Социальная база украинских майданов.


 [ Сообщений: 457 ]  Стрaница Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 23  След.
Автор  
 
Сообщение  
Старожил

Регистрация: 30.09.2014
Сообщения: 8785
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Цитата:
Предание гласит, что белого орла, который стал затем гербом польского государства, увидел легендарный Лех — прародитель польского народа. Старый Лех увидел орла, сидящего на ветви дерева на фоне вечернего красного неба, под закатными лучами солнца, уходящего за горизонт. В том месте, где это случилось, Лех основал город и назвал его Гнезно (Gniezno), потому что орёл на том дереве свил своё гнездо. Любопытно, что символ поляков (западных славян) имеет отношение именно к западному (закатному) небу.

Однако некоторые польские историки не согласны с этой версией, ведь для того, чтобы простому орлу оказаться на государственном гербе, мало попасться на глаза прародителю. К тому же, официально, герб появился только в XIII веке, спустя несколько столетий после легендарного события.

Поначалу орел был личным знаком Пшемысла II, коронованного в 1295 году. Спустя почти столетие он становится общегосударственным символом. К тому времени немецкие феодалы подчинили себе польское Западное Поморье, а в Восточной Пруссии укрепились крестоносцы. Положение становилось опасным и в Польше зрели идеи сплочения для борьбы с немецкой угрозой.

Символом Германской империи был двуглавый чёрный орёл. Но польский орёл являлся противовесом немецкому; белый цвет выше чёрного, это цвет чистоты и благородства, он противопоставлялся символу мрака и смерти.
А красное поле щита говорило не только о священном праве на независимость, но и призывало к борьбе.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8

   
  
    
 
Сообщение  
Участник

Регистрация: 01.09.2014
Сообщения: 1759
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 316 раз.
Гюрза, видатний хохлофоб писал(а):
Думаю, что надо порассуждать.
Надеюсь, что примут самое активное участие непосредственные наблюдатели этих процессов с Украины, возможно, и их участники.
У меня давно появилось довольно устойчивое убеждение, что в майданах участвуют и им симпатизируют в основном маргиналы, как-то: бомжи, неустроенные люди, необразованная политизированная гопота, "понаехавшие" селюки, псхически неадеватные люди, то есть низы украинского социума.
За примерами далеко ходить не надо.
Пристально всматривался в Вию, её окружение, других персонажей этого перманентного шапито. Мои подозрения только подтверждались.
Средний класс, возможно, и симпатизировал, но участия не принимал - возможно, только пассивное. Ну, нехарактерно это для среднего класса.
Элитка руководила процессами, исходя из своих корыстных интересов и, не исключено, втайне посмеивалась над дураками.
Ваше мнение?

Главная сила украинского Майдана - чудовищный комплекс собственной неполноценности, трансформировавшийся в защитную реакцию - мнение о себе как о высшей расе.

Цепочка такая:
циничные, безжалостные и расчетливые заказчики
+тупая, трусливая и жадная власть
+закомплесованная завистливая образованщина, при этом возомнившая себя - в своей непомерной гордыне и тщеславии - высшей расой
+люмпа, получившая право законно брать силой все, что она хочет
+тупое, необразованное, наивное, но высокомерное мясо, руками которого под сказки о расовом превосходстве и "европейской семье" можно выполнить любое (само)убийство в интересах заказчика.

   
  
    
 
Сообщение  
Королева флуда
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 38095
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 2012 раз.
Поблагодарили: 3003 раз.
"Молчание ягнят" - вспомнилось подходящее название.

Гумус, на котором произрастают и побеждают майданы.

_________________
На майдане свободы нет!

   
  
    
 
Сообщение  
Королева флуда
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 38095
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 2012 раз.
Поблагодарили: 3003 раз.
* Мне сладко спать, мне сладко камнем быть. О этот мир, печальный и постыдный, Не знать, не чувствовать — удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить. /Микеланджело Буонаротти/

* Ужасны расстрелы под Стеной Равнодушия. /Станислав Ежи Лец/

* Рядом, в двух шагах от тебя кто-то гибнет, и мир рушится для него среди крика и мук… А ты ничего не ощущаешь. Вот ведь в чем ужас жизни… Вот почему мир так медленно движется вперед. И так быстро назад. /Эрих Мария Ремарк/

* Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. /Н.С.Лесков/

* Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. /Бруно Ясенский/

_________________
На майдане свободы нет!

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.05.2016
Сообщения: 30397
Откуда: Ватник с Урала
Благодарил (а): 1595 раз.
Поблагодарили: 3123 раз.
Россия
кроме социальной массы Майдана был еще социальный бульон Майдана, в котором варилась эта масса. Это те, кто четвертый год едят с экранов телевизоров фразу:
"Российско-террористические войска на Донбассе"
(с) Прилепин

_________________
"Мне не нравится многое в стране, потому что я - патриот. Те, которым нравится все, наверное, блядь, шпионы"

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Джина, тебя из кгайности в кгайность кидает. ))
Все приведённый тобой цитаты эт канешна замечательно. Вопрос в балансе между равнодушными и неравнодушными. Поверь мне, если в обществе не останется равнодушных, жизнь превратится в ад.. Хотя бы потому, что понятия добра и зла субъективны.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.05.2016
Сообщения: 30397
Откуда: Ватник с Урала
Благодарил (а): 1595 раз.
Поблагодарили: 3123 раз.
Россия
ничего более точного и более актуального даже на сегодняшний день о Майдане и побудительных мотивах, чем статья Прилепина 2013 года, я не читал:
:smoke
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Дайте им досмотреть сны.
Украину, конечно же, надо отпустить в Евросоюз.
Наше мистическое представление о Европе — оно необычайно, очаровательно, необъяснимо.

Украина стремится в Евросоюз с таким видом, как будто садится на огромную, комфортабельную баржу и уплывает от России прочь, через моря и океаны: прощай, немытая, прощай! Теперь тебе, проклятая, не дотянуться до нас! Проща-а-ай!

Во всём этом есть что-то детское, что-то милое, наивное, чудесное.

Вступила бы Украина в Евросоз, легла бы спать в усталом, но удовлетворённом состоянии, утром проснулась (чувствуется нежнейшее солнце сквозь ресницы), потянулась, чуть пристанывая от счастья, ти-и-ихо открывает глаза (рядом должен лежать Евросоюз — спокойный, с красивой щетиной, самоуверенный, добрый, щедрый, пахнет одеколоном) — а там, чёрт тебя подери, всё равно лежит Россия. Лошадь такая, вместе со всадником, оба пахнут, оба ржут, у обоих огромные зубы, и ещё много копыт у этого чудовища.

Как же трогательна эта религиозная вера в бумаги и союзы, в печати и постановления, в цивилизованный европейский мир, который не даст в обиду, накормит, приголубит.

Украинские студенты каких-то вещей не понимают, их бьют, это ужасно, не надо никого бить. Но взрослые люди есть на Украине? Должны же быть.

Европа стоит на пороге цивилизационного европейского кризиса: он только начался, но несколько стран уже обанкротилось, Европа погружается в пессимизм, безработицу и хаос, и даже более-менее благополучная Франция отдаёт себе отчёт, что всё идёт куда-то не туда.

Я тут читаю в блогах, как возмущённые украинские женщины пишут, что Янукович тащит Украину в «совок».

О, милые мои. Всё ещё веселее.

Мари Ле Пен (надеюсь, вы знаете это имя — женщина уж точно не менее пассионарная, чем ваша Юля, но какие-то вещи понимающая чуть лучше, чем Юля) не так давно сказала: «Евросоюз — это СССР в наихудшем его виде».

Понимаете? Даже не в обычном виде, а в наихудшем.

Но нет, вы, конечно, не понимаете.

Украина, очертя голову, стремится туда, где никакого счастья не будет, а будет что-то другое.

Пожалуй, мы ещё раз предоставим слово французскому политику Мари Ле Пен: «Евросоюз не соответствует интересам и чаяниям европейцев. У нас нет суверенитета, свободы, нам навязывают что-то из Брюсселя, к чему мы вообще никакого отношения не имеем…».

Может быть, Украина тоже хочет не иметь к себе никакого отношения? Ну, так пусть ей об этом скажут, а то она не догадывается, куда собралась.

И далее Мари Ле Пен продолжает: «Нам скормили Евросоюз как якобы единственный способ быть экономически и политически сильными в противостоянии с США, Китаем, Индией и Россией. Однако мы никогда не были слабыми как сейчас! У Франции не осталось ничего: ни своих денег, ни суверенной территории, ни возможности принимать самостоятельные экономические или политические решения. Мы на вассальном положении. Франция — не нация больше, а придаток Евросоюза и умирающего евро».

Когда Украина, надрывая душу, кричит о свободе, надо, чтоб хоть кто-нибудь объяснил, как она будет выглядеть.

Если Франция — это придаток, то на каких условиях там окажется Украина?

Евросоюз не спасёт эту чудесную страну, не даст благоденствия и покоя, но истаскает, измучает и, рано или поздно, отвернётся.

Между тем, эта Россия с её зубами, с её копытами, с её ржанием и храпом — она не денется никуда.

Обидно, неприятно, но поделать нечего.

Мой товарищ, писатель и революционер Аркадий Бабченко рвётся в Киев: за нашу и вашу свободу, в общем. Может, он уже там.

Я, когда слышу такие новости, беспомощно оглядываюсь вокруг: люди, что происходит? Что с вами происходит?

Уставшая от самой себя, прекрасная и солнечная страна Украина стремится забраться на баржу, и отправиться в вояж. Российский либерал подсаживает её, помогает ей, говорит: скорей, скорей, пока не подтянулись полки наших опричников, дивизии КГБ, колонны черносотенцев.

Нам тоже не нравится ни российская власть, ни украинская — но при чём тут это, граждане либералы?

Эта баржа уже хлебает воду, она всё равно не увезёт никакую Украину.

Утонет где-нибудь по пути, в ста метрах от берега. Обратно придётся вплавь добираться.


Жалко, что не будет Украине никакого Евросоюза.

Как было бы приятно, если б Украина вернулась через год, или там через три, сырая, босая, обескураженная, с застуженными придатками, осатаневшая от случившегося с ней — неожиданно вылезла бы на берег и как засадила российскому доброхоту (он так и стоит на берегу, машет платочком, всматривается в голубую даль) в зубы.

— Эй, ты чего? — спросил бы он, — Я же добра тебе хотел.

— А ничего, — ответила бы Украина, и пошла дальше.

Чтоб обладать подобным опытом — надо его прожить. А то так и будут украинцы видеть сон, как плывут они вокруг света, а вокруг солнце, европейские ценности, чайки, демократия, и море не солёное, а сладкое.

Дайте им досмотреть этот сон. Всё равно ведь потом просыпаться.

Нам, им, всем.

_________________
"Мне не нравится многое в стране, потому что я - патриот. Те, которым нравится все, наверное, блядь, шпионы"

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.05.2016
Сообщения: 30397
Откуда: Ватник с Урала
Благодарил (а): 1595 раз.
Поблагодарили: 3123 раз.
Россия
voleg5 писал(а):
Поверь мне, если в обществе не останется равнодушных, жизнь превратится в ад.. Хотя бы потому, что понятия добра и зла субъективны.

мне кажется, что ты путаешь понятие равнодушие и умение анализировать, выделять главное, расставлять приоритеты и сопоставлять масштаб событий, заслуживающий волнения.

_________________
"Мне не нравится многое в стране, потому что я - патриот. Те, которым нравится все, наверное, блядь, шпионы"

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 26572
Благодарил (а): 696 раз.
Поблагодарили: 826 раз.
Еще во времена первого мойдана я высказывал мысль, что как раз то самое "деление на сорта" - это сегрегация граждан Украины
по интеллектуальному признаку, подозрительно совпадающая с языковыми/дерьмовными предпочтениями.
Ну и разными системами отбора, так сказать, "лучших".

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Торк писал(а):
voleg5 писал(а):
Поверь мне, если в обществе не останется равнодушных, жизнь превратится в ад.. Хотя бы потому, что понятия добра и зла субъективны.

мне кажется, что ты путаешь понятие равнодушие и умение анализировать, выделять главное, расставлять приоритеты и сопоставлять масштаб событий, заслуживающий волнения.
крестись.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 29346
Откуда: Марьинский парк
Благодарил (а): 760 раз.
Поблагодарили: 350 раз.
Россия
Гюрза, видатний хохлофоб писал(а):
Ты вроде как из России пишешь?
Уверен, что Россия халяву предложит?:-)))
К сожалению, я в этом мало сомневаюсь. Ведь русские и украинцы - единый народ.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2014
Сообщения: 27744
Благодарил (а): 1116 раз.
Поблагодарили: 864 раз.
Новороссия
Цитата:
А. А. Прозоровский о запорожцах.

В мирное время имеют коммерцию от Сечи по Днестру чрез Очаковский лиман Черным морем купеческими, наемными у турков, кораблями в Царьград и далее на Средиземное море, отправляя туда получаемые товары из польской Украины, Малой России и из разных мест, граничащих с ними, железо, говяжье и овечье сало, полотно, хрящ, пеньку и канат. А оттоль вывозят мыло, сафьяны, мишины, хлапчатую бумагу, турецкия материи, виноградное вино, лимонной сок, деревянное масло и разную бакалею, то есть изюм, винные ягоды, лимоны, сарочинское пшено, кофе и разных родов орехи.

Збирают они с купечества не меньше половинной части против таможенных сборов под видом не яко учрежденной от них тарифы, но будто бы за перевоз войсковыми лодками или за мост на сухом пути чрез реки, а также и за безопасность в пути от их людей, которую делают они посредством отряжения к провождению идущего обоза, одного казака с войсковым перначем или булавой, а большей части с прилепленною на бумаге войсковою печатью. Сие они так точно наблюдают, что хотя бы сего конвоя кто не требовал, но они ему дают, ибо за оной должно расплатитца непременно по точности их установления.

Что касается до числа Запорожцев, то прежде всегда считалось военных людей 40.000, но вместо того весьма их было мало и действительно вооруженных и исправных. От собственного своего имущества казаков никогда бы больше конных выехать не могло, сверх остающихся у присмотру домов, как тысяч до пяти. А также и пеших казаков не более быть может, как тысячи ж четыре. Должность пехотного отправляет у них в пехоте всякой, не имеющий ремесла и пропитания и убегающий работы бродяга за заплату из казны в год двенадцати рублей жалованья и провианта.

От службы их военной, как от конных, так и пеших, в регулярном войске польза только та, что умножается счет. И в протчем помощь от них весьма мала. Но и то вид сей военных людей отправляют они во время только одной компании на несколько месяцев, а всегдашнюю службу нести без расчёту своих выгод они непривычны.

Народ сей отечеству никаких податей не платит, кроме вышеписанной службы. Пользуется такою по их прихотям вольностью и выгодами, каковых ни одна земля между устроенными державами не имеет.

Начальник у них кошевой атаман. Он по их обыкновению должен быть грамоте незнающей и зависящий от общественного выбора. Но однако ж сей выбор ныне согласием старшин пресекся.

Главная в правительстве их министерия та, что во оном обществе кто только возжелает препроводить по воле своей несколько дней своего века и записался в казаки, то хотя бы он рожден и воспитан был разумно, должен учитца суровости и невежества во всех поступках и казаться свету, что их сердца, смешанные с сущею простотою и всегдашним хмелем, ничего не устрашатца и никаким собственным интересом ни к какой повинности не привязаны, кроме доброй своей ко всякому делу воли. И тем самым начальники сего войска, обучившиеся сему ремеслу, утверждают, что ни в чем они не властны, когда к чему не преступит чернь, называемая ими товариществом, и, что принадлежит до сего их товарищества, то оное и в самой вещи наполнено невежеством и слабостью к пьянству. И по простоте своей природы без етой их старшинской внушаемой науки довольно глупа.

Всякой у них начальник за продерзость в малейшем воровстве или приметя в волокитстве за женским полом, волен того преступника лишить всего имущества в собственной свой карман, какого бы то капиталу он ни был и никому за то не ответствует. А кольми паче в волокитстве хотя б виновной и без прилики приведен был, всячески стараясь найтить истину его прегрешения, сему наказанию подвергают. О чем находящиеся при старшинах письменныя, кои генерально из Малороссийских школьников у них бывают в писарях, не пропускают времени усугублять своего попчения в надсматривании за богатыми казаками, обходя однако бедных.

Места те, которые граничат с Запорожцами никогда в желаемой порядок приведены и успокоены быть не могут. Они соседей своих устроенных порядком разоряют беспрестанно, делают набеги, отнимают близ их лежащую землю с населенными людьми. И разными оныя старшины алчностями к прибыткам приобретают из них свои интересы, как такие люди, которыя для того только и жертвуют своим состоянием сему образу гнусной жизни, чтоб, успев нажитца, выйти скорей в тот край, где единоземцы его в жизни своей чувствуют спокойство и благодействие. (В Европу, гыгы).

Говорят при том запорожския старшины, что у них в войске разного рода есть иностранныя люди и наполняют его со всех сторон. Но однако ж великого бы им труда стоило есть ли б оне во всей своей земле отыскали несколько человек прибегающих к ним иногда армян, греков и жидов. Да могут похвалиться, что чрез нынешнюю войну ниже Старого Кондака и Днепра населили село волохов. А впротчем, как сами оне старшины, так и все их казаки населившиеся суть природные российского престола, а некоторая часть есть в числе оных из польской Украины.

Род сей в правительстве их секты весьма хитр, проницателен и осторожен в рассуждении своих интересов, сопряженных с таковою вольностью, чрез которую не дают они никому во оных отчета, прилежно пекутся всячески, дабы оная не подвергнулась законам своего отечества и власть их во оных беспредельная не ограничена была порядком.

Ныне они, утвердя свои границы, самовластно ведут министерию своими просьбами об отдаче им земель по их Батыревой грамоте (коей они подлинной, как я слыхал, не имеют, а пользуются копиею, полученною Малороссийского Миргородского полку в местечке Сорочинцах от какого-то старшины), чтоб всю Елисаветградскую провинцию свесть и им отдать, а также земли от устья реки Орели по Донец до донских селений.

Прежде Запорожцы были бедны, а ныне все они богаты и подчиненные их привязаны ко всякой повинности. Где прежде у них были хутора, там ныне распространились великие селении и живут домами, имеют жен, детей, хорошее скотоводство и промыслы.

В заключение же скажу, что хотя министерия запорожских старшин велика и удачлива, однако ж и то самое неоспоримо они знают, что в случае нехотения их оставлять далее на такой ноге исполнят они это, как бы всякой верноподанной.

1770 год.

   
  
    
 
Сообщение  
Королева флуда
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 38095
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 2012 раз.
Поблагодарили: 3003 раз.
voleg5 писал(а):
Джина, тебя из кгайности в кгайность кидает. ))
Все приведённый тобой цитаты эт канешна замечательно. Вопрос в балансе между равнодушными и неравнодушными. Поверь мне, если в обществе не останется равнодушных, жизнь превратится в ад.. Хотя бы потому, что понятия добра и зла субъективны.

Волег, тогда почему ты все время обижаешься? )))
Если ты плохо различаешь добро и зло, то укрозараза вошла в тебя нешуточно.

_________________
На майдане свободы нет!

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Джина писал(а):
voleg5 писал(а):
Джина, тебя из кгайности в кгайность кидает. ))
Все приведённый тобой цитаты эт канешна замечательно. Вопрос в балансе между равнодушными и неравнодушными. Поверь мне, если в обществе не останется равнодушных, жизнь превратится в ад.. Хотя бы потому, что понятия добра и зла субъективны.

Волег, тогда почему ты все время обижаешься? )))
Если ты плохо различаешь добро и зло, то укрозараза вошла в тебя нешуточно.
а) с чего ты взяла, что я обижаюсь?
б) с чего ты взяла что я плохо различаю СВОИ понятия добра и зла?

   
  
    
 
Сообщение  
Королева флуда
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 38095
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 2012 раз.
Поблагодарили: 3003 раз.
Как у вас там с мерзавцами?
Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но не правда ли, зло называется злом
Даже там - в добром будущем вашем?

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!

_________________
На майдане свободы нет!

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.05.2016
Сообщения: 30397
Откуда: Ватник с Урала
Благодарил (а): 1595 раз.
Поблагодарили: 3123 раз.
Россия
и снова Захар и снова предсказания из прошлого, где все расставлено точно по полочкам.
+++++++++++++++++
Изображение

ну добавить вообще нечего....
:smoke
Русскоязычные граждане за антирусскую власть
Захар Прилепин побеседовал с публицистом Ефимом Гофманом

«Свободная Пресса» продолжает разговор о современной Украине. Предыдущие наши беседы вызвали несомненный резонанс, и мы не видим никаких причин закрывать эту тему.

Имеющий уши — да услышит, что главный посыл всех этих разговоров — вовсе не желание сделать больно своим соседям — чуть не написал «родне» — про «родню» нельзя, это вызывает раздражение и неприятие у части жителей Украины.

Посыл наших бесед, говорю, не желание кому-то сделать больно, а всего лишь рассказ о том, отчего больно нам. Например, мне. Или, быть может, моему собеседнику — Ефиму Гофману, оценивающему ситуацию изнутри, потому что живёт и работает он там, в стране Украина.

Ещё раз считаем нужным напомнить, что «Свободная Пресса» всегда открыта для того, чтоб услышать и опубликовать взгляды иной направленности.

Но вообще, мы были бы крайне признательны, если б кто-нибудь хоть однажды ответил хотя бы раз по существу на те вопросы, которые мы поднимаем. Отчего, к примеру, учёный Сергей Аверинцев был вынужден в своё время выступать в Киеве на английском языке, и отчего русский — по факту, а не по гражданству — режиссёр Роман Балаян считает, что жителям Украины старше сорока русский язык уже не очень нужен.

— Ефим, от вас я услышал о феномене «киевского русского оранжизма», и, признаюсь, это меня заинтересовало. Давайте чуть подробнее об этом явлении: что оно собой представляет и откуда произросло.

— Киевский русский оранжизм — это не партия, не какая-то сознательно организованная секта. Тем не менее, это мощное идеологическое поветрие, оказавшее серьёзное и, на мой взгляд, весьма пагубное влияние на общественную жизнь Киева и Украины. Ну ведь, согласитесь, Захар, нелепость какая-то получается. Толпы абсолютно русскоязычных граждан идут на Майдан и активно содействуют приходу к власти сил откровенно антирусской направленности… Я имею в виду киевские события ноября-декабря 2004 года, так называемую оранжевую революцию. Если отбросить либерально-политкорректную терминологию, то это ведь был типичный националистический переворот, когда власть взяли силы, откровенно ориентирующиеся на идеологию и систему ценностей лишь одного сегмента страны — западно-украинского, галичанского. И навязали всему населению государства свою волю.

А наши русские оранжисты в тот период сквозь пальцы смотрели на разнузданную пропаганду идей хуторянско-изоляцонистского толка. Благодушно лопали оскорбительные слова про «язык попсы и блатняка» — это так называли русский язык в своём программном предвыборном манифесте украинские литераторы, призывавшие голосовать за Ющенко: Юрий Андрухович, Александр Ирванец, Тарас Прохасько, Юрко Издрык и другие. А потом точно так же благодушно воспринимала эта русско-оранжистская среда безапелляционный слоган уже действующего президента Виктора Ющенко: «Думай по-українськи!». Ничего себе ситуация — президент указывает гражданам, населяющим страну, на каком языке они должны… думать!

— Тем не менее, русские оранжисты не на Майдане родились, а появились куда раньше, да ведь?

— Взялись они отнюдь не с Луны, да. Состоит эта среда из людей в большей или меньшей степени просвещённых — научных сотрудников и инженеров, доцентов и профессоров, писателей и режиссёров, художников и музыкантов. Большинство из них — коренные киевляне. Этнический состав среды — весьма пёстрый: наряду с русскими — евреи, поляки, армяне и даже… украинцы. А язык родной — и притом никем не навязанный, впитанный с молоком матери — у всех один. Русский. И фундамент духовной самоидентификации у этих людей также общий — русская культура. Ситуация вполне органичная, естественная. Киев ведь всегда был русскоязычным городом.

В большинстве своём все эти интеллектуалы прекрасно осознавали провинциализм киевской жизни. Но при этом реальными окнами в большой мир — на протяжении хотя бы той же самой брежневско-«застойной» эпохи — для них были: российские «толстые» журналы, фильмы Тарковского, песни Высоцкого, спектакли Таганки, концерты Рихтера. Самиздат-тамиздат их интересовал тоже отнюдь не украинский. Их, как и подобных им интеллектуалов Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Иркутска, Новосибирска, интересовал Бродский и Солженицын, «Доктор Живаго» и воспоминания Надежды Мандельштам… Да, впрочем, и не все из них тянулись к подобному подпольному чтению. Многие — боялись, и камень в них не стану бросать. Многие просто были добропорядочными советскими служащими, делали карьеру и весьма равнодушно реагировали даже на позорные явления, имевшие место совсем рядом, под боком: будь то арест кинорежиссёра Сергея Параджанова, травля композитора Валентина Сильвестрова, выталкивание из страны писателя Виктора Некрасова.
Да и, что касается антисоветски ориентированной части киевской среды, учтём, что некоторые её представители, сочувствовавшие украинской национальной идее, были каплей в море. Большинство же, разумеется, сочувствовало трудностям и обидам украиноязычного населения, но рассматривало их в одном пакете с другими ограничениями прав и свобод. Никакой личной вины перед украинцами эти люди не ощущали. И не имели.

Есть основания развенчать один миф, характерный для нынешней националистическо-оранжевой среды. Сейчас любят много говорить о том, как Москва всё запрещала, как имперский Центр не давал жить бедненькому-несчастненькому населению Украины. А между тем на деле всё было не так просто. Имела место, как пел Высоцкий по другому поводу, «поддержка и энтузиазм миллионов». Множество сугубо местных украинских начальников и начальничков проводило в жизнь директивы из Центра с удвоенным рвением. По крайней мере, ретроградное запретительство в области культуры на Украине было гораздо круче, чем в России. В полном соответствии с расхожим афоризмом: если в России ногти стригут, то на Украине пальцы рубят… Между прочим, ходил тогда по Киеву такой устный шутейный апокриф. Будто бы очередной назначенный директор киевской филармонии начал свою деятельность с заявления: «Щоб ніяких Шніток в програмі не було!» (по-русски: «Чтоб никаких Шниток в программе не было!»). Апокриф — апокрифом, но характерно, что собирательный образ запретителя рисовался русскоязычно-киевскому «коллективному бессознательному» не в виде таинственного пришельца с далёкой планеты Лубянка, но в виде сугубо местного, угрюмого и хитрого мужичка, разговаривающего «українською мовою».

— И с чего тогда людям, воспитанным, так или иначе, в поле русской культуры, становиться такими ярыми патриотами Украины?

— Я вижу несколько причин. Во-первых, контингент киевлян к рубежу 80−90-х сильно изменился. Многие даровитые люди всё время стремились из Киева вырваться в Москву, в Ленинград. По тем же причинам, упомянутым выше: больше у нас было ретроградного запретительства.

К тому же, в 70-е годы была еврейская эмиграция. На самом деле, не только еврейская. К евреям тогда примыкало много родственников-неевреев, стремившихся выехать на Запад. Освободившееся пространство заполнилось совсем иными людьми. Да, разумеется, освободилось оно не только в Киеве, но и в Харькове, и в Донецке, и в Днепропетровске. Но какой смысл был энергичным, амбициозным карьеристам стремиться в города, не имевшие столичного статуса? Вот и ехали эти выходцы из провинциальной Галичины и из восточно-украинских сёл в Киев. Многие коренные киевляне, вынужденные контактировать с ними хотя бы по работе, постепенно начали подстраиваться под их образ мыслей, их систему ценностей.

Во-вторых, имелась проблема Чернобыля. Здесь я поубавлю сарказма. Тревоги по поводу киевской экологической ситуации имели, да и сейчас имеют серьёзные основания. Понятно, что многие киевляне тогда, в конце 80-х, пребывали в паническом состоянии. Вот и ухватились за спасительную зацепку в виде такой антиимперской идеи: все беды — от чрезмерного диктата Политбюро и КГБ; если разрушить империю, то этот диктат сойдёт на нет, соответственно, и вопросы экологии будут решаться по-человечески. Надо сказать, что теперь, когда мы уже знаем, что представляет из себя новая, неимперская суверенная власть Украины, видеть в ней надёжную защиту от техногенных катастроф — наивно. Это касается всех властей, менявшихся за годы суверенитета — и «оранжевых», и «неоранжевых»…

И — самое главное, в-третьих. Глобальное, общемировое идейное поветрие: установка на либерализм.

— Имеющее такое же отношение к вам, как и к нам.

— Да, именно так. Здесь ведь вот в чём вся штука…

Я помню ещё времена, когда под понятием «либерализм» в среде интеллигенции подразумевалось не то, что сейчас. Речь шла о соблюдении прав человека, о свободе как важнейшей общечеловеческой ценности, о плюрализме, толерантности… Неслучайно ведь прилагательное «либеральный» в быту ассоциируется с проявлениями мягкости, терпимости.

А нынешние либерально-тусовочные умонастроения — совсем другие. Из всей совокупности прав человека вычленяется одно-единственное, расцениваемое в качестве главного: право на частную собственность и её неприкосновенность. Гарантией его соблюдения является стабильный режим рыночной экономики.

Что же до остальных прав, то — весьма интересная складывается ситуация. Новоявленные либералы ненавидят всё, что отдаёт «совком», настроены на волну тотального антикоммунизма. А вот логически-понятийный аппарат этих людей работает в режиме… так называемого марксистского образа мыслей, который они так яростно отвергают. На самом деле — не марксистского, если иметь в виду подлинный марксизм. Весь вопрос в том, что они мыслят в духе упрощённых схем из советско-вузовского казарменного курса общественных дисциплин. Они полагают, что есть базис — рыночная экономика, а есть надстройка — всё остальное. Если будет установлен стабильный рынок, то остальные свободы-права автоматически придут в действие.

Совершенно понятно, что Соединённые Штаты Америки для нынешних русскоязычно-украинских либералов — неукоснительный ориентир. Показательно, что ни провальные результаты российского ельцинско-гайдаровского эксперимента 90-х годов, ни судьбы многих стран «третьего мира», уже веками пребывающих в ситуации «дикого капитализма», нисколько не отрезвили русских оранжистов. К сомнениям эта среда не склонна. Самостоятельное мышление в среде русских оранжистов не является престижным…

Ну вот, казалось бы: тот же интернет сейчас даёт возможность доступа к разнообразным информационным источникам. Столько новых точек зрения появилось, ставящих под вопрос систему представлений рубежа 80−90-х годов. Оранжистам же это всё — по барабану! Они предпочитают держаться за прежние догмы, искусственно взвинчивая и самих себя, и друг друга.

Возвращаясь же к Америке, то её внешнеполитический курс для оранжистов также является вопросом, не подлежащим обсуждению. Равняйсь — смирно! Отсюда вытекает и их априорное недовольство Россией, и их априорная лояльность по отношению к «украинской идее».

— Это всё очевидно. А некоторые меркантильные соображения — они имеют место быть? Кто-то, условно говоря, хочет быть главным украинским писателем в Европе, получает немецкие гранты, и ведёт себя соответственно. Кто-то, быть может, причастен к работе американских или проамериканских организаций, дающих гранты?

— Отчасти — да. Но лишь отчасти.

Есть, конечно, в этой среде и люди, имеющие меркантильный интерес. Есть люди, имеющие близких родственников в США и подчиняющие свои идейные установки этому определяющему жизненному обстоятельству.

Тем не менее, в среде киевских русских оранжистов вполне хватает бескорыстных фанатиков. Не преследующих никаких личных выгод, не относящихся к категории преуспевающих. И при этом в 2004 году проявивших готовность не только энтузиастически бегать на Майдан, но и вкладывать в него свои достаточно скудные материальные сбережения. И, что самое главное, полностью смирившихся, принявших как норму процесс дискриминации своего родного русского языка, своей родной русской культуры. На Украине этот процесс имеет место уже более двух десятков лет, но при правлении Виктора Ющенко антирусская пропагандистская вакханалия достигла своего апогея.

В городе Киеве на сегодняшний день — считанное количество русских школ. Перекрыты возможности получения высшего образования на русском языке. То есть — возможности духовной, профессиональной, творческой реализации значительной части населения. А киевские оранжисты, в быту изъясняющиеся исключительно по-русски и на украинский переходить не собирающиеся — Александр Чаленко верно подметил и прокомментировал это обстоятельство в беседе с вами — смотрят на подобные вещи с каким-то поразительным олимпийским спокойствием.

Взять хотя бы прошлогоднее выступление известного киевского кинорежиссёра Романа Балаяна в одной из киевских газет…

— И один из моих любимейших режиссёров, надо сказать. Я смотрел все его фильмы, начиная с «Бирюка», и половина из них шедевры. Снимает он их, как я понимаю, по-прежнему на «Мосфильме».

— Да, человек ставит свои фильмы исключительно в Москве, на «Мосфильме», работает с известнейшими российскими актёрами, экранизирует русскую классику. А в интервью заявляет, что потребность в русском языке испытывают на Украине лишь люди старше 40 лет, которые «не могут прочесть инструкции к лекарствам, к налоговым платёжкам, счета коммунальных услуг»…

— Просто прелесть. Роман Гургенович, это прелестно. Зачем тогда его фильмы на русском языке? Надо было заставить Янковского в финальной картине Балаяна говорить на украинском…

— А Балаян продублировал этот фильм «Райские птицы» на украинский и на киевской премьере так и показывал… Впрочем, это ещё цветочки, бывают ситуации и покруче. Любопытная история у нас была с заседанием Клуба творческой интеллигенции, состоявшемся ещё в 1997 году. Замечательный человек, правозащитник и политолог Владимир Малинкович пытался вместе с группой единомышленников создать этот Клуб именно как очаг здоровой — не торчащей на национализме! — общественной и культурной жизни. Для учредительного заседания Клубу предоставили актовый зал академического Института математики. Зал был забит до отказа. На местах сидели сплошные умники-очкарики! Но когда члены Клуба заговорили о наболевшем — в тот момент власть Кучмы как раз и ввела драконовское законодательство, препятствующее возможностям образования на русском языке — выяснилось, что аудиторию зала это нисколько не колышет. Более того, имели место две провокационные «домашние заготовки». Некий ангажированный журналист горделиво заявил из зала, что, хотя он — человек русскоязычный, во всех социологических опросах, тем не менее, сознательно пишет, что его родной язык — украинский. То есть — лжёт! А затем на трибуну вышел подросток и ледяным самоуверенным тоном сообщил аудитории, что ему, дескать, безразлично, в какой школе учиться — русской или украинской, поскольку он готов идти навстречу интересам… руководства страны. И всё это происходило при дружном молчании аудитории. Зато после заседания аудитория подала голос и обрушилась со шквалом обвинений в экстремизме по адресу… Малинковича и его единомышленников.

Иными словами, Клуб киевские оранжисты не приняли. Но одновременно они принимают принципы культурной жизни, со стороны способные показаться едва ли не курьёзом. Взять хотя бы состоявшееся в том же 1997 году сенсационное выступление Сергея Аверинцева в Киево-Могилянской академии на английском языке. Академия эта имеет в Киеве такой же престижный статус, как в Москве, скажем, РГГУ. Но порядочки там весёлые. Студенты имеют даже право настучать руководству вуза на преподавателя, произнесшего пару русских слов… в туалете. Тем не менее, для поддержки престижа Академии тогдашний её ректор Вячеслав Брюховецкий решил присвоить звание почётного профессора крупному русскому мыслителю. Но вот ведь какая нестыковка получается: выступать по-русски в стенах Академии нельзя, а Аверинцеву надо произнести инаугурационную речь. Выход с английским языком подсказала группа поддержки Брюховецкого — руководители издательства «Дух і Літера» Леонид Финберг и Константин Сигов. В восторге от такого решения были не только они сами, но и благодарная русско-оранжистская аудитория. В этой ситуации она сделала для себя вполне определённые выводы: вот что значит поступок настоящего русского интеллигента, испытывающего чувство вины перед несчастной, многострадальной украинской нацией!

— Почему в Киеве имеет место установка на столь радикальную украинизацию образования? Коренные киевляне не владеют украинским языком?

— Да в том-то и дело, что владеют. При советской власти все учащиеся киевских русских школ в обязательном порядке со второго по десятый класс изучали предмет «украинский язык и литература». Я как раз в школе учился в 70-е годы, об освобождении от украинского тогда даже вопрос не ставился. Освобождали только детей военнослужащих. Но никаких эмоций — положительных или отрицательных — мы в классе по этому поводу не испытывали.

— Может, вы, Ефим, украинский изучали без особого рвения?

— Что ж, я и к математике особого рвения не испытывал! И к черчению. Да, откровенно признаюсь, что к предметам «русская литература» и «история» интерес у меня был гораздо больший. Но враждебности к предмету «украинский язык» ни у меня, ни у самых разных моих одноклассников совершенно не было.

Да и вообще для Киева это — надуманная проблема. Сколько помню своё детство, местное телевидение и радио было украиноязычным. Почти во всех семьях выписывали ежедневную газету «Вечірній Київ». Потешались, конечно же, над низким, бульварно-склочным уровнем её публикаций. Но украинский язык здесь ни при чём.

Что же касается самого меня, то я вполне могу поддерживать бытовую и светскую беседу на украинском. Другой вопрос, что, если раньше из вежливости к украиноязычному собеседнику мог перейти на его родной язык, то теперь, когда нам украинский навязывают, принципиально это делать перестал. Совершенно здоровая ситуация для нашего киевского социума, когда один человек говорит по-русски, другой — по-украински. И все друг друга понимают.

Что же до обучения в школе, то — вполне достаточно было того объёма знания украинского, который мы в киевских школах получали. Да, конечно же, идиотизмом было то, что в вузах на украинском языке тогда обучения не было. Для приезжавших, к примеру, из села и желавших получать образование эта ситуация сильно усложняла жизнь. Но теперь, после советской власти, когда можно было просто установить равенство возможностей для украиноязычных и русскоязычных студентов, националисты предпочли мстить. А мстить — это всегда низко! К тому же мстят они с перехлёстом: если при «совке» в вузах не было украинского, а в школах — был, то теперь русский вытеснили и из школ.

— Но сейчас, насколько я помню, при власти у вас не оранжевые, а Янукович. Как ваши пресловутые киевские русские оранжисты поживают? Сколь бы не были они преисполнены энтузиазмом, но, думается, конформистов и в их среде достаточно.

— Разумеется, немало конформистов. Но в том-то и весь фокус — если я ошибаюсь, охотно готов прислушаться к вашим, Захар, контр-доводам — конформизм в наше время несколько отличается от советского. Это раньше было престижно колебаться вместе с линией партии, как говорилось в старом анекдоте. Сейчас создаётся ощущение, что идейные установки влиятельных тусовок для либерально-конформистского сознания важнее установок власти. А влиятельные тусовки у нас по-прежнему — оранжевые, националистические.

— О, да. Всё именно так. К сожалению. И у нас тоже. Только «националистов» у нас среди либералов фактически нет. В остальном — ситуация идентичная.

— В руках у них — а не у власти! — ведущие электронные украинские СМИ: и телевидение, и радио. И большинство украинских газет. И ряд заметных проектов, по-прежнему задающих тон в атмосфере киевской жизни. Будь то уже упомянутое выше издательство «Дух і Літера». Или организация «Полит.Ua» — украинское отделение «Полит.Ру» — приглашающая для своих выступлений либо всё тех же здешних националистов, либо ангажированно-либеральных — только таких! — аналитиков из Москвы. Или ежегодно проходящий в Киеве международный кинофестиваль «Молодость», демонстративно присудивший в 2010 году Гран-при нашумевшему разнузданно-русофобскому фильму Сергея Лозницы «Счастье моё».А генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи тогда «раскручивал» Лозницу и его фильм с каким-то особенно упорным, энергичным вызовом — неизвестно кому и чему…

— Тут не соглашусь, наверное, потому что фильм мне кажется стоящим и сделанным умело, но не будем спорить.

— Так вот, возвращаясь к среде киевских оранжистов, чувствуется, что настроения её нисколечко не поколебались. Ещё в 2009 году мы со Станиславом Минаковым, работая над программной работой о киевском русском оранжизме, склонялись к предположению, что в обозримом будущем, скорее всего, изменится лишь фамилия в оранжистских предвыборных речёвках: было «Ю-щен-ко!», станет «Я-це-нюк!». И действительно — стало. Но и другая фамилия встроилась в тот же ритм: «Тяг-ны-бок!».

Абсолютно солидарен с теми оценками партии «Свобода» и позиции её лидера Олега Тягныбока, которые дают в беседах с вами Виктор Шапинов и Андрей Манчук. Радикальная сила ксенофобской направленности — антирусской, антисемитской — и добавлять тут нечего. Успех «Свободы» на парламентских выборах 2012 года — явление чрезвычайно опасное. Но особенно ужасает, разумеется, то обстоятельство, что по Киеву эта партия тогда получила 17 процентов голосов. То есть — третье место!

И показательно, что публика, отдавшая в нашем городе такое количество голосов «Свободе» — это не только малообразованные, недалёкие куркули, как их характеризует Манчук. Иные националистически настроенные киевляне сельского происхождения даже, совсем наоборот, говорили прошлогодней осенью: за «Свободу» мы голосовать не будем, это — не наши, это галичане! А среди голосовавших за «Свободу» в Киеве немало было всё тех же… русских оранжистов.

Набросаю любопытства ради несколько блиц-портретов людей, открыто говоривших в частных беседах, что голосуют за «Свободу». Почтенный профессор-искусствовед, специалист по авангарду начала ХХ века с лучезарной улыбкой и тихим голосом. Элегантная светская львица, поклонница Ахмадулиной, с характерными ахмадулинскими подвываниями читающая на разных посиделках стихи самой Беллы Ахатовны и свои стилизации под неё. Респектабельный программист еврейского происхождения, работающий — и, соответственно, сидящий одной ногой — в Америке, но сохранивший украинское гражданство…

— Ха, это занятно. И какие же резоны у всех них, когда они голосуют?

— Аргументы выдвигаются разные. Кто-то из этих людей просто толкает пламенные речи о своей нелюбви к Януковичу и Путину и в пику им поддерживает таких радикалов. Кто-то говорит о том, что «Свобода» — наименее коррумпированная из оранжевых сил. А кто-то предаётся хитроумным математическим подсчётам: если я проголосовал бы за «Батькивщину» или «УДАР», то увеличил бы присутствие оранжевых сил в парламенте всего на один голос, а вот если я голосую за «Свободу», то увеличу на целых 5 процентов. Раньше ведь «Свобода» пятипроцентный барьер не проходила. А вот теперь не просто прошла, но набрала гораздо больше, чем 5 процентов!

— Киев и киевлян мы с вами рассмотрели и в историческом, и в психологическом разрезе, предлагаю взять проблему несколько шире. Александр Чаленко в нашей с ним беседе утверждает, что украинцев как нации не существует. По-моему, чрезмерно радикально сформулировано.

— Вообще-то я не этнограф и не историк. Потому не смею выдвигать какие-либо серьёзные умозаключения. Впрочем, Чаленко ведь тоже — не учёный, он журналист. Да, конечно, определённый радикализм в формулировках Чаленко присутствует. Но это — радикализм, на мой взгляд, плодотворный. Цель Чаленко, как я её понимаю, не в том, чтобы вынести уничижительный вердикт. А в том, чтобы немножечко растормошить общественное сознание. Он как бы говорит: проснитесь, господа хорошие! Чтобы уйти от этого цепляния за догмы, за готовые клише, из которых смысл давно улетучился.

Распадётся или не распадётся Украина — я, в отличие от Чаленко, судить не берусь. А вот с его идеей, что украинский национализм — это восстание Села против Города, склонен согласиться. Я тоже думаю, что отсутствие серьёзного слоя аристократии, а затем — интеллигенции, пагубно сказалось на развитии украинской культуры. Какие бы талантливые явления в ней не случались, они, в отличие от российской ситуации, не имеют пока шансов стать самодостаточными и влиятельными событиями мирового уровня. Для этого нужна соответствующая мощная атмосфера внутри украинского общества, а её нет. Потому что нет социальной среды, создающей такую атмосферу. Формирование подобной среды — дело будущего. Но только формирование это не может происходить ни путём изоляции, ни — тем более — путём зажима и вытеснения с территории страны других, развитых культурных традиций. Ничего плодотворного из этого не получится!

— Ситуация в плане отношений с Россией будет только ухудшаться в ближайшее время? Шансы есть на то, что русский язык и Россию как таковую — не нынешнюю, а Россию вообще — перестанут воспринимать, как ад по соседству?

— Амбиций пророка не имею. Потому не стану выдвигать какие-либо прогнозы.

Да и, честно говоря, не считаю, что вообще такие прогнозы целесообразны. Тем более — прогнозы-страшилки. По моему мнению, нужно другое: трезво оценивать ситуацию и посильно содействовать тому, чтобы каких-то ужасающих вещей не допустить.

По сути, общий политический расклад на Украине с 2004 года никак не изменился. Полстраны — за националистов, полстраны — резко против. А значит: эти вторые полстраны отнюдь не воспринимают Россию как, по вашему выражению, ад по соседству. Учтём, к тому же, что в состав этой половины входит значительная часть населения Харькова, Донецка, Луганска, Симферополя. Между прочим, в Харькове на сегодняшний день — гораздо больше настоящей интеллигенции, чем в Киеве. И научной, и творческой. Даже в Донецке, из которого оранжисты создают какое-то неадекватное пугало, есть прекрасная интеллигенция.

А Киев ведь, хотя и имеет формальный статус столицы, на самом деле очень мещанский город. Мы с Минаковым неслучайно обратили внимание в своей статье, что такой мещанский дух царил в Киеве и в прежние, самые разные исторические периоды. Неслучайно в Киеве нашло для себя благодатную почву и черносотенное движение столетней давности: кстати говоря, позорная круглая дата, связанная с делом Бейлиса — как раз в нынешнем году! И позднесоветские преследования инакомыслящих в Киеве были гораздо суровее, чем в Москве и Питере. Вот и сейчас задают здесь тон мещанские силы, прикрывающиеся псевдоинтеллектуальной одёжкой.

Что же до широких масс украиноязычного населения, то, мне кажется, они бы отнюдь не воспринимали Россию как врага, если бы такие настроения не внедряли влиятельные националистические политики и идеологи. А они внедряют. И — провоцируют.

С той же «Свободой» и Тягныбоком ситуация ведь вот ещё в чём показательна. В мае этого года ряду известных людей Украины — в том числе, замечательному режиссёру-мультипликатору, ветерану кинематографа Давиду Яновичу Черкасскому — пришли по почте подмётные письма с антисемитскими оскорблениями. Затрагиваю эту историю, поскольку в интернете о ней была информация. «Свобода» сразу отмежевалась: это не мы! Да, безусловно, верю, что не «Свобода». Скорее всего, эту гадость устроили беспартийные и вольноопределяющиеся энтузиасты снизу. Но устроили такое, поскольку на примере статуса «Свободы» поняли, что в нашем обществе это допустимо. Вот что является проблемой! Как писал в своих стихах наш с вами, Захар, общий знакомый Дмитрий Быков: «Можно сделать дырку в моем боку,

Можно выжать меня, как губку,

Можно сжечь меня, истолочь в муку,

Провернуть меня в мясорубку,

Из любого дома погнать взашей,

Затоптать, переврать безбожно —

Но и это будет едва ль страшней,

Чем сознанье, что это МОЖНО".

Очень хотелось бы, чтобы российская просвещённая и творческая среда проявляла к нашим проблемам больше чуткости. Не демонстрировала, как это делают часто в «Новой газете» и на «Эхе Москвы», неточную картинку: Украина — луч света в тёмном царстве. Не слушала избирательно голоса лишь тех сил, которые гладят по шерсти либеральное, тусовочное сознание.

По сути дела, силы на Украине, не желающие разобраться в том, что реально происходит в России, и такие же разные российские силы, не желающие разобраться в том, что у нас — зеркальные отражения друг друга. Полагаю, что немалый вклад в изменение ситуации мог бы внести режим глубокого, содержательного диалога по-настоящему совестливых и думающих людей России и Украины. Такого диалога, который строился бы не на взаимных поношениях или дифирамбах, но на понимании, что проблемы обеих стран — наша общая боль.

_________________
"Мне не нравится многое в стране, потому что я - патриот. Те, которым нравится все, наверное, блядь, шпионы"

   
  
    
 
Сообщение  
Старейшина

Регистрация: 01.03.2015
Сообщения: 3450
Откуда: Moscow City
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 170 раз.
Россия
Муравьедъ писал(а):
Цитата:
Предание гласит, что белого орла, который стал затем гербом польского государства, увидел легендарный Лех — прародитель польского народа. Старый Лех увидел орла, сидящего на ветви дерева на фоне вечернего красного неба, под закатными лучами солнца, уходящего за горизонт. В том месте, где это случилось, Лех основал город и назвал его Гнезно (Gniezno), потому что орёл на том дереве свил своё гнездо. Любопытно, что символ поляков (западных славян) имеет отношение именно к западному (закатному) небу.

Однако некоторые польские историки не согласны с этой версией, ведь для того, чтобы простому орлу оказаться на государственном гербе, мало попасться на глаза прародителю. К тому же, официально, герб появился только в XIII веке, спустя несколько столетий после легендарного события.

Поначалу орел был личным знаком Пшемысла II, коронованного в 1295 году. Спустя почти столетие он становится общегосударственным символом. К тому времени немецкие феодалы подчинили себе польское Западное Поморье, а в Восточной Пруссии укрепились крестоносцы. Положение становилось опасным и в Польше зрели идеи сплочения для борьбы с немецкой угрозой.

Символом Германской империи был двуглавый чёрный орёл. Но польский орёл являлся противовесом немецкому; белый цвет выше чёрного, это цвет чистоты и благородства, он противопоставлялся символу мрака и смерти.
А красное поле щита говорило не только о священном праве на независимость, но и призывало к борьбе.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8
Впервые встречаю упоминание о черном двуглавом орле. Черный орел - герб австрийской династии Габсбургов. Но он, кажется, одноглавый, точно не помню. Ничего не перепутали? Впрочем, все может быть, возможно, это герб и Гогенцоллернов, правящей династии Германии, кайзера потом выслали в Голландию, Германия стала Веймарской республикой, возможно, тогда и поменяли на одноглавого.
Я не силен в геральдике и не очень ей интересуюсь.
В Австрии герб не поменяли, только присобачили в когти орла серп и молот (да-да), таким он является и сейчас.

_________________
Take it easy

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 03.12.2014
Сообщения: 27744
Благодарил (а): 1116 раз.
Поблагодарили: 864 раз.
Новороссия
Герб СРИ именно двуглавый черный орел на золотом фоне.

   
  
    
 
Сообщение  
Старейшина

Регистрация: 01.03.2015
Сообщения: 3450
Откуда: Moscow City
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 170 раз.
Россия
Онаним писал(а):
Герб СРИ именно двуглавый черный орел на золотом фоне.
СРИ - не Германия.
Если искать историческую аналогию. то это ЕС в те времена.
Кстати, официальная высшая награда ЕС - орден Карла Великого, одного из императоров СРИ, присуждается каждый год в ААХЕНЕ - столице СРИ.

_________________
Take it easy

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 11186
Откуда: СССР
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 537 раз.
Россия
Мое скромное мнение: причина всех майданов - низкий уровень жизни населения. Нищий человек перестает быть аморфным, и становится отличной ведомой силой. Организаторы -жаждущие власти (политической, финансовой, психологическоы). Именно поэтому атаку на Путина начали санкциями в надежде на падение уровня жизни, подготовив навальных и прочую хуету в качестве авангарда. Но экономика выстояла, а навальныши -не сумели сдвинуть электоральный массив на свою половину. Упади экономика -болотная могла разлиться на всю страну. Все эти бредни про селюковщину и западенщину, как двигатель майдана -глупость. Пока не сгорел жир ссср, укра не думала майданить.

_________________
Изображение

   
  
    
 [ Сообщений: 457 ]  Стрaница Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 23  След.




[ Time : 0.137s | 18 Queries | GZIP : Off ]