Письмо Белинскаго Гоголю. Дело Петрашевцев


 [ Сообщений: 194 ]  Стрaница Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.11.2019
Сообщения: 15302
Благодарил (а): 230 раз.
Поблагодарили: 166 раз.
Niger
Беломор писал(а):
Шмяк писал(а):
Беломор писал(а):
Шмяк писал(а):
Семья Ленина не была из дворян. Евреи Блохи-Бланки были из выкрестов и несколько поколений работали на евреев Перовских-Соболевских. Дед Ленина Дмитрий Иванович Блох работал всё на того же Льва Перовского. А брат Ленина Александр работал на Софью Перовскую.

У Бланков было имение в казанской губернии . И они были дворянами
Вот здесь историк Валентин Домиль пишет про деда Ленина.
http://berkovich-zametki.com/N ... 1.htm
Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные.

Херня это все . Есть же медное кольцо . Ильич в церкви венчался . С крупской
Почему венчался в масонский праздник 22 июля?

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 18186
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 447 раз.
Россия
[Шмяк
У Бланков было имение в казанской губернии . И они были дворянами[/quote]
Вот здесь историк Валентин Домиль пишет про деда Ленина.
http://berkovich-zametki.com/N ... 1.htm
Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные.[/quote]

Херня это все . Есть же медное кольцо . Ильич в церкви венчался . С крупской[/quote]
Почему венчался в масонский праздник 22 июля?[/quote]
_____________________________________________________
"Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные." :yahoo: Уверенно шмякнула Коровья лепешка.

_________________
Будем справедливы: "Не все нацисты евреи, не все евреи нацисты"

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.11.2019
Сообщения: 15302
Благодарил (а): 230 раз.
Поблагодарили: 166 раз.
Niger
Беломор писал(а):
Брысч писал(а):
I съезд Росси́йской социа́л-демократи́ческой рабо́чей па́ртии состоялся нелегально в Минске с 1 (13) марта по 3 (15) марта 1898 года. На съезде присутствовало девять делегатов. Инициатором созыва был П. Б. Струве.

Член Союза русских писателей и журналистов в Королевстве Югославия, в 1930—1931 его председатель.

Самой колоритной фигурой был Петр Бернгардович Струве, с его пышной седой бородой, будто бы окунувшийся в неё и дремлющий в кресле с полузакрытыми глазами, но не пропускающий ни слова из того, что говорится или читается, и производящий затем логический разгром бедного оратора.
Алексеева Л. А. Из воспоминаний о Белграде

В. В. Шульгин вспоминал об одной его лекции о Февральской революции для членов НТС, на которой присутствовал Струве. После лекции начались прения и Струве заявил, что у него была единственная причина для критики Николая II — что тот был излишне мягок с революционерами, которых, по словам Струве, нужно было «безжалостно уничтожать». Шульгин в шутку спросил, уж не считает ли Струве, что и он сам должен был быть уничтожен. Струве, чрезвычайно разволновавшись, воскликнул:
— Да!
И, встав со своего места, зашагал по зале, треся седой бородой.
— Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою — бац! — прикладом по черепу!

:rzach: :rzach: :rzach:

Шульгин дожил до 20 съезда партии и снялся в кино . В роли самого себя
Василий Шульгин был убит еврейской мафией в детстве. Именем Василия Шульгина пользовался сын еврея Пихно Дмитрия Ивановича.
Русский историк Виталий Яковлевич Шульгин.
Изображение
Еврей Пихно Дмитрий Иванович.
Изображение
Василий "Шульгин".
Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 18186
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 447 раз.
Россия
Шмяк писал(а):
Беломор писал(а):
Брысч писал(а):
I съезд Росси́йской социа́л-демократи́ческой рабо́чей па́ртии состоялся нелегально в Минске с 1 (13) марта по 3 (15) марта 1898 года. На съезде присутствовало девять делегатов. Инициатором созыва был П. Б. Струве.

Член Союза русских писателей и журналистов в Королевстве Югославия, в 1930—1931 его председатель.

Самой колоритной фигурой был Петр Бернгардович Струве, с его пышной седой бородой, будто бы окунувшийся в неё и дремлющий в кресле с полузакрытыми глазами, но не пропускающий ни слова из того, что говорится или читается, и производящий затем логический разгром бедного оратора.
Алексеева Л. А. Из воспоминаний о Белграде

В. В. Шульгин вспоминал об одной его лекции о Февральской революции для членов НТС, на которой присутствовал Струве. После лекции начались прения и Струве заявил, что у него была единственная причина для критики Николая II — что тот был излишне мягок с революционерами, которых, по словам Струве, нужно было «безжалостно уничтожать». Шульгин в шутку спросил, уж не считает ли Струве, что и он сам должен был быть уничтожен. Струве, чрезвычайно разволновавшись, воскликнул:
— Да!
И, встав со своего места, зашагал по зале, треся седой бородой.
— Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою — бац! — прикладом по черепу!

:rzach: :rzach: :rzach:

Шульгин дожил до 20 съезда партии и снялся в кино . В роли самого себя
Василий Шульгин был убит еврейской мафией в детстве. Именем Василия Шульгина пользовался сын еврея Пихно Дмитрия Ивановича.
Русский историк Виталий Яковлевич Шульгин.
Изображение
Еврей Пихно Дмитрий Иванович.
Изображение
Василий "Шульгин".
Изображение
"— Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою — бац! — прикладом по черепу!" Верная мысль. :sh:

_________________
Будем справедливы: "Не все нацисты евреи, не все евреи нацисты"

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 18186
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 447 раз.
Россия
grey67 писал(а):
Беломор писал(а):
Неправ оказался Достоевский . Бесы это те которые довели народ до ручки . А тех которых он называет бесами народные мстители
Ага , Царь плохой , народ хороший.
Социальная система вообще не важна .
Главное в государстве культура и духовная цель, все остальное детали.
Black life matter! Посмотрим, чем это закончится. США - Гитлер сегодня. Трамп - (всего лишь) животное.

_________________
Будем справедливы: "Не все нацисты евреи, не все евреи нацисты"

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.11.2019
Сообщения: 15302
Благодарил (а): 230 раз.
Поблагодарили: 166 раз.
Niger
mas писал(а):
Шмяк писал(а):
У Бланков было имение в казанской губернии . И они были дворянами
Вот здесь историк Валентин Домиль пишет про деда Ленина.
http://berkovich-zametki.com/N ... 1.htm
Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные.

Херня это все . Есть же медное кольцо . Ильич в церкви венчался . С крупской[/quote]
Почему венчался в масонский праздник 22 июля?[/quote]
_____________________________________________________
"Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные." :yahoo: Уверенно шмякнула Коровья лепешка.[/quote]
Говно это ты. Тупое и безмозглое говно!
Я объясняю в чём ошибался историк Валентин Домаль. Он не понимал роли масона Льва Перовского во всей этой кухне. Не понимал, что именно он управлял действиями Дмитрия Ивановича Блоха. Это еврею Перовскому-Соболевскому нужено было развивать антисемитизм в России и русофобию в еврейской среде. Ему нужны были боевики еврейской национальности для своих террористических организаций. Ему нужно было чтобы евреи уничтожали русскую элиту, чтобы масоны ротшильдовского разлива захватили власть в России. Именно для этого Дмитрий Иванович Блох, работая на Льва Перовского, составлял эти прожекты. Эти проекты законов, высосанные из пальца Блохом-Бланком, перекочёвывали на страницы мировых изданий. И подавались они там уже не как проекты Блоха, а как проекты Правительства Российской Империи потому что эти проекты через Перовского попадали к Царю и в Сенат на обсуждение. Именно с этой же целью секретарь еврея Льва Перовского Владимир Даль по приказу Льва Перовского высасывал из своего пальца "секретные" фальшивки на евреев. Например фальшивку об убиении евреями христианских младенцев в ритуальных целях.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
Шмяк писал(а):
mas писал(а):
Шмяк писал(а):
У Бланков было имение в казанской губернии . И они были дворянами
Вот здесь историк Валентин Домиль пишет про деда Ленина.
http://berkovich-zametki.com/N ... 1.htm
Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные.

Херня это все . Есть же медное кольцо . Ильич в церкви венчался . С крупской
Почему венчался в масонский праздник 22 июля?[/quote]
_____________________________________________________
"Правда он делает неверные выводы, но факты приводит верные." :yahoo: Уверенно шмякнула Коровья лепешка.[/quote]
Говно это ты. Тупое и безмозглое говно!
Я объясняю в чём ошибался историк Валентин Домаль. Он не понимал роли масона Льва Перовского во всей этой кухне. Не понимал, что именно он управлял действиями Дмитрия Ивановича Блоха. Это еврею Перовскому-Соболевскому нужено было развивать антисемитизм в России и русофобию в еврейской среде. Ему нужны были боевики еврейской национальности для своих террористических организаций. Ему нужно было чтобы евреи уничтожали русскую элиту, чтобы масоны ротшильдовского разлива захватили власть в России. Именно для этого Дмитрий Иванович Блох, работая на Льва Перовского, составлял эти прожекты. Эти проекты законов, высосанные из пальца Блохом-Бланком, перекочёвывали на страницы мировых изданий. И подавались они там уже не как проекты Блоха, а как проекты Правительства Российской Империи потому что эти проекты через Перовского попадали к Царю и в Сенат на обсуждение. Именно с этой же целью секретарь еврея Льва Перовского Владимир Даль по приказу Льва Перовского высасывал из своего пальца "секретные" фальшивки на евреев. Например фальшивку об убиении евреями христианских младенцев в ритуальных целях.[/quote]

Царь тоже был евреем и массоном . Потомок голштинских евреев эмигрироваших в Россию .

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 6501
Благодарил (а): 1511 раз.
Поблагодарили: 868 раз.
Цитата:
Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.
1. В 90х принесли с запада "цивилизацию", "просвещение" и "гуманность". Теперь хорье ноет про
- "Путин испужался Бухгальтера и проч." и "запад рулит"
- "какой же отстой этот ЕГЭ"
- "Путин недостаточно жесток"

2. "права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью"
Опять же получилась Конституция от пиндосов. С окуенными "здравым смыслом" и "спаведливостью". Белогандонам нравится...

3. "по возможности, их выполнение"
Вот протистутам и карты в руки - выполняйте существующие законы. Кто ж мешает? Опять Путин виноват?

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
Вечный спор славянофилов и западников . А путен ни то и ни другое .

Соня мармеладова он

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.11.2019
Сообщения: 15302
Благодарил (а): 230 раз.
Поблагодарили: 166 раз.
Niger
Беломор писал(а):
Царь тоже был евреем и массоном . Потомок голштинских евреев эмигрироваших в Россию .
Основу Шлезвиг-Гольштейна составляли русские(славяне-ободриты). Главный город Любек(Любимый). Шлезвиг-Гольштейн был окружён странами входящими в Священную Римскую Империю и вынужден был существовать по её правилам. До самого упразднения Священной Римской Империи в 1806 году там было самоуправление по аналогу Новгородской Республики. Там действовали местные законы, своё самоуправление (сейм), своя валюта, отливали свою монету, была своя таможенная система и так далее. Юридически он был герцогством под управлением Дании, или Германии, или Франции, но по факту до 1806 он был независимым государством. Правда он платил налоги герцогу, назначенному Священной Римской Империей, или странами ведшими войны за право получать налоги с Шлезвиг-Гольштейна. В Шлезвиг-Гольштейне, как и в России, не было в те века евреев. Разве только в единичных экземплярах. В 1350 г. городской совет Любека просит герцога Оттона Брауншвейг-Люнебургского истребить всех евреев, живших в пределах герцогства, утверждая, что чума прекратится лишь с уничтожением последних. Летописец Reimer Kock (1495) удостоверяет положительно, что "в Любеке. нет евреев, ибо в них нет там нужды". По постановлению сената от 15 апр. 1677 г. еврею разрешалось оставаться на ночь лишь по специальному сенатскому разрешению, каковое, впрочем, давалось только в редких случаях. В 1680 г. упоминаются два Schutzjuden сената: Самуил Франк и Натан Симсенс, но когда сенат признал своим «Schutzj ude» и зятя Симсенса — Гольдшмита, это возбудило сильное неудовольствие горожан. Цехи настояли на изгнании евреев (1699).
С присоединением Любека. к Франции 1811 г. туда поехали евреи. Как только пало владычество французов, цехи потребовали изгнания их из Любека (1815). Евреи апеллировали к Венскому конгрессу вместе с евреями других вольных городов. Их интересы защищал адвокат Август Бухгольц. Город не уступал, несмотря на старания прусского канцлера, князя Гарденберга, и австрийского канцлера, кн. Меттерниха. В конце концов Венский конгресс принял 16 параграф Bundesakt’a, предоставлявший всем евреям Германии те права, которые они получили «от различных государств», а не «в» различных государствах, как гласила первоначальная редакция (8 июня 1815). Любек воспользовался немедленно своим правом, и 6 марта 1816 г. было предписано всем евреям оставить город в течение 4 недель.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
Шмяк
Цитата:
Беломор писал(а):
Царь тоже был евреем и массоном . Потомок голштинских евреев эмигрироваших в Россию .
Основу Шлезвиг-Гольштейна составляли русские(славяне-ободриты). Главный город Любек(Любимый). Шлезвиг-Гольштейн был окружён странами входящими в Священную Римскую Империю и вынужден был существовать по её правилам. До самого упразднения Священной Римской Империи в 1806 году там было самоуправление по аналогу Новгородской Республики. Там действовали местные законы, своё самоуправление (сейм), своя валюта, отливали свою монету, была своя таможенная система и так далее. Юридически он был герцогством под управлением Дании, или Германии, или Франции, но по факту до 1806 он был независимым государством. Правда он платил налоги герцогу, назначенному Священной Римской Империей, или странами ведшими войны за право получать налоги с Шлезвиг-Гольштейна. В Шлезвиг-Гольштейне, как и в России, не было в те века евреев. Разве только в единичных экземплярах. В 1350 г. городской совет Любека просит герцога Оттона Брауншвейг-Люнебургского истребить всех евреев, живших в пределах герцогства, утверждая, что чума прекратится лишь с уничтожением последних. Летописец Reimer Kock (1495) удостоверяет положительно, что "в Любеке. нет евреев, ибо в них нет там нужды". По постановлению сената от 15 апр. 1677 г. еврею разрешалось оставаться на ночь лишь по специальному сенатскому разрешению, каковое, впрочем, давалось только в редких случаях. В 1680 г. упоминаются два Schutzjuden сената: Самуил Франк и Натан Симсенс, но когда сенат признал своим «Schutzj ude» и зятя Симсенса — Гольдшмита, это возбудило сильное неудовольствие горожан. Цехи настояли на изгнании евреев (1699).
С присоединением Любека. к Франции 1811 г. туда поехали евреи. Как только пало владычество французов, цехи потребовали изгнания их из Любека (1815). Евреи апеллировали к Венскому конгрессу вместе с евреями других вольных городов. Их интересы защищал адвокат Август Бухгольц. Город не уступал, несмотря на старания прусского канцлера, князя Гарденберга, и австрийского канцлера, кн. Меттерниха. В конце концов Венский конгресс принял 16 параграф Bundesakt’a, предоставлявший всем евреям Германии те права, которые они получили «от различных государств», а не «в» различных государствах, как гласила первоначальная редакция (8 июня 1815). Любек воспользовался немедленно своим правом, и 6 марта 1816 г. было предписано всем евреям оставить город в течение 4 недель.


Толстоевский тоже был евреем. От Мордехая Толстоевского из одесы

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 01.11.2018
Сообщения: 68664
Откуда: Кремленград
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 436 раз.
Россия
Шмяк
Цитата:
Беломор писал(а):
Царь тоже был евреем и массоном . Потомок голштинских евреев эмигрироваших в Россию .
Основу Шлезвиг-Гольштейна составляли русские(славяне-ободриты). Главный город Любек(Любимый). Шлезвиг-Гольштейн был окружён странами входящими в Священную Римскую Империю и вынужден был существовать по её правилам. До самого упразднения Священной Римской Империи в 1806 году там было самоуправление по аналогу Новгородской Республики. Там действовали местные законы, своё самоуправление (сейм), своя валюта, отливали свою монету, была своя таможенная система и так далее. Юридически он был герцогством под управлением Дании, или Германии, или Франции, но по факту до 1806 он был независимым государством. Правда он платил налоги герцогу, назначенному Священной Римской Империей, или странами ведшими войны за право получать налоги с Шлезвиг-Гольштейна. В Шлезвиг-Гольштейне, как и в России, не было в те века евреев. Разве только в единичных экземплярах. В 1350 г. городской совет Любека просит герцога Оттона Брауншвейг-Люнебургского истребить всех евреев, живших в пределах герцогства, утверждая, что чума прекратится лишь с уничтожением последних. Летописец Reimer Kock (1495) удостоверяет положительно, что "в Любеке. нет евреев, ибо в них нет там нужды". По постановлению сената от 15 апр. 1677 г. еврею разрешалось оставаться на ночь лишь по специальному сенатскому разрешению, каковое, впрочем, давалось только в редких случаях. В 1680 г. упоминаются два Schutzjuden сената: Самуил Франк и Натан Симсенс, но когда сенат признал своим «Schutzj ude» и зятя Симсенса — Гольдшмита, это возбудило сильное неудовольствие горожан. Цехи настояли на изгнании евреев (1699).
С присоединением Любека. к Франции 1811 г. туда поехали евреи. Как только пало владычество французов, цехи потребовали изгнания их из Любека (1815). Евреи апеллировали к Венскому конгрессу вместе с евреями других вольных городов. Их интересы защищал адвокат Август Бухгольц. Город не уступал, несмотря на старания прусского канцлера, князя Гарденберга, и австрийского канцлера, кн. Меттерниха. В конце концов Венский конгресс принял 16 параграф Bundesakt’a, предоставлявший всем евреям Германии те права, которые они получили «от различных государств», а не «в» различных государствах, как гласила первоначальная редакция (8 июня 1815). Любек воспользовался немедленно своим правом, и 6 марта 1816 г. было предписано всем евреям оставить город в течение 4 недель.


Ой вей. А на идиш кто говорит ? Не голштинцы ли

_________________
Бей бобров спасай Россию

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 01.11.2019
Сообщения: 15302
Благодарил (а): 230 раз.
Поблагодарили: 166 раз.
Niger
Беломор писал(а):
Шмяк
Цитата:
Беломор писал(а):
Царь тоже был евреем и массоном . Потомок голштинских евреев эмигрироваших в Россию .
Основу Шлезвиг-Гольштейна составляли русские(славяне-ободриты). Главный город Любек(Любимый). Шлезвиг-Гольштейн был окружён странами входящими в Священную Римскую Империю и вынужден был существовать по её правилам. До самого упразднения Священной Римской Империи в 1806 году там было самоуправление по аналогу Новгородской Республики. Там действовали местные законы, своё самоуправление (сейм), своя валюта, отливали свою монету, была своя таможенная система и так далее. Юридически он был герцогством под управлением Дании, или Германии, или Франции, но по факту до 1806 он был независимым государством. Правда он платил налоги герцогу, назначенному Священной Римской Империей, или странами ведшими войны за право получать налоги с Шлезвиг-Гольштейна. В Шлезвиг-Гольштейне, как и в России, не было в те века евреев. Разве только в единичных экземплярах. В 1350 г. городской совет Любека просит герцога Оттона Брауншвейг-Люнебургского истребить всех евреев, живших в пределах герцогства, утверждая, что чума прекратится лишь с уничтожением последних. Летописец Reimer Kock (1495) удостоверяет положительно, что "в Любеке. нет евреев, ибо в них нет там нужды". По постановлению сената от 15 апр. 1677 г. еврею разрешалось оставаться на ночь лишь по специальному сенатскому разрешению, каковое, впрочем, давалось только в редких случаях. В 1680 г. упоминаются два Schutzjuden сената: Самуил Франк и Натан Симсенс, но когда сенат признал своим «Schutzj ude» и зятя Симсенса — Гольдшмита, это возбудило сильное неудовольствие горожан. Цехи настояли на изгнании евреев (1699).
С присоединением Любека. к Франции 1811 г. туда поехали евреи. Как только пало владычество французов, цехи потребовали изгнания их из Любека (1815). Евреи апеллировали к Венскому конгрессу вместе с евреями других вольных городов. Их интересы защищал адвокат Август Бухгольц. Город не уступал, несмотря на старания прусского канцлера, князя Гарденберга, и австрийского канцлера, кн. Меттерниха. В конце концов Венский конгресс принял 16 параграф Bundesakt’a, предоставлявший всем евреям Германии те права, которые они получили «от различных государств», а не «в» различных государствах, как гласила первоначальная редакция (8 июня 1815). Любек воспользовался немедленно своим правом, и 6 марта 1816 г. было предписано всем евреям оставить город в течение 4 недель.


Ой вей. А на идиш кто говорит ? Не голштинцы ли
Гольштейнцы говорят на немецком языке. Кстати, в России в те века тоже не было евреев, за очень редким исключением. Екатерина Первая в Указе от 1727 года распорядилась выслать из Империи всех евреев. В 18 веке только еврей Леви Липман вращался в высших кругах в России.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 11.07.2018
Сообщения: 21794
Откуда: Столица нашей Родины
Благодарил (а): 1078 раз.
Поблагодарили: 2488 раз.
Россия
Беломор
Цитата:
Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека [1]: этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.
Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Говорю это не потому, чтобы я считал любовь мою наградою великого таланта, а потому, что, в этом отношении, представляю не одно, а множество лиц, из которых ни Вы, ни я не видали самого большего числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали Вас. Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и нелитературные, которых имена Вам известны. Вы сами видите хорошо, что от Вашей книги отступились даже люди, по-видимому, одного духа с её духом [2]. Если б она и была написана вследствие глубоко искреннего убеждения, и тогда бы она должна была произвести на публику то же впечатление. И если её принимали все (за исключением немногих людей, которых надо видеть и знать, чтоб не обрадоваться их одобрению) за хитрую, но чересчур перетонённую проделку для достижения небесным путём чисто земных целей — в этом виноваты только Вы. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что Вы находите это удивительным. Я думаю, это от того, что Вы глубоко знаете Россию только как художник, а не как мыслящий человек, роль которого Вы так неудачно приняли на себя в своей фантастической книге [3]. И это не потому, чтоб Вы не были мыслящим человеком, а потому, что Вы столько уже лет привыкли смотреть на Россию из Вашего прекрасного далёка [4], а ведь известно, что ничего нет легче, как издалека видеть предметы такими, какими нам хочется их видеть; потому, что Вы в этом прекрасном далёке живёте совершенно чуждым ему, в самом себе, внутри себя или в однообразии кружка, одинаково с Вами настроенного и бессильного противиться Вашему на него влиянию. Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), — что доказывается его робкими и бесплодными полумерами [5] в пользу белых негров и комическим заменением однохвостного кнута трёххвостою плетью [6]. Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в её апатическом полусне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами!.. И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки… И после этого Вы хотите, чтобы верили искренности направления Вашей книги? Нет, если бы Вы действительно преисполнились истиною Христова, а не дьяволова ученья, — совсем не то написали бы Вы Вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне — его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хоть по крайней мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном в отношении к ним положении. А выражение: ах ты, неумытое рыло! Да у какого Ноздрёва, какого Собакевича подслушали Вы его, чтобы передать миру как великое открытие в пользу и назидание русских мужиков, которые, и без того, потому и не умываются, что, поверив своим барам, сами себя не считают за людей? А Ваше понятие о национальном русском суде и расправе, идеал которого нашли Вы в словах глупой бабы в повести Пушкина, и по разуму которого должно пороть и правого и виноватого [7]? Да это и так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого, если ему нечем откупиться от преступления — быть без вины виноватым! И такая-то книга могла быть результатом трудного внутреннего процесса, высокого духовного просветления!.. Не может быть!.. Или Вы больны, и Вам надо спешить лечиться; или — не смею досказать моей мысли…
Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста…
А потому, неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почёсывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем ещё много суеверия, но нет и следа религиозности [8]. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними; живой пример — Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещёнными и образованными и где многие, отложившись от христианства, всё ещё упорно стоят за какого-то бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нём даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию — ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.
Не буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского народа с его владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не встретил себе сочувствия и уронил Вас в глазах даже людей, в других отношениях очень близких к Вам по их направлению. Что касается до меня лично, предоставляю Вашей совести упиваться созерцанием божественной красоты самодержавия (оно покойно, да, говорят, и выгодно для Вас); только продолжайте благоразумно созерцать её из Вашего прекрасного далёка: вблизи-то она не так красива и не так безопасна… Замечу только одно: когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух, — он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному, да ещё так хватит через край, что тот и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы себя в глазах общества… Бестия наш брат, русский человек!..
Вспомнил я ещё, что в Вашей книге Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать Вам на это? Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль, если только, передавши её бумаге, Вы не знали, что творили…
«Но, может быть, — скажете Вы мне, — положим, что я заблуждался, и все мои мысли ложь; но почему ж отнимают у меня право заблуждаться и не хотят верить искренности моих заблуждений?» — Потому, отвечаю я Вам, что подобное направление в России давно уже не новость. Даже ещё недавно оно было вполне исчерпано Бурачком с братиею [9]. Конечно, в Вашей книге больше ума и даже таланта (хотя того и другого не очень богато в ней), чем в их сочинениях; зато они развили общее им с Вами учение с большей энергиею и большею последовательностию, смело дошли до его последних результатов, все отдали византийскому Богу, ничего не оставили сатане; тогда как Вы, желая поставить по свече тому и другому, впали в противоречия, отстаивали, например, Пушкина, литературу и театр, которые, с Вашей точки зрения, если б только Вы имели добросовестность быть последовательным, нисколько не могут служить к спасению души, но много могут служить к её погибели. Чья же голова могла переварить мысль о тождественности Гоголя с Бурачком? Вы слишком высоко поставили себя во мнении русской публики, чтобы она могла верить в Вас искренности подобных убеждений. Что кажется естественным в глупцах, то не может казаться таким в гениальном человеке. Некоторые остановились было на мысли, что Ваша книга есть плод умственного расстройства, близкого к положительному сумасшествию.</ref>. Но они скоро отступились от такого заключения: ясно, что книга писалась не день, не неделю, не месяц, а может быть год, два или три; в ней есть связь; сквозь небрежное изложение проглядывает обдуманность, а гимны властям предержащим хорошо устраивают земное положение набожного автора. Вот почему распространился в Петербурге слух, будто Вы написали эту книгу с целию попасть в наставники к сыну наследника. Ещё прежде этого в Петербурге сделалось известным Ваше письмо к Уварову, где Вы говорите с огорчением, что Вашим сочинениям в России дают превратный толк, затем обнаруживаете недовольство своими прежними произведениями и объявляете, что только тогда останетесь довольны своими сочинениями, когда тот, кто и т. д. [10] Теперь судите сами: можно ли удивляться тому, что Ваша книга уронила Вас в глазах публики и как писателя и, ещё больше, как человека?
Вы, сколько я вижу, не совсем хорошо понимаете русскую публику. Её характер определяется положением русского общества, в котором кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжёлым гнётом, не находя исхода, производят только уныние, тоску, апатию. Только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд. Вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас так лёгок литературный успех, даже при маленьком таланте. Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров. И вот почему у нас в особенности награждается общим вниманием всякое так называемое либеральное направление, даже и при бедности таланта, и почему так скоро падает популярность великих поэтов, искренно или неискренно отдающих себя в услужение православию, самодержавию и народности. Разительный пример — Пушкин, которому стоило написать только два-три верноподданнических стихотворения и надеть камер-юнкерскую ливрею, чтобы вдруг лишиться народной любви. И Вы сильно ошибаетесь, если не шутя думаете, что Ваша книга пала не от её дурного направления, а от резкости истин, будто бы высказанных Вами всем и каждому. Положим, Вы могли это думать о пишущей братии, но публика-то как могла попасть в эту категорию? Неужели в «Ревизоре» и «Мёртвых Душах» Вы менее резко, с меньшею истиною и талантом и менее горькие правды высказали ей? И она, действительно, осердилась на Вас до бешенства, но «Ревизор» и «Мёртвые Души» от этого не пали, тогда как Ваша последняя книга позорно провалилась сквозь землю. И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности, и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не прощает ему зловредной книги. Это показывает, сколько лежит в нашем обществе, хотя ещё и в зародыше, свежего, здорового чутья; и это же показывает, что у него есть будущность. Если Вы любите Россию, порадуйтесь вместе со мною падению Вашей книги!
Не без некоторого чувства самодовольства скажу Вам, что мне кажется, что я немного знаю русскую публику. Ваша книга испугала меня возможностию дурного влияния на правительство, на цензуру, но не на публику. Когда пронёсся в Петербурге слух, что правительство хочет напечатать Вашу книгу в числе многих тысяч экземпляров и продавать её по самой низкой цене, мои друзья приуныли; но я тогда же сказал им, что, несмотря ни на что, книга не будет иметь успеха, и о ней скоро забудут. И действительно, она теперь памятнее всем статьями о ней, нежели сама собою. Да, у русского человека глубок, хотя и не развит ещё, инстинкт истины!
Ваше обращение, пожалуй, могло быть и искренно. Но мысль — довести о нём до сведения публики — была самая несчастная. Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде всё равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие его в груди своей, или потерявшие его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, — тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим. Смирение, проповедуемое Вами, во-первых, не ново, а во-вторых, отзывается, с одной стороны, страшною гордостью, а с другой — самым позорным унижением своего человеческого достоинства. Мысль сделаться каким-то абстрактным совершенством, стать выше всех смирением может быть плодом только или гордости, или слабоумия, и в обоих случаях ведёт неизбежно к лицемерию, ханжеству, китаизму. И при этом Вы позволили себе цинически грязно выражаться не только о других (это было бы только невежливо), но и о самом себе — это уже гадко, потому что, если человек, бьющий своего ближнего по щекам, возбуждает негодование, то человек, бьющий по щекам самого себя, возбуждает презрение. Нет! Вы только омрачены, а не просветлены; Вы не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени. Не истиной христианского учения, а болезненною боязнью смерти, чорта и ада веет от Вашей книги. И что за язык, что за фразы! «Дрянь и тряпка стал теперь всяк человек!» Неужели Вы думаете, что сказать «всяк», вместо «всякий», — значит выразиться библейски? Какая это великая истина, что, когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант! Не будь на Вашей книге выставлено Вашего имени и будь из неё выключены те места, где Вы говорите о самом себе как о писателе, кто бы подумал, что эта надутая и неопрятная шумиха слов и фраз — произведение пера автора «Ревизора» и «Мёртвых Душ»?
Что же касается до меня лично, повторяю Вам: Вы ошиблись, сочтя статью мою выражением досады за Ваш отзыв обо мне, как об одном из Ваших критиков. Если б только это рассердило меня, я только об этом и отозвался бы с досадою, а обо всём остальном выразился бы спокойно и беспристрастно. А это правда, что Ваш отзыв о Ваших почитателях вдвойне нехорош. Я понимаю необходимость иногда щёлкнуть глупца, который своими похвалами, своим восторгом ко мне только делает меня смешным, но и эта необходимость тяжела, потому что как-то по-человечески неловко даже за ложную любовь платить враждою. Но Вы имели в виду людей, если не с отменным умом, то всё же и не глупцов. Эти люди в своём удивлении к Вашим творениям наделали, может быть, гораздо больше восторженных восклицаний, нежели сколько Вы сказали о них дела; но всё же их энтузиазм к Вам выходит из такого чистого и благородного источника, что Вам вовсе не следовало бы выдавать их головою общим их и Вашим врагам, да ещё вдобавок обвинить их в намерении дать какой-то предосудительный толк Вашим сочинениям. Вы, конечно, сделали это по увлечению главною мыслию Вашей книги и по неосмотрительности, а Вяземский, этот князь в аристократии и холоп в литературе, развил Вашу мысль и напечатал на Ваших почитателей (стало быть, на меня всех больше) чистый донос [11]. Он это сделал, вероятно, в благодарность Вам за то, что Вы его, плохого рифмоплёта, произвели в великие поэты, кажется, сколько я помню, за его «вялый, влачащийся по земле стих» [12]. Всё это нехорошо! А что Вы только ожидали времени, когда Вам можно будет отдать справедливость и почитателям Вашего таланта (отдавши её с гордым смирением Вашим врагам), этого я не знал, не мог, да, признаться, и не захотел бы знать. Передо мною была Ваша книга, а не Ваши намерения. Я читал и перечитывал её сто раз, и всё-таки не нашёл в ней ничего, кроме того, что в ней есть, а то, что в ней есть, глубоко возмутило и оскорбило мою душу.
Если б я дал полную волю моему чувству, письмо это скоро бы превратилось в толстую тетрадь. Я никогда не думал писать к Вам об этом предмете, хотя и мучительно желал этого и хотя Вы всем и каждому печатно дали право писать к Вам без церемоний, имея в виду одну правду [13]. Живя в России, я не мог бы этого сделать, ибо тамошние Шпекины распечатывают чужие письма не из одного личного удовольствия, но и по долгу службы, ради доносов. Но нынешним летом начинающаяся чахотка прогнала меня за границу и N переслал мне Ваше письмо в Зальцбрунн [14], откуда я сегодня же еду с Анненковым в Париж через Франкфурт-на-Майне. Неожиданное получение Вашего письма дало мне возможность высказать Вам всё, что лежало у меня на душе против Вас по поводу Вашей книги. Я не умею говорить вполовину, не умею хитрить: это не в моей натуре. Пусть Вы или само время докажет мне, что я ошибался в моих о Вас заключениях — я первый порадуюсь этому, но не раскаюсь в том, что сказал Вам. Тут дело идёт не о моей или Вашей личности, а о предмете, который гораздо выше не только меня, но даже и Вас: тут дело идёт об истине, о русском обществе, о России. И вот моё последнее заключительное слово: если Вы имели несчастие с гордым смирением отречься от Ваших истинно великих произведений, то теперь Вам должно с искренним смирением отречься от последней Вашей книги и тяжкий грех её издания в свет искупить новыми творениями, которые напомнили бы Ваши прежние.

Зальцбрунн,
15-го июля н. с.
1847-го года.


Ф.ЭНГЕЛЬС. ПИСЬМО К К. КАУТСКОМУ В ШТУТГАРТ
Лондон, 23 февраля 1891 г.

Дорогой Каутский!
Мое спешное поздравление, посланное тебе третьего дня, ты, вероятно, уже получил. А теперь вернемся опять все к тому же, к письму Маркса.

Опасение, что оно даст оружие в руки врагов, оказалось необоснованным. Злобные инсинуации можно, конечно, распространять по всякому поводу, но в общем и целом эта беспощадная самокритика произвела на противников совершенно ошеломляющее впечатление и вызвала у них определенное чувство: какой же внутренней силой должна обладать та партия, которая может сама себе преподносить подобные вещи! Это ясно видно из газет противников, присланных тобой (большое спасибо!) и полученных мною из других мест. Откровенно говоря, и я тоже думал об этом, когда собирался публиковать данный документ. Я знал, что он должен был в первый момент кое-кого затронуть весьма неприятно, но избежать этого было невозможно, а само содержание документа, по моему мнению, перевешивало это с избытком. Я знал также, что партия была более чем достаточно сильна, чтобы выдержать это, и рассчитывал на то, что и в настоящее время она выдержит также тот откровенный язык, каким это было высказано 15 лет тому назад; что можно будет с заслуженной гордостью сослаться на эту пробу сил и сказать: где найдется другая такая партия, которая бы осмелилась сделать что-либо подобное? Между тем сказать это предоставили саксонской и венской "Arbeiter-Zeitung" и "Zuricher Post".

Если ты в № 21 "Neue Zeit" берешь на себя ответственность за публикацию , то это очень похвально с твоей стороны, но не забудь, что первый толчок дал все-таки я и что к тому же я до известной степени не оставил тебе выбора. Поэтому я беру главную ответственность на себя. Что касается частностей, то на этот счет всегда могут быть различные мнения. Я вычеркнул и изменил все, против чего ты и Диц возражали, и если бы Диц отметил еще больше мест, я и тут был бы по возможности сговорчив; мою сговорчивость я вам всегда доказывал на деле. Но что касается главного, то моим долгом было опубликовать эту рукопись, как только программа была поставлена на обсуждение. К тому же после доклада Либкнехта в Галле , в котором он частью бесцеремонно использует, как свою собственность, свои выписки из марксовой критики, а частью полемизирует с ней, не называя самого документа, Маркс непременно противопоставил бы этой переработке свой оригинал, и я был обязан сделать это вместо него. К сожалению, у меня тогда еще не было в руках самого документа; я его нашел только гораздо позже, после долгих поисков.

Ты говоришь, что Бебель писал тебе о том, что обращение Маркса с Лассалем вызвало раздражение у старых лассальянцев. Очень может быть. Эти люди не знают ведь действительной истории, и, казалось бы, неплохо их в этом отношении просветить. Если этим людям неизвестно, что все величие Лассаля основывалось на том, что Маркс позволял ему в течение долгих лет украшать себя результатами марксовых научных исследований как своими собственными и вдобавок извращать их из-за своей недостаточной экономической подготовки, то это пе моя вина. Но я являюсь литературным душеприказчиком Маркса, и это возлагает на меня определенные обязанности.

Вот уже 26 лет, как Лассаль принадлежит истории. Если в период исключительного закона Лассаля не подвергали исторической критике, то теперь наступает, наконец, время, когда она должна вступить в свои права и выяснить действительное положение Лассаля по отношению к Марксу. Ведь не может же стать символом веры партии легенда, прикрывающая истинный образ Лассаля и превозносящая его до небес. Как бы высоко ни оценивать заслуги Лассаля перед движением, его историческая роль в нем остается двойственной. За Лассалем-социалистом по пятам следует Лассаль-демагог. Сквозь Лассаля-агитатора и организатора всюду проглядывает адвокат, ведущий гацфельдтовский процесс: тот же цинизм в выборе средств, то же стремление окружать себя сомнительными и продажными людьми, которых можно использовать как простое орудие, а затем выбросить вон. Будучи до 1862 г. на практике специфически прусским вульгарным демократом с сильными бонапартистскими наклонностями (я только что просмотрел его письма к Марксу), он по причинам чисто личного характера внезапно переменил фронт и начал свою агитацию. И не прошло двух лет, как он уже начал требовать, чтобы рабочие стали па сторону королевской власти против буржуазии, и завел такие интриги с родственным ему по характеру Бисмарком, что это неизбежно должно было привести к фактической измене движению, если бы он на свое счастье не был вовремя застрелен. В его агитационных брошюрах то правильное, что он заимствовал у Маркса, настолько переплетено с его собственными, лассалевскими, и, как правило, ошибочными рассуждениями, что почти нет возможности отделить одно от другого. Та часть рабочих, которая чувствует себя задетой оценкой Маркса, знает Лассаля только по двум годам его агитации, да и на нее смотрит сквозь розовые очки. Но перед такими предрассудками историческая критика не может навеки застыть в почтительной позе. Моим долгом было раз навсегда вскрыть, наконец, подлинное отношение между Марксом и Лассалем. Это теперь сделано, и этим я могу пока удовольствоваться. К тому же сам я занят сейчас другими делами. А опубликованное беспощадное суждение Маркса о Лассале уже само по себе произведет нужное действие и придаст мужества другим. Но если бы обстоятельства заставили меня выступить, то у меня не осталось бы выбора: я должен был бы раз навсегда покончить с легендой о Лассале.

Поистине великолепно, что внутри фракции раздались голоса с требованием установить цензуру над "Neue Zeit". Что это — призрак диктатуры фракции времен исключительного закона (диктатуры, которая была тогда необходима и превосходно проводилась) или это воспоминания о былой строгой организации фон Швейцера? Это в самом деле блестящая мысль — после освобождения немецкой социалистической науки от бисмарковского закона против социалистов подчинить ее новому закону против социалистов, который сами социал-демократические партийные органы должны сфабриковать и проводить в жизнь. Впрочем, сама природа позаботилась о том, чтобы деревья не росли до небес.
Статья в "Vorwarts" меня мало трогает. Я выжду, пока Либкнехт расскажет всю историю по-своему, и тогда, пожалуй, отвечу сразу и на то и на другое, по возможности в дружественном тоне. В статье в "Vorwarts" придется только исправить некоторые неправильные утверждения (например, что мы будто бы не желали объединения, что события якобы доказали неправоту Маркса и т. д.) и подтвердить то, что само собой разумеется. Этим ответом я, со своей стороны, думаю закончить дискуссию, если только новые нападки или неправильные утверждения не вынудят меня к дальнейшим шагам.
Скажи Дицу, что я занят подготовкой "Происхождения". Но вот сегодня пришло письмо от Фишера, который тоже хочет получить от меня три новых предисловия!
Твой Ф. Э.

_________________
Ворчун, Спутник, Профиль, Игорь, Незнамокто, Чупакабра, Неон, Беломор - все сообщения и ссылки трутся

   
  
    
 [ Сообщений: 194 ]  Стрaница Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10




[ Time : 0.128s | 17 Queries | GZIP : Off ]