Ветеран |
 |
Регистрация: 11.02.2016 Сообщения: 38053 Откуда: Россия Благодарил (а):
330 раз.
Поблагодарили:
733 раз.
|
Рекорд Надоеv писал(а):

waheed
Цитата: Ядерное сердце гиганта забилось вновь. «Адмирал Нахимов» проснулсяУроки прошлого
Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442М «Адмирал Нахимов» приступил к заводским испытаниям после завершения ремонта с модернизацией длинною в долгих 25 лет. Корабль, спущенный на воду ещё в 1988 году, вышел на станцию размагничивания и после этой процедуры перейдёт к основной программе испытаний, в ходе которой будут проверены все параметры и режимы работы обновлённого оборудования, включая атомную энергетическую установку. В 2025 году гигант должен вернуться в строй после глубокого четвертьвекового сна, отдохнувшим и набравшимся сил, чтобы радикально усилить наш Северный флот. Это был долгий, но необходимый путь, и чтобы понять это, достаточно заглянуть в историю.
В 1885 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был спущен на воду броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» — первый российский крейсер с башенной артиллерией. Он стал самым исполинским парусным бригом страны, а по числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил всех своих современников. Настоящая гордость Империи, капитаны иностранных кораблей считали честью подняться на борт этого чуда техники для осмотра, а газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «Если Российский флот будет постоянно находиться в Нью-Йорке и прилегающих водах, то британский флот не будет иметь возможности внезапно напасть на порты Северо-Американских Соединённых Штатов».
Тот «Адмирал Нахимов» стал прообразом поздних многобашенных крейсеров и имел большой потенциал к модернизации, чтобы ещё долго удерживать лидерство. Но, к сожалению, у российского правительства не было средств для его обновления, и через несколько десятилетий гигант заметно устарел, ведь техническая мысль тогда развивалась невероятными темпами. В итоге в самый ответственный момент русско-японской войны «Адмирал Нахимов» уже фатально уступал противнику вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Утром 15 мая 1905 года, получив десятки попаданий в бою, израненный и обескровленный крейсер был затоплен командой, чтобы не достаться врагу…
Эта трагичная история, тем не менее, подарила нам важный урок – каким бы мощным не было оружие, оно нуждается в постоянной и своевременной модернизации. Второе рождение «Адмирала Нахимова» стало тому подтверждением.
Второе рождение
В 1973 году на том же Балтийском заводе заложили серию новейших тяжёлых многоцелевых атомных ракетных крейсеров проекта 11442 дальней морской и океанской зоны. Они стали самыми большими и самыми мощными по вооружению в мире не авианосными боевыми надводными кораблями с ядерной энергетической установкой. «Адмирал Нахимов», получивший сначала название «Калинин» был спущен на воду в 1988 году. И, несмотря на свою впечатляющую силу, совсем скоро был признан морально устаревшим – главным образом из-за несовременной электроники и неспособности эффективно бороться с низколетящими дозвуковыми противокорабельными ракетами. Его пытались дооборудовать новыми системами, улучшить, но всё это приводило лишь к усложнению и удорожанию обслуживания, не решая ключевых проблем. В конце концов стало ясно – крейсер нуждается в глубочайшей модернизации, в результате которой от исходного проекта останется лишь долговечный и прочный корпус, а всё остальное будет заменено. В 1999 году «Адмирал» встал на ремонт на предприятии Севмаш в Северодвинске, и только на этой неделе в конце 2024 года долгий процесс наконец-то завершился.
Впрочем, как это часто бывает, пауза пошла нашему богатырю лишь на пользу.
Новая мощь
Пока крейсер мирно дремал в доке, российская наука без устали трудилась над созданием новейших типов вооружений. Появились современные противолодочные комплексы «Пакет-НК» и «Ответ», улучшенные противокорабельные ракеты «Оникс», крылатые ракеты «Калибр» и самое главное – гиперзвуковые ракеты «Циркон», а так же универсальные корабельные стрельбовые комплексы 3С14, позволяющие использовать все перечисленные изделия с одного борта. Если изначально крейсер мог вместить лишь 20 противокорабельных ракет, то после модернизации их количество выросло до 80.
Значительно возросли возможности нового «Адмирала» и по обороне от досаждающих сейчас морских и воздушных беспилотников: контуры обороны включают в себя морскую версию «Панциря», универсальный артиллерийский комплекс Ак-130, расположенные на борту вертолёты, а также, по всей видимости, собственные дроны. Кроме того, не нужно забывать, что такие корабли никогда не действуют в одиночку и всегда сопровождаются мощной группой прикрытия. В результате обновлённый крейсер стал в разы мощнее предшественника и физически способен прослужить ещё много десятилетий. Но всё же – почему так долго?
Во-первых, всё имеет свою стоимость, и не нужно забывать, что Россия ещё и строит новейшие атомные подводные лодки, фрегаты, развивает другие сферы, что требует огромных вложений. Во-вторых, только представьте объём проделанных работ, ведь он не ограничивается заменой вооружения – крейсер получил новейшие средства связи, навигацию, гидроакустику, бортовые компьютеры и обновлённую главную энергетическую установку, не забываем, атомную. Её мощности хватило бы для того, чтобы обеспечивать теплом и электричеством город с населением в 150 тыс. жителей. И, наконец, в третьих, до появления современных ракет не до конца была ясна роль столь большого, но уязвимого корабля. Но, по всей видимости, теперь она переосмыслена и это поднимает ещё один давний вопрос – а что всё же делать со вторым уцелевшим крейсером проекта 11442? Напомним, что одноклассник «Адмирала» по имени «Пётр Великий» тоже ждёт своей очереди на модернизацию. В разные годы были слухи как о том, что к ней приступят сразу после освобождения стапеля, так и о том, что решено списать корабль, так как вторую такую модернизацию мы, якобы, не осилим. Пока что этот вопрос остаётся открытым, но судя по тому, что до сих пор «Пётр Великий» не утилизирован, и государство продолжает поддерживать его годность, не всё потеряно. Возможно, опыт обновления «Адмирала Нахимова» как раз и откроет путь к модернизации его собрата. А вместе с этим мы ждём завершения ремонта ещё одного титана – авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Впрочем, это отдельная тема для будущих выпусков. Пока что же искренне поздравим всех причастных к выполнению титанического проекта по обновлению «Адмирала Нахимова» – в основном ваши имена стране неизвестны, но знайте, что мы вами гордимся. Будем и дальше следить за судьбой крейсера. А пока перейдём к следующим новостям технологий.
А в 2020 году... Россия признала неспособность ремонтировать и улучшать советские боевые корабли Речь в основном о ракетных крейсерахВ издании Mil.Press FlotProm, ссылаясь на Военный учебно-научный центр и Крыловский государственный научный центр, признали неспособность России ремонтировать и улучшать советские боевые корабли. Речь идёт о большинстве крупных боевых надводных кораблей, которые были построены в «золотую эру» Военно-морского флота (ВМФ) СССР. Так, специалисты сталкивались с проблемами при модернизации ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов», тяжёлого авианесущего крейсера проекта 11435 «Адмирал Кузнецов» и тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) проекта 1144 «Адмирал Нахимов».Кроме того, улучшение атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Петр Великий» откладывается, а обновление ракетного крейсера «Москва» проекта 1164 в итоге ограничилось восстановлением походной готовности. В материале также сказано, что Россия не смогла поддерживать в боеготовности эсминцы проекта 956, в том числе из-за проблем с котлотурбинной энергоустановкой. https://www.ferra.ru/news/tech ... 0.htmдостигли предела срока эксплуатации. 
|
|