Это самая известная работа Зураба Церетели в Крыму – памятник "Большой тройке": главам государств, участвовавшим в Ялтинской конференции 1945 года.

В феврале 2005 года в Генконсульство РФ в Симферополе поступило письмо от скульптора. Он писал, что дарит Крыму десятитонную скульптурную композицию, поскольку в этом году отмечается 60-летие Ялтинской конференции.
Крымский парламент принял решение: установить подарок к 9 мая у Ливадийского дворца. Но не все обрадовались. Сначала на борьбу с еще не доставленным в Крым памятником поднялся меджлис* (организация, признанная в РФ экстремистской). По мнению его лидеров, само "присутствие" Сталина в композиции было недопустимым. На контекст события, которому была посвящена скульптура, "борцы" принципиально не обращали внимания. Чуть позже поддержали радикалов и представители общественных проукраинских организаций: вспомнили о "репрессиях украинцев".
И тогдашняя крымская власть пошла на попятную. Как много раз делала до этого перед угрозами меджлиса "вывести людей на улицы". Зураб Церетели сообщил, что в таком случае памятник будет передан Волгограду. Лидер крымских коммунистов Леонид Грач инициировал заседание Ливадийского поссовета, где было решено установить памятник на территории поселка. Пообещал лично дозвониться до скульптора и попросить все-таки оставить "Большую тройку" в статусе крымского подарка.
А затем начались споры о том, кто должен оплатить доставку скульптуры в Крым. Ялтинские власти потребовали, чтобы это сделал сам автор. На том и заглохли все инициативы по увековечиванию участников знаменитой конференции.
Только после возвращения Крыма в Россию, в ноябре 2014 года, памятник "Большой тройке" добрался до Крыма. Нашлись и средства, и люди, которые смогли это организовать. И куда-то исчезли оппоненты, так активно протестовавшие в прошлом. Торжественно открыли памятник 5 февраля 2015 года. Там, где и было для него самое подходящее место, – у Ливадийского дворца, места принятия решений о судьбе послевоенного мира.