КАК РЕШАЕТСЯ ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ В РФ - СОЗДАНИЕ ЗЕМСНАРЯДОВ
Каждый год в РФ происходят разливы рек с затоплениями городов, поселков, СНТ и т.д. И для ликвидации последствий разливов тратятся огромные средства и при этом вдруг выясняется, что некогда судоходные реки стали мелководными и не судоходны, а морские и речные порты и подходы к ним требуют срочных ремонтных дноуглубительных работ.
Одной из причин этого явления явилась возможность естественным природным процессам заровнять фарватеры рек.
Оказывается, что с развалом СССР появилась возможность "распилить" весь флот судов углубляющих русла рек, не восполнять состав земснарядов и если в СССР действовало 300 земснарядов, сейчас осталось гораздо меньше и для их производства строились специализированные заводы – так в 1950 году Министерством электростанций СССР был построен специализированный завод в Ярославской области, который занимался производством земснарядов и другого гидротехнического оборудования для гидротехнического строительства.
За время работы предприятия им было выпущено более 1200 земснарядов различных модификаций, которые успешно работали на всех крупнейшие советских стройках, от Балтики до Дальнего Востока, а надёжность техники хвалили не только в России, но и в близлежащем зарубежье на Украине, Беларуси, Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Египте, Иране, Ираке и в других странах. К 2020году «эффективными менеджерами» предприятие было обанкрочено и ликвидировано, а его территория и заводские цеха постепенно распиливаются на черный металл, видимо, в счет его основного долга перед сотрудниками и заказчиками
Проблема современной РФ — всё же преобладание советского парка- машины надёжные, рабочие и вполне на ходу. Но в век технологий им всё же не хватает автоматизированной и прочей технической начинки. Например в таганрогском порту пытаются модернизировать земснаряд выпуска 1932года.
Зарубежные коллеги уже давно применяют на своих земснарядах самые современные технологии: спутниковую навигацию для позиционирования, комплексы датчиков для определения положения грунтозаборного устройства, системы удалённого контроля — всё это позволяет автоматизировать процессы, производить мониторинг, а главное, выполнять работы более точно и быстро. В России, учитывая средний возраст отечественного технического флота, смело можно предположить, что если земснаряды и были когда-то оборудованы системами автоматизации, то они уже либо морально устарели, либо пришли в негодность,
Нельзя сказать, что ничего не делается для решения вопроса:
В ноябре 2015 года в Рыбинске спустили на воду морской фрезерный рефулёрный земснаряд «Гидромех 4000 Dm». Это был оборонный заказ для каспийской флотилии. Производительность при работе на глубине до 16 м и при дальности рефулирования не менее 2,2 км составляет не менее 4000 м3/час. Для обеспечения манёвренности и выполнения коротких переходов в районе дноуглубительных работ судно оснастили пропульсивной установкой в виде двух винторулевых колонок (ВРК) с винтами в кольцевых насадках с гидравлическим приводом мощностью 90 кВт каждый. Судно максимально автоматизировано, благодаря чему всеми его системами может управлять один человек из рубки. Машина по классу соответствует агрегатам, изготавливаемым в Голландии»
В период с 2019 по 2022 год было завершено строительство 25 ед. флота, в том числе четырех земснарядов, шести ед. обстановочного флота, 14 промерных судов и одного экологического судна для Байкала.
Что касается обновления дноуглубительного флота, то в 2022 году для Канала им. Москвы был сдан многочерпаковые земснаряд «Леонид Быков», а для Ленского бассейна был построен несамоходный землесос «Владимир Панченко». На базе земснаряда «Владимир Панченко» была спроектирована серия несамоходных землесосов проекта 4395 (разработчик – РЦПКБ «Стапель). «Построено уже 3 ед. При этом в постройке находятся еще четыре аналогичных судна. Два судна строятся в Городце, одно — по субподряду строит «Порт Коломна», еще одно — Хабаровский судостроительный завод, входящий в ОСК.
Астраханская верфь ОСК построит шесть судов серии по заказу ГТЛК Головной земснаряд проекта 93.159А в серии из шести судов заложен 18 апреля 2024 года на производственной площадке АСПО Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). «Южный центр продолжает масштабный проект по обновлению технического флота. На заводе «Лотос» завершаются ходовые испытания земснаряда с фрезерным рыхлителем, и в ближайшее время судно будет передано в эксплуатацию
22 мая 2024, Судостроительный комплекс «Р-Флот» в поселке Окский Нижегородской области спустил на воду земснаряд проекта 2040. Заказчик - Государственная транспортная лизинговая корпорация (ГТЛК). Эксплуатироваться земснаряд будет в Самарской области. Судно построено в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Многофункциональный землесосный снаряд проекта 2040 имеет осадку 0,6 метров и водоизмещение в 24,8 тонн при габаритных размерах 15,6 метров на 5,3 метра вместе с понтонами и предназначен для разработки грунтов I-IV групп, а также для проведения профилактических и дноуглубительных работ на реках, каналах, прудах, водохранилищах и озерах, очистки водоемов от укоренившейся растительности, добычи ила, реконструкции и укрепления береговой линии, строительства мостов и других работ на берегу и в прибрежной зоне. Благодаря своим габаритам земснаряд легко транспортировать с места на место по дорогам общего пользования на стандартном трейлере как единое целое, поэтому по прибытии на место работ не тратится время на сборку. Земснаряд может самостоятельно входить в воду и выходить из нее без помощи крана или буксиров. Основным преимуществом данного земснаряда является возможность выполнения крупномасштабных проектов по дноуглублению на мелководье, которые требуют большого объема дноуглубительных работ. Земснаряд проекта 2040 также подходит для предотвращения наводнений и ликвидации ущерба, вызванного наводнениями. Этот многофункциональный земснаряд можно задействовать для предотвращения наводнений, очистки городских каналов, удаления растительности и мусора, загрязненных отложений.
Основных предназначения земснаряда два:
- Углубление дна водоема – скажем глубина судоходной части под Крымским мостом – 10м, а в остальных зонах- 3м В 2023 году по поручению президента РФ на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) был выполнен беспрецедентный объем работ по дноуглублению: 18 земснарядами было разработано порядка 10 млн куб. м донного грунта. За счет этого на всем протяжении ВКМСК было обеспечено безопасное плавание для судов с осадкой до 4,5 м. По расчетам в 2024г потребуется дноуглубление в объеме 4 млн куб. м при сохранении достигнутых габаритов канала и отдельных участков с односторонним движением судов. Для этого необходимо 10 земснарядов.
- Добыча строительных материалов, таких как песок и щебень -
«Земснарядом получается быстро и эффективно добыть самый качественный песок и ПГС. Другими способами гостовское сырьё достать не удаётся. Что же касается сухоройного способа, он недорогой, но малоэффективный — добыча на большую глубину невозможна. Согласно требованиям ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3)», содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, глины в комках не должно превышать определённых нормативными документами значений. Песок, добытый сухоройным (экскаваторным) способом (когда песок залегает выше уровня подземных вод), часто не соответствует требованиям, и приходится подключать дополнительное оборудование для грохочения и промывки, чтобы провести отмывку (от глины, камней, ила и пыли), разделение на фракции и обогащение. Естественно, это дополнительные временные и финансовые затраты.
_________________ Игорь: я за Путина. Всегда это говорил. Просто считал себя недостойным за него голосовать. Попрошу занести это в протокол
|