Тайны ленд-лиза: СССР получал от союзников самолеты в разбитом виде, многие вообще никуда не годились20 августа 2023
https://dzen.ru/a/ZOKNHgMbflyWX4nbСтатья для тех, кто считает ленд-лиз от союзников во время Великой Отечественной войны спасением для Сталина. На самом деле всё обстояло не так прямолинейно, как кажется на первый взгляд, а во многих моментах – и вообще неприглядно. И это тоже военная помощь - полученные СССР 2000 штук британских бронетранспортеров Mk.I Universal, они тоже включены в статистику.
Сегодня все знают, что без технической помощи союзников во время войны СССР ни за что не победил бы Гитлера. И это давно стало аксиомой. Приводятся всякие цифры, показывающие объемы поставок, и эти цифры и на самом деле впечатляют. Естественно, что на неподготовленные мозги они давят так, что никаких сомнений в слабости Красной Армии и экономики СССР не остается. Союзники выручили Сталина, а если бы не выручили – то тут бы ему и настал конец, и спорить тут не о чем. Но есть и обратная сторона всей этой темы, о которой почему-то мало кто говорит. Например, объемы поставок за первый, самый важный этап Великой Отечественной войны был очень небольшим, а основная часть техники и материалов начали поступать только тогда, когда Красная Армия в 1943 году перешла в широкомасштабное наступление. А до этого момента в основном Сталину приходилось обходиться своими силами, преодолевая такие трудности, каких не испытывала на одна воюющая страна.

График поставок в СССР от союзников по годам
Мало того – львиная доля техники в войне вообще никак не поучаствовала, например, 200 с лишним истребителей P-47 «Тандерболт» и 2400 истребителей P-63 «Кингкобра». А ведь это не мелочь какая-то, а немалая часть из тех 18 тысяч самолетов, которые союзники прислали в СССР. То же самое касается и 1337 английских «Спитфайров» - они тоже почти не участвовали в боях, и больше половины этих машин вообще пришли к нам только в 1945-м году.
Многие поклонники ленд-лиза любят рассказывать, что советский ас Александр Покрышкин показал на американской «Аэрокобре» отличные результаты, но почему-то никто не вспоминает при этом о том, что другой ас – Иван Кожедуб, получил еще более лучшие результаты на отечественных «Лавочкиных». Я думаю, что если бы Покрышкин воевал на истребителях «Ла» или «Як», то он одержал бы не меньше побед. А «Лавочкиных» и «Яков» у нас было построено во много раз больше, чем единственно пригодных для ведения эффективных воздушных боев среди всех истребителей союзников «Аэрокобр».
И это я не говорю уже про всю остальную технику и прочие стратегически важные материалы, больше половины которых была прислана в СССР только в 1944-1945 годах. Да, они помогли на заключительном этапе войны, но нельзя говорить, что ленд-лиз стал решающим в 1941-1942 годах, когда решалась судьба всего Восточного фронта. Помогли союзники в первый год войны, скрывать этого не стану, но тут опять-таки надо смотреть на цифры. К примеру, только в одном 1942 году промышленность СССР выпустила танков чуть ли не в полтора раза больше, чем американцы и англичане поставили за всю войну, причем танки наши были по всем параметрам лучше, причем многократно. То же касается и авиатехники.
Именно поэтому к цифрам по ленд-лизу надо подходить взвешенно, а не в целом, иначе может оказаться, что союзники вообще помогали нам выстоять в войне как-то спустя рукава. Во-первых, они посылали в СССР технику, которая часто вообще отказывалась работать в зимних условиях, так как не была приспособлена к снежным и морозным зимам. Многие самолеты просто приходилось переделывать, ставить на них отечественные моторы и вооружение, а то и вовсе менять конструкцию.

Американский истребитель P-40E "Киттихок" с установленным на него советским мотором М-105. Западные моторы просто не могли в наших зимних условиях работать.
Во-вторых, немалая часть техники, не только авиационной, но и другой, до фронта не доходила, так как буквально разваливалась на части. Конечно, это касается первого периода войны, когда союзники присылали танки, самолеты, автомашины не с заводов, а с полей сражений Европы, Африки, Азии. У всей этой техники был большой износ, и большинство ее приходилось списывать, разбирая на запчасти практически сразу же после поступления.
Можно ли считать такую технику боевой? Хорошо известна история 40 с лишним противотанковых «Харрикейнов» IID, которые прибыли в СССР прямо с африканского фронта, но оказались такими негодными, что все самолеты в итоге списали в утиль еще до того, как командование ВВС поняло, что воевать на них невозможно.

Hurricane Mk. IID, полученный ВВС РККА от англичан, и совершивший вынужденную посадку из-за отказа двигателя, который давно уже требовалось выкидывать на свалку
В связи с этим хочу представить старую-старую заметку одного из участников войны, который сам воевал на американских самолетах, и в ленд-лизе понимал побольше, чем многие сегодняшние его пропагандисты.
Ясно, что заметка эта была написана еще даже до «перестройки», в 1985 году, когда советская цензура просто свирепствовала. Но боевой полковник приводит не только цифры, которые можно оспорить, но и факты, которые оспорить невозможно. Поэтому думаю, что, несмотря на то, что представляемой мной ниже информации уже почти 40 лет, она вызовет у моих читателей определенный интерес. А у кого все же возникнут вопросы, то пусть представит свои данные, только, пожалуйста, не из Википедии, в которую каждый пишет что хочет, и по большинству даже ключевых моментов ей нет никакого доверия.
ЛЕНД-ЛИЗ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛПолковник В. ВАЙТУШКО
Весь мир знает, что решающая роль сокрушении военной машины Третьего Рейха принадлежит советскому народу, его Вооруженным Силам. В свое время эту истину не отвергали политические и военные руководители США и Англии. 21 февраля 1943 года президент США Ф. Рузвельт отмечал: «Я хочу воздать должное русскому народу, в котором Красная Армия берет свои истоки и от которого получает людей и снабжение... Красной Армии и народу Советского Союза принадлежит вечная честь и слава». А премьер-министр Великобритании У. Черчилль письме И. В. Сталину 27 сентября 1944 года писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить, что именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины».

Президент США Рузвельт подписывает «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», известный как закон о ленд-лизе. Вашингтон, 11 марта 1941 года
Однако после окончания войны многие западные историки, действуя в угоду реакционным империалистическим кругам, преднамеренно искажали и искажают факты, пытаются вопреки истине умалить решающий вклад Советского Союза и спасение человечества от фашизма. В частности, фальсификаторы тенденциозно преподносят данные об американских поставках Советскому Союзу вооружения и боевой техники по закону о ленд-лизе.
Что же такое ленд-лиз?Это система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, других различных товаров и услуг - по антигитлеровской коалиции. В двустороннем соглашении стран, получавших по ленд-лизу помощь, предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могут затребовать обратно.

Пути, которыми осуществлялись поставки в СССР
Осуществляя поставки по ленд-лизу, монополисты США преследовали и определенные экономические цели - они богатели на войне, значительно расширили производство. Выгоды, которые ленд-лиз принес, по словам президента Ф. Рузвельта, нельзя оценить «в каких-либо цифрах в долларах, поскольку расчет охватывает как человеческие жизни, так и материальные ресурсы».
А его преемник Г. Трумэн заявил, что «каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи».
Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. А первый протокол о военных поставках в CCCP по ленд-лизу был подписан только спустя семь месяцев.
В составе боевой техники, поставляемой СССР, определенное место занимали самолеты. Доставка их осуществлялась как путем перегонки по воздушным трассам через Аляску, Иран, Ирак, так и на торговых судах в порты Мурманск, Архангельск, Баку, Владивосток с дальнейшей их сборкой на территории нашей страны. Для перегонки в Советский Союз по воздуху импортных самолетов у нас были созданы специальные авиационные полки.
Никто не отрицает, что помощь союзников по ленд-лизу, безусловно, сыграла определенную положительную роль в оснащении Советской Армии вооружением и боевой техникой, в том числе и авиационной. У нас был ряд авиачастей, оснащенных импортной техникой.
Так, например, трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин определенный период Великой Отечественной войны летал на истребителях «Аэрокобpa», вооруженных 37-миллиметровой пушкой и четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм, а гвардейский Краснознаменный Брестский полк, в котором довелось служить автору статьи, летал на американских двухмоторных Б-25 «Митчел».
Однако наша победа над фашистской Германией завоевана не англо-американским, а советским оружием. Общее количество машин, поставленных по ленд-лизу, составило всего лишь седьмую часть от военного производства СССР.
Поставки по ленд-лизу были крайне нерегулярны. Так, согласно первому протоколу США и Великобритания обязались направлять Советскому Союзу с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 года ежемесячно 400 самолетов (100 бомбардировщиков и 300 истребителей). Однако до конца 1941 года Америка поставила только 204 самолета. С октября по декабрь 1941 г. Англия отправила в СССР 669 самолетов вместо 800. К началу Московской битвы, когда мы так остро нуждались в помощи, удельный вес импортных самолетов в составе авиации фронтов составлял менее одного процента.
Программа поставок не выполнялась по ряду причин, Но главная из них - стремление союзников затянуть исполнение обязательств, дождаться результатов битвы. Об этом не раз писали беспристрастные наблюдатели.
Поставки из США и Англии поступали не только нерегулярно, но и разрозненными партиями, в неудовлетворительном состоянии. В книге «Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентом США и Премьер-министром Великобритании» говорится: «...танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят в разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде».

Структура поставок в СССР по странам. Следует учесть, что Великобритания в основном осуществляла помощь не по ленд-лизу, а по торговым кредитным договорам с оплатой по факту
Позднее, правда, количество поставляемых в СССР военных материалов несколько возросло. В 1942 г. США направили в Советский Союз 2505 самолетов, a 1943 г. - 6371. На этом основании многие англо-американские историки делают вывод, что не будь материально-технической поддержки со стороны США и Англии, ни боевой опыт Красной Армии, ни героизм советских воинов, ни самоотверженность тружеников тыла, дескать, не решили бы исход ни Сталинградской, ни Курской битв. Лживый вывод!
Начиная с лета 1942 года, военное производство в нашей стране неуклонно возрастало и уже к концу 1942 года удовлетворяло потребности советских войск. Советская военная промышленность, опираясь на прочную материальную базу страны, в своем развитии опережала такие капиталистические страны, как США, Англия и Германия, по количеству среднегодовой продукции важнейших видов вооружения и техники, уступая США лишь в производстве самолетов.

Экспорт в СССР по ленд-лизу и прочим программам помощи - по годам, в долларах и тоннах
Так, наша авиационная промышленность, преодолевая огромные трудности, не только восстановила утраченные при вынужденном отступлении мощности, но и значительно превысила их. В 1942 году было выпущено 21 700 самолетов, в 1943 - 29 900, в 1944 - 33 200, в 1945 году (январь-август) 19 100 боевых машин.
Таким образом, поставки союзников служили лишь незначительным дополнительным источником снабжения наших Вооруженных Сил. Весной же 1943 года, как известно, США и Англия приостановили отправку конвоев с боевыми грузами в наши северные порты (сначала до сентября, потом до ноября). В результате общий объем грузов, направленных в тот период по Северному морскому пути, составил лишь около десятой части запланированного. Крупнейшие операции и битвы, включая и Курскую, Советская Армия проводила с помощью боевой техники почти целиком отечественного производства.
Даже бывший президент США Г. Гувер, не питавший симпатий к Советскому Союзу, признавал, что СССР «остановил немцев еще до того, как получил военные материалы по ленд-лизу»...
Основными типами импортируемых по ленд-лизу самолетов CCCP были:
~ из Америки - бомбардировщики Б-25 «Митчел», A-20 «Хэвок» (Бостон), транспортный С-47 «Дуглас», истребители P-40B «Томагаук» и Р-39 «Аэрокобра»;
~ из Великобритании - «Харрикейн», «Спитфайр-1».
Поставлялись самолеты и некоторых других типов.

Поставки самолетов в СССР в 1941-1945 гг.
Самолеты союзников были в основном по тому времени современными, однако значительная доля приходилась (до 36 процентов) и на устаревшие. К ним первую очередь относились английские «Харрикейн» и американские Р-40В «Томагаук» и Р-40 «Киттихаук». Они уступали в скорости немецкому истребителю Bf-109, обладали недостаточной маневренностью. Основным же недостатком их было слабое вооружение. Поэтому они направлялись в основном в тыловые части истребительной авиации, в учебные полки. Так, ни один «Харрикейн» не по пал на фронт без замены на нем стрелково-пушечного вооружения на более мощное, советское. Имели недостатки и другие самолеты.
Дважды Герой Советского Союза В. С. Ефремов в книге «Эскадрильи летят за горизонт» отмечает:
«Началось обстоятельное изучение «Бостона». Каждому стало понятно, что самолет отвечает требованиям современной войны. Но кое-что нас и не устраивало. Например, максимальная бомбовая нагрузка. У «Бостона» она составляла всего 760 кг, тогда как наш ветеран СБ поднимал 1200 кг».
Было слабым стрелковое вооружение. «Стрелки-радисты, продолжает Ефремов, хорошо держали связь, но пулеметы презрительно называли «спринцовками». Правда, успокаивало нас недавнее сообщение о том, что новую партию машин переоборудуют на одном из заводов, и в кабине стрелка-радиста вместо «Кольт-Браунинга» будет стоять мощный советский пулемет Березина»...
Американская техника не выдерживала интенсивных боевых нагрузок. Приходилось менять поршни, цилиндры, кольца, подшипники моторов, а некоторые типы машин существенно дорабатывались. Американцы и англичане о наших самолетах нередко пишут с иронией, как о «примитивных», «рубленных топором». Это просто недобросовестно.

Американский средний танк M3 «Ли», который наши танкисты назвали "трёхэтажным кошмаром". На фото - колонна танков М3с 193-го отдельного танкового полка движется к передовой. Центральный фронт, июль 1943 года
Конечно, советские боевые машины были много проще по конструкции и технологии, чем, скажем, американские или немецкие. И это естественно. Они производились в тяжелых условиях войны, нередко в период эвакуации, острого дефицита алюминия, приборов, целого ряда материалов, необходимых при массовом строительстве самолетов, моторов и оборудования, делались руками неквалифицированных рабочих, в основном женщин и подростков.
Но при всем этом советская авиационная техника оказалась полностью отвечающей требованиям воздушных сражений на советско-германском фронте, где гитлеровская авиация потеряла две трети своих самолетов.
Таковы факты истории и опровергнуть их не могут никакие ухищрения фальсификаторов.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ В СССР:Тайны ленд-лиза. Какой процент помощи от собственной выработки получил СССР от союзников в с 1941 по 1945 годы?
Интересные факты по ленд-лизу в годы войны. Чем же Красная Армия била немцев?
Почему Черчилль и Рузвельт не поверили в поражение СССР от Гитлера с самого начала Великой Отечественной войны?
Нелестные отзывы советского летчика-испытателя о «Мустангах» P-51 и «Тандерболтах» P-47, поступивших по ленд-лизу в СССР