Миф или неправда? Неправда, это миф?! Ещё раз об образовании в Российской империи в период правления Николая IIУважаемые читатели, данная статья вызвана до сих пор живущим мифом в нашем сознании о том, что население Российской империи в 1917 году было поголовно неграмотным, а образование царской России, так и вообще и рядом не стояло с советским образованием.
В этой статье я постараюсь максимально просто объяснить разницу в уровне образования и указать грамотность населения Российской империи, а также тот уровень которого она могла достигнуть, скажем к 1925 году.
Большинство об этом «знают» и это спокойно ложится на их понимание прошлого. Но ложь достойна смысла если она только во спасение. А кого спасают популярные на данном портале журналисты? СССР? Так его уже давно нет! Тогда надо признавать правду и рассказывать не только плохое о прошлом, но и хорошее, и вообще пересмотреть множество мифов.
Это призыв к честности, а не признание монархического строя в том, что он был лучше, чем социалистический. Но это скорее предисловие, чем отступление. В качестве доказательства, что поголовная неграмотность населения царской России — это зловредный миф, я опираюсь на «Статистико-документальный справочник 1913 год» РАН РФ 1995 года, монографию Сапрыкина Д. Л «Образовательный потенциал Российской Империи». – М.: ИИЕТ РАН, 2009. Издана она Российской академией наук в 2009 году.
Кроме неё на в высшей степени подробное произведение «Сумерки всеобуча» доктора филологических наук Любжина А.И., а также ещё на ряд других источников, которые будут указаны в статье.
Кроме этих источников желающие могут ознакомиться с трудом Б.Г. Галенина «Царская школа», а также с книгой Пущина, Погодина и Трубецкого «Образование в царской России». Есть ещё множество профильных статей, которые можно найти в свободном доступе, но указанные мною наиболее полные по данной теме.
Итак, уважаемые товарищи, (потому как господ давно уже у нас нет), давайте обратимся к непреложным фактам кои будут здесь указаны. Для полного понимания ситуации на период 1914 – 1917 года надо разложить её на несколько составляющих.
Первое, это количество выделяемых денежных средств на образование.
Второе, это количество школ, университетов, гимназий и собственно уровни образования.
Третье, это количество библиотек, выпускаемых в империи газет и журналов, что опосредованно указывает на общий уровень образованности и на цензуру в государстве.
В-четвёртых, это общий уровень образования Российской империи образца 1914 года и сравнение его, кратко, с «лучшим» в мире образованием - советским. По версии самого СССР и людей с советским мышлением. (И я, собственно, тоже человек с советским мышлением, но с критическим мышлением).
Последним, пятым, будет фактор процентного соотношения образованных людей и он же основным показателем. Ради чего, собственно, весь сыр-бор и начался.
1. Количество выделяемых средств на образование.
Итак, Расходы по Министерству народного просвещения на 1914 год составили 161 млн рублей. Но это была малая часть того, что тратилось на организацию образования в Российской Империи. Общие расходы всех ведомств на образование составляли почти 300 млн (См.: Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009).
Идём дальше и видим, что это не окончательные цифры расходов на образование в Российской империи.
Бюджет Министерства народного просвещения увеличивался даже во время войны. Так, в 1916 году он составлял 196 млн. В целом за царствование Императора Николая II бюджет этого министерства увеличился более чем в 6 раз. Хотя общий бюджет Империи увеличился с 1 млрд 496 млн (1895) до 3 млрд 302 млн (1913). Бюджет на образование рос значительно быстрее, чем общеимперские расходы на остальные государственные задачи.
Эти данные подтверждаются и данными Бразойла, который также указывает сумму в 161 миллион рублей в 1914 году при сумме выделенный Министерству Народного просвещения в 1894 году в 25,2 миллиона. Рост в 628% очень весом. Если к этому ещё приплюсовать бюджеты школ военных, технических и церковно-приходских, а также земских и городских, частные пожертвования, то сумма выделенная на образование возрастает до 300 миллионов в 1913 году и в 1916 году до 500 миллионов по его данным.
Кроме этих данных есть данные Статистико-документального справочника за 1913 год Российской Академии наук, составленного в 1995 году. Вот они.
Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г.» (Пг., 1914. С. 283-290)
Общая сумма, отпущенная по смете Министерства Народного Просвещения за отчетный год, достигла 142,738,715 руб., т.е. увеличилась против сметы 1912 г. (117,537,360 руб.) на 25 с лишком млн. рублей, или на 21,4%. Большая часть увеличения по смете 1912 г. падает на содержание учебных заведений (до 19 млн. руб.) и на удовлетворение строительных нужд (свыше 4 млн. руб.).
В составе низших учебных заведений Министерства Народного Просвещения заслуживают особого внимания начальные училища, на развитие коих ежегодно отпускаются из казны новые крупные кредиты. Размер ассигнований на начальное образование достиг по смете Министерства 1913 г. половины всей сметной суммы (70 млн. руб.), а вместе с ассигнованиями по смете Святейшего Синода того же года (20 млн. руб.) составляли общую сумму до 90 млн руб.
Наряду с начальными школами МНП в деле всеобщего обучения принимают участие и церковные школы Ведомства Православного Исповедания. В 1913 г. на содержание означенных школ Ведомства (церковно-приходских школ и школ грамоты) было ассигновано из казны 17,958,218 руб. Местных средств на церковно-школьное дело, по сведениям Училищного Совета, поступило к 1913 г. — 8,697,472 руб. (в 1912 г. — 8,836,548 руб.).
Многочисленность назревших потребностей по делу народного образования, остававшихся в течение ряда лет без удовлетворения, должна была вызвать предъявление весьма крупного требования на отпуск из казны средств для расширения деятельности Министерства Народного Просвещения, что и выразилось в значительном росте ассигнований по сметам означенного ведомства за последние годы.
Действительно, бюджет Министерства Народного Просвещения, увеличившийся с 33,076 тыс. руб., ассигнованных в 1901 г., до 44,165 тыс. руб. в 1906 г., или на 33%, в следующем пятилетии возрастает более чем на 120%, достигая в 1911 г. 97,575 тыс. руб.
В 1914 году, по оценке Питирима Сорокина, общие расходы всех государственных ведомств на образование составляли почти 300 миллионов золотых рублей (в том числе 161 миллион по ведомству Министерства народного просвещения), расходы земств и городов по «образовательным» статьям в том же году составляли около 360 миллионов рублей.
То есть «консолидированный бюджет» казначейства, земств и городов составлял до 660 миллионов золотых рублей. Один золотой рубль 1914 года по покупательной способности можно оценить примерно в 1000 рублей при уровне цен 2008 года. По оценке Андрея Илларионова, доля всех расходов на образование была в 8−9% от бюджета Российской Империи и в 15−17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны.
Вывод:
Согласно этим данным деньги выделялись, и выделялись просто огромные суммы и все они шли на повышение грамотности. Российская империя готова была начать гонку за промышленное производство, ей нужны были квалифицированные рабочие и квалифицированные инженеры, она собиралась совершить технологический рывок вслед за такими локомотивами, как США, Франция, Германия и Великобритания. Рывок был виден всем и его заложили не протокоммунисты и не всемирный интернационал в лице большевиков и настоящих ленинцев.
2. Количеств школ, университетов, гимназий и собственно уровни образования.
После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. перед правительством встала проблема о принятии закона о ведении всеобщего начального образования, который был утвержден по проекту министра народного просвещения П. фон Кауфмана. По смыслу данного закона, было установлено бесплатное начальное образование. И с 1908 года оно стало действовать. В 1910 году было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ.
Начальное образование в Российской империи присутствовало в форме земского училища, церковно-приходской школы, и высшего начального училища (уездные училища). Церковно-приходская школа выступала в качестве дополнения к земскому училищу, открывалась на базе церкви, и подчинялась священному Синоду. Финансирование как в приходских, так и в земских школах осуществлялось по принципу самоуправления. А вот в уездных училищах было две формы финансирования: казна, и городская община.
Если более подробно, то начальные школы делились на следующие типы: в основном: сельские, городские и церковно-приходские; затем на менее распространённые: министерские, фабричные, железнодорожные. Высшие начальные училища — открывались в городах. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой.
Начальные школы подчинялись Государству, а церковно-приходские подчинялись синоду, церкви. Кроме того, государственные школы подчинялись разным министерствам: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Министерству государственных имуществ. Были и такие школы, которые подчинялись частным лицам.
«Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.
Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ.
Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения — 59682; Духовного ведомства — 37922; прочих ведомств — 2691».
К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: — 80 801 ведомства МНП, — 40 530 ведомства православного исповедания — 2 414 других ведомств. Согласно данным Статистического справочника за 1913 год.
Бразойль, кстати, указывает всего лишь сто тысяч школ. Сапрыкин указывает около 140 тысяч школ. Статистический справочник 1956 указывает на наличие в 1914 году 77300 школ.
Но он же указывает, что в 1928 году их было ненамного больше, а именно, 81200 различного типа школ. Рост за 8 лет советской власти составил всего лишь 4000 школ, для повышения всеобщей грамотности это очень мало. Сейчас и вообще школ не более 40000, но и время сейчас другое. Это была информация о начальном образовании.
Ну и ещё информация для полного понимания.
Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1900-1914 гг.
Годы Число школ Число учащихся (в тыс.) Годы Число школ Число учащихся (в тыс.)
1900 36 820 2592,6 1908 50 876 3933,6
1901 37 579 2649,8 I 1909 54 726 4204,9
1902 38 889 2829,9 1910 59 000 4541,7
1903 40 781 3039,7 1911 64 279 4860,3
1904 43 428 3200,8 1912 69 318 5155,5
1905 43 551 3350,4 1913 76 416 5559,7
1906 45 629 3596,4 1914 80 801 5942,1
1907 47 838 3783,7
За 15 лет (1900-1914 гг.) численность учащихся начальных школ Министерства народного просвещения увеличилась с 2592,6 тыс. до 5942,1 тыс.
Отмечая рост числа учащихся, В. И. Ленин в статье «К во¬просу о политике министерства народного просвещения» писал: «Пятый год, год великого пробуждения народных масс в России, год великой народной борьбы за свободу под руководством про¬летариата, этот год заставил даже наше казенное ведомство сдви¬нуться с мертвой точки»
Рост числа церковных начальных школ за 30 лет (1884- 1914 гг.) и учащихся в них был весьма значительным. Если в 1884 г. в них насчитывалось около 100 тыс., а в 1885 г.- 181 тыс. учащихся, то в 1913-1914 гг. учащихся было более 2 млн…
Тут, что называется, без комментариев.
Среднее образование было представлено следующими типами учебных заведений:
Гимназия. Также как и уездные училища гимназии подразделялись на мужские и женские. Учреждались они в каждом губернском городе, на базе центральных народных училищ.
Реальное училище «или бурса», аналог советского техникума, и их было 283 училища и обучалось в них свыше 80 тысячи человек.
Были и частные коммерческие училища разной направленности.
Кадетские корпуса относились к числу военноучебных заведений. Финансирование в большей степени имело зависимость от благотворительности.
Институты благородных девиц считались закрытым учебным заведением, куда принимались, в основном, дочери дворян. Первым и наиболее значительным считался Смольный институт. Хорошо были известны такие учреждения, как Екатерининский институт в Санкт-Петербурге, Московское училище ордена св. Екатерины, Екатерининский институт в Харькове и другие.
Основная цель обучения в институте – нравственное воспитание дворянок.
В отличие от гимназий и реальных училищ, в кадетских корпусах и институтах благородных девиц девушки и юноши не только обучались, но также воспитывались и проживали целый учебный год. Исключение составляли лишь некоторые приходящие ученики. Обучение имело сходство с домашним образованием. (Каждый может понимать разницу в культурном, нравственном и образовательном уровне между ними и детьми обычных крестьян и рабочих).
Сейчас также предпринимаются довольно жалкие сначала, но всё более настойчивые попытки отделить детей финансовой и политической элиты путём обучения в закрытых школах и интернатах. Впрочем, подобные учреждения были и в СССР, правда, в гораздо меньшем количестве, но всё же были.
Учреждения высшего образования состояли из: университетов, высших женских курсов (появились в 1869 году в Москве и Петербурге), институтов и курсов – специализированных форма высшего учебного заведения. В них курс обучения был направлен на подготовку специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Образование в рассматриваемый период времени строилось на платной основе, поэтому говорить о всеобщей его доступности нельзя. Если в семье было хорошее финансовое положение, то дети могли получить образование, если нет, то ребенку могли лишь предоставить домашнее обучение, по имеющимся учебникам в семье.
В Российской империи существовало сословное обучение, заключавшееся в обучении детей всех классов, за исключением крепостных крестьян, до отмены крепостного права. Срок обучения зависел от количества предметов в школах, а также от их типа. Все учебные заведения подразделялись на начальные, средние, и высшие. Сразу после победы Октябрьской революции началось разрушение прежней системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было запрещено преподавание древних языков и религии, запрещались многие авторы, тот же Пушкин был запрещён вплоть до 1937 года.
Вывод: Количество всех учебных заведений постоянно увеличивалось и увеличивалось и количество учеников, как в сельской местности, так и в городе, в связи с чем грамотность возрастала, что видно по количеству учебных заведений. Все учебные заведения были разными и преподавали разные материалы, делая упор на тех предметах, которые были необходимы будущему юристу или инженеру. Были и перекосы в виде церковно-приходского образования, но кто учит, тот и выбирает предметы для обучения. Кроме того, мы забываем, что огромное количество людей иудейского и лютеранского вероисповеданья училась за границей, затем возвращаясь в Российскую империю.
Список наиболее крупных издательств на 1911 г. (по тиражу)
№№ Издатели Тираж *
1. Ситин И.Д. 14848840
2. «Посредник» 5201500
3. Коновалова Е. 3132278
4. Балашов А.С. 1487000
5. Училищный Совет при Святейшем Синоде 1635000
6. Антик В и К («Польза») 1387100
7. Думнов В.В. 1734400
8. Луковников П.В. 1144400
9. Тихомиров К.И. 1074100
10. Кирхнер О. 885150
11. «Просвещение» 817510
12. Ступин А.Д. 805675
13. Зихман К.Г. 783850
14. Петербургский учебный магазин 758000
15. Корнфельм М.Г. 674600
16. «Печатное слово» 670350
17. Горбунов-Посадов 671770
18. Гутзац М.М. 665615
19. «Верность» 630700
20. Губанов Т.Д. 581700
21. Панафидина А.С. 577700
22. Саблин А.Д. 564570
23. Киево-Печерская лавра 524785
24. Всероссийский национальный клуб 516450
25. «Копейка» Товарищество 514400
26. Богданович Е.В. 503300
27. Гуревич Г.Я. 474000
28. Березовский В.А. 477770
29. Комиссия им. Пирогова 467050
30. Ямборг С.Я. 466500
31. Наумов М.Д. 460400
32. «Юная Россия» 453000
33. Бафталовский В.И. 442000
34. Кауфман С.А. 474000
35. Максимов 417600
36. Сазонов А.Д. 404000
37. Травин П. 355000
38. Киевский епархиальный мисс. Совет 348300
39. Братство св. Креста 346700
40. Вольф М.О. Товарищество 340400
41. Акционерное общество типографского дела 375600
42. Главное управ. землеустройства и земледелия 318415
43. Девриен А.Ф. 307485
44. Башмаков Я. 304350
45. Любич 283500
46. «Оживление» 276000
47. «Развлечение» 274000
48. «Общественная польза» Товарищество 256900
49. Вятское Товарищество 250700
50. Михеев И.С. 234500
51. «Шиповник» 233700
52. Афонский Русский Пантелеймоновский монастырь 270000
53. Ротенберг А.М. 218300
54. Сухова А.Ф. 216350
55. «Образование» 213365
56. Киевский учебный округ 210000
57. Клюкин М.В. 207600
58. «Разум» 207600
59. Суворин А.С. 204590
60 «Сотрудник» 19960О
61. Карбасников Н.П. 199000
62. Брокгауз-Эфрон 192000
63. Друтман (Ефимона) 191500
64. Власьевское общество трезвости 184000
65 Васипьев И.В. и Ко 182200
66. Павленко Ф. 180900
67. Слепцова М. Н. 178800
68. Московское кн-во 175000
69. Холмушин Н.И. 175000
70. «Порядок» 158000
71. «Сфинкс» 154820
72. Тихомиров Д.И. 154800
73. Александро-Невское общество трезвости 154500
74. Розов И.А. 153000
75. Губинский В.И. 151100
76. «Современные проблемы» 150950
77. «Мир» Товарищество 146650
78. Глазунов И. 146580
79. Залесская А.К. 146445
80. «Радуга» 143800
81. «Полезная литература» 143610
82. Академия Наук 139683
83. Кнебель И. 138100
84. Риккер К.Л. 134580
85. Народное издательство 133700
86. Юргенсон П. 126605
87. Новая школа 124800
88. Нижегородская губ. ученая архивная комиссия 123000
89. «Орос» 123000
90. «Прогресс» 120000
91. Иогансон Ф.А. 118900
92. Сойкин П.П. 118600
93. Скворцов В.М. 116400
94. «Гонг» 116000
95. «Эдитор» 111000
96. Козман 108000
97. «Освобождение» 107800
98. Лукашевич Р.П. 105000
99. Постоянная комиссия народных чтений 100000
Источник: Статистика произведений печати, вышедших в России в 1911 г. С. 88-123.
* В таблице учтены издательства, выпустившие более 100 тыс. экз.
По данным же официального статистического сборника “Культурное строительство СССР” за 1940 г. в 1938 г. в СССР было 77 590 массовых библиотек с 146 803 тыс. томов, а в 1939 г. — 86 266 библиотек с 166 728 тыс. томов (т.е. за 4-5 лет число массовых библиотек и их книжный фонд выросли едва ли не вдвое). Среди них еще в 1938 г. было по крайней мере 16 000 массовых библиотек с числом книг в среднем 7 000 — 5 000 и общим фондом свыше 100 млн. томов”.
То есть, мы видим, что через 24 года, мы исключаем три года самодержавия, когда рост был продолжен и три года Гражданской войны, когда он был нивелирован и считаем 18 лет советской власти, где рост составил всего лишь в пять раз! Количество книг возросло в десять раз за 18 лет… и книги были весьма однообразные, но это я придираюсь.
В общем хаосе библиотечной статистики можно, тем не менее, обнаружить некоторые закономерности: рост числа библиотек несколько замедляется, тогда как рост фондов сильно увеличивается. Сопоставление данных дает следующую картину: в 1941 г. в России насчитывалось 171 тыс. библиотек с общим фондом 355 млн. томов. Данные взяты у Добренко Е. «Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы».
Такая вот безграмотная царская Россия в сравнении с СССР. Сколько было бы библиотек в 1941 году, если бы Российская империя не превратилась в СССР, а стала хотя бы Российской республикой, подсчитать невозможно, но явно не меньше, судя по темпам роста.
4. Общий уровень образования и сравнение его кратко с «лучшим» в мире образованием советским.
В связи с вышеперечисленным можно охарактеризовать, что уровень грамотности населения неуклонно повышался с каждым годом и в районе 1925 года должен был достигнуть практически 100% за исключением Средней Азии и народов Северного Кавказа и Закавказья по понятным многим причинам.
Сеть церковно-приходских школ охватывала практически всю Россию, мой дед окончил четыре класса церковно-приходской школы, а бабка, правда, научилась читать и писать уже лет в 30. (Девочек неохотно отпускали учиться и сами родители, нечего мол баловством заниматься).
Мой другой дед окончил университет в Казани, бабка тоже была грамотной, живя в станице. Три класса церковно-приходской школы имел всем известный маршал Жуков, что позволило ему поступить на общеобразовательные курсы в объёме городского училища.
И это крестьянский сын, что уехал один учиться в город скорняжному делу, без мамы и папы. Вы многих таких знаете даже не сейчас, а гораздо позже? Чтобы самому легко поступить в образовательное учреждение уровня техникума? Отсюда непритязательный вывод: - то есть кто хотел учиться, тот учился, и ему было где это делать, и никто его не притеснял по сословному признаку.
Что касается уровня образования в царской России, то цель обучения в гимназии заключалась, в первую очередь, в подготовке к университету, во вторую очередь – в обучении тем наукам, которые хотел бы изучить сам учащийся. Система преподавания – энциклопедичная. Изучались древние языки и религия. Религия была уже атавизмом, но её изучали также, как позднее марксизм и то, и другое было сложно для понимания. Но если религия давала элементарные понятия о духовности и о предназначении человека в мире, то, что давал марксизм-ленинизм, кроме лозунгов, мне лично непонятно. Да его, собственно, никто и не знал.
Система кадетских училищ была заменена их суррогатом - суворовскими училищами, но когда? В 1943 году, когда, что называется уже припекло. А до этого только детдома и интернаты для сирот, которых насчитывалось до 8 миллионов. 8 миллионов сирот? Вдумайтесь в эти цифры? Впрочем, никто не занимался подготовкой будущих офицеров или военных техников, зачем? Мы весь мир разрушим, а затем… И Сталин тоже этого хотел.
Ремесленное училище, ПТУ, техникум, всё это квинтэссенция реальных училищ с гораздо худшим уровнем знаний и подачи предметов, намного худшим, и образованны ремесленные училища были только в 1940 году. Откуда тогда кадры для работы на заводах? И какие это были кадры?
Кооперативный техникум – это аналогия коммерческого училища и они были образованы почти сразу в 1920 году в виду начала НЭПа, что логично и в то же время весьма удивительно.
В 1920 году была составлена «Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек» было запрещено свыше двадцати тысяч наименований книг. Запрещались они и после этих лет, но если запрещались политические взгляды некоторых революционных деятелей и оппозиции, то это легко объяснимо.
Но какой смысл в запрете детских книг той же Лидии Чарской, неизвестен на первый взгляд. Хотя это всё, конечно, объяснимо. Стране нужны были интернационалисты, а не русские. Большевики тщательнейшим образом разрушали прежде всего русский культурный слой.
Для этого им понадобилась жизнь трёх поколений и вот, вуаля мы имеем то, что имеем сейчас. Благие намерения и ярко выраженный нигилизм, воспитанный в духе заветов Ильича. Ведь это же не внуки и правнуки белой эмиграции воспитывали нынешнее поколение? А мы с вами. Мы, «совки» с верой не в Бога или добро, а с верой в коммунизм, или социализм, или сталинизм, кому как удобнее. Нет, это не потомки Романовых и Трубецких. Не гнусный Запад привёл нас к Комеди-клаб или образу Моргенштерна с числом дьявола на лице, хоть подобного рода тренд там и существует, но он там был всегда.
Нет, это плоть от плоти тех, кто последовательно вёл нас в коммунизм и светлое будущее. Но отсутствие преподавания, как ни странно, древних языков, а также, отсутствие изучения в советских школах трудов древних греков и римлян, тоже весьма отражается на общем уровне культуры. Их и в институтах никто не изучал, а уж тем более в военных училищах. Да и тянутся к кому? На кого равняться? Нет больше выпускниц Смольного института, о которых мы только знаем по уничижающим оскорблениям институтка! А вы бы сами хотели бы, чтобы у вас жена закончила Смольный институт или вы бы предпочли Анку-пулемётчицу, чей собирательный образ гуляет в многочисленных анекдотах про Чапаева? Пора бы уже признаться самим себе, что тянуться надо к культуре и достоинству, а не к хамству и безграмотности.
Мне очень понравилась фраза Любжина: «Мы довольно часто сталкиваемся с призывами не разрушать то, что было ценного в советской школе. С призывами вполне солидарны: ненужно разрушать то, что разрушится само».
«В отличие от Императорской гимназии, советская школа никак практически не оказывала воздействия на карьеру молодого человека. Сейчас, пожалуй, ликвидированы остатки её влияния. Таким образом для того, чтобы школа могла что-то эффективно навязывать, а не прививать отвращения к русским классикам, ей нужно вернуть влияние на карьеру юноши. Но всем понятно - как только у неё в руках окажутся эти инструменты, они станут предметом торговли. И с идеей обязательности, опять придётся распрощаться вновь». К слову сказать, каких советских классиков можете вспомнить вы? Только лишь несчастный серебряный век русской поэзии, изнасилованный и уничтоженный советским строем.
Есенин повесился 1925 году, весьма мутная история. Блок умер в 1921 году вскоре после того, как ему отказали в выезде за границу и в лечении. В 1930 году также отказали в визе и Маяковскому, и он застрелился в этом же году. Осип Мандельштам погиб в тюрьме в 1938 году. Николая Гумилёва расстреляли в 1921 году по подозрению в заговоре, по сути, без суда.
Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак назовите мне счастливых поэтов и прозаиков СССР? Единственно кого я могу назвать классиками это Твардовский - «Василий Тёркин», и Астафьев - «Прокляты и забыты» - последнее произведение поразило меня ещё в отрочестве, видимо накипело даже у советских людей.
К сожалению, статья и так, получилась очень большой, поэтому миф о самом лучшем советском образовании, я разрушу в другой своей статье, а пока перехожу к пятому и последнему пункту.
5. Грамотность в процентах.
Возьмём количество грамотных в 1897 году в самом начале правления Николая 2. Как известно, он вступил на престол в мае 1896 года. А на следующий год была уже проведена перепись населения, что в принципе является выдающимся фактом.
То есть судя по этим таблицам которые не вместились сюда, грамотность сельского населения, которое по объективным причинам всегда была ниже грамотности городского населения возросла в 2,5 раза. Но вторая таблица даёт неравномерные показатели в период 1908-1913 года, не так как данные за 1897 год, которые можно трактовать однозначно. Тогда мы переходим к следующей таблице.
Грамотность принятых на военную службу по 50 губерниям Европейской России за 1874-1883, 1894 и 1904 гг.
Тут всё ясно и понятно. Ну и сколько же было всё же неграмотных призывников в 1914 году. Тут нам подскажет затёртая уже до дыр разными интернет-лекторами и всеми известная табличка.
БСЭ дает однозначный ответ в 27% неграмотных, то есть грамотных было 73% призывников. С этим утверждением можно согласиться, но тогда давайте посчитаем среднее арифметическое из таблицы по губерниям. И приплюсуем проценты грамотности разделив их на количество губерний.
В итоге у меня получилось усреднённое значение в 62% грамотных и это 1904 год. Как вы думаете за десять лет могло что-нибудь изменится в плане грамотности? Думаю, что да. То есть на 1914 год процент грамотных юношей возраста 18 лет был никак не меньше 80-90%.
Конечно, грамотность женского населения была не больше половины этого количества, потому как роль женщины-крестьянки особо не подразумевало необходимости ей учиться, а сельское население в Российской империи преобладало. Но это не отменяет того факта, что с каждым годом в школы ходило всё большее количество девочек и девушек.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что реальная грамотность населения была в районе 45-56%. Цифру в 45% дают иностранные исследователи, а в 56% граф Игнатьев бывший министр образования Российской империи.
Истина, как и обычно, лежит где-то посередине. А в общем и целом, можно сказать, что начальными навыками грамотности обладали уже многие и умение читать и писать по складам, а также считать, не являлось таким уж сложным качеством. Если бы смогли пережить революцию и не допустить образования советского строя, то к 1925 году у нас было бы 90% грамотного населения, за исключением национальных окраин.
В конце концов родители зачастую учились вместе с детьми, но их нельзя же было назвать образованными, да многие и не признавались или стеснялись. Лучше всего об этом написал в своём рассказе «Филиппок» всем известный русский классик Лев Николаевич Толстой.
Источник