Ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» предупредила о росте цен на услуги, в целом по отрасли они вырастут на 15−25%. Дорожает всё, и топливо, и «расходники», и запасные части, да и зарплаты приходится поднимать. Дальнобойщики предлагают действенные меры по сдерживанию цен, но власти молчат, чиновникам явно не до того, они решают свои крысиные проблемы.«Грузоперевозчики начали уведомлять своих клиентов о повышении цен на транспортные услуги на 15−25% в зависимости от направления. О таком намерении заявили свыше 80% компаний — членов организации, а также фирм, которые в нее не входят. Речь как о большегрузных, так и малотоннажных автомобилях», — заявил президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.Стоит отметить, что процесс начался ранее, после резкого скачка цен на дизтопливо. Компании оперативно пересчитали затраты (ГСМ составляет более половины себестоимости) и уведомили о росте цен свою клиентуру. Те почесали головы и вынуждены были согласиться, в свою очередь, пересчитав цены на свои товар и услуги.
И дело не только в солярке. Например, масла подорожали на 25−50%, причём с пресловутым «импортозамещением» дело плохо. Да, есть аналогичные продукты от «Газпрома», «Роснефти» и «Лукойла», народ их хвалит. Если, конечно, это не подделки, а таковых тоже хватает. Однако все они создаются на базе импортных присадок, отечественная только основа, да и то не всегда. Поставки импортных материалов в Россию потихоньку перекрывают, а своего производства высокотехнологичных продуктов нет. Нефтяники предпочитают не вкладывать деньги в новые производства, а выводить средства из страны. Так что перспективы по отечественным маслам самые паршивые, как бы нам со временем не пришлось переходить на советский «автол»…
«Лично я лью только импортное масло, не обязательно „оригинал“ от производителя моего авто, но хорошее. С отечественным не связываюсь, лучше переплатить, чем угробить мотор. И так рисков хватает, соляра — полное г. но, понаставил дополнительных фильтров для очистки от воды и прочего кала, только этим и спасаюсь», — рассказывает владелец Renault Magnum Алексей.
Фильтры, прочие «расходники», естественно, — только импортные. Даже на КамАЗы стараются не брать российскую продукцию, так как на качестве сейчас безбожно «кроят», пытаясь снизить себестоимость. Да и число отечественных заводов продолжает сокращаться. Наклейка «Сделано в России» всё чаше прилеплена поверх другой, с надписью «Made in P.R.C.».
Ситуация с шинами вообще плачевная, тут «импортозамещение» есть только по покрышкам для малотоннажных и среднетоннажных авто. Да и то их покупают лишь тогда, когда выбора нет. Дорого, да и качество не соответствует цене, лучше немного доплатить, но купить импорт.
«Покупать российскую резину банально невыгодно, она долго не служит. И опасно. Осенью „переобул“ одну из своих транспортных единиц, так через неделю рвануло переднее колесо, хорошо хоть правое, машина на встречку не вылетела. Купил Continental, всё нормально. Но дорого, и цены постоянно растут», — жалуется владелец подмосковной малой транспортной фирмы Сергей.
По данным «Грузавтотранс», цена на «расходники» и технические жидкости выросла на 40−70% и выше, на автошины — на 45−60%. Плюс приходится проводить индексацию зарплат, причём работники требуют по реальной инфляции, а это где-то на уровне 25−30% годовых. А то народ банально разбежится, в отрасли явный кадровый голод, найти хорошего «дальнобойщика» проблема, да и простого водителя с опытом — тоже.
По статистике Международного союза автомобильного транспорта (IRU), по итогам 2021 года дефицит водителей в России вырастет до 24%. Отечественная статистика это подтверждает. Согласно данным ГИБДД, если в 2017 году около 260 тысяч лиц получили права, отличные от категории В, то в 2020 году таковых было всего 250 тысяч.
«К дефициту профессиональных водителей привело сокращение количества автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей. Отсюда — повышение среднего возраста водителя, сейчас в основном это удел людей возрастом 45−50 лет», — говорит генеральный директор компании «АВТО-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter за 2020 год, в России доля водителей в возрасте 18−30 лет составляет всего 14%, 30−40 лет — 28%, 40−50 лет — 35%, 50−60 лет — 21%.
Открыть категорию «С», «D» или «CE» без взятки практически нереально, а «тарифы» постоянно растут. Инспекторы старательно «заваливают» будущих водителей на экзаменах по вождению, благо, тут полное раздолье для «самодеятельности». Плюс совершенно дурацкие и нелогичные билеты по ПДД, где часть правильных ответов взаимоисключающие. Как несложно догадаться, безопасности движения это не способствует.
Цены на автоперевозки можно быстро и эффективно снизить, для этого «Грузавтотранс» предлагает простые и действенные меры.
Прежде всего, отменить акциз на топливо и запретить экспорт нефтепродуктов за рубеж. Логично: как раз во время декабрьского скачка цена на дизтопливо к берегам США подходил рекордный караван из российских судов, которые везли как раз солярку. Больше походило на то, что сателлиты тащат дань хозяевам. Чиновники тут же аж взвились, в Минэнерго заявили о некой «эффективности работы демпферного механизма», дескать, цены на топливо контролируем.
«Штаб Минэнерго по рынку нефтепродуктов держит на ежедневном контроле ситуацию с топливообеспечением всех регионов России и всех категорий потребителей. Принимаются меры, направленные на повышение поставок топлива на организованные биржевые торги, стабилизацию биржевых цен, а также повышение равномерности поставок на нефтебазы и сети АЗС ряда регионов», — отчитались едросы в своём репертуаре.
Между тем на Сахалине — в нефтедобывающем регионе! — цены на дизтопливо на момент написания данного материала превысили 60 рублей за литр. По прогнозам островитян, исходя из мощностей местного НПЗ (до 450 тонн нефтепродуктов в сутки), можно ожидать нового роста цен. Второй перерабатывающей завод тут «строят» аж с 2015 года, и появится ли он — в принципе не понятно. Местным властям наплевать, а «Роснефть» с острова, по сути, ушла. В Охинском районе, где его собирались строить, ещё «советские» месторождения исчерпаны, а новых нет. Просто в них не вкладывают деньги.
И такая ситуация не только на далёком Сахалине. В Сибири, где тоже добывают нефть, с соляркой беда. В Ханты-Мансийске, где скважин вообще море, дизтопливо почему-то стоит 58 рублей. Соответственно, транспортная составляющая у всех товаров зашкаливает. Что вообще творится?
Плюс власти активнейшим образом разгоняют маховик инфляции. Проезд по платным дорогам с какого-то бодуна вырос на 15%, что вдвое выше фальшивого росстатовского показателя инфляции. На М-11 — почти на 100%! Есть и иные примеры. Более того, в 2022 году Минтранс собирается поднять тарифы на проезд ещё вдвое, а кое-где и втрое!
«Я уже наблюдаю, что вырос трафик по старой дороге М-10. Перевозчики не готовы платить повышенные тарифы и будут уходить на альтернативные трассы», — ещё летом объяснял председатель объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.
Тарифы «Платона» пока повысили на 4%, но и тут у администраторов есть далеко идущие планы. По сути, дороги России делают нерентабельными для перевозчиков, данные деяния властей иначе, чем вредительством назвать невозможно. Экономическая активность душится на корню, так как автомагистрали — это кровеносные сосуды хозяйственной деятельности. А их намеренно перекрывают чиновничьими «тромбами».
Иван Рыбин
https://svpressa.ru/auto/article/320360/