В декабре российская несистемная оппозиция вызвалась помочь администрации США с составлением «кремлевского списка»: на форуме в Литве был представлен «список Путина», куда вошли порядка 200 имен, включая довольно неожиданные — например, Герман Греф, Алексей Кудрин или технологический инвестор Юрий Мильнер.СМИ не называли ни одного чиновника или бизнесмена, про которого было бы известно, что он войдет в «кремлевский список». Но в январе четверо сенаторов-республиканцев попросили Минфин США и Госдепартамент при составлении «кремлевского доклада» обратить внимание на генпрокурора России Юрия Чайку и миллиардера Алишера Усманова.«Самый интересный вопрос — будут ли в докладе оценки финансового состояния Путина», — рассуждает О'Тул.
«Сомневаюсь, что Владимир Путин будет в списке — высшее политическое руководство России все еще нужно Западу для участия в решении глобальных вопросов, таких как терроризм, Северная Корея или Сирия», — возражает Иногамбаев.
В любом случае доклад не представляет непосредственных санкционных рисков для российских политиков — анализа потенциального эффекта от санкций в отношении политических фигур в нем быть не должно (в отличие от «олигархов», полугосударственных структур и госпредприятий, для которых такой анализ предусматривается).
Чем различаются «олигархи»?Некоторые имена звучали скорее как контрпримеры — «олигархи», включение которых в список было бы сложно оправдать.
Основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов «не часто рассматривается как близкий к Владимиру Путину», отметила Financial Times в этом месяце.
Сам Мордашов, который, по версии Bloomberg, является самым богатым российским бизнесменом ($21,3 млрд по состоянию на 26 января), заявил в интервью Bloomberg TV на Давосском форуме, что его предприятия не получают никакого финансирования или привилегий от государства, а к публикации «кремлевского списка» он лично никак не готовится.
Впрочем, риски для Мордашова увеличились после того, как в пятницу Минфин США внес контролируемую им компанию «Силовые машины» в санкционный список за участие в поставке турбин Siemens в Крым.Есть разница между «типом Романа Абрамовича или Михаила Фридмана» — людьми, которые были в бизнесе еще до того, как Путин пришел к власти, и теми, кто «обязан Путину всем своим состоянием и карьерами», говорит О’Тул. И есть бизнесмены условно «посередине», типа Олега Дерипаски, добавляет эксперт.
Золотодобывающая компания «Полюс», на этой неделе разместившая евробонды на $500 млн, предупредила инвесторов в проспекте бумаг, что «лица, аффилированные с компанией, или их члены семьи могут быть включены в список в рамках статьи 241 закона CAATSA» («кремлевский доклад». — РБК).
Группу «Полюс» контролирует сын Сулеймана Керимова Саид.
Что грозит фигурантам «кремлевского списка»?Хотя включение в этот список не влечет автоматически каких-либо санкций, его фигуранты, вероятно, станут «токсичны» для иностранных (а возможно, и части российских) партнеров, контрагентов и инвесторов. «
Включение в список будет означать повышенный риск введения санкций, что резко повышает угрозу и для всех взаимодействующих с участниками списка», — говорит Панич из Herbert Smith Freehills.
Если доклад будет опубликован (официально или неофициально), регуляторы и СМИ станут уделять его фигурантам повышенное внимание, потенциальные инвесторы, деловые партнеры и банки будут опасаться иметь какие-либо отношения с такими персонами, считает консалтинговая фирма Macro Advisory.
«
Конгресс США сможет использовать эти списки как основу для будущих законодательных инициатив против России и администрации Путина», — добавляет Macro Advisory.
Так, в середине января сенаторы Марко Рубио и Крис Ван Холлен уже представили законопроект, который предлагает блокировать активы любых лиц из «кремлевского списка», если Национальная разведка установит, что Россия вмешивалась в американские выборы.
«Западные банки и финансовые учреждения, а также компании, которые приняли строгие политики санкционного комплаенса, неизбежно будут учитывать информацию, содержащуюся в официальном отчете правительства США», — уверен Алан Карташкин.
Каждая организация самостоятельно примет решение о том, как она будет использовать данную информацию.
«Большое значение будет также иметь содержание отчета в отношении конкретного лица, особенно предусмотренная законом информация о происхождении средств и об участии в коррупции. Вероятно, что многие западные компании будут применять к таким лицам повышенные требования в рамках прохождения процедур идентификации клиента», — добавляет Карташкин.
Закон CAATSA подразумевает, что в отношении «олигархов», а также российских государственных и «полугосударственных» структур, которые попадут в «кремлевский доклад», потенциально могут быть введены вторичные санкции — ограничения, которые применяются к гражданам, компаниям и организациям из любой страны, если они ведут бизнес с лицами из «кремлевского списка».
Именно угроза вторичных санкций будет являться основным сдерживающим фактором для того, чтобы банки и компании сторонились российских «олигархов».В то же время моментом, который может несколько успокоить российские бизнес-элиты, является то, что на «олигархов» пока распространяется только риск вторичных санкций, но не угроза прямых блокирующих санкций (
заморозки активов).
Хотя не исключено, что конгресс США может занять более агрессивную позицию и предусмотреть возможность распространения блокирующих санкций в отношении фигурантов отчета (как это предусматривается законопроектом Рубио и Ван Холлена).
В условиях, когда не известны ни имена, ни количество «олигархов» в списке, прогнозировать, как это может повлиять в целом на российскую экономику, практически невозможно.
Macro Advisory предупреждает, что на фоне «токсичных» списков иностранные инвестиции в экономику могут замедлиться.
Потенциальные санкции могут увеличить волатильность курса рубля, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Как США вводили санкции в отношении РоссииСША начали вводить антироссийские санкции в марте 2014 года из-за конфликта на Украине.
В первоначальный список попали, например, помощник президента Владислав Сурков, советник президента Сергей Глазьев,
председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко,
вице-премьер Дмитрий Рогозин
и другие.
Всего президент США Барак Обама подписал четыре санкционных указа, связанных с Украиной и Крымом.
Персональные санкцииПомимо блокировки банковских счетов и собственности, санкции в отношении физических лиц накладывают запрет на въезд в США.
Сам список неоднократно расширялся, в настоящий момент в нем находятся более 160 человек (в основном граждане России и Украины — госслужащие, крупные бизнесмены, а также руководство самопровозглашенных ЛНР и ДНР).
Санкции в отношении компанийДля юридических лиц этот вид санкций блокирует активы компаний, а также запрещает американским компаниям поддерживать деловые связи с лицами и организациями, попадающими под действие санкций. В первую очередь это затронуло компании, связанные с Геннадием Тимченко и братьями Ротенберг.
Первая российская компания, в отношении которой были введены санкции, — банк «Россия».
Кроме того, американским лицам запрещен ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион.
В списке также оказались байкерский клуб «Ночные волки»,
Донбасская народная милиция,
партия «Новороссия» и другие подобные организации.
В настоящий момент под санкциями с блокировкой активов находятся 129 юридических лиц и объединений.
Секторальные санкцииЭти санкции, ставшие первыми в своем роде, не подразумевают блокировку активов, но накладывает запрет для американских граждан и компаний на долгосрочное и среднесрочное финансирование компаний, внесенных в список.
Также запрещено поставлять в Россию оборудование для разведки и добычи трудноизвлекаемой нефти.
Под эти виды ограничений попали ведущие нефтегазовые компании и госбанки (Сбербанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ВТБ, «Роснефть», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть»).
Всего под действием секторальных санкций в настоящий момент находится 278 компаний.
Новые санкции при ТрампеПри президенте Дональде Трампе санкции против России вышли на новый уровень: летом 2017 года конгресс США принял закон CAATSA, который кодифицировал существующие санкции и установил несколько новых санкционных режимов (включая несколько режимов т.н. вторичных санкций, по которым США могут наказывать компании и людей по всему миру).
В частности, с 29 января США могут начать вводить санкции против компаний и граждан по всему миру за «существенные» сделки с предприятиями российского оборонного сектора.
С этого дня также вступают в силу ограничения на участие американцев в зарубежных проектах крупнейших российских нефтяных компаний.
Автор: Иван Ткачёв.
При участии: Марина Божко, Филипп Алексенко, Галина Казакулова.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/2 ... d1f43