Васечкин писал(а):
Ни одно государство таким вандализмом не занималось как у нас
Российская Империя. Век XIX
Цитата:
Храмы, построенные в XVII-XVIII веках, постепенно ветшали и требовали ремонта, а отремонтировать их порой не было возможности ни у причта, ни местных крестьян. В таком состоянии они полностью зависели от местных помещиков и от их щедрости и любви к Церкви. Но, подчас землевладельцы не обращали внимания на то, как церкви постепенно приходят в упадок. Примером такого отношения служит приход Покровской церкви села Чиркино. В XIX веке к этой церкви было приписано три храма: Архистратига Михаила села Лобково в 1803 году, Апостола Иоанна Богослова села Коледино в 1831 году и Воскресенская церковь сельца Жары, последняя в 1834 году сгорела. Первые же две разрушились сами собой.
Ведомости о церкви за 1849 год среди приписных указывают только храм в селе Коледино, вероятно церковь села Лобкова к тому времени уже была разобрана. В описании храм представлен в следующем виде: «Зданием каменная, ветхая, а именно, в алтаре и трапезе все железные связи разорвались и имеются большие седины, крыша ветхая, во время дождя течет. Упразднена в 1831 году. Антиминс представлен в Чудовскую ризницу. После приписки утварь и колокола перенесены в Чиркинскую церковь» . Из этого описании видно, что церковь, не смотря на то, что была каменной, представляла собой ветхое состояние, средств на ремонт не было, и храм постепенно разрушился. В конце XIX века он уже не упоминался. Здесь следует заметить, что, не смотря на то, что церковь разрушалась, церковная земля принадлежала причту, который, как правило, сдавал ее в аренду местным крестьянам или помещикам.
Безусловно, закрытие и разрушение церквей отрицательно сказывалась на отношении крестьян к духовенству. Священников, часто небезосновательно обвиняли в корыстолюбии, желании увеличить свои доходы за счет увеличения прихода. Примером служит попытка приписать бедную Сергиевскую церковь села Проскурниково Серпуховского уезда в 1818 году. Священник соседней Казанской церкви села Богородское- Кишкино Кондратий Алексеев обратился к Преосвященнейшему Серафиму, митрополиту Московскому и Коломенскому со следующим прошением: «При означенной Казанской церкви приходу находится только 65 дворов, земля, хоть и узаконенное количество, но оныя, по местоположению и грунту к плодородию не угодна, а посему имею весьма недостаточное содержание. Но как раз расстоянием в двух верстах с половиною от Казанской церкви нашей в селе Проскурниково … по ветхости своей к священнослужению не способна, ибо кровля и стены поросли мохом и во многих местах повредились от гнилости, от чего во время дождя бывают течи. Пол зыблется при хождении и Св. Престол колеблется, окна перекосились, колокольня до половины снесена ветром, утварь бедная, священника с сентября 1818 г. при оной не имеется, а в приходе села Проскурниково вместе с деревнями Леньково и Привалово находятся 55 дворов; в нашем же Богородском вышеозначенная Казанская церковь каменная, хорошей архитектуры и внутри отличного благолепия….Посему Всепокорнейшее прошу означенную села Проскурниково, с деревнями Леньково и Привалово повелеть приписать в приход оной Казанской церкви и о сем учинить милостивейшее архипастырское решение». Со священником согласился местный благочинный. Он также написал письмо, которое слово в слово повторяло письмо священника Кондратия. Вскоре о желании Кишкинского священника приписать Проскурниковскую церковь стало известно крестьянам Сергиевского прихода, которые в свою очередь не желали расставаться со своим храмом. Они также обратились с прошением к митрополиту Серафиму, в котором, в частности было сказано: « Означенной Сергиевской церкви состоит деревянного здания в твердости …(но), на которую желательно нам вместо деревянной покрыть вновь железом крышу для лучшей прочности. Паперть при оной поправить, а на колокольне вместо сорвавшегося во время бури купола сделать новый своим иждивением не касаясь свечной церковной суммы». Кроме того, крестьяне подписались «помогать священнику с причтом сверх указной пропорции церковной земли по сто рублей каждый год». Благочинный передал просьбу крестьян в Московскую Духовную консисторию. Рассмотрев дело, и ссылаясь на то, что крестьяне желают отремонтировать храм, а также готовы выплачивать ругу причту в количестве ста рублей в консистории священнику Кишкинской церкви отказали. Таким образом, в приходе Сергиевской церкви водворился мир и спокойствие. Крестьяне отремонтировали храм, и приход зажил нормальной жизнью. Второй раз попытку приписать Сергиевский приход предприняла помещица села Марьинское Екатерина Ильина в 1864 году. Но ей также было отказано. Но подобные случаи были довольно редкими, в основном все вопросы о приписке решались келейно, и прихожан никто не спрашивал. Все это служило благодатной почвой для усиления старообрядческого раскола. Народ видел как храмы, в которых молились их деды и прадеды переводились в разряд приписных и постепенно разрушались от недостаточного внимания. Большим неудобством для народа было добираться в приходской храм для совершения крестин, венчаний или отпеваний. Храм часто находился в нескольких верстах от родной деревни, а новорожденные и покойники не выбирают благоприятной погоды. Все это явилось одной из причины упадка православной веры на селе.
чота РПЦ спокойно смотрела, как церкви рушились хех