Продолжение
ЗАВОД ИЗ НИОТКУДА. Показательно эту ситуацию подтверждает такой случай, который и смог использовать Мазуров, для «внедрения» в нефтянку. В 1995 году, «Транснефть» вроде как озаботилась строительством возле своего же нефтепровода, НПЗ с мощностью переработки в 400 тыс. тонн сырья. Компания «Сибнефтепровод», дочка «Транснефть», создает ЗАО «Антипинский НПЗ», которое и должно было заняться этим строительством. Разработали проект, выделили участок в поселке Антипино на окраине Тюмени, получили разрешение на строительство, начали работы по планировке, устройству фундаментов и даже закупили оборудование, но тут сработал тот фактор, что крутить вентили на магистральных трубопроводах и снимать показания со счетчиков об объемах прокачанной нефти, гораздо проще и выгоднее, чем возиться со сметами, изменениями в проекте, договариваться с подрядчиками, утрясать вопросы с авторским и стройнадзором. Проект в итоге «подвисает», а новое руководство «Транснефть» в лице С.Вайнштока, в 1999 году принимает решение об избавлении от непрофильного актива. Учрежденный ЗАО «Антипинский НПЗ» банкротят и выставляют на продажу. В это время «сердце завода», атмосферная ректификационная колонна, находится под арестом за неуплату таможенных пошлин.
Идет 2004 год, на людей, которые хотят заниматься производством, в России смотрят, как на умалишенных, особенно в секторе нефти, где все давно поделено и «попилено». В Тюменской области работает разветвленная сеть АЗС, принадлежащая «Лукойлу». Строить завод по производству топлива, это значит объявить себя конкурентом этому монстру. В дальнейшем, по моему мнению, это тоже сыграло определенную роль в этой истории, но об этом позже.
В этот момент Мазуров принимает решение, которое перевернет его жизнь и жизнь многих людей вокруг него. Вместе с Геннадием Лисовиченко, они покупают недостроенный НПЗ и начинается «светлая полоса» в истории Мазурова-производственника.
Берутся кредиты под действующий успешный «давальческий» бизнес Мазурова. Ранее заведенные связи среди сильных мира сего, дают результаты в виде поручительств при получении кредитов. В этот момент на помощь приходит «Интерпромбанк», который в будущем станет структурным банком, созданной им Группы Компаний «Новый поток». Кредиты, необходимые для завершения строительства НПЗ, выдаются в несколько этапов и стройка начинается. Суммарно проект финансируется на $70 млн.
Надо отдать должное, вчерашним коммерсам-посредникам, удается сделать за 2 года то, что не смогли профессионалы из «Транснефти» за 9 лет. В сложнейших климатических условиях, при ограниченном финансировании, в предельно сжатые сроки, они завершают строительство завода.

АНГЕЛ-СПАСИТЕЛЬ СОБЯНИН
Во время строительства возникали казалось неразрешимые проблемы. Для размещения всей инфраструктуры завода, транспортной и складской, требовались дополнительные 24 га земли, примыкавшей непосредственно к комплексу переработки нефти. Местные предприниматели, владевшие землями вокруг стройплощадки, где установили технологическую линию, стали выставлять немыслимые ценники новому «нефтяному королю». Тут в судьбе завода появляется «ангел» в виде Правительства Тюменской области, заинтересованного в появлении в регионе такого важного предприятия и лично губернатора С. Собянина. По решению Правительства, расторгаются договора аренды с этими вымогателями на основании того, что нарушаются условия договора аренды, и эти земли отдаются заводу. Следующее Чудо совершает тот же Собянин. Он помогает получить техусловия на врезку в магистральный нефтепровод, проходящий в 500 метрах от завода, и завод фактически решает проблему с поставкой сырья. Нефть для переработки заходит по трубе, напрямую в хранилища. Причем сам Сергей Семенович, в дальнейшем участия в судьбе завода не принимал, еще до открытия первой технологической очереди, он по приглашению В.Путина уезжает на повышение в Москву.
На этом чудеса не заканчиваются, а я реально считаю, что происходившее с Антипинским НПЗ в те годы, больше похоже на сказку о Принце-счастливчике. Я не знаю, чего там было больше, везения или личных коммуникативных качеств Мазурова, который мог договариваться с обитателями разных кабинетов, от банковских офисов до федеральных Министерств, но дела реально пошли «в гору». Изначально провальная и обреченная на фиаско затея по строительству новейшего перерабатывающего завода в России, стала обретать черты успешного проекта. Голые цифры мощности по переработке сырой нефти поражают воображение:
2004 год - начало строительства
2006 год - I технологическая очередь АТ-1 400 тыс. тонн
2008 год - после модернизации мощность выросла до 750 тыс. тонн
2010 год - II технологическая очередь АТ-2 + 2,5 млн. тонн
2013 год - после модернизации II очереди мощность – 4,0 млн. тонн

ВРЕМЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ И "НОВЫХ ПОТОКОВ"
Все это время завод, а вместе с ним и Группа Компаний «Новый поток», сердцем и основой которого был Антипинский НПЗ расцветал и креп. Кредиты выданные под строительство, гасились строго по графикам. Будущее представлялось безмятежным. Но в 2010 году прозвенел первый звоночек со стороны государства. Дело в том, что технология производства дизельного топлива, предполагала глубину переработки сырья около 55%. Остальную «тяжелую фракцию», практически полностью состоявшую из мазута, «НП» экспортировал, получая $100 c тонны. Прибыль позволяла погасить взятые кредиты и строить планы по расширению. Основная цель руководства стояла в банальном увеличении объемов, с последующей модернизацией технологического процесса, направленного на «глубину» переработки.
И в 2011 году начинается самый масштабный этап модернизации завода, который идет параллельно с наращиванием мощности:
2014 год - III технологическая очередь АТ-3 + 3,75 млн. тонн
Кроме этого были построены современные 5-ти ступенчатые
очистные сооружения промышленных и бытовых стоков.
2015 год - после модернизации III очереди до 5 млн. тонн.
Суммарная мощность завода– достигла - 9,0 млн. тонн
Кроме этого современные технологии позволили производить
дизельное топливо по стандарту Евро-5
2016 год - запуск комбинированной установки для производства
вакуумного газойля, который позволил увеличить глубину
переработки нефти до 98%.

1-й этап III технологической очереди

2-й этап III технологической очереди

3-й этап III технологической очереди

4-й этап III технологической очереди
Фактически к 2016 году, все основные стадии строительства современного завода были закончены. Заключительным штрихом и последним пазлом в картине, выглядел этап по вводу в эксплуатацию комплексной установки производства высокооктановых бензинов в 2017 по стандарту Евро-5 и запуск в 2018 году установки гидрокрекинга для увеличения доли бензинов/светлых нефтепродуктов.
Так был построен САМЫЙ современный завод России.
Глубина переработки позволяла Мазурову со всей уверенностью смотреть в будущее. Его детище могло обходить даже возможные перебои с поставками нефти, он мог просто перейти на примитивную скупку мазута со всех НПЗ России, для которых он являлся побочным низкорентабельным продуктом, а для Антипинского НПЗ являлся полноценным сырьем, из которого он мог делать и дизтопливо и бензин, и что самое главное вакуумный газойль, продукт ориентированный на экспорт, использующийся в судовых установках и в качестве печного топлива в Европейских странах.
Как я уже говорил, для этого были реализована многопрофильная структура ГК «Новый поток». В группе компаний было специализированное подразделение, занимавшееся продажей продукции. Был выкуплен причал в Мурманском морском порту. Создано и полноценно функционировало отделение розничной продажи продукции в собственной сети АЗС Тюменской и Курганской областей.
"СБЕРБАНК" И ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОТИВ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ.
Позитивного настроения Мазурову не смог испортить даже тот факт, что кредит Сбербанка, после долгих мытарств по защите собственного проекта развития завода, был выдан в 2013 году, под грабительские 17% в долларах, накануне двукратного обесценивания рубля. Все происходящее на тот момент было похоже на схватку производственника-одиночки, против бл@дского поведения менеджмента госбанка, который работал в тесной связке с финансово-экономическим блоком Правительства РФ. Этот союз реализовал «эффективную» схему по удушению любого производителя, на основе разработанной ими налоговой политики и «убивал» даже зачатки нефтепереработки в России.
Но даже в этой ситуации Мазуров выходит победителем. Со временем стало понятно, что это «пиррова победа». Но он видел «финиш», окончательные работы по созданию высокотехнологичного детища были близки и осязаемы. Он прикладывал все силы, влезал в новые кредиты для достройки завода. Видимо расчет был на то, что с таким заводом ему никто и ничто не страшно.
Выстроив и наладив систему управления НПЗ и его инфраструктуры, в погоне за объемами и квотами, «Новый поток» прирастает еще двумя «НПЗ». В 2014 году Мазуров получает в управление, а в 2015 году приобретает Марийский НПЗ. В 2017 году, ГК «Новый поток» совместно с «газовым императором» начала 2000-х Игорем Макаровым, вступает в управление активами Афипского НПЗ в Краснодарском крае. Проект предусматривал модернизацию завода по аналогии с Антипинским НПЗ. Сумма проекта оценивалась в $1 млрд. Судя по тому, что и как реализовал Мазуров практически в чистом поле под Тюменью, лично я уверен, что и это бы у него получилось.
Само по себе развитие «Нового потока», было фантастическим. Все что происходило с ним, создавало ощущения нереальности. Объемы производства за 10 лет выросли почти в 23 раза. Объем выручки поднялся в 300 раз. Когда я смотрел на этапы, которые он проходил, на весь путь его развития до 2017 года, складывается ощущение, что это происходит в развитой, демократической, современной стране Европы или Америки.
Внешне на тот период все выглядело так, что молодой, энергичный, успешный руководитель создает необходимые нашей стране высокотехнологичные производства с высоким уровнем передела, глубокой интеграцией всех сопутствующих процессов большой экспортной ориентированностью выпускаемой продукции. Но к сожалению, весь этот стремительный путь развития, был путем к трагедии, банкротству и тюрьме.
продолжение следует...