Почему в войну строили танки на чьи-то деньги — разве государству не принадлежало и так всё, что было в стране?Я увидела такую фразу на плакате в вагоне метро: «В 1943 году на деньги, собранные сотрудниками метрополитена, был построен бронепоезд».
Как это работало? Кому нужно было дать денег в государстве, где и так всё государственное?



Миф о том, что в СССР не было частной собственности, отнюдь не нов. Впервые его запустили в зарубежной прессе еще до создания самого СССР в 1918 году. С тех пор в различных редакциях он и гуляет по всему свету. Поскольку все меньше остается людей, которые своими глазами видели, как все было на самом деле, его пытаются теперь распространять и в России. Но это миф и не более.
Большевики стремились к ликвидации частной собственности на основные (общественно значимые) средства производства и товарно-денежных отношений, но не сумели достичь своей цели. Вопросы о том, почему это произошло, и достижима ли эта цель в принципе, я оставлю за скобками (хотя дискуссия идет, ответы на них существуют во многих вариантах). Я не буду также здесь приводить ВСЕ примеры легальной частной собственности советского периода. Достаточно упомянуть следующие факты:
От октября 1917 года и до самого конца советской власти государство за пределами налоговой нагрузки практически не покушалось на доходы наемных работников. Зарплата всецело принадлежала трудящимся и расходовалась, как им было угодно (в пределах закона, но это везде и всегда так). В том числе, на нее можно было купить в наследуемую собственность жилье и средства индивидуальной трудовой деятельности (предпринимательства без найма рабочей силы, как правило, сельскохозяйственной направленности в деревне). Люди строили себе на заработанные деньги дома и квартиры, а затем оставляли их потомкам. Единственный раз, когда от этого правила отступили, был на начальном этапе во время Гражданской (национально-освободительной против интервентов и предателей-белогвардейцев) войны. Тогда: а) требовалась мобилизация труда и ресурсов (в этом смысле была продолжена политика царского правительства), б) большевики еще рассчитывали на немедленную мировую революцию и переход к полному коммунизму за одно или два поколения.
От НЭП до Хрущева в стране существовали торгово-промышленный бизнес и трудовая кооперация в ремеслах. Последние ремесленные артели разогнали только после смерти Сталина. Остались лишь колхозы и бригады "шабашников", а также предприятия общественных организций типа общества слепых.
Отсюда видно, что у людей были определенные средства, которые они могли потратить в годы войны на помощь фронту. Часть этих мероприятий, несомненно, организовала партия (например, упомянутый случай с бронепоездом от работников метрополитена), но это отнюдь не значит, что все работники метро поголовно сдавали деньги из-под палки. Тогда отношение к государству у многих людей было совсем иное. Моя бабушка, неграмотная колхозница, однажды не получила положенных дров и сгоняла с утречка в райцентр, где без всякой записи зашла в кабинет персека райкома партии. Вопрос был решен его звонком в колхоз за минуту. К ее возвращению вечером дрова уже выгрузили и даже сложили в поленницу. Чего же удивляться, что она горой стояла за большевистскую власть?
Короче, деньги у людей были. Ради хорошего дела они их спокойно отдавали и не жалели. Что метрополитен, есть случаи покруче. Саратовский колхозник Головатый на свои сбережения купил два (!) истребителя. Это буквально выглядело так: в контору авиационного завода вошел человек в деревенском зипуне, выложил пачки денег и сказал: «Я хочу купить истребитель для нашей армии». Деньги сосчитали, хватило! Когда самолет износился, он купил еще один. Супруги Ширмановы подарили танк сыну Андрею, на нем он и пошел в бой. Покупка танка вскладчину родителями уходившим на фронт детям вообще не была единичным явлением, а друзья-комсомольцы иной раз скидывались на танк, чтобы не расставаться на фронте. Супруги Бойко тоже решили не расставаться, купили себе танк и воевали на нем в составе экипажа. Все это исторические факты, которые нам следует помнить.