Crikey
Europe puts its foot on the gas — then tells Africa to slow down
W. Gyude Moore - 2h agoЕвропа нажимает на газ, а потом просит Африку притормозитьМы должны быть удивлены тем, что, столкнувшись с нехваткой энергии и ростом цен на топливо и электроэнергию, богатые страны возвращаются к более грязному ископаемому топливу. Чтобы компенсировать замедление поставок российского газа и заменить чистую энергию, потерянную из-за закрытия атомной энергетики, Германия запускает угольные электростанции, ранее запланированные к закрытию. Такие страны, как Норвегия, Великобритания и США, наращивают добычу нефти и газа. Некоторые европейские страны даже снова сжигают мазут для выработки электроэнергии.

Женщина в Йоханнесбурге, Южная Африка, готовит обед на газовом баллоне после очередного отключения электричества (Изображение: AAP/EPA/KIM LUDBROOK)
Возрождение углеродоемкой энергетики после вторжения России в Украину — и связанный с этим рост выбросов — показывает, что, когда экономический рост и энергетическая безопасность находятся под угрозой, рост и безопасность каждый раз побеждают климатическую политику, как считает политолог Роджер Пилке-младший. получил название « железный закон» . Таким образом, нынешний кризис означает, что энергетическая безопасность снова выходит на первый план, а обязательствам по климату придется подождать.
Хотя это изменение имеет смысл в Берлине или Осло, оно выглядит совершенно иначе, если смотреть на него из Дакара или Абуджи.
Это связано с тем, что одним из аспектов изменения Европы в сфере энергетики стала диверсификация поставок газа с агрессивным стремлением заключить долгосрочные контракты в Африке. Немецкие официальные лица требуют от Сенегала поставок газа, в то время как Италия, Франция, Португалия, Испания и другие страны, как сообщается, закупают газ в Нигерии. Застопорившиеся европейские инвестиции в шельфовый газ в Мозамбике — и, возможно, в Танзании — внезапно вернулись в игру. Европейский Союз также только что официально заявил , что природный газ теперь подходит для «зеленых» инвестиций.
Почему истинная стоимость экологически чистого вождения будет оплачена в Африке и развивающихся странах
Подробнее >
Тем не менее, этот всплеск интереса к газу возник после многих лет, когда правительства богатых стран оказывали давление на африканские страны, чтобы они отказались от ископаемого топлива и использовали только солнечную или ветровую энергию. Развитые страны также не поддерживают крупные гидроэлектростанции или атомные станции по разным причинам. На климатическом саммите COP26 в ноябре прошлого года богатые страны обязались прекратить зарубежное финансирование развития газовых проектов, что также может сократить инвестиции в энергетическую инфраструктуру вниз по течению, включая производство электроэнергии и производство удобрений. Некоторые западные правительства также оказывают давление на Всемирный банк и другие институты развития, чтобы они прекратили финансирование всех проектов, связанных с ископаемым топливом, а Норвегия, Швеция и другие страны предлагают полный запрет к концу 2024 года.
Другими словами, богатые страны решили, что нынешняя энергетическая чрезвычайная ситуация позволяет им сжигать любое топливо, которое им нравится, в то время как бедные страны вообще не имеют такого выбора. В африканских столицах это выглядит как откровенное лицемерие — если не хуже. Лидеры Уганды , Нигерии , Малави и Сенегала раскритиковали позицию Европы. Африканские социальные сети полны гнева по поводу того, что многие считают неоколониалистским заговором, направленным на сохранение бедности африканцев.
Газ для меня, но не для тебя, как хотели бы в богатых странах, это больше, чем просто плохая оптика — это плохая политика. Ставить энергетическую безопасность Запада на первое место, пытаясь заставить африканцев уделять приоритетное внимание ограничению выбросов, контрпродуктивно для достижения экономических, геостратегических и даже климатических целей.
Скажем сразу: нынешняя борьба за использование газа в Африке совершенно не нужна. Будущее континента связано с дешевыми возобновляемыми источниками энергии, а также скромным использованием газа для резервного питания, приготовления пищи и некоторых отраслей, таких как производство удобрений. Производство электроэнергии в Кении, Эфиопии и Уганде уже использует более 80% возобновляемой энергии по сравнению с 20% в США .
Даже в странах со значительными запасами газа возобновляемые источники энергии будут доминировать. Энергетический план Нигерии до 2060 года, например, нацелен на 200 гигаватт солнечной энергии и 10 гигаватт новых газовых мощностей. На самом деле, не существует правдоподобного будущего сценария, в котором использование африканского газа хоть сколько-нибудь значимо для глобальных выбросов. Даже если страны Африки к югу от Сахары (минус Южная Африка) утроят потребление электроэнергии за одну ночь, используя только газ, что невозможно, дополнительные выбросы составят лишь 0,62% глобальных выбросов . Африка уже осваивает возобновляемые источники энергии, и масштабы ее будущего использования газа не будут иметь значения в глобальном масштабе.
Хотя Запад мало что выиграет от того, что Запад выжимает из Африки газовое финансирование, политика богатых стран имеет огромные недостатки.
Во-первых, запрет на финансирование газа нанесет ущерб экономическому развитию и, по иронии судьбы, замедлит переход к энергетике. В Европе и Соединенных Штатах энергетический переход заключается в замене высокоуглеродных источников, таких как уголь, нефть и газ, низкоуглеродными альтернативами. Но в странах с низким уровнем энергообеспечения энергетический переход заключается в расширении предложения для удовлетворения растущего спроса на энергию.
В странах, не имеющих значительного неиспользованного гидро- или геотермального потенциала, к которым относится большая часть Западной Африки, газ необходим в качестве резерва для возобновляемых источников энергии, зависящих от ветра и солнечного света. На всем континенте переход от древесины и древесного угля к более чистому топливу для приготовления пищи , скорее всего, потребует газа. И хотя потенциал водорода и других новых экологически чистых видов топлива впечатляет, такие отрасли, как производство удобрений, в обозримом будущем будут нуждаться в газе. Блокирование этих путей развития в Африке ради климатической политики — это сплошная боль и бесполезная польза.
Во-вторых, ограничения также подрывают геостратегические цели Запада в Африке. В течение последних двух десятилетий, когда доля Китая в финансировании и строительстве африканской инфраструктуры росла, Запад изо всех сил пытался реагировать. Энергетика, особенно инвестиции, связанные с созданием рабочих мест или наращиванием промышленных мощностей, открывают огромные возможности. Доминирующими нефтегазовыми компаниями, работающими в Африке, являются в основном американские, французские, британские, норвежские и итальянские, а ЕС по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Африки.
Зеленый колониализм: почему Африка не должна страдать за совесть Запада
Подробнее >
Тем не менее, эти же страны взяли на себя инициативу по ограничению инвестиций в нефть, газ и все связанные с ними отрасли — существенную и стратегическую часть экономики. С точки зрения Африки это выглядит так, как будто Запад предпочитает, чтобы Африка оставалась экспортером дешевого сырья, а не развивала собственную промышленность. Прямо сейчас многие африканцы рассматривают Китай как единственного партнера, серьезно настроенного помочь континенту построить достойное будущее.
В-третьих, западный подход попахивает покровительственным зеленым колониализмом , который рассматривает африканские правительства как простые объекты западной политики, а не агентов, работающих на благо будущего своих стран. Политика начинается с запрета, а затем, как доброжелательный покровитель, предлагает исключения при соблюдении определенных условий. Всемирный банк, например, соизволит рассмотреть проекты по переработке газа, но только в определенных странах и только после того, как эти страны пройдут дополнительные бюрократические проволочки, доказав, что реальной альтернативы не существует.
На практике такая дискреция создает путаницу и массовые препятствия для развития каких-либо проектов. Помимо этих практических препятствий, общий подход — у нас есть запрет, но вы можете подать заявку на отмену — не только имеет обратное финансирование развития, но и совершенно не нужен. У Всемирного банка уже есть множество мер безопасности для оценки управленческих, финансовых и экологических рисков всех проектов — меры безопасности, которые некоторые даже считают чрезмерно обременительными.
Существующий процесс должен быть более чем способен выявлять такие проблемы, как потенциальный ущерб окружающей среде, и сопоставлять их с преимуществами проекта для развития. Никакой специальной дополнительной проверки газовых проектов, затрагивающих только бедные страны, не требуется. Более сбалансированный подход между финансистами и правительствами принимающих стран намного лучше, чем богатые страны, категорически говорящие «нет» бедным, а затем периодически отказывающиеся.
Эта нездоровая динамика силы указывает на, вероятно, самую большую цену энергетического лицемерия Запада в отношении ископаемого топлива: подрыв глобального сотрудничества. Решение самых серьезных глобальных проблем требует коллективных действий. Европейские и американские политики, наращивающие инвестиции своих стран в нефть и газ и поучающие других не делать того же, разрушают всякое чувство общей цели или справедливости. Смягчение правил финансирования с несколькими отступлениями может показаться компромиссом, но оно не заменит тесных партнерских отношений, необходимых миру для ускорения перехода к энергетике.
Если политика развития богатых стран в области энергетики столь явно ошибочна, лицемерна и контрпродуктивна, почему так много на Западе настаивают на ней? Некоторые климатические активисты искренне, хотя и ошибочно, опасаются, что Африка разрушит глобальный углеродный бюджет . Другие указывают на негативный прошлый опыт использования нефтяных доходов в содействии развитию, в том числе на риск коррупции, связанный с добычей полезных ископаемых, однако это в корне неверно истолковывает сегодняшние дебаты.
Сектор разведки и добычи нефти и газа финансируется частными инвесторами (в основном из США и Европы) с упором на экспорт этих ресурсов, в то время как финансирование развития необходимо для инфраструктуры, расположенной ниже по течению, которая позволит использовать их на местном уровне и выведет больше африканцев из бедности. Действительно, любой, кто ссылается на неспокойную историю добычи ресурсов в бедных странах, должен бороться с западным запретом на финансирование: те, кто хочет, чтобы африканцы получали выгоду от африканского газа, должны настаивать на увеличении инвестиций в последующие виды использования, включая производство и распределение электроэнергии, промышленное производство и топливо для приготовления пищи. . В противном случае даже большая часть африканских ресурсов будет экспортироваться в более богатые страны, а не использоваться дома.
Европа осталась в суровом холоде, поскольку Россия сокращает поставки газа и цены растут
Подробнее >
Африканцы, внимательно изучающие политику Запада, могут найти только одно реальное объяснение: политический театр. Гораздо проще наказать бедняков за границей, чем бороться с собственными фермерами, блокирующими дороги в знак протеста против цен на энергоносители. И если агрессивные климатические действия дома не могут быть осуществлены, потому что это слишком дорого с политической точки зрения, необходимо бросить какую-то другую кость сообществу климатических активистов на международных саммитах. Не случайно самым заметным и широко известным заявлением на COP26 было прекращение финансирования добычи ископаемого топлива за рубежом, а не в самих богатых странах.
Таким образом, дебаты о финансировании газа в Африке — это второстепенное мероприятие, которого можно избежать, с большими затратами и очень небольшими политическими выгодами. К счастью, следующий большой климатический саммит будет в Египте, что, наконец, привлекло внимание к Африке. COP27 станет идеальной возможностью перезагрузить глобальное сотрудничество в области климатической политики и поддержки энергетического перехода Африки. Конструктивный путь вперед будет сосредоточен на том, что нужно построить, а не на том, что нужно заблокировать.
В энергетическом секторе это может быть сосредоточено на новых инвестициях в инфраструктуру для чистой энергетики будущего, такую как системы передачи и распределения электроэнергии, хранение, управление сетями и новейшие газовые технологии. Финансирование как сетевой, так и автономной энергетики должно быть мобилизовано и дополнено новым вниманием к здоровью испытывающих трудности коммунальных служб. Возможно, прежде всего, COP27 — это время отказаться от контрпродуктивных запретов на финансирование и вместо этого перейти к более кооперативному подходу, который одинаково относится ко всем странам, учитывая их собственные доступные ресурсы, потребности и цели.
Понятно, что африканцы возмущены тем, что Запад на 180 градусов повернулся к ископаемому топливу для себя, придерживаясь ограничений в отношении бедных стран. Разумный ответ — это не легкая корректировка лицемерной политики, а новое, уважительное партнерство для решения мировых проблем.