Цитата:
Выбор режима экономичного хода судов
Как известно, мощность двигателя, находится в кубической зависимости от скорости хода судна. Анализ этой зависимости показывает, что в зоне экономического хода можно выделить режимы экономического и оптимального использования топлива. Под экономическим режимом понимается максимально возможная экономия топлива за рейс или покрытие наибольшего расстояния при данном запасе топлива. Экономические режимы работы судовых двигателей соответствуют 40-50% номинальной скорости. Не на этих режимах судовые дизели не могут работать длительное время из-за ухудшения продувки цилиндров, интенсивного нагарообразования, неблагоприятного теплового режима дизельной установки, падения температуры в утилизационных устройствах. По совокупности этих обстоятельств рекомендуется эксплуатация судов в режиме экономического хода при скоростях, равных 70-80% номинальной. Этот режим характеризуется оптимальным использованием топлива, что является своеобразным критерием максимальной удельной производительности судна (работа судна в час, отнесенная к путевому, расход топлива - показатель, широко используемый в зарубежной практике).
Движение определенного судна с экономической скоростью возможно при наличии резерва ходового времени, которое появляется при нахождении судна в рейсе вследствие поступления предупреждения об ожидаемом простое в порту назначения. Выбор конкретного режима движения судна с экономической скоростью зависит от наличия резерва времени, оставшегося расстояния и технической возможности эксплуатации главного двигателя на пониженных нагрузках. Экономический эффект при движении на пониженной скорости состоит в основном, как уже было отмечено, в существенном сокращении эксплуатационных расходов на топливо без увеличения общей продолжительности рейса. Расход топлива на единицу расстояния на экономичном ходу заметно снижается по сравнению с расходом при движении судна с первоначально заданной скоростью. В принципе экономичная скорость судна в рейсе находится в диапазоне от минимально допустимой по экономическим и техническим соображениям до максимально допустимой по техническим соображениям. Поэтому на практике важно при планировании рейса располагать не только заданными значениями скорости полного хода – vп.х.; но и значениями рекомендованных скоростей экономического хода – vв.х. Эта скорость непосредственно связана с другими техническими и эксплуатационными показателями и является определяющим параметром режима экономического хода.
В соответствии с рекомендациями о работе судов на экономических скоростях, предусматривающими снижение расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) без снижения провозной способности флота, теплотехническими службами пароходств разработаны и составлены графические зависимости для определения путевого расхода ГСМ в килограммах на милю пройденного расстояния. Графики разработаны для серий судов при ходе их в грузу и в балласте и утверждены стандартами пароходств. Так, в соответствии с этими графиками, для судов серии "Варнемюнде" скоростной режим движения, соответствующий оптимальному ходу, обеспечивает более 20% относительной экономии топлива, но и при этом не используется даже половина предоставленного резервного времени.
Примитивно говоря - идут не торопясь и экономят топливо.