Беспилотный бум в России 2


 [ Сообщений: 609 ]  Стрaница Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 31  След.
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Летящей наводкой: российская армия заказала беспилотные огнеметчики

Новая система позволит наносить по противнику удары термобарическими и зажигательными бомбами

Изображение[/quote]

В российской армии появятся дроны-огнеметчики. Минобороны согласовало тактико-технические требования к новым системам вооружения для войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. В частности, в перечень новинок попали беспилотные огнеметные системы. Они будут выполнены на базе небольших летательных аппаратов либо квадрокоптеров. БПЛА смогут поражать противника с помощью компактных термобарических или зажигательных зарядов. Эксперты отмечают, что такие системы вооружения станут особо опасными в условиях городского боя, а также при уничтожении укреплений противника. Они помогут сохранить жизни мирных жителей и солдат в уличных боях.

Огнем и «Шмелем»

В составе комплекса предусматривается несколько типов беспилотных летательных аппаратов — как построенных по традиционной схеме, так и мультикоптеров. Главная задача дронов — уничтожение противника термобарическими или зажигательными боеприпасами, которые они будут сбрасывать сверху.

Начальник войск РХБЗ генерал-лейтенант Игорь Кириллов уже сообщал, что ведутся работы по созданию нового огнеметного комплекта на базе беспилотника с боеприпасами различного назначения. Его оснастят современным круглосуточным прицельным инструментом, что позволит значительно повысить боевые возможности огнеметных подразделений.

У частей РХБЗ есть системы вооружения для решения любых задач. Среди них — ручные реактивные огнеметы «Шмель» и тяжелые огнеметные системы «Буратино», «Солнцепек» и «Тосочка». Но с появлением огнеметных беспилотников войска РХБЗ получат полный спектр вооружения, рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский.

— Беспилотники позволят быстро уничтожать цели в городской застройке, а также спрятанные в складках рельефа или находящиеся в инженерных сооружениях, — объяснил эксперт. — Они нужны, чтобы поражать важные объекты в тактическом тылу противника — например, склады боеприпасов и горючего, узлы связи и небронированную технику, на которой базируются командные пункты.

Точные удары зажигательными и термобарическими припасами позволят минимизировать сопутствующий ущерб в ходе боевых действий, отметил он.

— Такие беспилотники будут незаменимы в уличных боях, — заключил Виктор Мураховский. — Они позволят избежать разрушения построек, не относящихся к военной инфраструктуре, а также сократить потери среди мирного населения и военнослужащих. Лучше потерять два дрона или робота, чем одного солдата.

Наши дроны

В российской армии сейчас активно развивают ударные дроны. Главнокомандующий Сухопутными войсками РФ Олег Салюков в октябре этого года заявил, что в состав перспективной экипировки российского «солдата будущего» войдут роботизированные комплексы и мини-беспилотники.

На стратегических учениях «Запад-2021», проведенных в сентябре этого года, в роли ударных уже опробовали небольшие дроны из новейшего комплекса «Ласточка». Они сбрасывали на цели осколочные и кумулятивные бомбы.

Сегодня в России разрабатываются также небольшие мультикоптеры, способные сбрасывать на цели небольшие бомбы с разными боевыми частями. Такие аппараты могут зависать над целью, чтобы добиться большой точности. На испытаниях была подтверждена возможность попасть кумулятивной бомбой в макет танка. При этом огнеметные дроны могут использоваться для поражения и зажигания более крупных объектов.

Внушительные модели представлены БПЛА «Форпост-Р» весом в 500 кг. Кроме приборов разведки они могут применять 20-килограммовые корректируемые бомбы. С прошлого года в войска поступают комплекты средних беспилотников «Иноходец» (ранее известны как «Орион»). Серийные аппараты способны применять 100-килограммовые неуправляемые бомбы, легкие управляемые боеприпасы и противотанковые ракеты.

Еще более тяжелые образцы представлены «Сириусами» и шеститонными двухмоторными «Альтиусами». Самый мощный из отечественных дронов — скоростной С-70В «Охотник». Оснащенный реактивным двигателем от истребителя 20-тонный аппарат выполнен с использованием технологий малозаметности. Он несет вооружение во внутренних отсеках и может применять те же его типы, что и пилотируемые самолеты пятого поколения.

История сброса

Небольшие ударные дроны сейчас активно используются на поле боя. Так, например, армия Азербайджана в прошлом году использовала против армянских сил не только всем известные Bayraktar, но и турецкие квадрокоптеры-камикадзе Kargu-2. Они весят всего 15 кг и несут боевую часть весом около 1,5 кг.

Помимо регулярных армий и правоохранительных служб дроны на вооружение берут также незаконные и террористические организации. И делают это достаточно давно. Российская военная база в сирийском Хмеймиме и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в городе Тартус подвергся массовой атаке дронов ИГ (террористическая организация, запрещенная в РФ) в ночь с 5 на 6 января 2018 года. Все 13 беспилотников были вооружены небольшими бомбами. Шесть малоразмерных воздушных целей удалось взять под свой контроль российским подразделениям радиоэлектронной борьбы, перехватившим внешнее управление. Из них три были посажены, а еще три БПЛА взорвались при посадке от столкновения с землей. Семь дронов были уничтожены зенитно-ракетными пушечными комплексами «Панцирь-С».

Сейчас на авиабазе Хмеймим и в порту Тартуса есть эшелонированная оборона от боевых дронов, включающая средства обнаружения, огневого и радиоэлектронного поражения и подавления.

В 2017 году террористы распространили видеозапись с атакой на большой склад боеприпасов сирийской правительственной армии под городом Дейр-эз-Зор. Небольшие дроны мультикоптерной схемы сбросили на него бомбы, из-за которого там возник сначала пожар, а затем сдетонировали снаряды, уничтожившие всё хранилище.

В Ираке небольшие беспилотники террористов стали головной болью для проправительственных сил. Они атаковали небольшими бомбами отдельные танки, автомашины или скопления живой силы.

Мини-дроны использовались и при точечных ударах. В августе 2018 года два мощных мультикоптера с подвешенной на них взрывчаткой атаковали президента Венесуэлы Николаса Мадуро, когда тот выступал с публичной речью на параде. Сам он не пострадал, но ранения получили несколько военнослужащих.
https://iz.ru/

   
  
    
Теги
Беспилотный бум в России 2
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 19207
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 604 раз.
Россия
waheed писал(а):
Новая система позволит наносить по противнику удары термобарическими и зажигательными бомбами


Каклятину в труху крошить.

_________________
Богобоязненный православный христианин Иудушка Головлёв, является самым отвратительным персонажем во всей русской классике.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
"Рать" собьет беспилотник лазерным лучом

Изображение[/quote]

Комплекс создан на базе бронированного автомобиля и оборудован набором средств обнаружения и подавления дронов на основе лазера.

Изображение[/quote]

Изображение[/quote]

В состав комплекса также входят радиолокатор, комплекс автоматического распознавания и подавления телеком-каналов, система направленного СВЧ-подавления.

Изображение[/quote]

Изображение[/quote]

Всем оборудованием управляет единая ителлектуальная система сбора, обработки и отображения информации. Данные поступают на центральный пульт управления, система обрабатывает данные о цели и предлагает оператору варианты дальнейших действий.

Комплекс может применяться для защиты как стационарных, так и подвижных объектов. Его потенциальными потребителями являются Вооруженные Силы, Росгвардия, полиция, другие силовые структуры», - заявил индустриальный директор радиоэлектронного комплекса Госкорпорации Ростех Сергей Сахненко.

Комплекс обнаруживает дроны на расстоянии до 3,5 км, осуществляет направленное подавление каналов управления БПЛА в радиусе до 2,5 км. При несанкционированном вторжении нескольких объектов блокирует их каналы связи и спутниковой навигации. Оператор комплекса также может физически уничтожить дрон с помощью системы направленного лазерного уничтожения.

Изображение[/quote]
Дополнительно на автомобиле установлен обзорно-поисковый прибор для наблюдения и управления техникой в условиях нулевой видимости.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
В Турции разработали новую беспилотную систему — «дрон-камикадзе» против БПЛА
Сегодня

С помощью Fedai собираются защищать объекты критической инфраструктуры или важные учреждения.

Изображение[/quote]

В Турции во время 3-й Конференции по военным радарам и безопасности границ (Military Radar and Border Security Summit) был представлен новый многофункциональный беспилотный летательный аппарат Fedai, разработанный компаниями Havelsan и Transvaro, предназначенный для обеспечения защиты от БПЛА. С помощью Fedai собираются защищать объекты критической инфраструктуры или важные учреждения. Сам дрон является частью более широкой системы, обеспечивающей выявление и уничтожение беспилотников и наземных целей, сообщает Defense Express.

Изображение[/quote]

Основной задачей, возлагаемой на БПЛА Fedai является сбивание барражирующих боеприпасов и беспилотников. Однако при изменении боевой части, Fedai можно использовать как противотанковую, противопехотную оборонительную систему или в качестве ударного средства. Когда приближается угроза, Fedai наводится на цель с помощью собственной оптической системы поиска.

Изображение[/quote]

Система будет использовать искусственный интеллект для обнаружения и классификации целей. Для сканирования беспилотнику нужно находиться на расстоянии 40 метров до цели. Дрон-камикадзе может применяться в условиях глушения сигнала БПЛА. Fedai запускается из контейнера и имеет раскладное поворотное крыло. При непосредственном выходе на цель, Fedai переходит на ее самостоятельное отслеживание и поражение, но также может быть перенаправлен и на другие цели. Fedai способен развивать скорость до 100 км/ч при максимальной высоте полета — 500 метров. Вес электронно-оптической боеголовки составляет 1,5 кг.
https://zen.yandex.ru/media/id ... feee8

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Новый комплекс ROSC-1, который получит Армия России станет настоящим «истребителем дронов»- на что он способен?

Изображение[/quote]

Современные военные конфликты показывают, что использование беспилотных летательных аппаратов даёт неоспоримое преимущество.

Беспилотники позволили азербайджанской армии эффективно справиться с армянскими войсками в Нагорном Карабахе. Они регулярно выполняют боевые и разведывательные задачи в Сирии и Донбассе.

Однако любое оружие рано или поздно сталкивается с противодействием. Российские инженеры компании «Алмаз» разработали современную систему, которая позволяет эффективно выявлять и уничтожать вражеские БПЛА. Речь идёт о комплекс ROSC-1, представил который журналистам специалист по программному обеспечению Владислав Атряхин.

Полный контроль

Основное назначение комплекса – обнаружение и уничтожение вражеских БПЛА. За питание системы, в которую входит несколько видов радарных установок и устройств для обмена данными, осуществляется за счёт дизельного генератора. Это позволяет обеспечить достаточную автономность.

Изображение[/quote]

В первую очередь, ROSC-1 борется с небольшими разведывательными дронами, которые тяжело засечь при помощи стандартных средств ПВО. По словам инженеров, одним из основных преимуществ комплекса является возможность объединения нескольких установок в единую систему. С их помощью можно обеспечить надёжную защиту огромного участка воздушного пространства.

Радиус покрытия одного комплекса составляет до 4 километров. Она может быть установлена как на стационарной платформе, так и на обычном грузовике для высокой мобильности. При этом, радарная установка способна обнаруживать потенциальные цели на дистанции до 25 километров. По словам Атряхина, западные аналоги имеют покрытие не более 10 километров.

С вражескими БПЛА ROSC-1 способен бороться двумя способами:

-перехват сигнала с возможностью принудительной посадки дрона;

-блокирование сигнала GPS в определённом диапазоне, что лишит оператора возможности управлять БПЛА.

Изображение[/quote]
Российский БПЛА «Волк-18». Фото в свободном доступе.

Кроме того, отдельной похвалы заслуживает дрон-перехватчик «Волк-18», который в будущем может стать приятным дополнением к современным истребителям или ударным БПЛА.

В связи с этим, новый комплекс ROSC-1, разработанный отечественными инженерами, может оказаться весьма полезным в условиях современных боевых действий.
https://zen.yandex.ru/media/vo ... kredo

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Робот «Маркер» охраняет космодром «Восточный»

Изображение[/quote]

Ещё одну интересную новость сообщил Роскосмос сегодня, в день запуска очередной ракеты-носителя с космодрома «Восточный». Дочерняя охранная структура Госкорпорации «Роскосмос» — Научно-технический центр «Охрана» (НТЦ «Охрана») интегрировал специального охранного робота в систему охраны объектов на территории космодрома.

Роботизированная платформа «Маркер» обеспечивает контроль за состоянием линий энергоснабжения и коммуникаций космодромов, а также целостности и состояния периметра объектов. Помимо этого, она способна оказывать противодействие террористическим актам и средствам технической разведки.

Изображение[/quote]

Робот «Маркер» разработан Фондом перспективных исследований и НПО «Андроидная Техника», как быстроразвертываемый комплекс с широкими возможностями визуального осмотра и контроля за охраняемой территорией. В ходе эксплуатации «Маркера» на космодроме «Восточный» НТЦ «Охрана» и НПО «Андроидная техника» проведут совместную отработку технологий автономного патрулирования выделенных маршрутов охраны и выявления нарушителей, протестируют возможности системы по их идентификации и перехвату, а также по противодействию террористическим актам и борьбе с БЛА.

Изображение[/quote]

Внедрение таких технологий увеличит эффективность охраны объектов наземной космической инфраструктуры и повысит осведомленность охранных структур и качество принятых ими решений. Научно-технический Центр «Охрана» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») занимается проектирование всех видов систем безопасности, а также развитием проектов по внедрению специализированной техники, качественно дополняющей человеческий ресурс, либо замещающий его в условиях, непригодных для выполнения задач штатными силами.
https://www.gzt-sv.ru/news
Фото Роскосмос.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Компания «Лаборатория ППШ» разработала ружье ЛПД-801 для борьбы с БПЛА
Сегодня

По данным разработчика это ружьё способно противостоять БПЛА на расстоянии до 1,5 километров.

Изображение[/quote]

На Международной выставке оружия и товаров для охоты ORELEXPO-2021, российская компания «Лаборатория ППШ» представила радиоэлектронное ружье ЛПД-801 для борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Отмечается, что данное устройство предназначено для глушения каналов управления БПЛА.

Изображение[/quote]

Известно, что масса ЛПД-801 составляет 3,5 килограмма. Эксперты отмечают, что данное ружьё внешне напоминает традиционные образцы вооружения. Его антенна выполнена в форме ствола, а сменная батарея размещается на месте магазина.

Изображение[/quote]

По данным разработчика это ружьё способно противостоять БПЛА на расстоянии до 1,5 километров. В «Лаборатория ППШ» рассказали, что данным устройством заинтересовались многие страны. Так, например Объединенные Арабские Эмираты уже приобрели партию ЛПД-801. По мнению разработчиков новинка может быть предназначена как для государственных задач, так и для защиты частной собственности.
https://zen.yandex.ru/media/id ... a4ed9

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
На «Клавесине» сыграли в «Посейдон»

И в России, и за рубежом активно разрабатываются безэкипажные подводные системы. Российский «Посейдон» у многих на слуху, однако мало кто сейчас знает об одном из его родоначальников - проекте «Клавесин»

Изображение[/quote]

«Посейдон», о котором упоминал президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию РФ в марте 2018 года, получил своё название в результате всенародного голосования, однако изначально он числился как «изделие 2М30 «Статус-6». О разработке, получившей обозначение «Kanyon» по классификации НАТО, впервые мир узнал 10 ноября 2015 года - в тот день произошла «случайная» утечка секретной информации со встречи Владимира Путина с представителями МО РФ и оборонной промышленности.

8 декабря 2016 года американская разведка подтвердила, что ведутся практические испытания подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенного 27 ноября 2016 года из подводной лодки «Саров».

phpBB [media]


«Вычурная выдумка»?

В ходе послания Федеральному Собранию РФ Владимир Путин сказал: «Результаты проведённых испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового стратегического оружия, оснащённого ядерными боеприпасами большой мощности». В качестве первого носителя стала первая атомная подводная лодка специального назначения К-329 «Белгород», спущенная на воду 23 апреля 2019 года.

К новому российскому оружию отношение на Западе сложилось двоякое: от скепсиса до ужаса. Так, «Forbes» со ссылкой на Кингстона Рейфа, эксперта по ядерной безопасности из Ассоциации по контролю за вооружениями, пишет, что российский беспилотный подводный аппарат с ядерной энергетической установкой может оказаться вычурной выдумкой.

Изображение[/quote]
Атомная подводная лодка специального назначения К-329
«Белгород» на ходовых испытаниях.


Германский же эксперт Маттиас Кох считает, что «Посейдон» позволит России сохранить статус великой ядерной державы. И если ранее в НАТО отвергали опасность «Посейдона», считая его призраком, то теперь в рядах военных нарастает ужас относительно этого вооружения России.

Увиденный в марте 2018 года «Посейдон» навеял воспоминания о посещении атомного ледокола «Россия» в 2007 году после его возвращения из арктического похода - тогда автору довелось впервые увидеть подводный беспилотный аппарат «Клавесин-1Р», лежащий на вертолётной палубе, и побеседовать с одним из его создателей Николаем Рыловым.

«Мир» опустили ниже Северного полюса
События лета 2007 года, связанные с научно-исследовательскими экспедициями на хребет Ломоносова и на Северный полюс получили большой резонанс за рубежом: на научно-исследовательском судне «Академик Фёдоров» и на атомоходе «Россия» наши специалисты выполнили комплекс исследований на хребтах Ломоносова и Менделеева в Северном Ледовитом океане с целью определения внешних границ континентального шельфа, богатого запасами нефти и газа, а также выполнили спуски батискафов «Мир» в географической точке Северного полюса.

Международный полярный год стал для российских учёных и моряков атомного ледокольного флота годом триумфа, важным шагом в работах по подтверждению границ российского арктического шельфа. Тогда группа исследователей ВНИИОкеангеология во главе с директором института Валерием Каминским в течение полутора месяцев выполняла глубинное сейсмическое зондирование хребта Ломоносова на атомном ледоколе «Россия». В ходе того похода, ставшего самой значимой из трёх летних российских экспедиций 2007 года по сбору данных для установления границ арктического шельфа России, был выполнен огромный объём работ.

Изображение[/quote]
Батискафы «Мир» совершили спуски в географической точке Северного полюса.

Сейсмоакустические исследования позволили получить данные по 690 километрам подводного хребта. Было выполнено 35 станций по отбору донного грунта на глубину до 10 метров, проведены телефотозондирование и гравиметрические исследования.

Атомоход «Россия», возглавляемый опытным арктическим капитаном Анатолием Орешко, пришлось на время переоборудовать в научно-исследовательское судно. На его борту было размещено около ста тонн научного оборудования, развёрнуты исследовательские лаборатории.

Экспедиция проходила в тяжёлой ледовой обстановке: уже у мыса Желания Новой Земли пошли сплошные льды, толщина которых достигала трёх-четырёх метров. Научные исследования были начаты от мыса Арктический Северной Земли, а на хребте Ломоносова - от Новосибирских островов до 84 градуса северной широты. В это время года в таких высоких широтах не было ещё ни одно надводное судно. Несмотря на трудности, весь запланированный объём научных работ был выполнен, кроме того, с борта «России» была высажена ледовая база в составе 9 учёных для долговременного проведения исследований.

Изображение[/quote]
Спуск обитаемых аппаратов «Мир» в точке Северного полюса широко освещался в отечественных и зарубежных СМИ.


Во втором научном рейсе «России», проходившем в августе, был выполнен спуск обитаемых аппаратов «Мир» в точке Северного полюса. Это событие широко освещалось в отечественных и зарубежных СМИ. В период с 10 по 12 августа на том же ледоколе учёные Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук и Главного Управления подводных исследований провели новый комплекс научных исследований с использованием глубоководного спускаемого аппарата «Клавесин-1Р» - тогда аппарат впервые прошёл необходимые испытания в арктических условиях, работая под сплошным покровом льда.

На «Клавесине» под хребтом Ломоносова

Заместитель главного конструктора, один из создателей «Клавесина», Николай Рылов отметил, что без атомного ледокола обеспечить исследования хребта Ломоносова было бы невозможно. Автономный подводный исследовательский аппарат «Клавесин-1Р» имеет уникальные возможности: оснащённый телевизионными системами, гидролокатором бокового обзора, акустическим профилографом, позволяющим просвечивать грунт на 50 метров, он способен работать на глубинах до 6.000 метров, находясь под водой в автономном плавании 48 часов. С помощью аппарата, управляемого по гидроакустическим каналам связи, всего за двое суток была выполнена гидроакустическая съёмка 50 кв. км хребта Ломоносова - благодаря этому был получен не только профиль дна, но и характеристики грунта. Мировая практика не знала подобного примера подлёдной работы автономного исследовательского аппарата.

Изображение[/quote]
Маршрут арктической экспедиции.

В ходе исследовательского спуска «Клавесин-1Р» удалялся от борта атомного ледокола «Россия» на 15 километров, находясь под водой во время первого спуска 21 час, во время второго - 10 часов. Проблем с возвращением к месту спуска не было даже с учётом того, что в результате дрейфа льдов атомный ледокол относило в сторону на 12 километров.

В западных странах создатели глубоководной техники до сих пор не смогли добиться таких показателей. В частности, Александр Храмчихин в статье «Морская душа с искусственным интеллектом» упоминает о необходимости «создания систем звукоподводной связи, обеспечивающей передачу команд на аппарат (сейчас это возможно на расстояниях не более 2-3 км)».

Следует отметить, что аппараты Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук к тому времени уже находили применение на практике. Они работали на месте гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», где глубина моря превышала 2.000 метров. С их помощью исследовалось дно Балтийского моря в месте будущей прокладки Северо-Европейского газопровода. Незаменимы они будут и на больших глубинах при работе на шельфе Арктических морей - подобные аппараты могут сыграть большую роль в составлении карты рельефа хребтов Ломоносова и Менделеева, что является необходимым условием для подтверждения Россией в ООН своих прав на 1,2 млн кв. км арктического шельфа.

Изображение[/quote]
Спуск под воду автономного исследовательского аппарата «Клавесин-1Р».

Общеизвестно, что арктический шельф содержит в своих недрах 25% мировых запасов нефти и газа, а шельф российской Арктики может дать в перспективе 100 миллиардов тонн условного топлива. И реализация проектов по добыче углеводородного сырья в арктических условиях, где море большую часть года покрыто льдом, немыслима без использования современных морских технологий.

Если ранее нефтяники и газовики закупали подобные исследовательские аппараты за рубежом, то теперь созданы отечественные аналоги, не только не уступающие импортной технике, но и превосходящие её, адаптированные к работе в Арктике - наши учёные всегда славились своей смекалкой и способностью с минимальными затратами создавать уникальную технику.

Дальнейшим развитием «Клавесин-1Р» стало появление автономного необитаемого подводного аппарата «Клавесин-2Р-ПМ». С 2009 года его разрабатывало Конструкторское бюро морской техники «Рубин», проектирующее субмарины для нашего ВМФ. У «Клавесин-2Р-ПМ» удлинён корпус до 6,5 метра и увеличен диаметр до 1 метра, что позволило вместить больше оборудования, сохранены системы управления с автономным режимом работы.

Изображение[/quote]

Непотопляемые

Что же касается «Посейдона» - уже тогда было понятно, что автономность аппарата с ядерной энергетической установкой, который «случайно» попал на видео под названием «Статус-6», будет неограниченной по времени. И вполне возможно, что прототип его энергетической установки был испытан как раз на «Клавесин-2Р-ПМ».

Конечно же, подводные роботизированные комплексы найдут применение и в гражданской сфере - они могут проводить исследования шельфа, контролировать подводные линии связи, нефте- и газопроводы на глубинах, которые ранее были недосягаемыми. Но, в первую очередь, глубоководные дроны будут неоценимы не только для проведения поисковых работ по затонувшим судам и подводным лодкам, но и для защиты наших морских рубежей от вторжения непрошеных гостей.

phpBB [media]


https://zvezdaweekly.ru/

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Англичане.

Британская смертоносная "Огненная тень": оружие новой войны

В многовековой истории создания различных образцов вооружения, военной или специальной техники (ВВСТ) нередко бывали случаи, когда заказчик – командование того или иного вида или рода войск – вовремя определяли меняющиеся тенденции современной (для того конкретного периода времени) войны и оперативно выдавали соответствующее задание инженерам на разработку того или иного образца ВВСТ, который должен был существенно повысить боевой потенциал боевых подразделений на поле боя. Однако затем по разным причинам разработка и принятие на вооружение такого образца ВВСТ затягивались.

В результате, когда этот образец вооружения, военной или специальной техники поступал в войска, выяснялось, что он уже морально устарел и более не соответствует – полностью или в значительной мере – тем требованиям, которые к такому классу вооружения предъявляются в изменившихся условиях ведения вооруженного противоборства.

Именно так произошло и с барражирующим боеприпасом типа «Файр Шэдоу», программа по созданию которого одно время считалась командованием британских Сухопутных войск в высшей степени приоритетной.

Изображение[/quote]
Прототип барражирующего боеприпаса типа «Файр Шэдоу» на испытаниях 2008-2009 гг. (Фото компании MBDA)

В условиях войн нового поколения

В результате проведенного в конце 1990-х годов анализа опыта, полученного британской, а равно и другими армиями мира в последние десятилетия ХХ века, и проработки прогнозных вариантов развития военного дела на перспективу начала уже следующего столетия, специалисты Минобороны Великобритании пришли к выводу, что для решения всего комплекса задач, стоящих перед британской армией на тот момент и прогнозируемых на обозримую перспективу, артиллерийские подразделения должны обладать способностью поражать удаленные цели противника с существенно более высокой точностью.

Более того, артиллерия должна была обладать меньшим временем реакции и возможностями по поражению небольших групп и даже отдельных малоразмерных маневрирующих и мобильных наземных целей, причем зачастую – в сложной и комплексной обстановке, характеризующейся наличием значительного количества разнообразных целей, в том числе и дружественных, и активным применением противником различного рода помех.

Реализацию этих потребностей было решено осуществлять в рамках специальной программы, получившей наименование «Indirect Fire Precision Attack» (IFPA), что можно перевести с английского как «Высокоточная стрельба с закрытых позиций» или «Высокоточная стрельба непрямой наводкой» (возможен, хоть и с определенными оговорками, также и применяемый иногда в отечественной литературе вариант «Высокоточное поражение невидимой цели»).

Данная программа на рубеже веков стала одним из важнейших элементов более глобальной программы военного строительства, которая осуществлялась в рамках Королевских сухопутных войск Великобритании с целью приведения их возможностей в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ведущим армиям мира в условиях ведения войн нового поколения.

В ходе осуществления этой программы британские военные специалисты достаточно быстро пришли к выводу, что одним из наиболее приоритетных направлений повышения огневой мощи подразделений национальных Сухопутных войск должно стать создание нового образца высокоточного ударного оружия – барражирующего боеприпаса.

При достаточном наличии в войсках такие боеприпасы, по мысли британских военных специалистов, должны были обеспечить подразделениям и соединениям национальных Сухопутных войск необходимую гибкость в деле оказания органической, своевременной, долговременной и точной огневой поддержки на соответствующих дальностях, позволяя одновременно атаковать практически весь спектр стационарных и мобильных наземных целей противника как на передовой, при непосредственном огневом контакте, так и в глубине его обороны и даже в ближнем тылу.

В итоге одним из проектов, реализованным в рамках программы IFPA в первую очередь, стало создание специального барражирующего боеприпаса, который впоследствии получил наименование «Файр Шэдоу» (Fire Shadow, в переводе с английского – «Огненная тень») и поступил в опытную эксплуатацию Королевских сухопутных войск Великобритании.

Изображение[/quote]
На базе БЛА-разведчика типа KZO в интересах германской армии разрабатывался ББ типа «Тайфун», но в конечном итоге Бундесвер отдал предпочтение израильскому «Харопу» (Фото СВ США с сайта www.dvidshub.net)

Когда самолетов и вертолетов не хватает
Основная цель, которую преследовало при реализации упомянутого проекта британское армейское командование, заключалась в том, чтобы обеспечить командиров подразделений постоянной – круглосуточной и всепогодной – высокоэффективной и высокоточной огневой поддержкой, поскольку, как показал опыт вооруженных конфликтов и войн последней четверти ХХ века, самолеты штурмовой авиации – малочисленны и «слишком дороги» в применении, ударные вертолеты – слишком уязвимы и менее оперативны по сравнению с самолетами штурмовой авиации, а способная вести огонь непрямой наводкой артиллерия и ракетные комплексы – малоподвижны, требуют существенного по средствам и времени обеспечения, а также ограничены по дальности и времени поражения.

Снаряд и ракета имеют определенное подлетное время, за которое цель может изменить положение или вовсе выйти из под обстрела, либо могут появиться более важные цели, которые поразить не удастся, поскольку держать в воздухе снаряд или ракету длительное время нельзя.

Решением всех эти проблем и должен был стать барражирующий боеприпас, который лишен практически всех указанных недостатков.

Причем, по мнению заказчика, такой образец высокоточного вооружения должен был иметь дальность поражения не менее 100 км, а также обладать настолько высокой точностью поражения, что обеспечивало командирам реальную возможность избежать случаев так называемого дружественного огня (т.е. поражения своих подразделений, оказавшихся в ходе боевых действий в непосредственном огневом контакте с противником).

Кроме того, британские военные требовали обеспечить возможность функционирования новой системы оружия в режиме «Operator-in-the-Loop» (OITL, в переводе с английского означает «оператор в контуре управления»).

Это позволяло оператору барражирующего боеприпаса постоянно держать последний под контролем, направив его в критический момент времени на новую, более важную, цель, либо же, напротив, отвести боеприпас от цели в случае появления в зоне поражения дружественных сил или некомбатантов (т.е., проще говоря, гражданских лиц).

Наконец, командование британской Армии ожидало, что закупочная стоимость создаваемого под его требования барражирующего боеприпаса будет находиться в районе таковой стоимости уже стоявших на тот момент на вооружении управляемых ракет.

Принимая во внимание тот факт, что такой образец в сравнении с управляемой ракетой обладал бы еще и способностью барражировать определенный промежуток времени в назначенном районе, а также обеспечивал бы постоянное управление оператором выпущенным в район цели боеприпасом в течение всего времени его полета, новый комплекс оружия позволял существенно повысить возможности подразделений британских Сухопутных войск на поле боя.

Изображение[/quote]
Израильский барражирующий боеприпас «Хароп», размещенный в пусковой установке контейнерного типа (Фото Владимира Щербакова)

Многоэтапный подход
Реализацию этой перспективной задумки было решено осуществить в ходе нескольких этапов с промежуточной оценкой получаемых результатов.

Первый этап предусматривал проведение специального исследования, имевшего целью определение потребности армейских подразделений в новом виде вооружения и выработку требований к последнему (Loitering Munition Capability Demonstration (LMCD) Assessment).

После завершения в 2005 году данного исследования и тщательного анализа полученных результатов было решено перейти ко второму этапу создания нового барражирующего боеприпаса.

В рамках этого этапа командование британских СВ, основываясь на данных упомянутого выше исследования, объявило соответствующий тендер, на который поступили заявки от ряда компаний, предложивших свои варианты перспективного образца высокоточного вооружения.

В частности, европейская компания MBDA, которая возглавляла консорциум в составе компаний «Израэл Эркрафт Индастриз» (IAI), «КинетиК» (QinetiQ) и «Инсис» (полное официальное наименование компании Lockheed Martin UK Insys), а также Университета Крэнфилда (франко-британский научно-исследовательский университет, входящий в систему послевузовского профессионального образования), предложила на конкурс барражирующий боеприпас «Уайт Хок» (White Hawk), фактически представлявший собой модифицированный вариант израильского «Харопа» (Harop).

Последний же образец вооружения являлся дальнейшим развитием барражирующего боеприпаса типа «Гарпия» (Harpy) и отличался от предшественника увеличенными массогабаритными характеристиками и более широким кругом решаемых задач.

В свою очередь консорциум в составе американской «Рейтеон» (Raytheon) и израильской «Израэл Эркрафт Индастриз» предлагал вариант «Гарпии» с бОльшими дальностью полета и продолжительностью барражирования, получивший рабочее обозначение «E-Harpy» или «Cutlass» – от «Combat Uav Target Location And Strike System», что содержательно, так сказать, со смыслом, можно перевести с английского как «Разведывательно-ударная система с боевым беспилотным летательным аппаратом».

Компания «Ультра Электроникс» (Ultra Electronics; точнее, как указывается в зарубежных источниках, в работе принимало участие ее подразделение «Сонар энд Коммьюникейшнс Системс» / Sonar & Communications Systems) совместно со специалистами компаний «EMIT Авиэйшн Консалт» («EMIT Aviation Consult»), «BAE Системс» (BAE Systems), «Локхид Мартин», «Праксис» (Praxis) и «Рейтеон» предложила на указанный конкурс барражирующий боеприпас типа BLADE.

BLADE - аббревиатура от полного названия «Battlefield Loitering Artillery Direct Effect», что можно перевести с английского как «Артиллерийский (боеприпас) для поля боя, барражирующий, прямого действия».

Данный образец вооружения был разработан на базе беспилотного летательного аппарата самолетной схемы типа «Спэрроу-N» (Sparrow-N) разработки израильской компании «EMIT Авиэйшн Консалт».

Дрон имел длину 2,14 метра, размах крыла 2,44 метра, взлетную массу 45 кг, мог брать полезную нагрузку массой до 12 кг и оснащался двухцилиндровым двухтактным поршневым двигателем, работавшим на толкающий воздушный винт и обеспечивавшим аппарату возможность барражирования в течение 6 часов на удалении до 150 км от места старта.

Следует также добавить, что, по информации ряда других источников, в качестве базового для создания данной группой компаний нового барражирующего боеприпаса был выбран беспилотный летательный аппарат самолетной схемы разработки не компании «EMIT Авиэйшн Консалт», а компании «ЮВижн» (UVision), которая известная серией своих беспилотников тактического класса, получивших обозначение «Хироу» (Hero, в переводе с английского – «Герой»).

Изображение[/quote]
Специалисты готовят прототип «Файр Шэдоу» к пуску (Фото компании MBDA)

В конкурсе также принимала участие американская компания «Локхид Мартин». Ее предложение базировалось на малогабаритной крылатой ракете Surveilling Miniature Attack Cruise Missile (SMACM), что можно дословно перевести с английского как «Осуществляющая поиск миниатюрная ударная крылатая ракета».

Существенным достоинством данного образца вооружения было то, что он был совместим с системой подвески типа BRU-61/B разработки компании «Кобхэм» (Cobham), применявшейся на истребителях пятого поколения F-22A «Раптор» (Raptor) и F-35 «Лайтнинг II» (Lightning II) для малокалиберной планирующей авиабомбы SDB.

Фактически, эта подвеска представляет собой особой конструкции поддон, который крепится на подкрыльевом узле подвески или во внутреннем отсеке вооружения и на который непосредственно и укладывается упомянутая авиабомба.

Наконец, немецкая «Рейнметалл Дифенс Электроникс» (Rheinmetall Defence Electronics) и французская «Талес» (Thales) предлагали британским военным барражирующий боеприпас типа TARES – сокращение от полного наименования «Tactical Advanced REconnaissance Strike» (в переводе с английского – «Перспективная тактическая разведывательно-ударная система»).

Он был создан на базе проекта барражирующего боеприпаса «Тайфун» (Taifun), который одно время создавался под требования немецкой Армии на базе разведывательного БЛА самолетной схемы типа KZO разработки этой же немецкой компании и имел расчетную продолжительность барражирования 4 часа на удалении до 200 км от места пуска.

Общее руководство работами по проекту на данном этапе было поручено компании «BAE Системс», которая в 2005 году получила соответствующий контракт стоимостью 30 млн фунтов стерлингов.

Одновременно в 2005 году контракт на 8,4 млн фунтов стерлингов был выдан Министерством обороны Великобритании компании «Системс Девелопмент» (Systems Development), которой надлежало разработать демонстратор перспективного барражирующего боеприпаса.

Совместно с компанией «Блю Биар Системс Ресерч» (Blue Bear Systems Research) она занялась производством ряда масштабных моделей с целью продемонстрировать возможность использования на новом образце вооружения системы автопилота и ряда других систем.

Продолжение истории следует.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Продолжение

Британская смертоносная "Огненная тень": идея обретает форму

В предыдущей статье было рассказано о том, как британские военные пришли к решению создавать для своих нужд новый барражирующий боеприпас, получивший наименование "Файр Шэдоу", а также о том, как начинались работы по этой теме. Сегодня - продолжение истории.

Изображение[/quote]
Барражирующий боеприпас типа «Файр Шэдоу» в полете. Обратите внимание на еще не отстреленный после пуска стартовый ускоритель (Иллюстрация компании MBDA)


Согласно информации, приведенной в зарубежных источниках, в рамках второго этапа британские военные окончательный выбор победителя и типа перспективного барражирующего боеприпаса не осуществляли, хотя, к примеру, компания «Ультра Электроникс» со смежниками после двух лет работы в 2008 году завершила разработку и успешно представила заказчику демонстратор барражирующего боеприпаса нового типа, а также ряд разработанных в рамках программы систем, подтвердив тем самым все расчетные данные и соответствие нового образца вооружения требованиям командования британской Армии.

Причем в наличии даже была мобильная шестизарядная пусковая установка на колесном шасси автомобиля повышенной проходимости, которая изначально предназначалась для запуска беспилотников «Спэрроу-N», но могла быть использована и для применения барражирующих боеприпасов, созданных на его базе.

Впрочем, на самом деле выбирать победителя в рамках данного этапа программы изначально и не планировалось.

В дальнейшем же после тщательного анализа результатов примерно 1500 часов испытаний аппаратов-демонстраторов британскими военными специалистами, в конечном итоге, было принято решение приступить к реализации следующего этапа этой важной программы, в рамках которого была инициирована уже непосредственная разработка барражирующего боеприпаса, который и получил обозначение «Файр Шэдоу» (Fire Shadow, в переводе с английского - «Огненная тень»).

Официально о старте работ по этому этапу программы было объявлено во время международной аэрокосмической выставки в Фарнборо, проходившей летом 2008 года.

Главным подрядчиком в данном случае была выбрана компания MBDA, тогда как компания «Ультра Электроникс» была определена в качестве ее партнера по программе и разработчика высокозащищенной системы управления и контроля боеприпаса в полете.

В список участников группы разработчиков нового барражирующего боеприпаса, которая получила наименование «Team Loitering Munition» или «Team LM», что можно перевести с английского примерно как «Группа компаний-подрядчиков по разработке барражирующего боеприпаса», также вошли следующие компании и организации:

«Блю Биар Системс Ресерч»,
«Крэнфилд Аэроспейс» (Cranfield Aerospace),
Университет Крэнфилда, «Инсис»,
«Маршалл Специалист Виклз» (Marshall Specialist Vehicles – MSV),
«Меггит» (Meggit),
«КинетиК»,
«Роксел» (Roxel),
«Селекс SAS» (Selex SAS),
британское подразделение компании «Талес» (Thales UK) и VEGA.

Следует при этом отметить, что группа, получившая наименование «Team Loitering Munition», входила в состав более крупного объединения компаний, которое известно под наименованием «Team Complex Weapons» («Team CW»), что можно перевести с английского как «Группа компаний-подрядчиков по разработке комплексного (универсального) вооружения».

В рамках данной группы, сформированной в 2006 году в составе первоначально компаний MBDA, «Талес», «Роксел» и «КинетиК» (объявлено об этом было в рамках международного аэрокосмического салона в Фарнборо в 2006 году), осуществлялись работы по созданию целого ряда важных образцов вооружения, имевших первостепенное значение для повышения боевых возможностей британских ВС.

Всего, судя по имеющейся информации, группа с разной степенью успешности осуществляла реализацию шести программ разработки новых вооружений.

Изображение[/quote]
Прототип барражирующего боеприпаса «Файр Шэдоу» на рельсовой пусковой установке перед испытательным пуском (Фото компании MBDA)

Особенности конструкции

«Файр Шэдоу» представляет собой управляемый барражирующий боеприпас, предназначенный для «несения дежурства» в назначенном районе в течение продолжительного времени (не менее 6 часов) и последующего поражения важных стационарных или мобильных целей противника, обеспечивая тем самым командиров армейских подразделений оперативной, высокоточной огневой поддержкой на значительной глубине по фронту и глубине неприятельской обороны, в том числе и с возможностью массирования применения таких средств.

В конструктивном плане боеприпас первоначально был построен по самолетной схеме с раскладывающимся после старта верхнерасположенным крылом с обратной стреловидностью и Х-образным хвостовым оперением, но в окончательном варианте исполнения он уже оснащался двухкилевым хвостовым оперением в форме обратной V, а также раскладывающимися перед пуском массивными решетчатыми стабилизаторами, закрепленными на стартовом ускорителе (все эти элементы хорошо видны на масштабной модели этого барражирующего боеприпаса, представленной на Парижском аэрокосмическом салоне в 2011 году).

Шасси у данного образца вооружения отсутствует за ненадобностью, учитывая невозвращаемый характер его боевого применения.

Длина «Файр Шэдоу» составляет около 4 метров, размах крыла – 4 метра. Стартовая масса барражирующего боеприпаса составляет около 200 кг, а масса устанавливаемой на нем боевой части, по разным данным, достигает 5-10 кг.

Способ старта боеприпаса – с буксируемой наземной пусковой установки рельсового типа при помощи твердотопливного ускорителя разработки компании «Роксел», что, как представляется, в определенной степени ограничивает спектр сценариев боевого применения «Файр Шэдоу».

При этом еще в 2009 году компания-разработчик демонстрировала материалы, из которых следовало, что прорабатывается также вариант размещения новых барражирующих боеприпасов на мобильной пусковой установке, созданной на шасси колесного автомобиля повышенной проходимости.

Изображение[/quote]
Испытания нового барражирующего боеприпаса проходили на специальном полигоне (Фото компании MBDA)

В данном случае боеприпасы должны были размещаться в ячейках шестизарядного пускового блока контейнерного типа. Каждая боевая машина должна была нести по два таких пусковых блока, которые при необходимости можно было быстро перезаряжать даже на огневой позиции.

Сам барражирующий боеприпас при этом должен был размещаться в ячейке пускового блока в сложенном виде (крыло и хвостовое оперение складывались), а стартовый ускоритель имел, судя по представленному здесь изображению, уже другую, более компактную форму.

Впрочем, о реальном создании хотя бы прототипа такой мобильной пусковой установки информации автору данного материала найти не удалось.

Дальность действия барражирующего боеприпаса «Файр Шэдоу» составляет порядка 150 км. После достижения заданного района «боевого патрулирования», в том числе и на максимальной дальности полета, боеприпас может барражировать там на высоте около 4600 метров в течение не менее 6 часов.

При этом общая продолжительность полета, по данным справочника Jane’s Unmanned Aerial Vehicles and Targets, составляет 10 часов (в ряде источников указывается, что столько – 10 часов – составляет время барражирования).

Добавим, что точность поражения цели у данного боеприпаса является достаточно высокой – круговое вероятное отклонение (КВО) не превышает 3 футов, т.е. составляет менее 1 метра.

Рассматриваемый барражирующий боеприпас оснащается одним роторно-поршневым двигателем с системой электронного впрыска топлива и одним двухлопастным толкающим воздушным винтом фиксированного шага.

Система управления «Файр Шэдоу» построена на базе интегрированного канала связи HIDL (High Integrity Data Link), который изначально был разработан специалистами компании «Талес» для беспилотного летательного аппарата самолетного типа «Уотчкипер» (Watchkeeper), созданного также под требования британского Министерства обороны.

При этом предусматривается передача на пульт оператора в реальном масштабе времени «картинки» района операции или цели, а также некоторых других данных.

Отметим, что в данной системе вооружения был использован комплект специализированного программного обеспечения (СПО) VCS-4586, разработанный специалистами «CDL Системс» (CDL Systems), являющейся дочерней компанией канадского подразделения американской «Локхид Мартин» (Lockheed Martin Canada Inc.).

Данный комплект СПО совместим с операционными системами Linux и Solaris (только для архитектуры процессоров SPARC).

В качестве полезной (целевой) нагрузки на рассматриваемом барражирующем боеприпасе первоначально использовались размещенные в передней части фюзеляжа этого аппарата малогабаритная, но достаточно мощная осколочно-фугасная боевая часть и инфракрасная система наведения.

Впоследствии разработчик, видимо, по результатам испытаний доработал систему наведения на конечном участке и в окончательном варианте исполнения «Файр Шэдоу» уже оснащался многоканальной системой наведения, что хорошо видно на масштабной модели этого барражирующего боеприпаса, представленной на Парижском аэрокосмическом салоне в 2011 году.

Изображение[/quote]
Макет ББ «Файр Шэдоу» в масштабе 1:2, представленный на стенде MBDA на Парижском аэрокосмическом салоне летом 2011 г. Обращает на себя внимание установленная в носовой части многоканальная система наведения (Фото Владимира Щербакова)

Особо следует отметить, что данный барражирующий боеприпас изначально проектировался невозвращаемым, т.е. будучи выпущенным в воздух, он должен либо поразить цель, либо же будет задействован механизм принудительного подрыва – ликвидации.

Также немаловажно, что «Файр Шэдоу» мог действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с разведывательными БЛА и даже ударными вертолетами, что, по замыслу британских военных специалистов, должно было способствовать существенному повышению эффективности боевого применения этого комплекса вооружения.

Причем наведение «Файр Шэдоу» на цель может осуществляться по данным целеуказания, получаемым с различного рода систем разведки, наблюдения, целеуказания и разведки (ISTAR – от Intelligence, Surveillance, Target Acquisition and Reconnaissance), начиная от обычного передового наводчика-корректировщика с биноклем и рацией и заканчивая наисовременнейшими системами разведки, в том числе использующими соответствующего рода беспилотные летательные аппараты. Барражирующий боеприпас может быть также включен и в сетецентрическую систему управления

При том уже после пуска система наведения «Файр Шэдоу» может получать в режиме реального времени информацию о текущем местоположении цели.

В конечном итоге такая многовариантность применения стала важной особенностью «Файр Шэдоу», выгодно отличающей его от ряда других барражирующих боеприпасов.

При этом эффективное применение данного барражирующего боеприпаса, по заявлению компании MBDA, возможно как в полевых условиях, так и в урбанизированной местности.

Изображение[/quote]
Схема боевого применения ББ «Файр Шэдоу» с размещением их на многозарядной мобильной пусковой установке (Иллюстрация компании MBDA)

Продолжение следует

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Продолжение

Британская смертоносная "Огненная тень": от полигона до Афганистана

Работы по барражирующему боеприпасу «Файр Шэдоу» были начаты компанией MBDA в инициативном порядке еще в январе 2007 года.

Причем первые шесть опытных образцов были поставлены компанией «Маршалл Специалист Виклз» всего через 12 дней после получения соответствующего контракта.

30 апреля 2008 года, т.е. всего 15 месяцев спустя после начала разработки нового образца вооружения, компания-разработчик осуществила первый демонстрационный пуск своего барражирующего боеприпаса.

В ходе испытания, проводившегося на полигоне по испытанию беспилотной авиационной техники Аберпорт в Уэльсе, были продемонстрированы эффективная работа системы отделения стартового ускорителя и переход боеприпаса в управляемый и установившийся режим полета.

Изображение[/quote]
Момент поражения барражирующим боеприпасом типа «Файр Шэдоу» мобильной цели, в роли которой выступал дистанционно-управляемый внедорожник (Фото компании MBDA)

Запуск «Файр Шэдоу» осуществлялся с наземной рельсовой пусковой установки, причем крыло находилось уже в рабочем положении.

Утверждается, что пуск производился при работающем двигателе, а после отделения стартового ускорителя оператор осуществил включение передачи на воздушный винт.

После запуска барражирующий боеприпас выполнил набор высоты, полет по заданному маршруту, после чего оператор перевел его в режим пикирования на цель.

Все данные с борта аппарата передавались в центр управления полигона.

В июне того же года Министерство обороны Великобритании выдало компании MBDA контракт на проведение дальнейших работ по разработке перспективного образца вооружения с тем, чтобы представить его на заключительный этап конкурса.

Второй испытательный пуск боеприпаса состоялся в апреле 2009 года и в целом подтвердил расчетные данные, что позволило разработчику продолжить работы над проектом.

Наконец, в марте 2010 года в рамках реализации амбициозной программы создания «комплексной системы вооружений» (Complex Weapons) компания MBDA получила от британского Министерства обороны контракт стоимостью 330 млн фунтов стерлингов.

По его условиям она должна была выполнить первые этапы работ по программам создания нового барражирующего боеприпаса типа «Файр Шэдоу» для британских Сухопутных войск и перспективного малогабаритного высокоточного управляемого боеприпаса класса «воздух – поверхность» типа SPEAR (Select Precision Effects At Range) для вооружения «скоростных реактивных истребителей» британских Военно-воздушных сил.

Заметим, что последний фактически представляет собой миниатюрную – длиной всего около 2 метров и стартовой массой менее 100 кг – крылатую ракету, размещаемую как на внешней подвеске, так и во внутреннем отсеке вооружения самолета и способную поражать широкий спектр наземных целей.

Концепция ее построения и боевого применения во многом схожа с таковой, успешно реализованной ранее при создании американских малогабаритных управляемых авиабомб семейства SDB.

В свою очередь летные испытания барражирующего боеприпаса «Файр Шэдоу» в его окончательной конфигурации были начаты 21 ноября 2010 года.

Испытания проходили на полигоне в норвежском Видселе (Vidsel), причем в ходе первого же пуска была продемонстрирована успешная работа рельсовой пусковой установки и стартового ускорителя, бортовой системы управления (полетом), навигационной системы и системы обмена данными.

Хорошо показал себя и планер.

Изображение[/quote]
В окончательном варианте исполнения «Файр Шэдоу» оснащался двухкилевым хвостовым оперением в форме обратной V, а также решетчатыми стабилизаторами на стартовом ускорителе. Все эти элементы хорошо видны на масштабной модели ББ, представленной на Парижском аэрокосмическом салоне в 2011 г. (Фото Владимира Щербакова)

«Боеприпас преодолел несколько десятков километров, причем на траектории его полета были выполнены ряд маневров – таких, как барражирование в заданном районе. Все задачи были успешно решены. При этом на испытании присутствовали представили британского заказчика», – указывалось в этой связи в официальном заявлении компании-разработчика.

Следующее испытание было проведено там же 13 мая 2011 года – сценарий был более сложным и предусматривал уже полноценное участие оператора, который выбрал мобильную цель и навел на нее барражирующий в районе боеприпас.

«Испытание стало очередным полным успехом, подчеркнув возможности и надежность продукта», – отмечалось по данному поводу в пресс-релизе компании MBDA.

Причем в том же году в учебных центрах компании MBDA в Филтоне и Бедфорде была начата подготовка операторов, а поставки систем заказчику были назначены на март 2012 года.

Первым получателем новых барражирующих боеприпасов «Файр Шэдоу» был определен 39-й артиллерийский полк Королевских сухопутных войск Великобритании, который в начале 2012 года должен был отправиться вместе с ними в Афганистан в целях проведения программы опытной эксплуатации нового вооружения в боевых условиях.

Впрочем, достоверных и точных данных о том, были ли отправлены «Файр Шэдоу» в Афганистан и каковы были результаты их применения там на момент подготовки материала автору найти не удалось.

Примечательно, что к тому моменту, по словам представителей компании MBDA, барражирующий боеприпас «Файр Шэдоу» уже вызвал активный интерес «у ряда зарубежных заказчиков».

«Система «Файр Шэдоу» заполняет пробел в боевых возможностях вооруженных сил, – подчеркивал в этой связи управляющий директор британского подразделения MBDA Стив Уэйди. – Боевой потенциал системы настолько высок, что она сможет решать очень широкий круг задач и будет соответствовать требованиям, предъявляемым к средствам поражения сегодня и в перспективе».

Впрочем, с тех пор о поставках этого образца вооружения другим странам ничего официально не сообщалось (по крайней мере, автору этого материала на момент его подготовки найти такого рода сведения не удалось).

Корабельная эпопея

Следует также отметить, что в 2009-2010 годы в британских источниках активно дискутировалась возможность адаптации барражирующего боеприпаса «Файр Шэдоу» под применение с борта боевых надводных кораблей основных классов Королевских ВМС Великобритании.

В частности, в январе 2009 года в информационном бюллетене Королевских ВМС Великобритании было указано, что барражирующий боеприпас «Файр Шэдоу» по массе и габаритам «полностью подходит» для применения из корабельных установок вертикального пуска типа «Сильвер» (Sylver), которые установлены на новейших британских эсминцах УРО проекта 45 (тип «Дэринг»).

Это, по мнению британских адмиралов, позволило бы существенно повысить боевой потенциал данных боевых кораблей.

Кроме того, «оморяченный» вариант этого образца вооружения был представлен на рекламно-информационной листовке, посвященной эсминцу УРО проекта 45.

В листовке, в частности, сообщалось, что такой барражирующий боеприпас может быть включен в состав вооружения эскадренных миноносцев этого типа в перспективе.

Данная листовка, судя по всему, была подготовлена для распространения на международной выставке военно-морских вооружений и техники «Евронаваль» (Euronaval), проходившей в парижском пригороде Ле-Бурже осенью 2010 года, а, возможно, была готова и еще раньше.

Изображение[/quote]
Эсминец УРО «Дэринг» Королевских военно-морских сил Великобритании, головной в серии боевых кораблей проекта 45, решает задачи боевой службы в водах Персидского залива, действуя в составе 152-й смешанной оперативной группы. Март 2012 г. (Фото ВМС США с сайта www.dvidshub.net)

Впрочем, после 2010 года упоминание о возможности использования «Файр Шэдоу» с борта эсминцев УРО проекта 45 больше в соответствующих материалах не появлялось, но зато стало известно, что MBDA в инициативном порядке все же приступила к разработке такой версии своего барражирующего боеприпаса, которая получила рабочее обозначение «Мэритайм Файр Шэдоу» (Maritime Fire Shadow).

Предполагалось, что «маринизированный» боеприпас будет использоваться для решения задачи поражения замаскированных и хорошо защищенных береговых целей, что, по замыслу разработчика, позволило бы не вводить носитель таких боеприпасов в зону поражения системы береговой обороны противника.

Данная разработка демонстрировалась компанией MBDA во время выставки DSEi (Defence Security and Equipment International Exhibition and Conference), проходившей в Лондоне в сентябре 2011 года, в качестве ее «инициативного проекта» (заметим попутно, что там же, на выставке DSEi, но двумя годами ранее, компания-разработчик представляла и свою новейшую на тот момент разработку – базовый вариант барражирующего боеприпаса «Файр Шэдоу»).

Примечательно в этой связи то, что в данном случае запуск барражирующего боеприпаса должен был осуществляться уже не из подпалубной установки вертикального пуска, как это планировалось на эсминце УРО проекта 45, а с обычной наклонной рельсовой пусковой установки.

Последнюю необходимо было устанавливать на вертолетной площадке корабля, что, безусловно, могло иметь массу негативных последствий: ограничивало проведение взлетно-посадочных операций корабельного вертолета, снижало маневренность корабля и пр.

Основываясь на имеющейся в открытом доступе информации, можно предположить, что даже если «Файр Шэдоу» сегодня и находится формально на вооружении Королевских СВ Великобритании, то, судя по всему, практически не используется ввиду того, что он уже морально устарел и существенно уступает по своим тактико-техническим характеристикам другим аналогичным образцам вооружения.

Впрочем, в ряде источников утверждается, что данный образец вооружения так и не вышел из стадии опытной эксплуатации, в которой он находился с 2012 годов.

Судя по всему, такое утверждение не лишено определенных оснований, о чем будет рассказано в заключительной части данного материала.

Изображение[/quote]
Подпалубная УВП «Сильвер» изначально предназначалась для ЗУР семейства «Астер» (Aster), но затем была адаптирована и для КРМБ (Фото Владимира Щербакова)

Окончание следует

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Британская смертоносная "Огненная тень": стремительный взлет и быстрое забвение

Сегодня - заключительная часть истории создания барражирующего боеприпаса "Файр Шэдоу" и оценка этого проекта.

Изображение[/quote]
Прототип «Файр Шэдоу» на испытаниях. Стартовый ускоритель уже включен, через мгновение барражирующий боеприпас поднимется в небо (Фото компании MBDA)

В заключение отметим, что командование британской Армии все же не стало, как принято говорить, складывать яйца в одну корзину и наряду с разработкой «Файр Шэдоу» осуществило также ряд мероприятий, направленных на создание других высокоточных средств поражения.

В частности, положениями упоминавшейся уже выше программы IFPA, в результате реализации которой был создан барражирующий боеприпас типа «Файр Шэдоу», было намечено использование и – при необходимости – совершенствование 155-мм управляемых артиллерийских боеприпасов, представлявших собой аналог американского активно-реактивного снаряда XM982 «Экскалибур» (Excalibur), либо самонаводящихся артиллерийских боеприпасов типа немецкого снаряда SMArt 155, снаряженного двумя самоприцеливающимися суббоеприпасами с комбинированными датчиками (инфракрасный двухдиапазонный и радиолокационный каналы), предназначенных для орудий ствольной артиллерии, а также управляемых вариантов артиллерийских боеприпасов для реактивных систем залпового огня.

В последнем случае речь, в частности, шла о реактивном снаряде XM31 GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) с осколочно-фугасной боевой частью и тактических или оперативно-тактических ракетах (таких, например, как американская система управляемого ракетного оружия ATACMS – от Army Tactical Missile System).

Лишь комплексное использование таких средств поражения, по мнению командования британских Сухопутных войск, позволяло обеспечить армейским подразделениям высокие боевые возможности не на словах, а на деле.

Изображение[/quote]
В рамках повышения огневой мощи своих подразделений командование британской армии планировало также активно применять управляемые артиллерийские снаряды, в целом аналогичные изображенному на этой фотографии американскому «Экскалибуру» (Фото СВ США с сайта www.dvidshub.net)

Оценка проекта

В целом руководство Министерства обороны Великобритании и командование британских Сухопутных войск сделали в начале 2000-х годов вполне правильные выводы о том, что боевой потенциал армейских подразделений можно существенно нарастить – причем достаточно быстро и не используя для этого значительные финансовые и промышленные ресурсы – за счет массовой поставки в войска таких высокоточных средств поражения, как барражирующие боеприпасы.

Причем работы в этом направлении британскими военными были развернуты практически сразу после обработки результатов соответствующего исследования, проведенного специалистами Министерства обороны страны.

Активный отклик нашла эта задумка и у промышленников, причем сразу в нескольких странах мира, которые предложили свои варианты перспективного боеприпаса, способного, по их мнению, удовлетворить требованиям заказчика.

Однако затем, как представляется, в данной программе наступил определенный застой, в результате чего полноценные испытания опытного образца начались только в 2010-2011 годах, т.е. фактически спустя 5-6 лет после старта активной, проектной фазы рассматриваемой программы.

Впрочем, даже на момент поступления в опытную эксплуатацию Королевских сухопутных войск Великобритании и начала поставок серийных образцов в войска, что произошло, как уже отмечалось, в 2012 году, барражирующий боеприпас типа «Файр Шэдоу» все еще представлял собой достаточно современный образец вооружения данного класса и в действительности мог существенно повысить огневые возможности подразделений британских Сухопутных войск.

Пусть и на ограниченный период времени.

Изображение[/quote]
Также британскими генералами предполагалось включить в набор штатных боеприпасов РСЗО типа MLRS корректируемые или управляемые реактивные снаряды (Фото СВ США с сайта www.dvidshub.net)

Однако, на взгляд автора данного материала, в конечном итоге достаточно существенная временная задержка с разработкой данного барражирующего боеприпаса и, самое главное, неверный выбор его размерности – слишком большие массогабаритные характеристики, не позволяющие широко использовать его пехотными подразделениями для оперативного поражения целей противника в ходе обороны и наступления – и способа его старта – с использованием громоздкой буксируемой рельсовой пусковой установки, требующей значительных наряда сил и времени для ее перевозки и установки перед стрельбой (добавим, что применение в таких системах вооружения рельсовой пусковой установки уже несколько лет как стало настоящим анахронизмом), – привели к тому, что «Файр Шэдоу» в сравнительно короткие сроки просто утратил свои былые преимущества.

Недостатком данного барражирующего боеприпаса также можно считать слишком малую массу его боевой части, особенно в свете его достаточно большой стартовой массы.

Война нового поколения потребовала от барражирующих боеприпасов небольших массы и размеров, позволяющих личному составу без проблем своими силами переносить их и оперативно применять по противнику, тогда как задачу поражения более крупных целей или же выполнения атаки из режима длительного патрулирования сегодня наиболее эффективно решают разведывательно-ударные беспилотники, такие, например, как американские MQ-9 «Рипер» (Reaper, в переводе с английского – «Жнец»), а также крылатые ракеты различного типа базирования и с различными массогабаритными характеристиками (вплоть до ракет большой дальности).

В общем, говоря простым и понятным языком, «Огненная тень» просто-напросто морально устарела, перестав соответствовать требованиям, предъявляемым в настоящее время к образцам высокоточного вооружения такого класса.

Впрочем, свой яркий след в мировой истории барражирующих боеприпасов «Файр Шэдоу» все же оставил.

Изображение[/quote]
https://zen.yandex.ru/media/id ... 1bea2

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Стартовал этап испытаний подводного «Клавесина»

phpBB [media]


На Дальнем Востоке начался третий этап полевых испытаний новейшего подводного беспилотного комплекса «Клавесин-2Р-ПМ». Новинку тестируют, проверяя ее способность к самостоятельной работе на малых глубинах и в условиях ограничения видимости и маневра. Зачем флоту понадобился этот подводный беспилотник разберём в этом выпуске.

Источник: https://youtu.be/srqq1qj-IKI

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
В России впервые боевые роботы самостоятельно вышли на огневые позиции

Изображение[/quote]

Российские беспилотные робототехнические платформы "Маркер" прошли полигонные испытания на огневом рубеже без участия человека. Боевые роботы с искусственным интеллектом самостоятельно действовали в автономной группе, выходили на огневые позиции и распределяли цели.

Изображение[/quote]

Как сообщают РИА Новости, в тестировании принимали участие пять ударных роботов "Маркер". Из них три машины были на колесном шасси и две на гусеничном. С помощью аппаратуры наблюдения и технического зрения дроны провели разведку местности и оценку обстановку.

"Роботы без участия человека решали задачи по распределению целей в группе, выхода на оптимальные огневые позиции, самостоятельно реагировали на оперативное изменение боевой обстановки, обменивались целеуказаниями", - сообщает информагентство со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

В перспективе автономные группы роботов "Маркер" планируется испытать во взаимодействии с воздушными беспилотниками.

Напомним, что презентация гусеничной платформы "Маркер" состоялась в 2018 году. На данный момент "Маркеры" вооружены пулеметами и гранатометами, оснащены средствами технической разведки, оптическими и радиолокационными приборами. В сентябре роботы "Маркер" без участия операторов за 5 часов 41 минуту проделали 100-километровый марш по пересеченной местности. Нейросеть самостоятельно построила трехмерную карту местности и выбирала оптимальный маршрут.
https://rg.ru/

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
«Маркер»

Изображение[/quote]

Изображение[/quote]

Изображение[/quote]

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Белорусы тоже работают по теме....

«Indela Hunter» – белорусская заявка на ударный беспилотник

Изображение[/quote]
INDELA-I.N.SKY - прямой предшественник "INDELA HUNTER"

Введение

В настоящее время во всем мире наблюдается настоящий бум на оснащение вооруженных сил и остальных силовых структур беспилотными летательными аппаратами различных типов и назначения. Соответственно, развернулась эпидемия их разработки и производства. Не обошло это веяние и пространство бывшего СССР. В современной Белоруссии уделяется большое внимание своей армии и ВПК. ВПК этого государства значительно развился по сравнению, с тем, что ему досталось в этой области от бывшего СССР. Еще задолго до последней войны в Нагорном Карабахе Белоруссия активно стала создавать свои боевые дроны. После этого конфликта эти усилия получили дополнительный импульс. В частности, в этом году фирма «Indela» представила свой ударный БПЛА вертолетного типа «Hunter».

Описание

«Hunter» заявлен как летальный аппарат массой 750кг и с весом полезной нагрузки в 200кг. Установлен поршневой двигатель в 272 л.с с запасом топлива в 180 литров. Продолжительность полета 6 часов. Несущий ротор имеет диаметр в 7 метров. Производитель анонсировал установку многочисленного и достаточно сложного бортового оборудования. Например, всесуточную оптико-электронную системы, систему автоматического возврата БПЛА без данных спутниковой навигации, станцию постановки помех ракетам с радиолокационным наведением, станцию постановки инфракрасных помех, автомат выброса пассивных радиопомех и не только.

Вооружение состоит из пулемета Калашникова ПКМТ калибра 7,62 мм и двух пусковых установок для 8 неуправляемых ракет российского производства. Вместе с тем надо понимать, что Белоруссия новичок в любой авиации. Ибо при СССР в ней не было своих авиазаводов и авиационных КБ. Поэтому создание ключевых элементов БПЛА и освоение их производства в требуемых масштабах может вызвать проблемы у белорусской промышленности. Это относится и к электронной части, и к механической. Они конечно решаемы, но потребуют времени и средств. Но это не умоляет самого факта создания современного БПЛА. Даже если какие-то компоненты не сразу будут освоены в производстве, то само начало сборки этого дрона простимулирует их создание и освоение. Есть вопросы и по вооружению. ПКТМ это не очень мощное оружие. По бронетехнике он будет точно не эффективен. Штатные неуправляемые ракеты тоже не очень мощны. Надо полагать в будущем комплекс вооружения "Hunter" будет обновлен и усилен.

Заключение

Да, возможно в текущем виде "Hunter" не до конца еще готов и испытан. Но само развитие подобных технологий в Белоруссии внушает оптимизм о развитии их ВПК. Первые современные китайские БПЛА и вовсе были копиями израильских и американских. Но сейчас Китай выпускает современные БПЛА вполне своей разработки и производства. Белоруссия может повторить путь КНР.
Федор Болдырев 2021©

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
ВМФ РФ примет на вооружение новых подводных роботов

Сообщается, что первая партия роботов уже проходит тестирование в составе подразделений противодиверсионных сил и средств.

Изображение[/quote]

Как сообщили источники газеты «Известия» в Минобороны РФ, российский Военно-морской флот (ВМФ) проводит испытания морских беспилотных аппаратов, которые будут охотиться за морскими диверсантами. Аппараты способны эффективно мониторить подводную обстановку и обнаруживать угрозы на подступах к охраняемым объектам.

Изображение[/quote]

Сообщается, что первая партия роботов уже проходит тестирование в составе подразделений противодиверсионных сил и средств. Источник рассказал, что подводные дроны способны работать как по команде от оператора, так и полностью в автономном режиме.

https://zen.yandex.ru/media/id ... 18cc7

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Российские дроны укажут цели минам «Грань» и управляемым снарядам «Краснополь»
Сегодня

Известно, что поражение объектов обеспечивалось с первых выстрелов.


Изображение[/quote]

Источник в военном ведомстве рассказал, что в ходе стратегических учений «Запад-2021» управляемые снаряды «Краснополь» и новейшие мины «Грань» наводили на цель с помощью беспилотников «Форпост-Р» и «Орион». Об этом сообщает издание «Известия».

Изображение[/quote]

Отмечается, что БПЛА помогали артиллеристам находить цели, а затем координаты объектов передавались на командные пункты. После этого беспилотники осуществляли подсветку целей лазером. Известно, что поражение объектов обеспечивалось с первых выстрелов. Источник рассказал, что удары по условному противнику управляемыми минами «Грань», были признаны успешными.

Изображение[/quote]

Напомним, что «Грань» — это российский комплекс управляемого вооружения для 120-мм нарезных и гладкоствольных миномётов. Разработан в тульском Конструкторском бюро приборостроения. Основным назначением комплекса является борьба с одиночными и групповыми целями, как небронированными, так и бронированными, а также с инженерными сооружениями. В состав комплекса входят выстрел со 120-мм управляемой миной и метательным зарядом, а также комплекс средств автоматизированного управления огнём «Малахит», который обеспечивает высокую мобильность, а также позволяет применять артиллерийскую мину в сложных условиях пересечённой местности. Мина оборудована лазерной головкой самонаведения 9Э430. Она обеспечивает поражение стационарных и движущихся целей первым выстрелом, без дополнительной пристрелки.
https://zen.yandex.ru/media/id ... 565a1

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 30200
Благодарил (а): 94 раз.
Поблагодарили: 627 раз.
Акустический обнаружитель беспилотников прошел испытания

Изображение[/quote]

Новейший акустический обнаружитель беспилотников "Атака-Шорох" прошел заводские приемо-сдаточные испытания. Он может на расстоянии обнаружить дрон, летящий в режиме радиомолчания, благодаря установленным сверхчувствительным микрофонам.

Модуль акустической разведки производят в холдинге "Росэлектроника", сообщил ТАСС представитель Ростеха в рамках Международной выставки средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех-2021". Пресс-служба "Росэлектроники" добавила, что в аппаратуре применяется интеллектуальная система анализа внешней обстановки, которая позволит выявлять ЧС, правонарушения, массовые скопления людей по характерным шумам.

Во время испытаний модуль тестировался в нескольких вариантах: самостоятельная система обнаружения беспилотников по акустическому шуму, в составе комплекса радиочастотного обнаружения и подавления беспилотных летательных аппаратов "Атака-DBS", в составе его мобильной версии "Атака-Трофи".

Испытания прошли успешно.
https://rg.ru/

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 49405
Благодарил (а): 5503 раз.
Поблагодарили: 3331 раз.
Новороссия
Изображение

_________________
Все люди являются носителями интеллекта. Но некоторые бессимптомно (С)

   
  
    
 [ Сообщений: 609 ]  Стрaница Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 31  След.




[ Time : 0.650s | 17 Queries | GZIP : Off ]