Регистрация: 24.09.2014 Сообщения: 30200 Благодарил (а):
94 раз.
Поблагодарили:
627 раз.
|
Суета вокруг Су-75: Появится ли однодвигательный истребитель в ВКС России? В нашей стране есть такая национальная особенность — ударяться в крайности. В 1990-х годах, когда так называемые «реформы Ельцина» едва не убили весь наш авиапром, большие военные начальники тоже тогда натворили дел. Было принято решение, что однодвигательные боевые самолеты нам не нужны, и очень оперативно был уничтожен огромный парк таких машин как МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17М4. Поэтому появление нового проекта однодвигательного боевого самолета нового поколения Су-75 «Шах и Мат» (Checkmate) в 2021 году вызвало бурное обсуждение как в авиационной сфере, так и среди любителей авиации. Показ макета на МАКС-2021 и яркие маркетинговые ролики были рассчитаны на зарубежного покупателя — машина позиционировалась как экспортная. А как же ВКС России?
Спустя 4 года про судьбу Су-75 говорят разное. Но в январе 2025-го были озвучены данные по ожидаемой сборке первых двух летных экземпляров как раз в течение этого года. Причем пока ни о каких экспортных планируемых поставках нигде информации нет, зато в мае к теме предложили подключиться Белоруссии. Российские авиазаводы заняты достаточно серьезно, мы уже писали о том, сколько военных самолетов в нашей стране выпускают: https://tehnoomsk.ru/archives/18222
Поэтому подключение союзной Белоруссии к программе Су-75 вполне логично. У самих работы хватает, подкинули объемов друзьям. Опять же Су-75 явно не приоритетная программа для ВКС России. Почему?
Начать хотя бы с того, что «семьдесят пятый» как экспортный боевой самолет в 2021 году позиционировался как «Су-57 для небогатых» (пусть не открыто, но по факту выходило, что многие страны хотели бы иметь самолет пятого поколения на вооружении, но часть из них не хочет ложиться под США с их F-35, а большой русский Су-57 стоит дорого, вот если бы подешевле…). Характеристики, обещанные разработчиками для Су-75 «Шах и Мат», предполагали взлетную массу около 18 тонн, боевую нагрузку до 7,4 тонн (в том числе на 5 узлах подвески внутри фюзеляжа), максимальную скорость до 2400 км/ч, один двигатель от Су-35С/Су-57 — АЛ-41Ф1, пониженную радиолокационную заметность и даже РЛС с АФАР в базовой комплектации, с которой можно атаковать до 6 воздушных, наземных и морских целей одновременно. Машина выглядела как очень серьезный конкурент всем западным самолетам на экспортных рынках, а вот про версию для ВКС России говорили достаточно спокойно. Можно даже сказать без энтузиазма. На фото: Су-57 (слева) и Су-75 (справа), источник изображения Life.ruПосле начала специальной военной операции многим показалось, что роль пилотируемой боевой авиации ушла на второй план, а в небе наступила эпоха БПЛА. Но это утверждение очень спорно. Пилотируемые самолеты используются очень активно: противник пытается по максимуму применять доработанные советские истребители для ударов высокоточным оружием, плюс некоторое число старых американских F-16. Наши военные постоянно работают на Су-34М, Су-35С, Су-57, также время от времени используются Су-24М, Су-30, МиГ-29. БПЛА есть, и от них никуда не деться, но они не заменяют боевую авиацию, а скорее играют роль летающих боеприпасов. И пока эти боеприпасы не сравнимы с ударной мощью обычного боевого самолета. Даже «Герань-2» с 90-килограммовой боевой частью это всего лишь аналог артиллерийского снаряда, а не нагрузки того же Су-34, которая может доходить до 8000 кг. Другой вопрос, что стоимость потери современного боевого самолета высока, и в зоне специальной военной операции все стараются сберечь пилотируемые машины. Да и системы ПВО требуют постоянного совершенствования нанесения ударов с воздуха — самолеты атакуют наземные цели по возможности не входя в радиус действия ЗРК, используя управляемые бомбы с повышенной дальностью полета до цели. Будь у нас в ВКС России раза в 2-3 больше пилотов и самолетов, то возможно, можно было бы где-то и на риски более серьезные пойти, но сегодня и пилот, как это грубо бы ни звучало, тоже очень дорогая единица. Так что пока имеем микс из «классики» и БПЛА, и от него пока никуда не уйти. Если уходить в экономику, то появление однодвигательной машины типа Су-75 в нынешних условиях — неплохой вариант для ВКС РФ. Такие многофункциональные истребители и строить серийно дешевле, и эксплуатировать. Правда, строить в количественном плане надо больше, чем тяжелых сегодня, и соответственно больше готовить летного и технического персонала.
Кстати, когда в 2023 году у всех была на пике еще одна крайность — «БПЛА придут на смену самолетам», то был показан еще один вариант Су-75 — беспилотный. Но на этом макете пока остановились. Кому он нужен? Работать в связке с Су-57? Так для этого есть С-70 «Охотник»: https://tehnoomsk.ru/archives/14415 В общем, Су-75 это некий «МиГ-21 21 века», которого должно быть много, а много нам сейчас просто негде строить, некому в таких объемах в России на нем летать и т.д. Тут снова возвращаемся к теме экспорта. Теоретически рынок для Су-75 — это все страны, где советские/российские самолеты хорошо летали и летают до сих пор. На экспорт новый самолет собираются предлагать по 30 миллионов долларов США за штуку (2,4 млрд рублей по курсу мая 2025 года). Для сравнения: самый дешевый вариант F-35 это более 80 миллионов долларов США, модернизированный F-16 вроде как от 34 млн долларов, но это лукавство маркетологов — со всеми новыми «примочками» цена улетает до уровня F-35… Но конкурентов на рынке хватает: есть и китайцы, и европейцы, — все готовы пойти на разного рода «варианты», поэтому мы не демпингуем.
Су-75 — конкурентный самолет, но не более того. Не будем уподобляться нашим противникам с их «супер-пупер» самолетами, которые «никто не видит» (это не юмор, а цитаты из Трампа) — см. этот материал: https://tehnoomsk.ru/archives/17266В самом конце ноября 2024 года «Российская газета» выдала в интернет-пространство сенсационную новость о возможном начале летных испытаний Су-75 в Комсомольске-на-Амуре. Правда, автор заметки справедливо отметил, что «смущение вызывает лишь то, что обычно первый полет нового истребителя широко освещается». Развития тема далее не получила, что еще более странно, ведь как уже говорилось, самолет не фигурирует как приоритетный проект для наших воздушно-космических сил. То есть высокая секретность не так уж и нужна. Подготовка к премьерному показу Су-75, МАКС-2021. Источник фото: https://russianplanes.net/id288797Если Су-75 полетит в 2025 году, то до его принятия на вооружение ВКС РФ пройдет как минимум еще несколько лет. То есть серийное производство не раньше 2030 года. Даже подключение Белоруссии ничего не изменит, правда, потом положительно скажется на развертывании производства после всех испытаний. Но испытания и доработки перед серией это 5 лет минимум…
Резюмируем: как бы не суетились СМИ, блогеры и прочие медиаактивисты вокруг Су-75, пока это просто шум. Новый самолет в серийном производстве, возможно, будет. Есть шансы, что и для ВКС России. Но это вопрос среднесрочной перспективы, а не 2025-2026 годов.
На фото в начале статьи: макет Су-75 на выставке МАКС-2021, источник фото: https://russianplanes.net/id289235 https://tehnoomsk.ru/archives/18476
|
|