выплыть. Через две недели его нашли у мола Павилосты, с тех пор рыбачить запретили вовсе, позднее лодки сожгли.
Закрытая зонаВ советские времена, так же как и у многих других приморских сел, у Зиемупе был особый статус, так как это была западная граница СССР - сразу же за морем находились злые империалисты. Побережье было разделено на две полосы, вдоль них патрулировали пограничники.
До моря нельзя было так просто добежать как сегодня.
Тогда можно было отправляться только в установленное время и место.
«Мой муж надел рыбацкую одежду, следы были необычными.
Позднее пограничники нашли их, пришли к нам домой и потребовали надеть одежду еще раз, а затем поехать на море, чтобы сравнить следы на песке», - вспоминает Витола.
От Лиепаи до Акменьрагса в советское время вдоль морского берега было более десяти военных частей.
Чтобы защитить большую лиепайскую базу - Каросту - от возможных нападений, вдоль берега через каждые 25 километров разместили дивизионы зенитных ракет.
В большей мере благодаря этому край моря не застроен дачами и частными домами.
Зиемупе защищалось как с моря, так и по воздуху и по суше, здесь находилась военная часть номер 90450 P - закрытая зона.
В ней самостоятельно содержались 60 солдат и примерно 20 начальников.
Начальники дружили с местными, некоторые их дамы даже пытались в колхозе доить коров и полоть свеклу, чтобы не сойти с ума от скуки.
Сейчас дом начальников переделан в гостиницу с красивыми номерами.
В свое время коровы с пастбищ «вламывались» на зону базы.
Солдаты с калашниковыми кричали: «Читай доску, читай доску!»
Коровы, несмотря на автоматы, читать так и не научились.
По домам Зиемупе ходили переодетые начальники советской армии, местные называли их «чучелами».
По неизвестным причинам они всегда переодевались в женщин.
Проверялась «народная бдительность» - в течение какого времени зиемупчане сообщат о чужаке в поселке.
Когда Латвия вернула независимость, зиемупчанам казалось странным, что по поселку бродят чужаки.
Сначала по-привычке вызывали полицию.
Таково Зиемупе.
Когда осенью закрыли единственный магазин поселка, о нем говорила вся Латвия.
«Приехали, сняли, и в конце только хуже сделали», - рассказывает Витола.
Но зиемупчане борются, живут и зла не помнят.
Несмотря на то, что до асфальтированного шоссе нужно ехать восемь километров не по самой лучшей дороге, где земля не плодородна, они не опускают руки - ведь они уникальны...http://rus.tvnet.lv/...em_odin_iz_6337