Регистрация: 24.09.2014 Сообщения: 30201 Благодарил (а):
94 раз.
Поблагодарили:
628 раз.
|
Дождались! Российский мотор поднимает в небо сразу два самолётаКажется, не все осознали реальное значение главного события недели – первого полёта «Суперджета» с новым российским двигателем «ПД-8». Какой ещё самолёт очень ждёт этот мотор, и как обстоят дела с другими разработками? Об этом, а также о создании важной установки для производства микроэлектроники и новых героях недели расскажем в этом выпуске после краткой сводки новостей.Свадьба!
17 марта 2025 года в Комсомольске-на Амуре состоялся первый испытательный полёт пассажирского самолёта «Суперджет-100» с новейшими российскими двигателями «ПД-8». Борт находился в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 м, подтвердив все характеристики. Ранее данный двигатель поднимался в небо только в составе летающей лаборатории «Ил-76ЛЛ», таким образом 17 марта можно считать официальным днём свадьбы нового мотора и Суперджета, если выражаться на сленге авиастроителей.
Чтобы в полной мере проникнуться важностью момента, кратко вспомним непростую судьбу Суперджета, который стал первым гражданским крупносерийным самолётом, разработанным в России после развала СССР. Чтобы поскорее вывести его на международные рынки, было принято решение снабжать новинку двигателями «SaM146» французско-российского производства и другими иностранными комплектующими. Это позволило быстро получить все сертификаты и выйти на зарубежные рынки, но его там так и не приняли. Одна из причин – проблемы того самого двигателя, а конкретно, его горячей части, которая производилась французами. Оказалось, что она требует гораздо более частого капитального ремонта.
После 2014 года начались сложности с поставками импортных комплектующих, а в 2022 году европейцы и вовсе приостановили действие сертификата. Но ещё в 2019 году началась разработка обновлённого самолёта, в котором необходимо было заместить около 40 систем и компонентов: авионику, гидравлику, системы управления полётом, электроснабжения, кондиционирования, противопожарной защиты, навигационную и другие. Фактически, речь шла о создании нового изделия, ведь в авиастроении замена даже одного агрегата часто тянет за собой необходимость полного перепроектирования, новых испытаний и длительной сертификации. Вот почему сегодня в мире нет ни одной страны, которая производит подобные самолёты полностью своими силами. Даже в советское время мы опирались на широкую сеть кооперации, включающую не только союзные республики, но и иностранные государства. Однако теперь потребовалось пересобрать Суперджет и самое главное – создать для него новый двигатель, что под силу только пяти странам мира, включая нашу. И вот, что из этого следует.
Ускорились
Иногда приходится слышать, что ПД-8 создают очень долго, но это абсурдное заявление, ведь стартовали работы только в 2020 году и, как нетрудно посчитать, до первого полёта прошло всего 5 лет, что рекордно быстро по мировым меркам. И это при том, что не всё шло гладко, и двигатель пришлось дорабатывать, буквально, на ходу. Высокая скорость объясняется в том числе тем, что в новом моторе применялись технологии и подходы от старшего брата «ПД-14». Тем не менее, результат всё равно замечательный, особенно, принимая во внимание тот факт, что нашими предприятиями параллельно реализуются и другие сложные проекты.
Испытания «ПД-8» приближают начало массового выпуска обновлённых Суперджетов, но вот то, о чём многие забывают в этой истории, – двигатель даст вторую жизнь ещё одному самолёту – «Бе-200».
Вторая жизнь
Наш «Бе-200» – единственный в мире реактивный самолёт-амфибия. Всего за 15 секунд он способен взять на борт 12 тонн воды. Его сухопутным аналогам во время тушения, например, лесных пожаров, приходится каждый раз возвращаться на аэродром для пополнения баков, в то время как амфибия способна выполнить примерно в десять раз больше циклов «забор-сброс» за то же время, набирая воду из рек, озёр или морей. Каждое лето «Бе-200» помогают бороться с пожарами по всей стране, а нередко и за границей. Когда в прошлом году в Калифорнии разыгрался огненный апокалипсис, мы припомнили американцам, что ранее по политическим причинам те отказались от контракта на закупку 10 наших самолётов. В США нет своих аналогов, и для тушения они используют десяток устаревших канадских турбовинтовых «Canadair CL-415» с двое меньшей грузоподъёмностью. В данный момент мы продолжаем выпуск новых «Бе-200» на Таганрогском заводе и выполняем заказ для Алжира. Давно пора пополнить и наш собственный авиапарк, но это было сложно по причине отсутствия двигателей.
Дело в том, что «Бе-200» проектировался под моторы семейства «Д-436», разработанные украинской компанией «Ивченко-Прогресс» и выпускавшиеся на предприятии «Мотор-Сич». Хотя российские заводы, в частности, Уфимское моторостроительное производственное объединение, также участвовали в кооперации, заметная часть комплектующих, в том числе, газогенератор, выпускались у соседей. После разрыва связей мы попали в непростую ситуацию, но спасал резерв двигателей и запчастей, который, впрочем, не бесконечен. К счастью, на этой неделе в воздух поднялся «ПД-8», и устанавливать его будут не только на «Суперджеты», но и на «Бе-200», что, несомненно, вдохнёт в проект вторую жизнь. Вот почему нам так важно было создать этот новый двигатель и, желательно, как можно скорее.
Но что же будет дальше?
Ещё два опытных двигателя «ПД-8» будут переданы для проведения лётных испытаний в ближайшие дни. Получение сертификата типа ожидается этой осенью, а серийный выпуск обновлённых «Суперджетов» – в следующем году. В производственном центре в Комсомольске-на-Амуре уже находится в разной степени готовности первые 22 серийные машины, так что верим в скорый перезапуск проекта.
Также не забываем и про другие ожидаемые события. Уже проходит испытания наземных систем и готовится к испытательным полётам первый опытный образец самолёта «МС-21» с отечественным двигателем и другими системами. «Ил-114-300» продолжает сертификационные полёты, выполнив уже более 20% программы. Продолжается работа по расширению мощностей производства самолётов «Ту-214». Так что знаковых событий впереди ещё очень много, и мы продолжим рассказывать вам о них на нашем канале.
Кстати, пока мы готовили этот выпуск, стало известно о втором полёте «Суперджета» с «ПД-8», в ходе которого он провёл в воздухе 2 часа 4 минуты, поднявшись в два с половиной раза выше. Во время испытаний осуществлены выключение и запуск двигателей в воздухе, что является одним из важных этапов. Желаем всем участникам процесса успеха и новых достижений!
Далее – о других технологиях.https://www.xn----ctbbicca6c3a ... D0%B0
|
|