Арарат писал(а):
Весь биоматериал - ЗАВОЗНОЙ... Хотя компании разные....
То есть ссылки не будет на твой бред..
Цитата:
Без импортных яиц. Птицеводы снизили зависимость от иностранного материала для инкубации до минимума
Елена Максимова
Журнал «Агроинвестор»
апрель 2023
Российская птицеводческая отрасль не испытывает дефицита инкубационного яйца, утверждают эксперты. В сегменте бройлера и несушки крупные фабрики обеспечены за счет собственного производства практически полностью, а некоторые компании даже реализуют излишки фермерам и личным подсобным хозяйствам. Хотя для полной независимости от импорта необходимо выводить собственные кроссы птицы, обращают внимание участники рынка. Сектор индейки от зарубежных поставок инкубационного яйца все еще зависит, однако доля ввоза стабильно сокращается и, по прогнозам, в 2023 году снизится с 60 до 50% общего объема потребления
По данным Национального союза птицеводов (НСП), в 2023 году в Россию было поставлено более 400 млн шт. куриного инкубационного яйца, что на 34% меньше, чем годом ранее. Снижение импорта не связано с какими-либо проблемами, объясняет гендиректор организации Сергей Лахтюхов. Наоборот, причина в том, что российские производители благодаря поддержке Минсельхоза в виде капексов на строительство племрепродукторов смогли расширить собственные родительские стада птицы. За последние два года было реализовано несколько крупных проектов по созданию репродукторов второго порядка, напоминает эксперт. В 2023-м будет достроен еще ряд таких предприятий, и тогда внутренний рынок будет почти полностью обеспечен своим производством в части инкубационного яйца бройлеров и кур-несушек. За счет роста отечественного производства доля ввоза сократилась по итогам прошлого года примерно до 10%, в то время как еще в 2019-м этот показатель составлял почти 20%. По данным Россельхознадзора, в стране выпускается порядка 4 млрд шт. инкубационных яиц.
Импортное яйцо Россия сейчас закупает в Венгрии, Словакии и Турции. «Системных проблем, не позволяющих обеспечить предприятия закупаемым за рубежом яйцом, нет, — подчеркивает Лахтюхов. — В случаях, когда устанавливаются те или иные ограничения на ввоз продукции из небезопасных по болезням птицы регионов, предприятиям удается быстро переориентироваться на альтернативных поставщиков — как российских, так и зарубежных».
Товарные птицеводческие предприятия не испытывают сложностей с обеспечением инкубационном яйцом финального гибрида ни по мясному, ни по яичному направлениям, подтверждает гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. По оценке организации, на импорт инкубационного яйца мясных кроссов кур в Россию приходится 6-7% общего потребления.
Впрочем, если топ-25 крупнейших птицеводческих компаний уже практически полностью обеспечен собственным инкубационным яйцом, то фабрикам с мощностью производства до 30 тыс. т экономически нецелесообразно создавать собственные репродукторы, акцентирует внимание Лахтюхов. Такие предприятия продолжат закупать инкубационное яйцо у зарубежных, а также российских поставщиков. Тем более что крупные игроки сектора не только обеспечивают себя своим материалом, но и реализуют его на свободном рынке.
Птицеводы проблем не отмечают
Риски работы птицеводческой отрасли, связанные с поставками зарубежного племенного материала, снижаются, комментирует исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Каких-то сложностей, которые бы сейчас радикально ограничивали поставки инкубационного яйца, не наблюдается. Все крупные птицеводческие предприятия обеспечены отечественным материалом на 100%, вторит эксперт остальным. «Более того, Россия уже является экспортером инкубационного яйца бройлера для промышленного стада, — добавляет он. — Правда, родителей и прародителей мы пока не вывозим, хотя к этому тоже могут быть предпосылки». По информации Бобылевой, российское инкубационное яйцо и суточные цыплята финального гибрида отгружаются в страны Евразийского союза: Киргизию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, а также в Монголию. Причем поставок по яичному направлению больше, чем по мясному, дополняет она.
Производство инкубационного яйца в стране обычно развивается внутри компаний, выпускающих конечную продукцию, рассказывает Лахтюхов. Тем не менее на рынке успешно работают и предприятия, специализирующиеся именно на выпуске данного материала, например «Авиаген», «Башкирский бройлер» и некоторые другие.
«Золотые» яйца
Стоимость проектов по производству инкубационного яйца зависит от мощности и конкретного производителя, отмечает Сергей Лахтюхов из НСП. По его словам, интерес к инвестициям в этом секторе сохраняется.
Это дорогие проекты, говорит Людмила Костева из «Волжанина». По ее оценкам, затраты на строительство и укомплектование клеточным оборудованием одного цеха родительского стада на 15 тыс. голов взрослых кур составит порядка 40 млн руб. «Для того чтобы производить инкубационные яйца, необходимо возвести цеха выращивания племенного молодняка, площадки для взрослой птицы, оборудованный автотранспорт с рефрижератором для доставки яйца с площадок содержания родительского стада на инкубаторий предприятия для производства финального гибрида», — перечисляет она.
В «Донской индейке» вложения во вторую очередь проекта по выпуску 6 млн шт. инкубационного яйца в год оценивают в 2,2 млрд руб. «Затраты могут варьировать и всегда рассчитываются исходя из конкретной площадки и имеющейся инфраструктуры, но в среднем на производство 1 млн шт. данной продукции в год необходимо 400-420 млн руб. инвестиций в капитальное строительство», — утверждает Анатолий Вельматов из НАПИ.
Агрохолдинг «Белгранкорм» производит 170 млн инкубационного яйца в год, полностью обеспечивая собственные нужды и не закупая этот материал на стороне. Никаких проблем в компании с производством нет, утверждает представитель пресс-службы компании. В 2022 году на базе своего инкубационного яйца агрохолдинг выпустил 301 тыс. т мяса птицы.
Совокупная потребность в инкубационном яйце группы «Продо», в состав которой входят четыре птицефабрики, расположенные в Калужской, Омской, Тюменской областях и Пермском крае, составляет порядка 117 млн шт. ежегодно. На каждом предприятии агрохолдинга есть собственное производство такого яйца. «Три предприятия — “Продо Птицефабрика Сибирская”, “Продо Птицефабрика Пермская” и “Продо Тюменский бройлер” полностью обеспечивают свои потребности самостоятельно, поэтому не закупают яйцо для инкубации ни на внутреннем рынке, ни за рубежом», — рассказывает представитель компании.
А вот самое крупное предприятие группы — «Продо Птицефабрика Калужская» — выпускает порядка 32-32,5 млн шт. инкубационного яйца в год при потребности в 37 млн шт. Остальной объем — 4,5-5 млн шт. — закупается у сторонних производителей, в частности у компании «Авиаген». Конечно, оптимальный вариант — полное обеспечение собственным инкубационным яйцом, признает представитель агрохолдинга. Для этого на данной птицефабрике необходимо строительство еще четырех птичников родительского стада. «Нужно подобрать участок с соблюдением всех ветеринарно-санитарных норм, определить санитарнозащитную зону, возможность подведения всех коммуникаций, но пока у нас нет вариантов такого расширения территории», — добавляет он.
Яичная птицефабрика «Волжанин» в 2017 году получила статус репродуктора второго порядка. В 2019-м на предприятии был запущен новый инкубаторий мощностью 15 млн шт. яйца в год. Родительское стадо (80 тыс. птицемест) комплектуется племенной продукцией зарубежных яичных кроссов: Ломанн Браун, Ломанн ЛСЛ, Декалб Уайт. В 2023 году объем производства инкубационного яйца кроссов с коричневой скорлупой составит 15,7 млн шт., с белой — 8 млн шт., делится планами гендиректор «Волжанина» Людмила Костева. Из этого объема 10,6 млн шт. яйца будет использоваться для собственной потребности, а остальное компания рассчитывает продавать в виде инкубационного яйца или суточной молодки другим птицефабрикам и частным фермерским хозяйствам. «Наше яйцо для инкубации имеет высокий показатель вывода, который достигает 93%, — заверяет руководитель. — Молодняк, полученный из него, нетребовательный к кормовой базе и условиям содержания, имеет крепкий иммунитет и высокую сохранность».
Обеспеченность прародительскими стадами
У России не будет проблем с промышленным производством мяса птицы и столового яйца, даже если отечественные производители какое-то время не смогут ввозить инкубационное яйцо из-за рубежа, уверен Константин Корнеев. Сложности могут возникнуть на этапе восполнения поголовья родительских площадок, но цикличность их обновления не столь быстрая.
Согласно данным Росптицесоюза, вопрос с родительскими стадами практически полностью решен, чего не скажешь о поголовье прародителей. «В странах, из которых мы их ввозим, есть проблемы с гриппом птиц, действуют санкции, но общими усилиями отрасли и государства удается своевременно менять логистику, проводить аттестацию новых поставщиков, — отмечает Бобылева. — В прошлом году если такие проблемы и возникали, то оперативно решались».
Родительские и прародительские стада Россия все еще импортирует, однако все обязательства по поставкам партнерами выполняются, подтверждает Лахтюхов. «Конечно, хотелось бы, чтобы те ограничения с логистикой, которые мы видим на сухопутных границах России и Беларуси с Евросоюзом, не оказали влияния на импорт в будущем», — надеется он. По обеспечению предприятий племенным инкубационным яйцом тоже ведется определенная работа: есть планы по строительству репродукторов первого порядка, развивается проект «Смена 9» (российский кросс бройлера, зарегистрированный в 2020 году в Государственном реестре селекционных достижений, выведен Всероссийским научно-исследовательским институтом птицеводства).
Группа «Продо» уже много лет сотрудничает с глобальным лидером в области генетики и селекции домашней птицы — компанией «Авиаген», у которой закупает цыплят родительских форм. Никаких проблем с поставками племенного материала до сих пор не возникало, так как у «Авиагена» есть локализованное производство данной продукции в Тверской области, подчеркивает представитель холдинга. Собственного прародительского стада на птицефабриках «Продо» нет, и осваивать это направление группа пока не планирует.
Генетического материала для производства начального гибрида яичных кроссов — родительских и прародительских стад — в России не существует, напоминает Костева. Так что «Волжанин», как и другие российские предприятия, закупает племенной материал у иностранных производителей. «Создание репродукторов первого и второго порядков является полумерой. Для глобального решения проблемы воспроизводства кур яичного направления необходимо создание некоммерческих селекционных центров под юрисдикцией государства, поскольку это предполагает гигантские инвестиции при долгосрочной окупаемости», — акцентирует внимание руководитель.
Хотя импорт прародительских форм на российский рынок пока продолжается, в условиях напряженной геополитической обстановки есть риск расширения санкций и прекращения ввоза племенного материала из Европы, предупреждает Костева. «При таком сценарии развития собственного потенциала российских яичных птицефабрик хватит максимум на три-четыре года», — утверждает она.
А что с индейкой?
В то время как инкубационным куриным яйцом Россия обеспечена почти полностью, в сегменте индейки еще высока зависимость от его импорта. Стране очень нужны проекты по наращиванию собственного производства, констатирует Корнеев.
Отечественные производители сильно зависят от поставок зарубежного племенного материала, соглашается исполнительный директор Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) Анатолий Вельматов. «Собственные мощности по производству инкубационного яйца у нас тоже существуют, однако их недостаточно для удовлетворения потребности рынка», — говорит он. Согласно оценке организации, по итогам 2022 года самообеспеченность инкубационным яйцом в сегменте индейки выросла на 10 до 40%: всего его произвели 19,5 млн шт., а импорт составил 28,8 млн шт.
С поставками из-за рубежа тоже есть определенные сложности: в связи с неблагоприятной эпизоотической обстановкой в мире по высокопатогенному гриппу птиц, особенно в Европе и Северной Америке, с IV квартала 2022 года наблюдается нехватка инкубационного яйца индейки. На пике этот дефицит в России составлял около 500-700 тыс. шт., знает Вельматов. Правда, в последнее время обстановка с болезнями в Европе стабилизируется и дефицит сокращается, успокаивает эксперт. «Но вопрос, связанный с импортом родительского инкубационного яйца, по-прежнему остается острым, в связи с чем инвестиционные проекты по выпуску товарного яйца для инкубации могут не выйти на запланированные объемы производства», — не исключает он.
В 2023 году за счет ввода новых мощностей по производству инкубационного яйца финального гибрида самообеспеченность им рынка достигнет 50%, прогнозирует НАПИ. Так, в конце 2022-го был запущен проект в Тюменской области компании «Дамате» по выпуску 12,5 млн инкубационного яйца в год. В этом году планируется к запуску строительство еще одного производства на 6 млн шт. в Воронежской области предприятием «Донская индейка».
«Наш проект реализуется в три этапа», — рассказывает директор по развитию компании «Донская индейка» Андрей Нестеренко. Первый, завершенный в 2020 году, предполагал строительство инкубатора для выведения цыплят мощностью 5,1 млн инкубационного яйца или 4,4 млн суточных цыплят в год. «Мы уже поставляем выведенных цыплят на откорм на семь птицефабрик России и три в Республике Беларусь», — делится он.
Второй этап заключается в возведении племенного репродуктора второго порядка по выпуску инкубационного яйца. В его рамках «Донская индейка» планирует построить шесть площадок, три из которых будут использоваться для откорма ремонтного молодняка до половозрелого возраста, остальные — для родительского стада. «Конечно, санкции осложнили работу по реализации второго этапа проекта, однако мы все же приняли решение его продолжать, — говорит Нестеренко. — Уже получили разрешение на строительство, готова проектно-сметная документация, сейчас прорабатываем вопрос по финансированию».
На третьем этапе проекта компания реконструирует комплекс по переработке люпина. В перспективе на предприятии планируется выпускать более 12 видов комбикормов для кормления собственного стада индейки.
Стабилизирующая рынок продукция
По итогам прошлого года российские предприятия выполнили свои производственные программы, обеспечив население продукцией птицеводства и получив прирост и по куриному яйцу, и по мясу, констатирует Галина Бобылева из Росптицесоюза. Так, производство яйца в 2022-м относительно 2021-го выросло на 2,5%, или на 1,1 млрд шт., мяса птицы — на 4%, или на 220 тыс. т. «Если бы были проблемы с инкубационным яйцом, наши птицефабрики не смогли бы наращивать производство», — обращает внимание Бобылева. По данным организации, средняя отпускная цена товарного яйца в прошлом году была на 1,1% ниже показателя 2021-го, в то время как общая инфляция в России составила порядка 11%. А стоимость мяса бройлера выросла в среднем на 5,4%. «Продукция птицеводства на продовольственном рынке всегда являлась стабилизирующей и экономически доступной», — подчеркивает эксперт. По итогам этого года производство мяса птицы может достигнуть 5,4 млн т в убойном весе против 5,3 млн т в 2022-м, а выпуск яйца приблизится к 46,5 млрд шт. против 46,1 млрд шт. годом ранее, прогнозирует Росптицесоюз.
По информации Нестеренко, 90% закупаемого за рубежом инкубационного яйца индейки ввозится из Европы и Канады. Главные поставщики — компании Hendrix Genetics и Cuddy Farms. «Мы для инкубирования сейчас тоже приобретаем яйцо у этих производителей, однако добиваемся вывода из него порядка 85%, в то время как показатель на индейководческих предприятиях не превышает 65%, — утверждает топ-менеджер. — Участникам рынка проще купить у нас живого суточного цыпленка и дальше откармливать его, нежели инкубировать его самостоятельно».
С учетом увеличения объема производства мяса индейки НАПИ к 2030 году прогнозирует дефицит в обеспечении отечественным инкубационным яйцом в 40-50 млн шт. в год. И это с учетом выхода на проектные мощности уже существующих объектов. «Спрос на инкубационное яйцо индейки в России пока не будет обеспечен за счет российского производства, — уверен Вельматов. — Причина в том, что рост товарных мощностей по выпуску мяса опережает темпы увеличения объемов производства товарного и племенного инкубационного яйца, а также в том, что это более технологически сложные и капиталоемкие проекты».
Продать нельзя уничтожить
В то же время в России периодически формируется даже избыток инкубационного куриного яйца. В декабре прошлого года, по данным НСП, на отечественном рынке было более 15 млн шт. свободного материала, и ряд производителей даже были вынуждены уничтожать невостребованный продукт. «Дело в том, что себестоимость российского инкубационного яйца достигала 17 руб./шт., тогда как европейские страны предлагали его птицеводам уже с доставкой за 13-15 руб./шт.», — поясняет Сергей Лахтюхов.
Ситуация с обеспеченностью рынка инкубационным яйцом меняется в зависимости от сезона, продолжает эксперт. Например, в конце зимы — начале весны спрос на данную продукцию всегда растет, так как ее начинают закупать фермеры, чтобы «посадить» птицу на лето. Есть также зависимость от эпизоотических проблем у поставщиков. Все это влияет на цену. В начале марта этого года в силу высокого спроса на инкубационное яйцо цены на него на рынке тоже были выше, чем себестоимость производства у российских компаний, правда, разница сократилась. «Однако все равно пока получается, что наши предприятия на инкубационном яйце почти не зарабатывают, а скорее работают в убыток, — предполагает Лахтюхов. — Однако данная ситуация динамичная, и мы надеемся на ее изменение и устранение этой диспропорции».
Птицеводы признают, что себестоимость производства инкубационного яйца у них высокая. Так, по подсчетам специалистов «Продо», сейчас средний показатель в компании составляет 16-19 руб./шт. Но, например, на омском предприятии эта цифра еще выше. На себестоимость производства как конечной продукции, так и инкубационного яйца влияет целый ряд факторов, обращает внимание представитель группы. И в первую очередь — цена кормов. Этот показатель также зависит от курса валют, стоимости рабочей силы, электроэнергии, погодных условий и многого другого.
Из-за логистических ограничений, связанных с санкциями, доставка племенной продукции стала длительной по времени и дорогой, обращает внимание Галина Бобылева. По ее мнению, если российские компании будут использовать современные технологии, то себестоимость внутреннего производства инкубационного яйца со временем станет снижаться.
Инкубационное яйцо — продукт, который нельзя продать в больших объемах на спотовом рынке, оно поставляется в рамках долгосрочных контрактов, в зависимости от производственной программы, которая рассчитана на определенный уровень спроса каждой конкретной птицефабрики, комментирует Константин Корнеев. Как только в спросе что-то меняется, производственная программа корректируется, и это сказывается на объеме потребления инкубационного яйца. «Для того чтобы мы увеличивали объемы его внутреннего производства, нам нужно как экспортировать больше мяса бройлера и товарного яйца, так и сильнее интегрироваться в международные поставки племенного материала кур, поскольку внутренние потребности рынка в этой продукции мы насытили», — считает эксперт.
В Европе наблюдается перепроизводство куриного инкубационного яйца, знает Вельматов. Его поставщики готовы демпинговать и продавать данную продукцию в Россию дешевле, чем поставляют на собственный европейский рынок, лишь бы не продавать как товарное яйцо или не пускать в переработку. «В индейководстве ситуация иная — в Северной Америке сейчас фиксируется дефицит инкубационного яйца индейки, цена на него достаточно стабильна, — акцентирует внимание эксперт. — Если в начале прошлого года себестоимость производства отечественного инкубационного яйца индейки была выше европейской даже с учетом доставки, то сейчас — в условиях подешевевших кормов, усложнения и удорожания логистики — выпускать инкубационное яйцо в России становится выгоднее, чем в Европе».
Вопрос расширения производства племенного инкубационного яйца кур яичных пород актуален как никогда и требует решения на государственном уровне, уверена Костева. «В яичном птицеводстве остро стоит проблема отсутствия начального генетического материала и селекции, — обращает внимание она. — Конечно, мы готовы работать с российскими поставщиками и поддерживать отечественного производителя, если таковые появятся на рынке».
Елена Максимова