История строительства ПАТЭС – часть истории современной России
Проекту ПАТЭС «Академик Ломоносов» в 2019 году исполнилось 13 лет – 19 мая 2006 года концерн «Росэнергоатом» официально подвел итоги закрытого тендера на создание плавучего энергоблока малой мощности, победителем которого стало северодвинское производственное объединение «Севмаш» — отечественный флагман строительства атомного подводного флота. В 13-летней истории строительства плавучей АЭС, как в капле воды, отражается часть истории самой России этих непростых лет. Выиграв тендер, «Севмаш» очень старался вести все работы в соответствии с календарным графиком, но оказался физически не способен с этим справиться – именно в эти годы центр военного атомного судостроения оказался перегружен программой по строительству атомных подводных лодок проект 855 «Ясень» и проекта 955 «Борей». Срывать оборонный заказ нельзя было ни при каких обстоятельствах, поэтому Росатом передал заказ на Балтийский завод, куда в августе 2008 года и были перемещены «объекты незавершенного строительства». Как это отразилось на сроках и стоимости строительства – думаем, рассказывать не требуется.
В апреле 2009 года Росатом и Балтийский завод согласовали новый срок окончания строительства – с 2010 года он «сдвинулся вправо», на декабрь 2012 года, непосредственные работы в Санкт-Петербурге начались в мае 2009-го. Но это время было только началом этапа расставания с наследием 90-х годов – тогда Балтийский завод был приватизирован и вошел в состав Объединенной промышленной корпорации, основным бенифициаром которой был сенатор от Тувы Сергей Пугачев. В его «финансово-промышленную империю» в числе прочих входил и «Межпромбанк», относительно которого ЦБ РФ в октябре 2010 официально сообщил следующее:
«Лицензия отозвана в связи с нарушениями законодательства и неспособностью удовлетворить требования кредиторов».
Проверка ЦБ показала, что менеджмент банка активно занимался выводом средств и существенную недостоверность ранее предоставляемой отчетности. Для «Межпромбанка» и господина Пугачева все это обернулось возбуждением уголовного дела, а для «Академика Ломоносова» — двухгодовым простоем у причалов Балтийского завода. После бегства Сергея Пугачева из России завод перешел под контроль государства, а в июле 2012 года большую часть акций выкупила Объединенная Судостроительная Корпорация (ОСК). Росатом вынужден был ждать, пока закончатся все эти процедуры и появится возможность подписать договор теперь уже с новыми владельцами и руководителями Балтийского завода. Срок строительства ПАТЭС еще раз сдвинулся вправо, но и в этом случае назвать Росатом виновником происходившего не получается.
В октябре 2011 года новое руководство Балтзавода сообщило, что «Академик Ломоносов» будет построен до начала 2014 года – но, судя по всему, к этому времени ОСК еще не успела полностью оценить результаты, к которым пришел завод в результате руководства им Пугачевым. Погорячились… В ноябре 2012 года корабелы сумели уговорить Росатом, что до конца 2016 года свою часть работы они одолеют, вот только к этому времени стоимость строительства выросла до круглой суммы в 20 млрд рублей, значительно превысив ту, которая некогда предусматривалась в договоре с «Севмашем». Однако и этот срок выдержать не удалось – за те годы, в течение которых Балтийский завод переходил из одних рук в другие, не только устарело оборудование и станочный парк – с завода ушли многие профессионалы, были утрачены компетенции, которые нарабатывались десятилетиями. Конечно, мы не знаем подробности коммерческих отношений «Росэнергоатома» как заказчика и Балтийского завода как исполнителя, но со стороны складывается впечатление, что атомная корпорация отнеслась к происходившему с пониманием и шла навстречу, оказывая содействие по восстановлению славных традиций одного из ведущих судостроительных предприятий страны.
Строительство ПАТЭС «Академик Ломоносов» шло на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге
Завод основан в 1856 году, он работал во время войн и революций, с его стапелей за эти годы сошло более 600 кораблей, названия которых неразрывно связаны с историей России. Именно на Балтийском заводе строились и достраивались все атомные ледоколы времен СССР (за исключением головного – «Ленина»), в том числе и самый мощный из ныне действующих – «50 лет Победы». Разорванную связь поколений восстановить не так просто, заводские династии – тот капитал, который нельзя пересчитать в бухгалтерии, но, как не раз уж было доказано, это и есть самая большая ценность на любом предприятии, задействованном в освоении высоких технологий. Да, со сроками строительства ПАТЭС получилось не блестяще, но есть другой результат – Балтийский завод в настоящее время строит и достраивает три атомных универсальных ледокола проекта ЛК-60 новейшего поколения, до конца 2019 года ожидается подписание контрактов еще на два ледокола этого проекта. Санкт-Петербург остается морской столицей России, Балтийский завод – основой проектов развития Северного морского пути и Арктики.
Реакторы ПАТЭС – проверено временем
Конечная стоимость ПАТЭС «Академик Ломоносов», связана, в числе прочего, и с тем, что проектировали его в конце прошлого — начале этого века – до того, как ОКБМ им. Африкантова разработал новый реактор РИТМ-200. На ПАТЭС установлены два реактора КЛТ-40С – модернизация более ранних проектов КЛТ-40 и КЛТ-40М, надежность которых подтверждена тысячами реакторочасов, наработанных реакторами такого типа на лихтеровозе «Севморпуть» и на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Реакторы КЛТ-40С оснащены современными системами безопасности, в том числе и пассивными (не зависящими от наличия электропитания для собственных нужд реактора и от действий персонала), их активная зона позволяет использовать ядерное топливо с обогащением по изотопу урана-235 в 19% — на реакторах более раннего образца применялось топливо с обогащением 40%.
2
Изменение степени обогащения было реализовано для того, чтобы ПАТЭС соответствовала критериям договора о нераспространении ядерного оружия – по классификации МАГАТЭ низкообогащенное ядерное топливо считается таковым при обогащении по урану-235 до 20%. Полученный в ОКБМ результат обеспечивал экспортный потенциал ПАТЭС при использовании КЛТ-40С уже в начале этого века, но об этом чуть позже.
Установка реактора КЛТ-40С
Электрическая мощность ПАТЭС «Академик Ломоносов» составляет 70 МВт, при этом электроэнергия выдается напряжением 10 кВ, что наиболее оптимально для создания линий электропередач. Тепловая мощность ПАТЭС – 50 Гкал/час (150 МВт), каждый блок реакторной установки обеспечивает выработку 240 тонн пара в час с температурой в 290 градусов. ПАТЭС способна работать 12 лет без выгрузки топлива, а назначенный срок службы составляет 40 лет. Масса и размеры реакторов КЛТ-40С со всеми уровнями биологической защиты во многом определили и габариты корпуса – 140 метров длины, 30 метров ширины при водоизмещении 21,5 тысяча тонн. Корпус ПАТЭС цельносварной, разделен перегородками на два блока – технологический и жилой. В технологическом расположены реакторы, турбины, отсек обращения с облученным ядерным топливом, все необходимые вспомогательные системы и оборудование. Уровень внешней защиты позволяет ПАТЭС спокойно пережить цунами, землетрясение силой до 8 баллов и падение самолета весом до 11 тонн, причем все три эти случая в условиях побережья Чукотки крайне маловероятны. Когда станция будет введена в эксплуатацию, на ней будут работать вахтовым методом: на три месяца 150 человек по 50 человек в смене, для комфортного пребывания которых на борту ПАТЭС предусмотрены не только благоустроенные каюты, но и кинотеатр, спортзал и даже бассейн.
Больше АСММ – хороших и разных!
О том, что думают в Росатоме о дальнейших перспективах плавучих АЭС, в рамках Международного арктического форума в марте 2019 года, в интервью корреспонденту ТАСС высказался генеральный директор корпорации Алексей Лихачев:
«У нас уже есть технологическая возможность реализовывать аналогичные проекты разной мощности. Если «Академик Ломоносов» состоит из двух блоков по 35 МВт, то у Росатома уже есть решение по автономным источникам энергии большей мощности с реакторами РИТМ-200, у нас есть проекты по автономным атомным источникам энергии мощностью 6-8 МВт, и сейчас мы работаем над созданием реакторов мощностью 1 МВт. Это достаточно большая линейка автономных ядерных источников энергии, и мы сейчас ведем переговоры и с полярными регионами, и с рядом российских компаний о поставке таких источников – нужно, чтобы сформировался спрос. При этом к плавучему энергоблоку проявляет интерес большое количество зарубежных партнеров, огромное количество международных делегаций уже посетило плавучую АЭС. У нас народ шутит, что нужно было продавать на экскурсию по ПАТЭС билеты, тогда мы бы окупили ее строительство еще к началу генерации электроэнергии и тепла».
http://geoenergetics.ru/2019/0 ... -aes/